Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 73 — калькуляторные войны (TI-59, TI-82)
Пока кто-то жалуется, что его «калькулятор» не тянет современные релизы, я добровольно перехожу к проектам для калькуляторов. И да, никакого переносного смысла тут нет — в ближайшее время я действительно буду рассматривать… скажем так, необычные портативные «Звездные войны».
Начну же я с TI-59 — одного из первых программируемых калькуляторов, выпускаемого Texas Instruments с 1977-го по 1983 год. Для своего времени машинка была довольно крутой и стоила немалых денег — аж 300 долларов. Чтобы было понятнее, с учетом инфляции это примерно 1550 баксов на сегодняшний день, то есть порядка 150 тысяч рублей. Недурно так за калькулятор, а? Кстати, это чудо техники даже можно было подключать к термопринтеру, чтобы распечатывать результаты расчетов.
Sightsaber нашел для этого устройства всего две ЗВшных игры. Об одной из них я подробно расскажу в статье, а вот вторую упомяну лишь во вступлении. Мы долго мучались с запуском Starwars Джеффри Розендейла, а оказалось, что это лишь порт одноименного проекта Томаса Ронайна и Маршалла Миллера для домашних систем — Exidy Sorcerer, Commodore PET, Commodore 64 и Apple II. Подробно о ней я уже писал здесь, так что повторяться не будут.
После TI-59 я переключился на уже более навороченный и современный калькулятор TI-82 1993 года выпуска. Как понимаете, разработала его всё та же Texas Instruments. Эта машинка способна похвастаться экраном с разрешением 96 на 64 пикселя, на который можно выводить уже какую-никакую графику. Например, на нем запускали Wolfenstein 3D.
Интересный факт: один из калькуляторов Texas Instruments, а именно Exactra 19, «снимался» в четвертом эпизоде «Звездных войн». Пластина переключателя рукояти светового меча Энакина была сделана из его светодиодного экрана.
Но прежде чем перейти к калькуляторам, я сыграл еще в одну русскую игру по «Звездным войнам». Вот с нее мы и начнем!
Проекты в подборке:
391. Princess Leia (19XX) — Принцесса снова в беде
Платформа: БК 0010
Разработчики: Насыров Д., Марков Михаил, Малышев Анатолий
«Принцесса Лея» — то ли неофициальный приквел, то ли неофициальный сиквел «Звезды Смерти» Маркова и Малышева, о которой я рассказывал немногим ранее. Проект разработал некто Насыров Д. из Казани без ведома авторов оригинала.
Начинается игра довольно пафосно: «©NDR studio & M corp. PRESENTS NEW GAME — Princess Leia». Ну а дальше:
«Лорд Вейдер стремясь силой задушить молодое повстанческое движение ,захватывает дипломатический корабль, на борту которого находилась юнная принцесса ЛЕЯ. Ваша задача спасти Лею . Но путь к месту где она находится не легок . А какие трудности могут испугать Героя ??? НИКАКИЕ !!! ВЫ ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА», — пунктуация и орфография автора сохранены, как бы больно мне от этого ни было.
Сюжетное описание «Леи» чуть ли не полностью копирует аналогичное вступление из «Звезды Смерти», но вот события здесь, если верить начальному ролику, разворачиваются непосредственно на ЗС. Так как в финале Death Star станцию взорвали, то полагаю, что Princess Leia — это всё-таки приквел, а Вейдер похищал девушку минимум дважды.
Однако, несмотря на как бы новое место действия, «Принцесса Лея» чуть ли не во всем копирует оригинал — от графики до механик. Уровни-экраны (а их тут тоже 16, как и в Death Star) хоть и имеют другую «архитектуру», в целом выглядят точно так же. Как и главный герой а-ля Боба Фетт. Как и враги. Хотя последних всё-таки стало чуть больше. К обычным летающим шарам и ракетам добавились летающие энергетические шары и платформы, но сути это не поменяло.
Играть при этом заметно сложнее. Если «Звезду Смерти» я спокойно проходил без сохранений, то с «Леей» так не получилось. И это при том, что хронометраж обеих игр идентичный — примерно 4 минуты. Кажется, шары сделались агрессивнее, и их стало больше, да и преодолевать AT-ST почему-то труднее, хотя по ощущениям стреляют они с тем же темпом.
