Stories Untold / Observation - уникальные игры, о которых почему-то никто не говорит
Самые настоящие hidden gem’ы, совершенно несправедливо прошедшие мимо многих игроков.
Очень сложно начать этот текст, отринув все эмоции, по поводу этих игр. Потому что мне действительно глубоко обидно за них. В инфополе они нигде не появляются. В Стиме у них не так много отзывов. О них попросту мало кто знает. И этим текстом хочется как-то исправить эту вселенскую (по моему мнению) несправедливость.
No Code
Что Stories Untold, что Observation — это творения шотландской студии No Code. И это имя, скорее всего, вам ни о чем не говорит. Максимум, пара человек может вспомнить прошлогоднюю презентацию Konami, где они анонсировали Silent Hill: Townfall, которую как раз таки разрабатывают No Code.
И как по мне, это идеальный выбор разработчиков для одной из вариаций Silent Hill.
Почему? А вы посмотрите на их предыдущие две игры.
Stories Untold
Сейчас будет очень страшная фраза, которая может отпугнуть неподготовленных.
Текстовая игра
И нет, это не как Disco Elysium, где надо читать много текста. Это как те самые олдскульные игры, где вам самим нужно печатать текст действий, которые будет делать герой. И я никогда не подумал бы, что это можно сделать настолько захватывающе, как это получилось в Stories Untold.
Но ладно, я немного лукавлю. Она не целиком построена на этой механике. Игра поделена на 4 акта. Те самые Stories, которые я всегда воспринимал как серии в сериале-альманахе. Все они в лучшем виде стилизованы под 80-е годы в Америке и временами отдают духом «Очень странных дел». Вот вам игровое интро, чтобы не быть голословным.
Геймплей в каждом акте будет кардинально меняться. Рассказывать подробности = испортить удовольствие от игры. Но поверьте, разработчики найдут, чем вас удивить. Они очень умело вовлекают вас в игровой процесс, совершенно новый и незнакомый. Я совсем не преувеличу, если скажу, что он уникальный. Ничего такого я в других играх не встречал. Поначалу может быть сложно и непонятно, за ручку никто не водит. Но в этом и соль. Нет чувства лучше, когда до тебя доходит, как, что и в какой последовательности от тебя требуется. Собственно, как в тех древних олдскульных играх.
Но не геймплеем единым игра подкупает.
Атмосфера тут ну хоть ножом режь, прям концентрированные 80-е. Синтетический саундтрек. Старая громоздкая техника. Да даже камера временами стилизована так, как будто вы сами все снимаете через объектив. В общем, бывает очень лампово. Но не ведитесь на это. Потому что вас тут вообще-то хотят напугать.
Это не хоррор, нет. Это хорошо сбитый и напряженный триллер, который временами сможет заставить вас поерзать на стуле. Особенно, если играть ночью, в наушниках, сидя за столом и печатая текст. Поверьте мне, эти эмоции того стоят, если вы все таки решитесь попробовать.
Конечно, игра не настолько идеальна, как мне бы хотелось ее представить.
Никак нельзя игнорировать ее самый главный недостаток, который мог отпугнуть игроков. Отсутствие локализации. Да, игра от и до написана на английском языке. И печатать инпуты действий тоже придется на английском. Но здесь не требуется продвинутого знания языка. Игра достаточно лояльна и выражается относительно простым текстом и не требует от вас больших и сложных поэм, чтобы главный герой совершил действие. Поверьте мне, это звучит куда страшнее, чем есть на самом деле. Но и русификаторы от умельцев тоже имеются.
Сюжет здесь нормальный, даже хороший, пусть и не хватающий звезд с неба. Просто игра делает упор на уникальные геймплейные ситуации, нежели на повествование и это тоже стоит учитывать.
Я помню, как совершенно случайно купил Stories Untold на новый год 5 лет назад. Просто рандомно наткнулся в Стиме, увидел трейлер, который успешно мне игру продал. И за один вечер ее и прошел, потому что оторваться было совершенно невозможно. Это были великолепные 3 часа, которые я с радостью вспомнил, когда перепроходил игру пару месяцев назад. И она ни разу не изменилась и не стала хуже. Все такая же атмосферная и уникальная.
Это был настоящий скрытый бриллиант, который я смог откопать. И советую вам сделать то же самое. Эту игру вы точно не забудете.
Observation
Давайте попробую продать игру одним слоганом:
Геймплей за HAL 9000
И я не преувеличиваю (разве что чуть-чуть). Вы — SAM, бортовой ИИ космической станции Observation.
У вас может родиться закономерный вопрос: «А играть то в это как?»
