Жизнь других. Стоит ли играть в игру 30-летней давности про мрачные приключения советского чекиста в предпутчевой России?

Логотип игры, подвергнутый апскейлу для этого обзора 
Логотип игры, подвергнутый апскейлу для этого обзора 

Наша Родина не так уж часто становится местом действия в мейнстримовых видеоиграх, особенно в западных, а то, что есть, — не слишком блещет вариативностью исторических эпох. Обычно это или ближайшее будущее в духе Call of Duty/Battlefield, или эпизоды Великой Отечественной в шутерах и стратегиях.

Исключения, конечно, тоже есть: например, Assassin's Creed Chronicles: Russia помещает нас в только пережившую революцию Россию 1918 года. Такие проекты, если не имеют фору перед отечественными игроками, то, по крайней мере, автоматические приобретают дополнительные очки интереса в их глазах.

Игра, которой посвящён этот текст, ныряет в совсем экзотическую эпоху. События квеста KGB (также известного как Conspiracy) происходят в течение четырёх дней августа 1991 года, предшествующих государственному перевороту, известному как путч ГКЧП. Попытка захвата власти тогда, напомню, провалилась, и это стало важным звеном в цепи событий, которые привели к распаду СССР.

Вводная картинка к первой главе сразу настраивает на серьезный лад. Правда, на ней совсем не Лубянка. 
Вводная картинка к первой главе сразу настраивает на серьезный лад. Правда, на ней совсем не Лубянка. 

Большинство, читающих этот текст, вероятно, знают о них по учебникам истории или статьям в интернете. Моё поколение же застало эти события в живую, и та давно забытая тревожность добавляет пикантный оттенок к ощущениям, когда только приступаешь к прохождению игры. Впрочем, будет нечестно называть KGB единственной игрой про перестроечную эпоху. Была ещё довольно любопытная управленческая стратегия Crisis in the Kremlin 1991 года (есть ремейк в Steam) и примитивный платформер Perestroika.

От Атрейдиса к Горбачёву

Квест KGB был создан усилиями троицы французских разработчиков, которые в 1992 году объединились под именем Cryo Interactive. Компания стартовала с места в карьер, создав достаточно популярный для своего времени стратегию-квест Dune по мотивам знаменитого романа Френка Герберта, который был издан Virgin Interactive. Однако эффект от этой игры померкнул на фоне славы её сводного брата — стратегии Dune II: The Building of a Dynasty, которую те же Virgin Interactive заказали Westwood Studios по той же вселенной и в одно и то же время, что и Cryo Interactive.

Dune от Cryo Interactive отличает использование образов из одноимённой киноленты Линча 1984 года
Dune от Cryo Interactive отличает использование образов из одноимённой киноленты Линча 1984 года

И если «Битва за Арракис» (европейское название второй Дюны) стала иконой для масс, то, условно, первая Дюна была удовольствием для более уточненной публики. Не последнюю роль в этом сыграла стилистика подачи сюжета, а также жанровая двойственность: квест постепенно превращается в стратегию, что могло отталкивать любителей «чистых» жанров. Тем не менее, опыт оказался удачным, поэтому ребята из Cryo продолжили работу в этом направлении, и в том же 1992 году на том же движке компания выпускает квест KGB.

Завязка игры довольно проста. Капитан Максим Михаилович Руков, отличник, спец по военно-десантным операциям и ближнему бою, полиглот и сирота, получает неожиданный перевод из ГРУ в Оперативно-техническое управление московского КГБ. Его ждёт обыкновенное задание по расследованию убийства частного сыщика, который сам был когда-то чекистом, и ничего не предвещает грядущего исторического шторма.

Визуально KGB сильно отличается от своих конкурентов того же времени. Скажем, если сиерровские квесты — это интерактивные мультфильмы, то KGB, как и его предшественник Dune, ближе скорее к визуальной новелле текстовому квесту: игра состоит с цепочки почти статичных локаций с видом из глаз. Управлять событиями, впрочем, нужно мышкой, а, кроме того, игра идёт в реальном времени.

Так стоит ли играть?

Чтобы ответить на этот вопрос, поговорим сначала о плюсах игры.

В первую очередь — и тут я повторюсь — это атмосфера времени и места. Портреты Ленина в общественных местах, продукты по талонам, импортные вещи, видеомагнитофон как элемент роскоши, забавное слово «инвалюта» и тому подобное — всех этих признаков эпохи в игре с избытком.

Рискнете ли вы задать дежурному сотруднику анекдот про Горбачёва? 
Рискнете ли вы задать дежурному сотруднику анекдот про Горбачёва? 

Впрочем, есть нюанс, о котором стоит помнить: показанное в игре — это взгляд на конец СССР из-за границы. По мере прохождения игры нас постоянно будет окружать атмосфера депрессивности, безысходности и хтони. Только не подумайте, что я защищаю это время — тогда и правда, жилось не сладко. Достаточно посмотреть «Окно в Париж» Юрия Мамина, снятый в 1993 году, чтобы уловить похожие ноты: там агония советского общества нарочито противопоставляется изящности буржуазного Парижа. И всё же парни из Cryo, судя по их биографиям, никогда не жили в СССР, поэтому не стоит полагаться исключительно на их квест, чтобы строить представление об эпохе.

В то же время показанная в игре депрессивность достаточно самобытна и в какой-то мере привлекательна. Более того, у KGB есть много признаков жанра нуар: имеется и мрачная атмосфера, и криминальный сюжет, и почти полное отсутствие положительных персонажей. Вероятно, что авторы игры осознавали это и оставили отсылку жанру с помощью кассеты с «Мальтийским Соколом» — классическим нуар-фильмом — которую герой может найти и посмотреть. Есть в игре и присущий нуару чёрный юмор.

