Brothers in Arms: Road to Hill 30. Олицетворение Второй Мировой войны

Brothers in Arms: Road to Hill 30. Олицетворение Второй Мировой войны

Моё знакомство в Brothers in Arms было весьма… странным. То был 2007 год, я тогда страшно фанател по играм, посвященным Второй Мировой войне; Call of Duty 2 была пройдена несколько десяток раз на разных уровнях сложности, “В тылу врага 2” и вовсе не слетала с моего винта до победного конца. Тогда то я и обратил внимания на “Road to Hill 30”, тем более, что друг мой расхваливал её, называл чуть ли не шедевром и с удовольствием посвящал меня в курс дела и пояснял за персонажей. Естественно, я заинтересовался, после чего немедленно выпросил у друга вожделенный диск, и побежал его устанавливать.

“Ну и что это за хрень?!”, подумал я, ожидая увидеть шутер наподобие "CoD 2", такой же динамичный, атмосферный, а главное - увлекательный. Но вместо этого мне подсунули элементы стратегии и реализма, каждая перестрелка усложнялась вечно качающимся прицелом и чересчур меткими врагами; а ещё не было аптечек. Тогда я и знать не знал про такое понятие, как реализм, и отнесся к игре чересчур строго; решил, что мне подсунули какой-то малобюджетный треш. На следующий день после установки я отдал диск со словами: “Нет, спасибо, я не голодный”, но друг тут же уверил меня, что я не был не прав и начал всё объяснять. И только после этого я решил дать игре второй шанс. И меня уже невозможно было оторвать.

Помнится, я проходил BiA где-то месяц. Хоть игра и короткая, каждая миссия давалась мне с трудом. И всё же я не сдавался; с терпением отнесся к премудростям местного геймплея и дошел до конца. Потом уже мне достался диск с продолжением “Earned in Blood”, а через пару лет и пиратка “Hell’s Highway”; но ни тот ни другой меня не впечатлили так сильно, как “Road to Hill 30”. Она, как первая любовь - особенная, незабываемая.

Эти диски до сих пор у меня. Храню, как память.
Эти диски до сих пор у меня. Храню, как память.

Я не играл в неё где-то лет 10 лет, и, готовясь к конкурсу, решил вспомнить былые чувства. В глубине души я боялся, что впечатления уже будут не те, и что вместо дифирамб из меня польются ругательства; но всё обошлось. Что тогда, что сейчас “Road to Hill 30” воспринимается, как экскурсия по грамотно воссозданным полям Второй Мировой, как красиво поставленный спектакль, цель которого передать все ужасы этой масштабной кровопролитной войны.

А ещё он прекрасно запускается на современных машинах.

"Что делает обычного парня идеальным солдатом: его сердце или его разум?"

"Brothers in Arms: Road to Hill 30" вышла в свет в марте (для разных платформ - разные даты) 2005 года из под пера Gearbox во главе с Рэнди Питчфордом. То было начало 00-х, и каждая маломальская контора мечтала отметиться игрой о “Второй Мировой войне”. Желая оказаться на пьедестале с такими гигантами, как “Activision” и “EA”, “Ubisoft” согласилась спонсировать игру и выступила издателем. В отличие от аркадных “CoD” и “Medal of Honor”, Gearbox решила пойти по пути реализма и превратить игру в этакий виртуальный музей. Пока одна часть команды пыталась освоить "Unreal Engine 2.5", другая отправились в библиотеку и начала копаться в архивах. За основу были взяты документы, карты, фотографий, словом всё, что позволило бы разработчикам воссоздать в игре реальные локаций и ситуаций.

Детали разработки умалчиваются, но известно, что для воссоздания достоверных тактических условий привлекались настоящий командиры Армии США.

Интересно, что вслед за "Road to Hill 30" в 2005 году вышло продолжение/аддон "Earned in Blood", что позволяет предположить, будто их разрабатывали, как единый цельный продукт, который из-за коммерческих проволочек был разделен на два части. Может да, может нет, но факт в том, что отличий между этими двумя играми практически ничтожны; хотя они и есть.

