Final Fantasy на Sega (?)
2005-й год - мой последний год с Сегой. Последний, потому что в декабре этого года у меня появился компьютер, и Sega ушла на второй план. Осенью того года одноклассник дал мне поиграть катридж с Final Fantasy, как он её называл. У меня не было Playstation, но о серии я откуда-то слышал, так что примерно знал, что за игра меня ожидает. Игра мне запомнилась по 3 причинам и стала одной из любимых на закате моих отношений с Сегой. Кстати, сама старушка Mega Drive 2 жива и здравствует по сей день, только с современными ТВ у неё напряжённые отношения сейчас.
Кто ты, воин?
Лет 5 спустя с появлением стабильного, а не карточного Интернета, я уже узнал, что к великой серии игра не имеет никакого отношения, а название "позаимствовали" тайваньские разработчики, видимо, для увеличения продаж. Называлась игра по-разному: Brave Battle Saga - The Legend of The Magic Warrior / Barver Battle Saga - Space Fighter / Battle Spirits Saga Brave или даже Barver Battle Saga: Tai Kong Zhan Shi. Причём, что за "Barver" - загадка похлеще бермудского треугольника, но, вероятно, просто ошибка в слове "Brave".
Итак, это JRPG, которая помимо названия, кажется, позаимствовала всё отовсюду: и врагов, и сюжет, и геймплей. Всё просто: есть только 4 героя, у всех свой один тип оружия, мультиклассов и выбора классов в начале нет. Зато перемещение по карте удобнее, чем в некоторых старых jRPG - противники - видимые, перемещаются по карте. В старых же Final Fantasy бои начинаются произвольно на карте, и ты не угадаешь, когда влипнешь в следующий.
Отдельно запомнилась музыка: она создавала нужное напряжение в особо острые моменты, я буквально ощущал серьезность происходящего. Но и приятные лёгкие треки тоже были в игре, до сих пор помню тот, что играет в начальной деревне.
Сейчас, в 2024-м году игра покажется примитивной по меркам жанра: тут никакой тебе кастомизации оружия, совместных атак напарников, и уж тем более никаких битв Айконов и Доминантов на полчаса, от которых приставка плавиться начинает. Да и сюжет не то чтобы выдающийся: примерно 2 поворота на всю игру под конец.
В чём сила игры, брат?
Но в далёком 2005-м это и не важно было. До Barver Battle Saga я играл в одну лишь RPG на дядином ПК где-то с полчаса, там ещё мужик горящий убегал по пещере от гигантской крысы (кто понял, что за игра, тот понял), и то мало в ней разобрался. Здесь же игра меня захватила целиком и полностью благодаря чувству настоящего приключения, которого я не испытывал на Сеге ещё ни разу, сопереживанию главному герою и...ээ...нашему переводу на русский язык.
Заходишь ты в игру и видишь такое:
Да, в конце 2005 года я ещё не сталкивался с промтовским переводом компьютерных игр, и Хлеб Хлеба, Преступная Пена, Зады Алхимии, Самолёт Забвения из Обливиона меня ждали в будущем, но тогда я то и дело ржал от фразочек на экране. Да что там, главных героев тоже звали под стать: Тьм, Шел, Крия и Ры. И это вполне естественно ощущалось, не было чувства, что так быть не должно, и что главного героя вообще могут звать не Тьм...И вот так всю игру, это страшно веселило, несмотря на довольно серьёзное повествование.
Повествование крутится вокруг Народности нечисти (аналога демонов) и людей, которые вели в далёком прошлом войну, на тысячи лет похоронившую все знания, и теперь человечество снова собирается повторить свои ошибки (прямо как в Final Fantasy VI). Главный герой - обычный парнишка по имени Тьм, который участвует в ежегодном фестивале, цель которого - достать Глазурованные слезы у дерева в Глазурованном лесу. Герой становится жертвой обстоятельств, его изгоняют из деревни.
