Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 71 (SC-3000)

Игры из этой статьи я проходил аккурат перед новым, 2025 годом и в первые его дни. Искренне надеюсь, что примета «Как НГ встретишь, так его и проведешь» сработает не в полную силу. Я даже не сомневаюсь, что в ближайшие 365 дней мой марафон не завершится, но хочется хотя бы вырваться из ретро-эпохи и вновь прикоснуться к релизам 21 века. Но ближе к делу — в этом праздничном выпуске я расскажу еще о четырех проектах с SC-3000, а также ненадолго вернусь к одной уже знакомой мне платформе.

С наступившим Новым годом!

Проекты в подборке:

381. Astro Defence (1984) — Зарроги маст дай!

Платформа: SC-3000

Разработчик: Shayne Burbery

Геймплей

Будучи последним выжившим с земного крейсера «Вселенная», вы должны попытаться уничтожить клятый флот заррогов. Единственное, что у вас осталось — это верная HI-пушка. На сердце боль, а в душе непреодолимое желание отомстить за павших товарищей. Однако даже так вы понимаете, что всё это лишь вопрос времени. Щиты HI-пушки не выдержат больше двадцати попаданий, но вы сражаетесь бесстрашно, зная, что все годы тренировок готовили вас именно к этому моменту! Если унести с собой на тот свет достаточно врагов, то у дружественного крейсера «Галактика» может появиться шанс… И тут вас осеняет, что никто никогда не услышит о вашем подвиге. Но нет — боевой анализатор останется нетронутым! После битвы люди узнают о вашей жертве. Возможно, вас даже посмертно повысят, и вы войдете в историю героем, коим и являетесь. Эти мысли придают вам запал, и вы бросаетесь на злобных заррогов с новыми силами. ОНИ ЗА ВСЁ ЗАПЛАТЯТ!

Если бы не столь пафосное описание, то Astro Defence была бы стопроцентными «Звездными войнами»
Если бы не столь пафосное описание, то Astro Defence была бы стопроцентными «Звездными войнами»

Поначалу я даже не понял, что герой сидит за какой-то там пушкой, а полагал, что мы вновь воюем за штурвалом «крестокрыла». А всё потому, что визуально игра выглядит как очередной клон Star Wars: The Arcade Game — четыре лазера по краям экрана, «нос звездолета» снизу по центру и мельтешащие СИД-истребители перед глазами. Более чем уверен, что автор Astro Defence копировал именно эту официалку или один из ее многочисленных клонов. Описание же про заррогов явно придумано лишь для того, чтобы никому не прилетело по шапке от юристов Lucasfilm.

Тут довольно прикольная анимация взрыва нашей HI-пушки
Тут довольно прикольная анимация взрыва нашей HI-пушки

Геймплейно же перед нами вновь примитивный тир от первого лица с расстрелом СИДов. Правда, в отличие от предыдущей La Guerre des étoiles, одновременно на экране может находиться до четырех противников, а управляем мы не врагом, а бегающим по экрану прицелом. Как ясно из описания, победить тут нельзя. Мы воюем до смерти, стараясь унести на тот свет как можно больше заррогов. По итогу героической обороны игроку присваивается звание.

382. Space Maths (1984) — Невеселая математика

Платформа: SC-3000

Разработчик: B. Gay

Геймплей

Начну с того, что B. Gay — это вовсе не призыв быть геем (ЛГБТ-движение у нас в стране запрещено и признано экстремистским), а имя автора Space Maths. Увы, сама игра оказалась не такой веселой, как фамилия ее создателя, но я о ней всё равно расскажу!

Уже по названию можно догадаться, что нас ждет очередная образовательная программа, которая учит детей математике. Посвящена она исключительно сложению и исключительно однозначных чисел. При этом ничего сложнее «3+4» или «6+3» здесь не будет, так как ответы не могут превышать цифру 9. Всё это выливается в то, что играть в Space Maths довольно скучно, если только вам не меньше 5–6 лет.

