Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 73 — калькуляторные войны (TI-59, TI-82)

Пока кто-то жалуется, что его «калькулятор» не тянет современные релизы, я добровольно перехожу к проектам для калькуляторов. И да, никакого переносного смысла тут нет — в ближайшее время я действительно буду рассматривать… скажем так, необычные портативные «Звездные войны».

Начну же я с TI-59 — одного из первых программируемых калькуляторов, выпускаемого Texas Instruments с 1977-го по 1983 год. Для своего времени машинка была довольно крутой и стоила немалых денег — аж 300 долларов. Чтобы было понятнее, с учетом инфляции это примерно 1550 баксов на сегодняшний день, то есть порядка 150 тысяч рублей. Недурно так за калькулятор, а? Кстати, это чудо техники даже можно было подключать к термопринтеру, чтобы распечатывать результаты расчетов.

Sightsaber нашел для этого устройства всего две ЗВшных игры. Об одной из них я подробно расскажу в статье, а вот вторую упомяну лишь во вступлении. Мы долго мучались с запуском Starwars Джеффри Розендейла, а оказалось, что это лишь порт одноименного проекта Томаса Ронайна и Маршалла Миллера для домашних систем — Exidy Sorcerer, Commodore PET, Commodore 64 и Apple II. Подробно о ней я уже писал здесь, так что повторяться не будут.

Последовательность из Starwars Джеффри Розендейла, приведённая в качестве примера в каталоге PPX-59 (1979 год)
Последовательность из Starwars Джеффри Розендейла, приведённая в качестве примера в каталоге PPX-59 (1979 год)

После TI-59 я переключился на уже более навороченный и современный калькулятор TI-82 1993 года выпуска. Как понимаете, разработала его всё та же Texas Instruments. Эта машинка способна похвастаться экраном с разрешением 96 на 64 пикселя, на который можно выводить уже какую-никакую графику. Например, на нем запускали Wolfenstein 3D.

Интересный факт: один из калькуляторов Texas Instruments, а именно Exactra 19, «снимался» в четвертом эпизоде «Звездных войн». Пластина переключателя рукояти светового меча Энакина была сделана из его светодиодного экрана.

Кому интересно, вот видео на эту тему

Но прежде чем перейти к калькуляторам, я сыграл еще в одну русскую игру по «Звездным войнам». Вот с нее мы и начнем!

Проекты в подборке:

391. Princess Leia (19XX) — Принцесса снова в беде

Платформа: БК 0010

Разработчики: Насыров Д., Марков Михаил, Малышев Анатолий

Прохождение. Если вдруг решите поиграть сами, то учтите, что стрельба на ESC

«Принцесса Лея» — то ли неофициальный приквел, то ли неофициальный сиквел «Звезды Смерти» Маркова и Малышева, о которой я рассказывал немногим ранее. Проект разработал некто Насыров Д. из Казани без ведома авторов оригинала.

Разработчики Death Star и Princess Leia перетирают за авторство
Разработчики Death Star и Princess Leia перетирают за авторство

Начинается игра довольно пафосно: «©NDR studio & M corp. PRESENTS NEW GAME — Princess Leia». Ну а дальше:

«Лорд Вейдер стремясь силой задушить молодое повстанческое движение ,захватывает дипломатический корабль, на борту которого находилась юнная принцесса ЛЕЯ. Ваша задача спасти Лею . Но путь к месту где она находится не легок . А какие трудности могут испугать Героя ??? НИКАКИЕ !!! ВЫ ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА», — пунктуация и орфография автора сохранены, как бы больно мне от этого ни было.

Расположение телепортов, кажется, стало еще более бессмысленным, чем было у Маркова и Малышева
Расположение телепортов, кажется, стало еще более бессмысленным, чем было у Маркова и Малышева

Сюжетное описание «Леи» чуть ли не полностью копирует аналогичное вступление из «Звезды Смерти», но вот события здесь, если верить начальному ролику, разворачиваются непосредственно на ЗС. Так как в финале Death Star станцию взорвали, то полагаю, что Princess Leia — это всё-таки приквел, а Вейдер похищал девушку минимум дважды.

Однако, несмотря на как бы новое место действия, «Принцесса Лея» чуть ли не во всем копирует оригинал — от графики до механик. Уровни-экраны (а их тут тоже 16, как и в Death Star) хоть и имеют другую «архитектуру», в целом выглядят точно так же. Как и главный герой а-ля Боба Фетт. Как и враги. Хотя последних всё-таки стало чуть больше. К обычным летающим шарам и ракетам добавились летающие энергетические шары и платформы, но сути это не поменяло.

