Топ-3 ретро-игры, повлиявших на историю геймдева. Часть 1
Кратко обсуждаем историю известных игр и их популярность
За десятки лет геймдева вышло немало культовых игр. Так, космическая одиссея Spacewar! в 1972 году ознаменовала зарождение киберспорта, а тетрис в 1985 году стал одной из первых компьютерных игр, выпущенных в СССР (разработал программист Алексей Пажитнов).
Признаемся честно: все значимые игры будет сложно уместить в одну публикацию — получится не лонгрид, а целая книга. Поэтому мы с командой решили разделить публикацию на 2 части, а для каждой отобрать топ-3 ретро-игр (исключительно по нашему мнению) и обсудить, как они повлияли на историю геймдева. Обо всём кратко и по фактам, поехали!)
Pong (1972)
Ярко-лимонный автомат с маленьким чёрно-белым экраном и прыгающим туда-сюда шариком. Pong сразу можно узнать издалека по дизайну, особенно знакомому подросткам 70-80-х годов в США или Японии.
Геймплей максимально простой, а по меркам современных игр даже скучный. Черный экран, один «мячик» квадратной формы, две «ракетки» в виде полосок, табло для подсчета очков — и всё. Игрок, набравший 11 очков, считался победителем.
Pong — одна из первых успешных аркадных видео-игр, поэтому мы сразу включили её в топ-3. Кроме того, это первая коммерчески-успешная игра такого рода. В 1972 году ради теста её установили в небольшом баре. К удивлению разработчиков, она мигом обрела популярность - автомат приносил около 40 долларов в день. По тем временам это было прорывом, а Pong мигом стала культовой.
Но на автоматах всё не закончилось. Соучредитель компании Нолан Бушнелл, инженер Аллан Олкорн и другие сотрудники спустя несколько лет разработали домашнюю версию игры — Home Pong. В те годы одна мысль о домашней игре из автоматов казалась невообразимой. В 1975 году разработчики сразу же продали 150 000 экземпляров.
Значимость Pong заключается в феномене её популярности и доступности. Конечно, это далеко не первая игра в пинг-понг в то время, но она смогла обойти аналоги. Pong — домашняя игра, объединяющая поколения. В неё играли именно в компании друзей или родственников, но никак не в одиночку, а самое главное - могли сделать это дома, а не в автомате.
Super Mario Bros. (1985)
Компания Nintendo выпустила эту версию игры в 1985 году. Водопроводчик Марио полюбился геймерам, а сама игра попала в книгу рекордов Гиннеса как самая продаваемая игра в истории.
У главного персонажа игры есть вдохновитель — бизнесмен Марио Сегали. В 1981 году президент Nintendo Минору Аракава арендовал у Марио Сегали складское помещение для игровых автоматов. К сожалению, провал некоторых игр привел к тому, что у арендатора не оказалось денег на очередной платёж, и он его просрочил. Сегали разозлился и решил лично встретиться с президентом игровой компании, чтобы решить ситуацию. И он решил её по-своему — наругал Минору Аракава перед подчиненными. К счастью, руководителям удалось договориться, а платеж был отсрочен. Говорят, именно эта отсрочка позволила Nintendo исправить финансовую ситуацию.
Конечно, Марио — не первый платформер компании. До этого были ещё другие проекты. Прототипом игры стал «Донки-конг младший». По сюжету горилла Донки-конг младший должна была спасти своего отца от плена злодея Марио. По сюжету знакомый всем человечек в красном комбинезоне с усами был плотником, построившим клетку для гориллы.
На удивление, многим понравился злодей, поэтому вышла игра с добрым Марио. В ней он сменил профессию и стал водопроводчиком, очищающим канализацию от животных и насекомых. А еще появился помощник — брат Луиджи. Для новой игры создали сюжет, где братья должны были спасти принцессу Пич, всего 32 уровня.
The Legend of Zelda (1986)
Ещё одна видео-игра-феномен выпущенная в Японии Nintendo. И на этот раз не платформер.
Как мы играем в игры сейчас: включаем ПК/приставку/телефон (нужное подчеркнуть) и играем.
Как было в The Legend of Zelda: изучали подробный мануал про процесс игры, ЛОР, механики, и только потом начинали играть.
Для того, чтобы не разбираться в игре «методом тыка», покупателю предлагалось изучить подробную инструкцию-буклет, познакомиться с миром игры, и только потом наслаждаться ею. Прилагаем ссылочку на переведённое руководство пользователя. В нём подробно описана история фантастического мира, его монстры, и даже дана стратегия прохождения каждого уровня. Остаётся только смотреть в инструкцию и делать так, как там сказано.
Создатели игры очень ответственно подошли к её производству — руководство сопровождалось качественными иллюстрациями, мир продуман до мелочей, предусмотрена даже мифология. В каждую коробочку с игрой вкладывалась карточка с приглашением вступить в игровое сообщество. Все, кто принял приглашение, дважды в месяц получали журнал с главными новостями Nintendo и секретами по прохождению игр.
Сам сюжет отражает важные социальные темы борьбы добра и зла: в королевство Хайрул вторгается армия Ганона, империя в опасности. Все осложняется тем, что Ганон захватил артефакт, дарующий силу. Принцесса Зельда, чтобы спасти другой артефакт, разделила его на 8 частей и спрятала их в подземельях королевства (сразу вспоминаются кристражи из Гарри Поттера). Главному герою по имени Линк нужно собрать все части артефакта, спасти Зельду, а вместе с ней и королевство Хайрул.
Вклад Сигэру Миямото.
К работе над The Legend of Zelda Nintendo решила привлечь гейм-дизайнера, который хорошо зарекомендовал себя при создании Донки-конга младшего и Марио, о которых мы упоминали выше. Благодаря своим идеям, необычным мирам и персонажам, Миямото находится на 8 месте среди влиятельных людей игровой индустрии согласно данным журнала Computer Gaming World. Гейм-дизайнер не только занимался созданием уникальной и прорывной по тем временам концепции, но и сам писал музыку к некоторым из проектов.
The Legend of Zelda стала ещё одной культовой игрой того времени, выпущенной Nintendo. Она содержала в себе новую философию создания мира, где игрок мог бы исследовать его в любом порядке, а не следовать линейному сценарию. Игра была сложной, но именно этим она привлекала игроков. Множество головоломок, требующих логического мышления, заставляли геймеров вновь и вновь возвращаться к истории королевства Хайрул.
Что же, это была первая часть нашего топа игр, повлиявших на историю геймдева. Pong положил начало коммерческому успеху видеоигр, Super Mario Bros. сформировал стандарты платформеров, а The Legend of Zelda показала, как создать захватывающий игровой мир. До встречи в следующей части!
Наш канал про игровую локализацию. Будет полезно, если вы разработчик или делаете игры ;)