В моем кругу об игре говорили мало. Пару раз я натыкался на рекламу и обзоры в журналах “Игромания” и “РС игры”, но среди знакомых не было никого (кроме вышеупомянутого друга), кто хоть как-то прикасался в игре. Помнится, даже наш районный магазин был завален дисками от “Буки”, хотя другие игры, кажется, прекрасно продавались, будь то "NFS" или "Battlefield". С одной стороны, обидно - годный продукт, обделенный вниманием, а в наше время так вообще практически забытый; с другой - этой бы статьи тут не было.

“Я не хотел быть командиром…”

Сюжет "Road to Hill 30" можно буквально уместить в два предложения: главный герой - сержант Мэтт Бейкер, командир 3-его взвода 101 воздушно-десантной дивизии, вместе со своим отрядом высаживает в глубинке Нормандии аккурат перед знаменитым “Днем Д”. Его цель - захватить город Карентан, попутно освободив несколько французских деревень, а в конце принять участие в знаменитом сражении на “Высоте 30”. Вот, собственно, и всё.

Так выглядят первые минуты игры. Всё остальное - флэшбеки Бейкера, предпосылки к решающей битве на "Высоте 30"
Так выглядят первые минуты игры. Всё остальное - флэшбеки Бейкера, предпосылки к решающей битве на "Высоте 30"

Естественно, многие игры на тему Второй мировой вряд ли похвастаются каким-то живописным сюжетом, а где-то его может вообще не быть ("CoD 2" - на мой взгляд это просто нарезка уровней). Но у BiA свой особенный путь.

Прелесть в том, что любую из миссий (коих 18) можно воспринимать, как обособленную мини-историю. Вот, в первой “главе” Бейкер кое-как приходит в себя после тяжелой посадки, а потом, вооруженный пистолетом, пытается найти своих товарищей, пробираясь через многочисленные посты нацистов. В следующем рассказе он уже с сформированным отрядом уничтожает вышки на поле, чтобы самолеты союзников смогли приземлиться. А вот в другой, например, Мэтт встречает школьного товарища, ставшего командиром танка, и вместе с ним пытается освободить городок Вьервиль. У каждого из такого отрезка есть введение (монолог героя), есть кульминация, и есть развязка - обращение какого-нибудь солдата к герою, которая по идее подводит итог происходящему. Сборник рассказов, как он есть.

Товарищи, всегда готовые к бою
Товарищи, всегда готовые к бою

Но объединяет их, как ни странно, не сквозной сюжет и не сама война, а персонажи. Сценаристы игры поставили перед собой грандиозную задачу показать человека на этой войне. Бейкер и его товарищи ещё вчера сидели в учебке и слышали о войне только по радио, а сегодня командование бросает их в самое пекло, где смерть - не что-то далекое и эфемерное, а обыденность.

Хуже всего приходится главному герою. В самом начале игры он говорит: “Я не хотел быть командиром”, и эта фраза, как кинжал, бьет в самое сердце. Мы, как игроки, применяем на себя не роль обычного солдата, а командира отряда, человека, чьи решения могут стоить жизни других. Это не просто ответственность, это чуть ли не кара, ведь не просто управлять людьми, зная, что их могут убить в любой момент. Будет ли это твоя вина или рок - не важно. Это случится, и самое страшное - это пережить. Бейкер привязывается к своим солдатам, изучает их привычки, их манеры, он относится к ним, как к членам семьи, и посему каждая потеря отнимает у него часть души. BiA не строит никаких воздушных замков, не пытается выглядеть высокобюджетной драмой с хэппи-эндом и пафосом, нет, он уже в первой миссии говорит - дойдут не все.

Отряд Бейкера в полном составе перед выполнением очередного задания
Отряд Бейкера в полном составе перед выполнением очередного задания

Другое дело: сможет ли игрок проецировать на себе чувства Бейкера? На мой взгляд, тут субъективно. Я пойму людей, которые скажут, что никак не могут на себе прочувствовать всю драму. Сценаристам то ли не хватило бюджета, то ли времени, но персонажи кое-как раскрываются в начале или в конце миссии, но не более. И то раскрытие - это по сути их диалоги, впечатления. И всё. Никто не сходит с ума, никто не ловит психоз, никто не начинает бегать по полю с ножом, весь в крови и с горящими глазами, как, например, в фильме “Взвод”. Нет. Я даже пойму тех, кто не запомнит всех имен (а их много).

