BIONICLE - с чего все началось и почему закончилось?
Рассвет и закат одной из самых известных серий LEGO
Да, было время...
Я прекрасно помню, как году эдак в 2003 подставлял под настольную лампу пластмассовую фишку из Cheetos с маской одного из биониклов (Tahu, если быть точным), чтобы затем закрыть ее рукой и через маленькую щель между пальцев смотреть, как маска светится в темноте. И одно это уже вызывало восторг. Да, денег на дорогую игрушку от LEGO в то время не было, но друзья во дворе без проблем давали поиграть в своих биониклов. В школе же на переменках счастливые обладатели Бороков (с выкидывающимися вперед головами) пускали их в бой, чтобы выяснить, чей же крепче и не развалится от очередного удара.
Серия конструкторов BIONICLE ощущалась очень свежо: необычные коробки в виде капсул, детали, непохожие на аналогичные из других наборов LEGO и истории, связанные с неким островом Mата Нуи, напечатанные во вкладышах - все это создавало невероятную атмосферу. Плюс ко всему, популярность подкреплялась мультфильмами, играми, коллаборацией с известными брендами, рекламой по телевизору и еще черт знает чем. Вишенкой на торте стал выпуск поддельных биониклов от сторонних фирм с причудливыми названиями - что лучше может сказать о популярности, чем это?
Пару недель назад на популярной доске объявлений я случайно увидел в продаже нового запечатанного бионикла из коллекции 2001 года (а ведь прошло уже 20 лет), вспомнил то время и задался вопросом - а куда же они делись, раз были настолько популярны?
Как дела?
Нельзя сказать, что на стыке веков дела у компании Lego шли из рук вон плохо, отнюдь. Однако продажи наборов, созданных по мотивам серии Звездных войн и Гарри Поттера, зависели от частоты выхода кинокартин, а также требовали лицензионных отчислений. Собственные же наборы (на примере RoboRiders и Throwbots - прародителей BIONICLE) не были столь популярными. Плюс ко всему, не все виды бизнеса (от парков аттракционов до компьютерных игр) приносили достаточную прибыль. Компании было необходимо создать нечто новое, что сможет увлечь потенциальных покупателей.
Сила идеи
Датчанин Кристин Фабер, трудившийся в маркетинговой фирме Advance (партнер LEGO) - вот человек, который придумал саму концепцию Bionicle, вдохновившись... Да-да, лечением собственной болезни. Но обо всем по порядку.
Сначала по мотивом нестандартных наборов конструкторов LEGO Technic вместо машин Кристин решил создать конструктор, напоминавший человеческое тело и так появились Cybot'ы. И из них, в свою очередь, уже родились те самые Throwbots и RoboRiders в 1999 и 2000 годах, соответственно.
Следующим шагом стало создание концепции "Doo Heads" (которые уже сильно походили на BIONICLE) - роботов в масках на головах, которые могли отстреливаться, однако тестирование на фокус-группе показало, что дети плохо реагировали на съемные головы. И вот - следующим шагом в развитии конструктора с конечностями и суставами стал BIONICLE. И да, по задумке Кристина Фабера сама концепция и мир должны были быть столь же масштабными, как и LEGO Star Wars, над наборами которых Кристиан работал до этого.
Дело в том, что курс лечения Фабера представлял собой регулярные инъекции, который тот получал раз в две недели. И вот, те самые уколы казались художнику отправкой новой волны защитников на борьбу с болезнью. Фабер представлял, как группа борцов прибывает на неизвестный им остров в полном беспамятстве - с единственным знанием, что им необходимо одолеть некое зло. Остров же был чем-то вроде живого организма. Отсюда родились и название (BIOlogical chroNICLE - биологическая хроника), и упаковки-контейнеры (напоминавшие Фаберу капсулы с лекарствами), в которых герои пребывали на морской пляж.
А кто это сделал?
Сценарист Аластер Суиннертон и писатель Боб Томпсон (возглавивший творческую команду Bionicle) придумали историю и персонажей, менеджер по дизайну LEGO Мартин Андерсен (предложивший использовать наработки из Throwbots) руководил разработкой визуальной стороны игрушек, а Кристин Фабер создавал визуальный облик мира, который был вдохновлен темой острова Вуду и реалити-шоу Expedition Robinson.
Поехали!
