Смерть шпионам!
Страдание есть мера всех вещей © Семён Строганов.
Такого герой нашего произведения, конечно, не говорил. Он вообще весьма молчаливый. Каким и должен быть настоящий боец СМЕРШа. Добро пожаловать в Великую и Ужасную организацию.
Наша история начинается с 1951 года, когда непосредственного начальника СМЕРШа, товарища Абакумова, задерживают. Семён Строганов, наш герой, объясняет в видеовставках, как проходили боевые операции в былые годы. Именно эти операции мы будем проживать в своей виртуальной жизни, именно этим будет объясняться полнейшая несвязанность всех миссий в игре. А их целых 10 штук, совершенно разных, и полноценное обучение.
Перед тем, как мы начнём говорить об одной из интереснейших русскоязычных игр Stealth-action от третьего лица, кратко расскажем о ситуации в жанре.
Смерть Шпионам вышла в 2007 году. К тому моменту уже вышла блистательная Hitman: Blood Money (2006); Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent (2006); Commandos: Strike Force (2006). Игрок был, мягко скажем, избалован качественным контентом. Механики широко представлены и ожидать «механического» прорыва от игры было очень странно. Зато и требования по применению имеющихся механизмов к игре были очень высоки.
Чем игра могла взять? Антуражем! Всё же вы разведчик, чёрт подери! Пафос, водка-мартини, взболтать, но не смешивать! Пулемётный огонь по ордам врагов, бравые заезды на танке! Красивые девушки…
Только ничего из этого в игре нет. Вообще ничего. Вы будете не играть, вы будете… работать. Работать медленно и спокойно, планомерно, я бы даже сказал, методично, скурпулёзно. Вопрос «интересности» практически не учитывается. Ваши действия не будут чем-то «нестандартным», суровые военные будни, но… именно это в игре подкупает.
У игры есть два варианта прохождения. Первый - «стелс», о нём будем говорить позже. Второй - яростный прорыв со стрельбой во все стороны. Второй вариант безальтернативно глуп. Жизней у вашего персонажа мало, стреляет он далеко не идеально, а враги многочисленны и очень любят кидать гранаты (совершенно не переживая, что они могут убить своих). Не сомневаюсь, что силовое прохождение кто-то осуществляет, но оставим извращенцам право извращаться.
Всех остальных ждёт длительный и нудноватый стелс, модный приговор, линейность заданий и постоянная ориентация на карту и курить мануалы.
Большая часть действий в игре будет выполняться через спецменю, кнопка«Е». К примеру, чтобы оглушить врага, нужно зайти ему за спину (к слову, вы намучаетесь определять зону, в которой вас не видят, увы, она не очень логична), нажать «Е» и выбрать вариант «оглушить». Оглушённого можно обыскать и перенести в другое место. Носить вы его будете очень медленно и нудно, а делать это нужно достаточно часто. Кадр с переноской вы видели чуть выше.
Пару слов о курении мануалов. Их вам даст сама игра. На экране «Брифинг» будут размещены комментарии к заданию, без знания которых, порой, задание становится невыполнимым.
Про переодевания.
Этот элемент «хитманизма» значительно улучшен по сравнению с «оригиналом». Переодеваться вам нужно будет более, чем часто. Чаще потребуется, разве что, таскать на себе поверженных врагов. Добывать что-то из их инвентаря приходится не так часто.
Переодеться можно только в форму бескровно убитых врагов, это критично важно. Хочешь стать немецким офицером? Будь добр, задуши. Зарезать или застрелить его не выйдет, т.к. форма будет в крови, и вас мгновенно рассекретят. Важно соблюдать воинскую дисциплину. Ведь рядового Ганса никто не пустит туда, куда ходит Гауптшарфюрер, следи за тем, что надеваешь, товарищ! Ах да, самое важное - офицер вас распознает в любом случае, не важно, в кого вы переоделись, главное - звание.