Визуально отличить Death Star от Princess Leia практически невозможно. Разница лишь в интерфейсе снизу
Визуально отличить Death Star от Princess Leia практически невозможно. Разница лишь в интерфейсе снизу

Играть при этом заметно сложнее. Если «Звезду Смерти» я спокойно проходил без сохранений, то с «Леей» так не получилось. И это при том, что хронометраж обеих игр идентичный — примерно 4 минуты. Кажется, шары сделались агрессивнее, и их стало больше, да и преодолевать AT-ST почему-то труднее, хотя по ощущениям стреляют они с тем же темпом.

Если начиналась игра с кривоватого описания на русском, то заканчивается уже кривоватым английским: «This planet you must DESTROY but she leader, lord WEIDER, want DESTROY’T our WORLD . You bind prevent this. Game ‘ DESTROY ‘ for you friend. (Далее слова Леи.) Good luck!!! I’m free .Thank , soldier».

392. Darth Vader's Force Battle (1980) — Ну и пожалуйста, ну и не нужно!

Платформа: TI-59

Разработчик: Clete Jackson

Это я играю в Darth Vader's Force Battle

Darth Vader's Force Battle — это вполне динамичная игра в реальном времени, и как раз в этом-то и заключается главная проблема. Возможно, в 1980-х в нее было удобно и интересно рубиться на настоящем TI-59, но на эмуляторе это сущий ад. Нужно довольно быстро тыкать на цифровые клавиши (что-то вроде QTE), но при этом еще и после каждого нажатия кликать мышкой по виртуальным кнопкам, расположенным на разных краях калькулятора. На экране в этот момент вместо какой-либо графики или хотя букв отображаются одни лишь цифры.

Это не 22222, это Вейдер садится нам на хвост
Это не 22222, это Вейдер садится нам на хвост

В общем, об игре я вам всё равно расскажу, но в формате перевода инструкции, составленной автором Darth Vader's Force Battle Клитом Джексоном:

«Купив Texas Instruments TI-59, я понял, что обладаю одним из самых мощных карманных калькуляторов в мире. Я написал нижеизложенную программу и дал нескольким друзьям ее опробовать. Они согласились, что это самая захватывающая игра для калькуляторов из всех, что они знают. Программа также использует возможности TI-59, которые Texas Instruments не рекламирует. [Далее идет техническое описание, которое я пропущу – прим. перев.]

Листинг программы. Byte Magazine v.5 №10 (октябрь 1980 г.)
Листинг программы. Byte Magazine v.5 №10 (октябрь 1980 г.)

Я переписывал программу Darth Vader's Force Battle с десяток раз, пока не добился желаемой скорости и реализма.

Запрограммировав TI-59, введите начальное число от 0 до 9999999999 и нажмите Е. Игра начнется.

Рис. 1 — визуализация игрового поля
Рис. 1 — визуализация игрового поля

Представьте компьютерную сцену битвы, как изображено на рис. 1., и что вы — пилот «крестокрыла». Вы участвуете в бою и преследуете коварного Дарта Вейдера. Мигающие на дисплее цифры [на экране довольно быстро появляются числа от 0 до 9 – прим. перев.] означают, что Вейдер маневрирует, пытаясь вас перехитрить, и петляет из стороны в сторону. Его задача: сесть вам на хвост и убить. Вы должны нацелиться на его местоположение, выбрав одну из мигающих цифр и нажав после этого R/S. Цифра зафиксируется на дисплее. Чтобы выстрелить в эту секцию, нажмите А. Однако помните, что у Вейдера есть Сила, и к тому времени, когда вы выстрелите, его там может уже и не быть. Вы можете использовать свою силу, известную как ESP [возможно, речь про экстрасенсорное восприятие (ExtraSensory Perception), но я не уверен – прим. перев.], и ввести другое число, нажав любую цифру от 0 до 9, а затем выстрелить с помощью А.

Если вы затянете с выстрелом [а на эмуляторе это проще простого – прим. перев.], Вейдер перехитрит вас и зайдет сзади. В этот момент по экрану пробежит цепочка из двоек. Как только Вейдер сядет вам на хвост, мигающие цифры на дисплее будут обозначать области, в которые он стреляет. Ваш бортовой компьютер не сравнится с Силой Вейдера, поэтому, чтобы маневрировать, вам придется управлять истребителем вручную. Чтобы поменять позицию, сперва нажмите R/S [вроде как перед этим всё-таки нужно тыкнуть еще и цифру — прим. перев.]. Это зафиксирует цифру на дисплее. Нажмите С, чтобы изменить местоположение на введенное. Помните, что ваши маневры будут отображаться на экране боя Дарта Вейдера так же, как и его на вашем. Как только он окажется позади вас, вы должны маневрировать достаточно быстро, чтобы не стать очередной его жертвой.