Но я лично человек впечатлительный, и поэтому вместе с Бейкером переживал смерть каждого из его товарищей. Да, их характеры оставались для меня поверхностными, но они всегда были со мной, всегда прикрывали меня, были моей опорой. Повторюсь: ещё вчера они были обычными работягами, а сегодня им предстоит пройти через Ад. Но даже в Аду они не перестают вспоминать о доме, о своих интересах, мечтать о будущем. И поэтому, когда их мечты обрывает очередная пуля, вместе с героем я чувствую тоскливую пустоту.

Одна из первых трогательных моментов в игре
Одна из первых трогательных моментов в игре

Вместе с персонажами в игре пробирает и реализм происходящего. Чтобы вы понимали: разработчики провели не один десяток часов за изучением архивных документов - команда Питчфорда, кажется, сделала всё, чтобы превратить игру в своеобразный музей, чтобы любая, даже самая мелкая деталь имела за собой реальную основу. Если не верите, то можете заглянуть в раздел “Архивы”, которые открываются в течении всей игры - там и фотографии, и карты, и документы, словом, все материалы, которые сопоставляются с происходящим в игре. Чувство, что ты провел на уровне, который чуть ли не детально был воссоздан с фотографий реальных мест, неописуемо.

"У каждого солдата есть две семьи: те, кого ведешь по жизни, и те, кого ведешь сквозь ад.”

Принять геймплей "Road to Hill 30" непросто, особенно, если вы зашли игру чисто за атмосферой или просто поиграть в “шутер на вечерок”. На первый взгляд кажется, что перед нами хрестоматийный FPS - вот оружие, вот враги - действуй. Но если не принять во внимание попытку разработчиков в реализм, то оценить всю хардкорность и погружение в игру будет означать борьбу с собственными принципами. Стоит ли оно того?

Засесть за ящиком и постреливать в стиле морпеха из Doom’а не получится. Оружие в руках героя качается так, что обо всяких “хэдшотах” придется забыть. Поэтому, приходится выжидать удобный момент, чтобы добраться до другого укрытия, и уже там попытаться убить противника. В этом плане я больше полагался на винтовки - они плюс-минус точны, но требуют точечной координации. А автоматы, типа “MP-40” или “Томпсона” годятся разве что для ближних боев - уж больно у них бешеная отдача.

Пример перестрелок в игре

Другой неприятный момент - отсутствие аптечек. Можно списать на условность, но я думаю тут сыграли сжатые сроки разработки - всё-таки, медики в отряде появятся только в продолжении. А здесь каждый уровень проходится от и до. Да, чекпоинты есть, пусть и не всегда хорошо расставленные, но если к тому моменту у вас останется примерно 30 процентов здоровья, перезагрузка не поможет - так и будете мучиться до конца. То же самое относится и к солдатам в вашем отряде - жизни у них немного, и они сами по себе не восполнятся.

Положение может спасти уровень сложности. На “легком” или “среднем” после определенного количества смертей игра, так сказать, даст поблажку - разрешит восстановить вам и вашим товарищам здоровье, но напомнит, что в реальной жизни такого чуда бы не случилось.

Что же остается? Всю игру так бегать по укрытиям и отстреливать солдат, каждый раз поглядывая на счётчик здоровья? Да что же за игра такая? Но нет. “Road to Hill 30” не просто FPS, а тактический FPS. Залог успеха не ваша возможность вынести врага с одной пули, но грамотная расстановка сил.

Бейкер отдал приказ: "Огонь на подавление"

Если расписывать привычную в игре тактику боя, то получится следующее: пока ваш отряд поддержки постреливают в укрытие, за которым прячутся враги, вы - и ваши “штурмовики”- обходите их с фланга и красиво расстреливаете (или закидываете гранатами). Звучит вполне себе, однако сложность боёв здесь растет в геометрической прогрессии. Локации становятся более завихренными, а сами враги могут засесть на разных позициях и постреливать в вас со всех сторон. Так что здесь отдать приказ просто так не получится - ваших солдат легко убьют, а вы останетесь в гордом одиночестве. Что делать? Продумывать бой, “прощупывать” территорию, оценивать шансы на победу.