Рекламная компания новой серии конструкторов LEGO была агрессивной: статьи в журналах, ролики по ТВ, комиксы, flash-игры, знакомящие с миром BIONICLE, а позже - полноценные компьютерные игры, полнометражные фильмы и даже книги. История игрового мира и острова Mата Нуи подавалась через фирменный рекламный журнал LEGO LEGO Mania (который на пике популярности читало порядка 2млн человек) в виде комиксов (за авторством Грега Фаршти). Там же появлялись и образы героев из новых коллекций, которые выводились в продажу. Все это принесло новой серии известность и любовь, а LEGO - немалую прибыль (только за первый год продаж выручка составила порядка 160 млн долларов). И именно BIONICLE спас в 2003 году LEGO от банкротства, ведь на него приходилось 25% общего дохода компании.
Обороты росли, новые герои появлялись все чаще (необычные злодеи, подводные жители и "легендарные гиганты"), а продуктовая линейка обновлялась быстрее прежнего. Дошло до того, что под брендом Bionicle выпускались кроссовки Nike, игрушки для Happy Meal из McDonald's и даже зубные щетки Colgate.
Приехали...
Штат сотрудников постепенно сокращался (до 2005 года в команде не осталось практически никого из тех, кто придумывал и реализовывал оригинальную концепцию), а вместе с ним - и идеи для новых игрушек, что привело к закрытию серии в 2010 году (на тот момент было продано около 190 млн игрушек).
Компания LEGO хотела больше зарабатывать и меньше тратить на креатив, в итоге отцы-основатели вынуждены были уйти из команды, а идей молодых сотрудников не хватило, чтобы поддерживать BIONICLE на нужном уровне качества (во всех смыслах).
На фестивале Comic Con в 2014 в Нью-Йорке LEGO полностью посвятила свой фирменный стенд BIONICLE: были представлены новые герои и обновленная сюжетная линия. Однако уже в 2016 году конструкторы были сняты с производства, а линейка была закрыта во второй раз. А по мотивам второго поколения BIONICLE существует анимационный сериал "Путешествие к одному", который транслировался на стриминговой платформе Netflix.
В последствии Аластер Суиннертон стал писать детские книги и сценарии к телесериалам (также для детей), Боб Томпсон основал собственную консалтинговую фирму, Артин Андерсен занял руководящую должность в европейском консалтинговом агенстве, а Кристиан Фарбер ушел со своей работы в агенстве Advance в 2014 году (спустя 28 лет работы над конструкторами LEGO).
В 2016 году Фабер написал фанатам BIONICLE: «Истории, которые мы слышим, и истории, которые мы рассказываем, создают то, кем мы являемся и что мы делаем ... За почти 30 лет [моей карьеры] ни одна история не доказала это сильнее, чем Bionicle ... Поклонники были, есть и будут настоящими героями этого … великого приключения».
«Биология - это скорее баланс, чем битва между добром и злом», - сказал он. «Со времен Bionicle баланс был моей целью в рассказах и картинах, которые я создаю».
P.S. Как хочется все-таки купить оригинального бионикла из первой коллекции.
Видео версия :)
https://youtu.be/GNHEg0-fx70
В ролике сделан упор на историю мира и острова, в статье - на компании и создателей.
Все таки хорошая была серия, помнится у самого был синий бионикл, в процессе сборки дико с него фанател. Жаль сейчас такую ламповую крутизну уже не производят, лишь попытки выехать на былом величии франшизы.
*с неё. Гали - девушка по лору.
Комментарий недоступен
Моим родителям хватало денег только на подделки Биониклов от сторонних фирм, настоящее лего уж очень дорогое было, в отличии от всяких китайских аналогов. Поэтому те биониклы, что были у меня хоть и выглядели неплохо, я бы даже сказал 1 в 1 оригинал, но через месяц-два активной эксплуатации их "суставы" выходили из строя, так что после пары покупок я на них подзабил.
А вот у товарища были настоящие леговские биониклы. Как же мы ими рубились. Ностальгия)
За статью жирный лайк. Вы обрадовали деда)
Кстати, фанаты больше года назад объявили о разработке игры по вселенной BIONICLE. Есть геймплей, а новое видео на их канале выходило 4 месяца назад. Хотя LEGO может их по судам затаскать, а проект прикрыть.