То же самое касается и оружия. Если ты немецкий офицер, ходи с расово верным, кошерным автоматом. Прочь ручки от ППШ. И даже советский военный рюкзак почему-то вас выдаст, видимо, немцы что-то замечают.
Отдельно отметим карту и зоны обнаружения.
На изображении вы видите зону видимости каждого персонажа, есть ещё и зона слышимости, но на карте она не отражена. Обратите внимание на цвет иконок. Красные - враждебные вам. Зелёные и светло-зелёные - дружественные. Серые - нейтральны. Вас раскрыть могут только красные, бойтесь красных!
Игра покажет вам 4 варианта заметности в виде пиктограмм (их можно увидеть на многих скриншотах):
- «Глаз» - вас видит противник. Не делайте ничего подозрительного. Немецкий офицер не открывает сейф отмычками.
- «Восклицательный знак» - ваше действие вас раскроет. Не нужно доставать советский флаг в порыве ностальгии.
- «Рупор» - кто-то уже бежит поднимать тревогу, нужно действовать решительно.
- «Персонаж с оружием» — вас раскрыли, ищут, скоро убьют. Живите с этим.
Какой же экшон без оружия? К сожалению, специфика игровой визуализации не позволяет нормально рассмотреть весьма немаленький перечень оружия, так что рассмотрим отдельные элементы. Выбор бесшумного оружия в игре весьма солидный.
К слову, перед каждой миссией вы можете выбирать, какое оружие будете брать с собой в самом начале, имеется кнопка «рекомендуемое», которая сама выберет вам нужный комплект. Именно из этого меню будут представлены на ваше обозрение образцы вооружения.
В игре имеется мини-игра по взлому замков. Она весьма проста, нужно лишь подобрать подходящий вариант отмычки. Нажатие правой кнопки мыши меняет вариант отмычки, сложный процесс подбора можно проследить ниже.
В игре присутствует немало техники, но управлять вам дадут далеко не всей. Фактически доступны лишь 4 машины.
Однозначной изюминкой игры является сам дизайн уровней. Каждая миссия осуществляется на уникальном и очень серьёзно проработанном уровне, по каждому из которых даже приятно гулять. Заодно чуть поговорим про сами уровни.
Миссия первая. Людоед
Ваша задача в этой миссии - взять «языка» и вытащить его с базы, полной врагов. Заодно получится поводить машину. Перед вами первый встреченный в игре враг. Модельки врагов в целом очень симпатично выглядят, что военных, что гражданских. Причём разная форма выглядит очень достойно (обратите внимание на второе фото в карусели). Третье фото взывает стойкие ассоциации с Морровиндом. Красивое. К сожалению, густые кусты по краям дороги и трава врагами просматриваются полностью, хоть и выглядят густо.
В игре есть немало техники, которая лишь создаёт антураж, но выглядит душевно. К слову, в игре нет нацистской символики. Вообще. Нигде.
Несмотря на то, что символики нет, антураж вполне себе создаётся: посмотрите на эти шикарные ворота. Военная техника достаточно многочисленна.
Миссия вторая. Посылка
Дело происходит в заснеженном военном Витебске. Ваша игровая цель - украсть карты. Но на цель пофиг. Давайте на антураж смотреть. Вот вы только появились, все вокруг ваши враги. Эффект идущего снега на фото не так хорош, а вот при игре он просто восхитителен. Особенно помня год выпуска игры. Такое ощущение, что холодом веет из монитора.
Разрушенный и заметённый снегом город выглядит очень внушительно. Зимнее обмундирование солдат тоже очень хорошо передаёт атмосферу в целом.
Разрушения города тоже переданы очень хорошо, а условия метели сглаживают объективные проблемы визуальной составляющей. Второй уровень - один из лучших в игре, сугубо личное мнение. В помещении, конечно, этот эффект сильно уменьшается.
Миссия третья. Красавица.