Образчик местного юмора 
Образчик местного юмора 

Во-вторых, в KGB очень хороший и закрученный детективный сюжет, который держит в напряжении до самого финала. В историю оказывается втянуто большое количество противоборствующих сторон, и с определенного момента не лишним может стать записывать, кто с кем и как взаимодействует.

Но круче сюжета игры, пожалуй, его концовка. Последние кадры ставят жирную точку в этой истории, после чего без всяких дополнительных объяснений начинаются титры, оставляя без ответа много вопросов. Но ответы на них придут в голову сами, а последние паззлы сойдутся, если самостоятельно приложить умственные усилия уже после прохождения — и это одно из самых приятных послевкусий от игр, которые я испытывал.

В-третьих, у игры уникальная для жанра механика. Если классические квесты развиваются от скрипта до скрипта и полностью завязаны на действиях игрока, то здесь всё по-другому. Игра идёт в реальном времени, а учитывая, что до путча осталось четыре дня, медлить некогда. Персонажи живут своей жизнью, ходят на работу и в магазин, общаются, изменяют женам, в общем, перемещаются по локациям согласно своим желаниям, и для успешного завершения расследования порой критично подстраиваться под эти перемещения. Нечто похожее можно увидеть сегодня в играх от Quantic Dream.

Помимо этого игра удивляет количеством «лишних» элементов. В игре очень много предметов в инвентаре, а также персонажей, которые совершенно не нужны для прохождения, но с которыми, тем не менее, можно провзаимодействовать и которым прописано много реплик. Кстати, помимо стандартных действий вроде «идти», «осмотреть», «говорить» и «взять», нам доступны непривычные «постучаться», «подслушать», «спрятаться», а также «атаковать» на случай, если очередной NPC плохо себя ведет. Только потом не забудьте «спрятать тело».

Также в игре очень разветвленные ветки диалогов, большинство из которых, опять же, не двигают сюжет. Всё это служит цели погружения в игровую реальность, а также усложнения прохождения, поскольку проходить игру перебором действий становится сложнее. Порой, хочется прочитать все ветки всех персонажей, но это невозможно сделать за один раз.

В типичном разговоре присутствует огромное количество сценариев развития беседы, которые в игре сгруппированы по разным типам веток 
В типичном разговоре присутствует огромное количество сценариев развития беседы, которые в игре сгруппированы по разным типам веток 

При всем при этом, игра строго линейна: чтобы достичь результата, нужно сделать строго определенную последовательность действий, а большинство ошибок кончаются либо смертью протагониста, либо концом его карьеры. Но высокая степень интерактивности оставляет устойчивое послевкусие нелинейности.

«Я от САЕ»

Отдельного упоминания заслуживает наличие русской локализации. На релизе были доступны английская и французская версии, на русский же язык игра была переведена лишь спустя 15 лет. Сделала это легендарная ростовская команда пиратских переводов Taralej & JaboCrack SoftWare. Да, да, это те самые CAE и МВК, благодаря которым мы понимали, что же именно происходит в старых квестах про Гоблинов, Ларри и Роджера Вилко.

Впрочем, слово «перевод» здесь плохо подходит — скорее «адаптация». Помните, я говорил про взгляд из-за границы? В оригинале игра изобилует большим числом лингвистический несуразностей и географических неточностей: имена вроде «Svevolod» или «Radomir» можно встретить повсеместно.

Ростовчане провели большую работу по «сглаживанию углов», в результате чего большинство имён собственных звучит вполне нормально, и не вырывает из повествования. В результате игра сильно выигрывает в аутентичности, хотя немного теряет часть изначально заложенного в неё юмора (подробный разбор клюквы в KGB можно найти в ЖЖ).

Кроме того, команда улучшила интерфейс и написала мануал к игре в художественном стиле с исторической подводкой. Этот обзор я писал на основе именно переведённой версии (но с оглядкой в эпизодах на оригинал).

Минусы будут

Минусы у игры тоже имеются, да прям такие, что способны отвернуть от себя многих.

Ну, графику, наверное, обсуждать не стоит, учитывая, что это пост в «Ретро». Визуал, в отличие от типичных квестов того времени, выполнен в духе реализма, а не мультяшности, хотя в диалогах лица персонажей часто шаржированы, чтобы подчеркнуть их характеры. Тем не менее, разрешение, в котором запускается игра, очень маленькое — по скриншотам это хорошо видно.

Шаржеподобная подача персонажей намекает нам на их характер и привычки 
Шаржеподобная подача персонажей намекает нам на их характер и привычки 

Другой пункт связан с тем, что игра очень сложная. Конечно, сложность в ретро-играх — вопрос дискуссионный, но здесь постоянно встречаются моменты, в которых ошибка в самом начале главы запарывает долгое прохождение эпизода, и приходится начинать сначала. Такие инциденты в какой-то момент могут начать раздражать.

Ситуация усугубляется тем, что слотов для сохранения всего 4! Конечно, это легко обходится с помощью бэкапов сохранений на уровне файловой системы, но всё это — лишние телодвижения. Лично я в какой-то момент переключился на прохождение по солюшену (и не прогадал).

Подытоживая написанное, приходится признать, что рассматриваемая игра — не для современного игрока. Те же, кого не пугают пиксели и сложность в играх, имеют возможность прикоснуться к замечательной детективной истории с потрясающей развязкой, разворачивающейся в довольно уникальном сеттинге.

6
1
1
3 комментария