Это произвело на меня сильное впечатление в те годы. Обычно игры на Sega предлагали тебе убивать разную заразу направо и налево, жестоко добивать оппонентов в бою, прыгать по платформам, собирать золотые кольца - там и сюжета-то не было особо, а тут вдруг "тонны" текста, тревожная в некоторых местах музыка, и грустный главный герой, которого ни за что изгнали - грустно.
Под конец 2005 года я уже играл на ПК в Need For Speed Underground, где мне помимо всего прочего понравился набор лицензированных песен. И одна из них была Broken promises от Element Eighty. Я не знал тогда слов и смысла, но по настроению она у меня стала прочно ассоциироваться именно с Final Fantasy на Sega, в которую я периодически возвращался, так как ещё не прошёл её. Под припев я букваль��о мог прочувствовать всю грусть главного героя, который отправляется в неизвестные дали ради того, чтобы всё исправить.
Но со временем грусть проходит в игре, и ты начинаешь проникаться дорожным приключением. Ты ходишь по различным красочным локациям, покупаешь или находишь экипировку, общаешься с местными аборигенами - всё так необычно, всё в новинку! Даже начинаешь играть не только героем-изгнанником, а вместе с крылатой лучницей, изобретательницей и мечником Ры. И это всё захватывало дух, потому что было в новинку в отличие от файтингов, платформеров, битемапов, гонок и прочих, которых было валом на Сеге. Игра для меня раскрывалась потихоньку, каждый раз ты добирался до новой локации. А всё потому, что сохранения прогресса в игре не было на пиратском картридже! И при выключении приставки весь прогресс слетал. Этакий рогалик, часов 15 длиной. Да и родители мне не разрешали играть больше часа-полутора в те времена - берегли моё зрение.
Вот так урывками я и играл, пока игра внезапно не закончилась. Не потому что обрывается на полуслове, а потому что в игре, оказывается, был непроходимый баг - ты должен дать пьянице-учителю вино, чтобы он тебя пропустил. Ты отыскивался вино, а этот алкаш отказывался его брать! И всё, печаль, тоска, разочарование. Так закончилось моё тогдашнее знакомство с игрой.
...Пока те же 5 лет спустя я не узнал в интернете, что в игре действительно был такой баг, ломавший игру, и любой желающий мог сам её пропатчить, чтобы пройти дальше. А русский перевод решили не трогать. Наверное, без него игра бы потеряла своё очарование. Что я и сделал, но уже не на Сеге, а на кнопочной Nokia 3250 - тогда эмуляторы Sega замечательно работали на телефонах. А сохранения уже сделали игру намного проще. Я быстренько пробежал игру до того злосчастного места ночами под одеялом, отдал пьянице вино и отправился дальше. Всех приключений уже не припомню, помню, что столкнулся перед финальным боссом с тем, что сейчас назовут гриндволлом - гад просто убивал группу с пары ударов, и мне приходилось ещё потратить некоторое время, чтобы подкачаться и дать ему отпор.
Счастью не было предела: враг повержен, в мир вернулась гармония между людьми и Народностью нечистью, а Тьм вернулся в родную деревню героем вместе с крылатой подругой Шел, на что местные сразу начали подтрунивать над нами в стиле:"а когда у вас свадьба уже"? Вот это самый настоящий хэппи-энд после длинного дорожного приключения, которое у тебя вызывало и грусть, и восхищение, и смех от той самой шикарной локализации.
Сейчас бы я рекомендовал играть именно с ней, потому что после, честно скажу, каких-нибудь Chained Echoes, Sea of Stars или даже легендарной Chrono Trigger, не считая самой серии Final Fantasy, игре вряд ли будет чем удивить, хоть позабавит. Она была хороша в детстве в качестве первого знакомства с жанром. Именно она стала моей входной точкой в жанр, за что ей отдельное спасибо. Сколько бы времени ни прошло - всегда буду помнить её с теплотой :)