Играем мы как бы против SEGA, хотя на деле цифра справа верху — это просто счетчик жизней наоборот. Game Over наступает, как только он достигнет пяти
Играем мы как бы против SEGA, хотя на деле цифра справа верху — это просто счетчик жизней наоборот. Game Over наступает, как только он достигнет пяти

Геймплей тут выглядит так. В центре экрана находится СИД-истребитель, который можно поворачивать в четырех направлениях (за это отвечают стрелки на клавиатуре). Соответственно, слева, справа, сверху и снизу на него по одному летят примеры вида «X+Y». Задача игрока: развернуться в сторону агрессивно настроенных цифр и нажать на клавиатуре ответ. Если он верный, СИД шмальнет лазером и уничтожит «врага».

В игре предусмотрено 15 уровней сложности, но особой разницы между ними я не почувствовал. Например, я поставил мегаультрахард и решил ничего не делать. Как итог, пример «0+3» летел на меня аж целых 50 секунд! За них я успел налить себе соку, полистать ленту в ВК и заскучать. Знаете сцену с катком из «Остина Пауэрса»? Вот примерно так же погиб и мой звездолет.

Та самая сцена

И тут хочется вспомнить недавно пройденную мной Math Wars (1983) для Atari 8-bit. Суть там примерно та же, только складывать нужно уже двухзначные числа, а на ответ дается всего пять секунд. Тут даже взрослый поднапряжется и хоть немного, да растрясет серое вещество в мозгу. А вот Space Maths мистера Гея ничего, кроме скуки, не развивает.

383. Stellar War (1984) — Стерильная война

Платформа: SC-3000

Издатель: T.T.S. Sega Magazine

Геймплей

Если кто не знает, то название игры переводится как «Звездная война». Таким образом, издатель тонко ушел от потенциальных претензий Lucasfilm, но при этом дал четко понять, какой вселенной посвящена его… под(д)елка.

Вообще, SC-3000 меня разочаровал. Я не знаю, какие еще на него выходили игры, но проекты по ЗВ здесь, мягко скажем, не ахти. Вот и Stellar War — это очередной примитивный тир от первого лица, в котором надо расстреливать СИД-истребители. Ничего особо интересного о нем рассказать не получится. Тут только и требуется, что наводить на врагов прицел да стрелять. При это регистрация попаданий здесь совсем уж неадекватная. Ты можешь несколько раз попасть по кабине противника, но взорвется он только после того, как ты случайно зацепишь край его крыла.

Очки тут тоже начисляются странно. Первые 25 баллов я получил за второй фраг, еще 25 — за пятый, и еще 25 — за шестнадцатый. Как это вообще работает?
Очки тут тоже начисляются странно. Первые 25 баллов я получил за второй фраг, еще 25 — за пятый, и еще 25 — за шестнадцатый. Как это вообще работает?

Сами имперцы никакой агрессии по отношению к игроку не проявляют. Летают себе спокойно и ждут смерти. Game Over же наступает после 21-го фрага. На этом вроде как всё — больше об игре мне поведать нечего.

384. Star Wars (1986) — Чистокровные ЗВ

Платформа: SC-3000

Разработчик: Jan Jacobsen

Геймплей

Из всех пройденных мной проектов для SC-3000 только Star Wars Яна Якобсена может претендовать на звание полноценных «Звездных войн». И дело тут не только в названии. Так, в описании проекта упоминаются не какие-то там зарроги или слоупоки, а именно ИМПЕРИЯ (наверняка та самая). Ну и непосредственно перед геймплеем играет пусть и немного криво звучащая, но всё равно хорошо узнаваемая тема из ЗВ.

Геймплейно же перед нами вновь тир от первого лица, хотя на сей раз не столь примитивный, как предыдущая Stellar War. Игрок управляет прицелом, которым можно свободно водить по экрану. Противниками же выступают три типа истребителей, двигающихся сверху вниз. Наша задача: получить как можно больше очков и пропустить как можно меньше неприятелей. Если мимо нас прошмыгнет 10 имперцев, игра закончится.

Попасть по противникам не так уж и просто — прицел неуклюжий, а враги юркие
Попасть по противникам не так уж и просто — прицел неуклюжий, а враги юркие

Несмотря на то, что в целом Star Wars всё равно довольно примитивна, похоже, это лучший проект по «Звездным войнам» для SC-3000. Мало того, что это единственная «чистокровная» ЗВшка для платформы, так еще и геймплей здесь бросает хоть какой-то вызов и порождает чувство, отдаленно похожее на интерес.