Если начиналась игра с кривоватого описания на русском, то заканчивается уже кривоватым английским: «This planet you must DESTROY but she leader, lord WEIDER, want DESTROY’T our WORLD . You bind prevent this. Game ‘ DESTROY ‘ for you friend. (Далее слова Леи.) Good luck!!! I’m free .Thank , soldier».
392. Darth Vader's Force Battle (1980) — Ну и пожалуйста, ну и не нужно!
Платформа: TI-59
Разработчик: Clete Jackson
Darth Vader's Force Battle — это вполне динамичная игра в реальном времени, и как раз в этом-то и заключается главная проблема. Возможно, в 1980-х в нее было удобно и интересно рубиться на настоящем TI-59, но на эмуляторе это сущий ад. Нужно довольно быстро тыкать на цифровые клавиши (что-то вроде QTE), но при этом еще и после каждого нажатия кликать мышкой по виртуальным кнопкам, расположенным на разных краях калькулятора. На экране в этот момент вместо какой-либо графики или хотя букв отображаются одни лишь цифры.
В общем, об игре я вам всё равно расскажу, но в формате перевода инструкции, составленной автором Darth Vader's Force Battle Клитом Джексоном:
«Купив Texas Instruments TI-59, я понял, что обладаю одним из самых мощных карманных калькуляторов в мире. Я написал нижеизложенную программу и дал нескольким друзьям ее опробовать. Они согласились, что это самая захватывающая игра для калькуляторов из всех, что они знают. Программа также использует возможности TI-59, которые Texas Instruments не рекламирует. [Далее идет техническое описание, которое я пропущу – прим. перев.]
Я переписывал программу Darth Vader's Force Battle с десяток раз, пока не добился желаемой скорости и реализма.
Запрограммировав TI-59, введите начальное число от 0 до 9999999999 и нажмите Е. Игра начнется.
Представьте компьютерную сцену битвы, как изображено на рис. 1., и что вы — пилот «крестокрыла». Вы участвуете в бою и преследуете коварного Дарта Вейдера. Мигающие на дисплее цифры [на экране довольно быстро появляются числа от 0 до 9 – прим. перев.] означают, что Вейдер маневрирует, пытаясь вас перехитрить, и петляет из стороны в сторону. Его задача: сесть вам на хвост и убить. Вы должны нацелиться на его местоположение, выбрав одну из мигающих цифр и нажав после этого R/S. Цифра зафиксируется на дисплее. Чтобы выстрелить в эту секцию, нажмите А. Однако помните, что у Вейдера есть Сила, и к тому времени, когда вы выстрелите, его там может уже и не быть. Вы можете использовать свою силу, известную как ESP [возможно, речь про экстрасенсорное восприятие (ExtraSensory Perception), но я не уверен – прим. перев.], и ввести другое число, нажав любую цифру от 0 до 9, а затем выстрелить с помощью А.
Если вы затянете с выстрелом [а на эмуляторе это проще простого – прим. перев.], Вейдер перехитрит вас и зайдет сзади. В этот момент по экрану пробежит цепочка из двоек. Как только Вейдер сядет вам на хвост, мигающие цифры на дисплее будут обозначать области, в которые он стреляет. Ваш бортовой компьютер не сравнится с Силой Вейдера, поэтому, чтобы маневрировать, вам придется управлять истребителем вручную. Чтобы поменять позицию, сперва нажмите R/S [вроде как перед этим всё-таки нужно тыкнуть еще и цифру — прим. перев.]. Это зафиксирует цифру на дисплее. Нажмите С, чтобы изменить местоположение на введенное. Помните, что ваши маневры будут отображаться на экране боя Дарта Вейдера так же, как и его на вашем. Как только он окажется позади вас, вы должны маневрировать достаточно быстро, чтобы не стать очередной его жертвой.
Оба участника получают минимум по пять выстрелов друг в друга. Если по экрану пробежит цепочка из единичек, это значит, что вы превзошли Дарта Вейдера в маневренности, и теперь он снова в вашем прицеле. Мигающее сообщение 505 (SOS) означает, что Вейдер поражен. Мигающие 0000000000 — что вас убили. Чтобы начать новую игру, нажмите R/S, введите числовое значение и нажмите Е.