Случайный пиксель-арт из интернета для иллюстративности
Случайный пиксель-арт из интернета для иллюстративности

Оба участника получают минимум по пять выстрелов друг в друга. Если по экрану пробежит цепочка из единичек, это значит, что вы превзошли Дарта Вейдера в маневренности, и теперь он снова в вашем прицеле. Мигающее сообщение 505 (SOS) означает, что Вейдер поражен. Мигающие 0000000000 — что вас убили. Чтобы начать новую игру, нажмите R/S, введите числовое значение и нажмите Е.

Вы сможете побеждать Вейдера вновь и вновь лишь в том случае, если у вас сильно развито ESP (иначе известное как удача). Веселитесь, и да пребудет с вами Сила».

Единственный расклад, при котором можно победить в этой игре
Единственный расклад, при котором можно победить в этой игре

Повторюсь, возможно, для 1980 года и для настоящего TI-59 Darth Vader's Force Battle действительно была увлекательной. Однако на эмуляторе проходить ее максимально некомфортно и неудобно. Главная проблема в том, что игра принуждает зачем-то тыкать по всяким там R/S, A и C. Возможно, это как-то обосновано логикой программирования. Возможно — балансом сложности, чтобы играть было нескучно. Не знаю. Однако я был бы рад, если бы всё управлялось цифрами. То есть тыкнул 0–9 — автоматом выстрелил или увернулся (в зависимости от того, ты преследуешь Вейдера или он тебя). А так получается, что для одного действия ты должен нажать аж три кнопки, причем сделать это нужно быстро. Проблема с эмулятором TI-59 еще и в том, что он абсолютно ненастраиваемый, то есть переназначить R/S, А и С на клавиатуру нельзя.

Но что есть, то есть, и я лишь надеюсь, что последующие калькуляторные проекты по Star Wars окажутся более играбельными.

393. Star Wars (1998) — Как на кнопочном телефоне

Платформа: TI-82

Разработчик: MP-Productions

Геймплей

Контраст между TI-59 и TI-82 ошеломляющий. Это как пересесть с PlayStation 1 сразу на PlayStation 3. Вместо обычных циферок на экране тут уже вполне себе узнаваемые «крестокрыл» и СИД-истребители! Да и вообще — лично я на калькуляторе никогда ничего подобного не видел и до марафона даже не думал, что на «считалках» можно еще и играть во что-то такое. Челюсть у меня, конечно, не отвисла, но удивление было приятным.

Некстген!
Некстген!

Star Wars фирмы MP-Productions словно вернула меня в детство, во времена монохромных кнопочных телефонов. Ну знаете, вроде Nokia 3310 и ему подобных. Графика и геймплей здесь действительно примерно такие же простенькие, как на стареньких «трубах», и есть в этом что-то ламповое. По крайней мере, для меня — ребенка 90-х годов.

Итак, мы вновь садимся за штурвал «крестокрыла» и в очередной раз должны уничтожать эскадрильи СИД-истребителей. Игровой процесс хоть и примитивный, в то же время отличается от всего того, что было на стационарных ЭВМ. Сверху экрана отображается пять кругляшков, в каждом из которых может появиться враг. Задача игрока: оперативно прожимать кнопки, расположенные прямо под экраном и напротив этих кружков, когда СИД занимает одну из позиций. То есть опять, как и в случае с Darth Vader's Force Battle для TI-59, механика строится на чем-то вроде QTE. И да, на настоящем физическом калькуляторе играть вновь было бы куда удобнее.

За огонь отвечает верхний ряд кнопок
За огонь отвечает верхний ряд кнопок

Star Wars делится на миссии, по 15 врагов в каждой. Насколько я понял, они мало чем отличаются друг от друга — возможно, разве что сложностью. Правда, я этого не почувствовал, так как дальше второго задания не прошел. Убивают тут с первого выстрела, а я не горел желанием тратить на игру много времени и прокачивать в ней скилл.

394. Star Wars Trivia (1999) — У меня к тебе буквально пара вопросов

Платформа: TI-82

Разработчики: Bryce C., Matt D.

Прохождение

Star Wars Trivia для TI-82 — вполне стандартная викторина, в которой нужно выбирать правильные ответы из нескольких предложенных. Пожалуй, главное, чем выделяется игра на фоне аналогов — количеством вопросов. Их тут всего шесть, по три на каждую группу: «Люк» и «Хан».

Так как рассказывать о самом проекте особо и нечего, я решил перепечатать вопросы из него, а вы попробуйте на них ответить.

Берегитесь спойлеров! ;)
Берегитесь спойлеров! ;)

1) Отец Люка — это…

  • Оуэн Ларс
  • Энакин С.
  • Биггс Д.