385. Starwars (1982) — Back to ZX

Платформа: ZX81

Разработчик: Jean-Michel Cohen

Геймплей

Прежде чем перейти к следующей платформе, я ненадолго вернусь к ZX81. Напомню, что это «папа» культового «Спектрума», базовая модель которого обладала аж целым одним килобайтом оперативной памяти! Собственно, в том числе поэтому все игры для него были максимально примитивными. Я искренне надеялся, что покончил с ними еще в ноябре 2023-го, но нет — Sightsaber отыскал кое-что «новенькое».

Starwars Жана-Мишеля Коэна стала моими первыми «Звездными войнами», запущенными в 2025 году. Вообще-то я думал пройти ее перед праздниками, но с запуском программы возникли проблемы. Что-то связанное с ассемблером, но что именно — я не шарю. В итоге Sightsaber пришлось бросить клич о помощи, и откликнулся на него не абы кто, а сам Стивен Рид! Конечно, это имя вам ни о чем не говорит, а вот я в свое время прошел аж целых пять его ЗВ-игр для ZX81 и с удовольствием читал его же «дневники разработки». Если будет интересно, загляните в 39-ю и 40-ю части моего марафона.

Слева сверху расположен таймер, справа — очки
Слева сверху расположен таймер, справа — очки

Если говорить о самой Starwars, то, как и все проекты платформы, она чертовски примитивна. Это неудивительно, учитывая, что весит игра всего 2 КБ. Перед нами снова тир от первого лица, причем черно-белый. Управляем мы непосредственно СИД-истребителем, который сперва нужно подвести к центру перекрестия, а после выстрелить. Сделать это требуется за ограниченное время. Если успел, то тебе начислили баллы, не успел — их у тебя списали. Что интересно, цифры здесь исключительно трехзначные, то есть заработать больше 999 очков нельзя. При «переборе» счетчик просто сбрасывается и начинает с нуля. Game Over’а, кстати, нет, то есть получается, что процесс бесконечный и в целом бессмысленный. Ну а единственная сложность заключается в довольно чувствительном управлении. Sightsaber говорит, что так было во многих играх с ZX81 — сам я уже не помню, так что поверю на слово.

Конец семьдесят первой части. Продолжение следует…

2929
11
11
4 комментария

Вообще, Sega Computer 3000 оказалась довольно интересной платформой, хоть и не самой гладкой в эмуляции. Даже в перечисленных играх качественная цветная графика вся на экране - это Сергей просто после Atari ST не видит того, насколько тут всё круто по сравнению со многими рассмотренными платформами )))

Вообще, надо сказать, что борзые юристы Sony зачистили всё инфопространство от игр для SC-3000, и первоначально я уже думал, что всё придётся набивать с листингов вручную (со Star Wars Джена Джекобсона так и получилось, и это то ещё "удовольствие"). Но, к счастью, в итоге удалось достать уже готовые файлы.

С игрой для ZX81 вышла отдельная веселуха. В своей жизни я ни разу не сталкивался с ассемблером даже для родного ZX Spectrum'а, так что на разбор того, как работать с набранным ассемблеровским кодом, как вводить машинные коды через специально написанную программу и как заставить всё это взаимодействовать с бейсиковскими блоками, ушло немало дней (веселухи добавило то, что сопроводительный журнальный текст был на французском, и даже с автопереводчиками прорваться через него было очень непросто). К счастью, когда я всё же решился написать Стивену Риду, он ответил практически сразу же и моментально сделал удобный файл, который оставалось только запустить ему на эмуляторе. Вообще, этот выпуск оказался блестящим показателем того, как энтузиасты конкретных ретроплатформ без всяких понтов готовы прийти на помощь всем тем, кто интересуется ими.

4

Борзые юристы Sega, конечно, не Sony.

1

Продолжаем ждать игры по SW на осциллографе или хотя бы написанные на перфокартах)

1

Бойтесь своих желаний!.. (_смайлик с рожками_)

1
1