Вы сможете побеждать Вейдера вновь и вновь лишь в том случае, если у вас сильно развито ESP (иначе известное как удача). Веселитесь, и да пребудет с вами Сила».
Повторюсь, возможно, для 1980 года и для настоящего TI-59 Darth Vader's Force Battle действительно была увлекательной. Однако на эмуляторе проходить ее максимально некомфортно и неудобно. Главная проблема в том, что игра принуждает зачем-то тыкать по всяким там R/S, A и C. Возможно, это как-то обосновано логикой программирования. Возможно — балансом сложности, чтобы играть было нескучно. Не знаю. Однако я был бы рад, если бы всё управлялось цифрами. То есть тыкнул 0–9 — автоматом выстрелил или увернулся (в зависимости от того, ты преследуешь Вейдера или он тебя). А так получается, что для одного действия ты должен нажать аж три кнопки, причем сделать это нужно быстро. Проблема с эмулятором TI-59 еще и в том, что он абсолютно ненастраиваемый, то есть переназначить R/S, А и С на клавиатуру нельзя.
Но что есть, то есть, и я лишь надеюсь, что последующие калькуляторные проекты по Star Wars окажутся более играбельными.
393. Star Wars (1998) — Как на кнопочном телефоне
Платформа: TI-82
Разработчик: MP-Productions
Контраст между TI-59 и TI-82 ошеломляющий. Это как пересесть с PlayStation 1 сразу на PlayStation 3. Вместо обычных циферок на экране тут уже вполне себе узнаваемые «крестокрыл» и СИД-истребители! Да и вообще — лично я на калькуляторе никогда ничего подобного не видел и до марафона даже не думал, что на «считалках» можно еще и играть во что-то такое. Челюсть у меня, конечно, не отвисла, но удивление было приятным.
Star Wars фирмы MP-Productions словно вернула меня в детство, во времена монохромных кнопочных телефонов. Ну знаете, вроде Nokia 3310 и ему подобных. Графика и геймплей здесь действительно примерно такие же простенькие, как на стареньких «трубах», и есть в этом что-то ламповое. По крайней мере, для меня — ребенка 90-х годов.
Итак, мы вновь садимся за штурвал «крестокрыла» и в очередной раз должны уничтожать эскадрильи СИД-истребителей. Игровой процесс хоть и примитивный, в то же время отличается от всего того, что было на стационарных ЭВМ. Сверху экрана отображается пять кругляшков, в каждом из которых может появиться враг. Задача игрока: оперативно прожимать кнопки, расположенные прямо под экраном и напротив этих кружков, когда СИД занимает одну из позиций. То есть опять, как и в случае с Darth Vader's Force Battle для TI-59, механика строится на чем-то вроде QTE. И да, на настоящем физическом калькуляторе играть вновь было бы куда удобнее.
Star Wars делится на миссии, по 15 врагов в каждой. Насколько я понял, они мало чем отличаются друг от друга — возможно, разве что сложностью. Правда, я этого не почувствовал, так как дальше второго задания не прошел. Убивают тут с первого выстрела, а я не горел желанием тратить на игру много времени и прокачивать в ней скилл.
394. Star Wars Trivia (1999) — У меня к тебе буквально пара вопросов
Платформа: TI-82
Разработчики: Bryce C., Matt D.
Star Wars Trivia для TI-82 — вполне стандартная викторина, в которой нужно выбирать правильные ответы из нескольких предложенных. Пожалуй, главное, чем выделяется игра на фоне аналогов — количеством вопросов. Их тут всего шесть, по три на каждую группу: «Люк» и «Хан».
Так как рассказывать о самом проекте особо и нечего, я решил перепечатать вопросы из него, а вы попробуйте на них ответить.
1) Отец Люка — это…
- Оуэн Ларс
- Энакин С.
- Биггс Д.