2) Люк — это…

  • джедай
  • адмирал
  • император

3) Жена Люка — это…

  • Лея
  • Каллиста
  • Марра Джейд
Вторая группа вопросов про Хана
Вторая группа вопросов про Хана

4) Хан […] «Тысячелетний сокол»

  • [купил]
  • [выиграл]
  • [построил]

5) Родная планета Хана — это…

  • Кореллия
  • Хот
  • Корусант

6) Ребенок Хана — это…

  • Джейсен
  • Джейна
  • Энакин
  • Все вышеперечисленные

В целом вопросы довольно простые, и я на всё ответил правильно с первой попытки. Если хотите себя проверить, то вот ответы: 1 — Энакин; 2 — джедай; 3 — Мара Джейд; 4 — выиграл; 5 — Кореллия; 6 — все (плодовитый контрабандист оказался!).

395. X-Wing (2000) — Симулятор на калькулятор

Платформа: TI-82

Разработчик: Matthew Huber

Геймплей

Не могу ручаться, что это действительно так, но мне кажется, что автор игры вдохновлялся Star Wars: X-Wing 1993 года. Его проект, как и одноименная официалка, представляет из себя летный симулятор, причем весьма хардкорный. Разумеется, на калькуляторе всё гораздо проще и примитивнее, чем на ПК, но определенные сходства в геймплее и графике всё же есть. Например, в обеих играх не просто вид от первого лица, но еще и прорисована кабина.

Если научиться играть в «большую» X-Wing было тяжело, то тут порог вхождения оказался всё-таки пониже. Благо вместо пары десятков кнопок клавиатуры здесь задействовано только 8. Впрочем, помучаться всё равно пришлось…

Скриншот из официальной Star Wars: X-Wing (1993)
Скриншот из официальной Star Wars: X-Wing (1993)

Инструкция сообщает, что наша задача — уничтожить как можно больше СИДов, а управляется «крестокрыл» со стрелочек на калькуляторе. Пока что вроде бы всё просто. Ну а дальше начинается та самая «симуляторность»! Так, мы можем менять скорость истребителя кнопками Trace и Graph, Zoom отвечает за прыжок в гиперпространство, ну и 2nd — стрельба. Последнее, о чем говорится в руководстве, что «полоски, которые двигаются вверх и вниз, а также влево и вправо — это радар».

С этими знаниями я запускаю игру… Полчаса пытаюсь разобраться, как тут вообще воевать, случайно убиваю парочку СИДов и кучу раз погибаю сам. В общем, в итоге я всё же плюнул на X-Wing и со словами «Да нах оно мне не сдалось!» пошел писать обзор. Сижу, строчу, но что-то вот всё не так… Словно совесть мучает, что сдался я слишком быстро и легко. Запускаю игру снова и… спустя какое-то время уже осмысленно убивают аж двух врагов за один уровень. Я считаю, это победа!

Сравните со скрином выше. Согласитесь, сходство есть
Сравните со скрином выше. Согласитесь, сходство есть

Должен признать, для калькулятора космос проработан действительно круто. В отличие от подавляющего большинства тиров, имперцы не просто перемещаются в двумерной плоскости экрана, но еще могут быть как впереди, так и позади «крестокрыла». Трехмерность чувствуется.

Внизу на приборной панели отображаются два показателя — нашей скорости и расстояния до врага. Так как противники не стоят на месте и периодически тормозят или ускоряются, то и игроку постоянно приходится подстраиваться под них. Именно на этом и строится значительная часть геймплея — на грамотной регулировке скорости.

В общих же чертах игровой процесс можно описать так. Сперва по радару ты выбираешь направление и догоняешь СИД. И вот уже после этого начинается самое сложное и интересное. Нужно вовремя и выверенно сбросить скорость так, чтобы, во-первых, не перелететь противника (тогда он сядет тебе на хвост и, скорее всего, взорвет), а во-вторых, не дать ему умчаться вперед. Ну и в прицел ловить имперцев, разумеется, тоже требуется, а они, собаки, еще и постоянно виляют.

Прыжок в гиперпространство
Прыжок в гиперпространство

На каждую миссию выделяется по 200 секунд, после чего «крестокрыл» автоматически возвращается на базу повстанцев. Впрочем, как я уже писал, при необходимости мы и сами можем прыгнуть в гиперпространство, например, если вдруг неприятель сядет нам на хвост.

А еще в игре целых три режима — «Ближний бой», «Эскадрилья» и «Эскорт». Я пробовал играть в каждый, но так и не понял, чем они отличаются.

Паркуемся в ангаре повстанцев
Паркуемся в ангаре повстанцев

X-Wing, пожалуй, пока что самый красивый, проработанный и интересный проект для калькуляторов, что я видел. Конечно, он не сравнится с «большой» и официальной версией, но может похвастаться неплохой графикой и сложным геймплеем. Да, в него придется учиться играть, зато он не надоест через пять минут, как прочие отсмотренные мной программы для TI-82.

Конец семьдесят третьей части. Продолжение следует…

22
10 комментариев