В этом вам поможет “тактический режим”, где игра щедро распишет вам, кто где сидит, и куда лучше пойти дальше. Стратегия от первого лица, как она есть.

"Тактический режим". Не слишком удобно, зато - практично!

Тем не менее, играть в “Road to Hill 30” всё равно сложно. Как я уже сказал, врагов становится больше, локаций усложняются за счёт количества окопов и прочих мест, откуда в вас могут постреливать из пулемета, а задач не убавляется. Где-то от вас требуется просто пройти от точки А к Б, а где-то заставят уничтожить n-ое количество танков, что сделать ой как не просто, а где-то просто сдержать контрнаступление противника. Ситуация упрощается, если миссия происходит на открытом пространстве, где есть возможности для маневра; но в узких помещениях игра не щадит никого; и там вам поможет не столько тактические приёмы, сколько умение запоминать, кто где сидит.

Если меня спросят, какая миссия в игре самая тяжелая, я, без сомнения, назову последнюю. По сюжету Бейкеру необходимо в одиночку (!) дойти до подкрепления, минуя танковые подразделения нацистов. Пройти это с первого раза можно лишь будучи везунчиком или грамотным стратегом. Впрочем, и тактика поможет не всегда. Есть, например, миссия, где нужно оборонять церковь с помощью снайперской винтовки. Там ваши солдаты абсолютно бесполезны, а вы легко можете слечь от какого-нибудь меткого нациста.

Самый запоминающийся уровень
Самый запоминающийся уровень

Что касается управления, то тут всё непросто. На ЛКМ мы стреляем, а на ПКМ указываем нашим солдатам куда идти или кого бить. На кнопку Z мы им приказываем или держаться рядом, или оставаться на позиции, а на Shift - переключаемся между отрядами. Звучит несложно, но в пылу боя очень легко запутаться в кнопках, а там и провалить миссию.

“Когда ты под обстрелом, на уме у тебя только одно: выжить”

Тут ещё можно рассказать про атмосферу, но на мой взгляд я сказал о ней практически всё. “Road to Hill 30” - это война в чистом виде, без прикрас и пафоса. Здесь нет ничего лишнего, нет какого-то эпического саундтрека на заднем плане во время очередного кровопролитного боя. Нет ничего, кроме оружейных выстрелов, криков ваших товарищей, возгласов фрицев и свиста пуль над головой. Оттого и пугает контраст с локациями. Большую часть игры мы проведем в лесах, холмах и полях, таких ярких и пышных, что хочется провести в них отпуск. Но насладиться красотой не получается, когда вокруг тебя витает смерть, а с неба на тебя смотрят тяжелые, как грехи человечества, тучи.

Лимбо? Нет, всего лишь туман...
Лимбо? Нет, всего лишь туман...

Впрочем, насчёт саундтрека я соврал: в главных меню и титрах играет грустная, душевная, полная эмоций мелодия, предвещающая ужас, боль и смерть, что ждут игрока на пути к заветной “Высоте 30”.

***

Для себя я понял вот что: если душа потребует экшена и мясорубки, я включу "Call of Duty" или даже "Wolfenstein". Но если мне захочется погрузиться с головой в премудрости тактики, просидеть не один десяток час за изучением локаций и расположения противников, прочувствовать на себе тяготы главного героя и посмотреть на щепетильно воссозданный спектакль Второй Мировой, я включу "Brothers in Arms: Road to Hill 30".

Текст написан для конкурса "Скрытые сокровища"

5454
23 комментария

помню как два солдата начали спор кто сильнее супермен или бэтмен, я аж удивился

6
Ответить

Лучшая игра про вв2 с точки зрения показа войны. Каждый персонаж интересен, не тупой болванчик, а со своими характерами. Очень интересно за ними следить

6
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Да, трилогия хороша для своего времени. Особенно в сочетании с просмотром "Band of Brothers".

3
Ответить

Мне игра больше напомнила "Спасти рядового Райана", моментами прям один в один

Ответить

Вот это поворот. А что, волшебники тоже тогда воевали?

2
Ответить