2) Люк — это…
- джедай
- адмирал
- император
3) Жена Люка — это…
- Лея
- Каллиста
- Марра Джейд
4) Хан […] «Тысячелетний сокол»
- [купил]
- [выиграл]
- [построил]
5) Родная планета Хана — это…
- Кореллия
- Хот
- Корусант
6) Ребенок Хана — это…
- Джейсен
- Джейна
- Энакин
- Все вышеперечисленные
В целом вопросы довольно простые, и я на всё ответил правильно с первой попытки. Если хотите себя проверить, то вот ответы: 1 — Энакин; 2 — джедай; 3 — Мара Джейд; 4 — выиграл; 5 — Кореллия; 6 — все (плодовитый контрабандист оказался!).
395. X-Wing (2000) — Симулятор на калькулятор
Платформа: TI-82
Разработчик: Matthew Huber
Не могу ручаться, что это действительно так, но мне кажется, что автор игры вдохновлялся Star Wars: X-Wing 1993 года. Его проект, как и одноименная официалка, представляет из себя летный симулятор, причем весьма хардкорный. Разумеется, на калькуляторе всё гораздо проще и примитивнее, чем на ПК, но определенные сходства в геймплее и графике всё же есть. Например, в обеих играх не просто вид от первого лица, но еще и прорисована кабина.
Если научиться играть в «большую» X-Wing было тяжело, то тут порог вхождения оказался всё-таки пониже. Благо вместо пары десятков кнопок клавиатуры здесь задействовано только 8. Впрочем, помучаться всё равно пришлось…
Инструкция сообщает, что наша задача — уничтожить как можно больше СИДов, а управляется «крестокрыл» со стрелочек на калькуляторе. Пока что вроде бы всё просто. Ну а дальше начинается та самая «симуляторность»! Так, мы можем менять скорость истребителя кнопками Trace и Graph, Zoom отвечает за прыжок в гиперпространство, ну и 2nd — стрельба. Последнее, о чем говорится в руководстве, что «полоски, которые двигаются вверх и вниз, а также влево и вправо — это радар».
С этими знаниями я запускаю игру… Полчаса пытаюсь разобраться, как тут вообще воевать, случайно убиваю парочку СИДов и кучу раз погибаю сам. В общем, в итоге я всё же плюнул на X-Wing и со словами «Да нах оно мне не сдалось!» пошел писать обзор. Сижу, строчу, но что-то вот всё не так… Словно совесть мучает, что сдался я слишком быстро и легко. Запускаю игру снова и… спустя какое-то время уже осмысленно убивают аж двух врагов за один уровень. Я считаю, это победа!
Должен признать, для калькулятора космос проработан действительно круто. В отличие от подавляющего большинства тиров, имперцы не просто перемещаются в двумерной плоскости экрана, но еще могут быть как впереди, так и позади «крестокрыла». Трехмерность чувствуется.
Внизу на приборной панели отображаются два показателя — нашей скорости и расстояния до врага. Так как противники не стоят на месте и периодически тормозят или ускоряются, то и игроку постоянно приходится подстраиваться под них. Именно на этом и строится значительная часть геймплея — на грамотной регулировке скорости.
В общих же чертах игровой процесс можно описать так. Сперва по радару ты выбираешь направление и догоняешь СИД. И вот уже после этого начинается самое сложное и интересное. Нужно вовремя и выверенно сбросить скорость так, чтобы, во-первых, не перелететь противника (тогда он сядет тебе на хвост и, скорее всего, взорвет), а во-вторых, не дать ему умчаться вперед. Ну и в прицел ловить имперцев, разумеется, тоже требуется, а они, собаки, еще и постоянно виляют.
На каждую миссию выделяется по 200 секунд, после чего «крестокрыл» автоматически возвращается на базу повстанцев. Впрочем, как я уже писал, при необходимости мы и сами можем прыгнуть в гиперпространство, например, если вдруг неприятель сядет нам на хвост.
А еще в игре целых три режима — «Ближний бой», «Эскадрилья» и «Эскорт». Я пробовал играть в каждый, но так и не понял, чем они отличаются.
X-Wing, пожалуй, пока что самый красивый, проработанный и интересный проект для калькуляторов, что я видел. Конечно, он не сравнится с «большой» и официальной версией, но может похвастаться неплохой графикой и сложным геймплеем. Да, в него придется учиться играть, зато он не надоест через пять минут, как прочие отсмотренные мной программы для TI-82.
Конец семьдесят третьей части. Продолжение следует…