На что я отвечу: «Очень увлекательно»
Так как вы бортовой ИИ и отвечаете за целую кучу систем, то и управлять ими будете именно вы. В вашем распоряжении огромная станция, с множеством отсеков и функций. У каждого отсека есть несколько камер, между которыми вы можете свободно перемещаться и взаимодействовать с элементами окружения: включать ноутбуки для чтения логов, разблокировать двери, тушить пожары, искать координаты для передачи данных и т. д.
Со временем вы станете более мобильными и сможете даже выйти в открытый космос. Это очень странное и немного пугающее ощущение. Но деваться то некуда, поставленные задачи нужно выполнять.
А в чем, собственно, задача?
Тут все как в хорошем sci-fi. В один момент станция с командой была на орбите Земли. А потом что-то произошло и вы оказались очень далеко оттуда. И весь командный состав, кроме доктора Эммы Фишер, куда-то пропал. Ваша задача — выяснить что произошло.
Сразу стоит отметить, что No Code явно сделала выводы после прошлой игры и очень много внимания уделила повествованию и сюжету. Чувствуется большой прописанный сценарий, который в равном количестве дает ответы и задает вопросы, оставляя простор для раздумий и интерпретаций.
Нельзя сказать, что это что-то совершенно новое в плане sci-fi историй. Очень сильно чувствуется источник вдохновения в виде «Космической одиссеи» Кубрика. Но авторы умело работают с интригой, постоянно подкидывая новые сюрпризы и ситуации. Плюсом к этому, на понимание мира и погружение работают те самые логи и записочки. Собирать их, конечно же, не обязательно, но они смогут некоторые вещи для вас прояснить.
Вообще, рука так и тянется назвать эту игру настоящим интерактивным кино, в отличие от творчества Дэвида Кейджа. Потому, что этому очень сильно способствует геймплей с помощью камер. При этом вы являетесь непосредственным участником процесса, а не молчаливым сторонним наблюдателем, и вполне себе можете «забить» на все свои дела и начать изучать личные дневники экипажа.
Здесь, как и в Stories Untold, тоже будет много интересных и разных механик, больше похожих на задачи на логику и запоминание. Возможно, вам даже потребуется записная книжка и ручка. И к Observation применим тот же самый тезис, что и к Stories Untold:
Вы вряд ли играли во что-то похожее.
Без огрехов тут не обошлось, к сожалению. Очень сильно в глаза бросаются лицевые анимации. По ним прямо-таки видно, что для создателей это было что-то новое, либо попросту не хватило бюджета. Поэтому они получились достаточно странными и топорными, сразу же вызывающими отталкивающее чувство «зловещей долины».
Я также могу принять и понять точку зрения о том, что геймплей к концу игры может начать надоедать и приедаться. Прохождение у вас займет 6 часов, если вы пойдете по сюжету (и 7 часов, если будете шариться по углам). Но меня держала история и желание все выяснить, во всем разобраться, разгадать тайну. Помогало и то, что персонажи здесь очень живые. Актерам озвучки огромный респект за проделанную работу, они моментально вовлекают тебя в происходящее действо.
Когда я впервые увидел трейлеры и скриншоты Observation, я был заинтригован. Потому что не понимал, как вообще в это играть. И также был удивлен и поражен смелостью разработчиков, которые решили построить геймплей на таких нетривиальных рельсах. Но у No Code все получилось. При этом они успешно замаскировали за геймплейной ширмой очень интересную историю, которую хочется обсуждать и к которой хочется вернуться в поисках упущенных ключей к разгадке.
Я понимаю, что не могу рекомендовать эту игру всем и каждому в силу ее своеобразного и непривычного геймплея. Да и история все таки может зайти не всем.
Но то, что Observation подарит вам новый уникальный опыт — это я гарантирую.
Я искренне верю в то, что No Code сейчас одни из самых интересных разработчиков в индустрии, которые готовы экспериментировать и совершенно не боятся этого. И, думаю, такой подход будет только на руку их новой игре во вселенной Silent Hill. Как по мне, франшиза заслуживает нетривиального подхода.
Не знаю, смогу ли я по итогу исправить ту самую «вселенскую несправедливость», о которой писал в самом начале. Но мне всегда очень хотелось рассказать об этих играх. И я надеюсь, что хотя бы немного, но заинтересовал вас.
Ведь «скрытые сокровища» для того и нужны, чтобы их кто-то находил и делился ими.
Статья написана для конкурса «Скрытые сокровища».
#якорь_скрытые_сокровища #nocode #storiesuntold #observation #yakor #якорь