Первая миссия, в которой необходимо будет сделать ещё и моральный выбор. Нашего коллегу захватило гестапо. Нам эту проблему нужно разрешить. Место нашего обитания весьма интересное. Мы начинаем практически в раю.
И охраняют этот рай отчаянные бойцы, идеальные солдаты, надежда расы. Да, они сидят и бухают, если вдруг плохо видно. К сожалению, ближе подойти не получилось, отрываются от процесса. А вот если посмотреть на второе фото, кажется, что мы попадаем в какой-то тематический бордель. К слову, элементы пьянства встречаются по всему уровню.
Очень любопытно выглядит многообразие женских военных персонажей. И нарушение ими единообразия формы одежды!
Но в целом помещения выглядят очень внушительно, монументально, иногда даже величественно. Гобелены, мозаики и рыцари, воинственные фройляйн. Другой вопрос, что весьма шаблонные действия ИИ не особо могут вдохнуть жизнь в эти помещения, но…
Четвёртая миссия. Гостиница
Хватит с нас войны, начинается настоящая шпионщина! Мы косим под гражданского, изучаем скульптуры, принимаем водные процедуры.
При общей скудности многих помещений видно, что отдельные комнаты делали люди с невероятной любовью. Посмотрите на этот ковёр, камин горит весьма неплохо. Если бы автор что-то понимал в шахматах, он бы даже рассказал вам, что за дебют на столе стоит.
Игра может удовлетворить совершенно разных игроков, она весьма многогранна. К примеру, мы можем посмотреть… посмотреть совсем близко, позаботиться о людях..., поучаствовать в светском рауте.
Пятая миссия. Расплата.
На ней нет особого смысла останавливаться. Разве что, перед этой церковью стоит немец... и мотоцикл. Нам нужна его одежда… и мотоцикл. Нет, я не шучу. Мы поедем в немецкой форме в посёлок на немецком мотоцикле.
Шестая миссия. Проект-Y
А вот тут мы пойдём общаться с товарищами-союзниками. И начинается наше общение… с негра. Интересно, это расизм или включение «повесточки» в игру? Сейчас бы это был, наверное, самый обсуждаемый элемент игры.
Обратите внимание на эффект «мокрого стекла» на этой камере… обеззараживания, наверное. В игре, с учётом соответствующего звука, начинает казаться, что ты в хорроре, и сейчас на тебя выскочит чудовище. К сожалению, если твой враг станет в дверях - он будет хуже, чем чудовище, т.к. оттолкнуть его не получится.
Обращу ваше внимание на то, насколько точно изображены учёные! Один из них тоже чёрный, а один - занят самым важным делом - подпирает стенку. Авторы явно что-то понимали.
Седьмая миссия. Разведшкола.
И начинается всё со склепа.
Возможно, стоило бы показывать важные для геймплея моменты, но, честно, не очень хочется. Интереснее показать моменты, которые во время игры, скорее всего, не будут замечены игроком.
Можно заодно полюбоваться предметами искусства, картина выглядит жутко-знакомой, но что за она - вспомнить не удалось, может вы узнаете?
Иногда игровые ситуации бывают достаточно забавны. Ну вот к примеру, опять напился, уносить надо, стоит, грустит солдат… наверное.
Обратите внимание на картину на задней стороне (нет, не нужно перерисовывать секретную карту), там котик. Это всё, что я хотел вам рассказать.
Что идёт после миссии 7? Правильно, миссия 9. Восьмую мы проигнорируем.
Цель — выкрасть из концлагеря важного осведомителя. Одна из самых впечатляющих миссий. Сам факт того, что вы идёте в конц.лагерь вызывает определённую оторопь
Перед вами немецкая казарма. Всё чисто, аккуратно, просторно. Оружие красиво лежит в пирамидах). Обратите внимание на фактуру старого дома: пол, ободранные в некоторых местах приборы. Дома выглядят используемыми.
Очень символично смотрится дым от крематория на фоне флага красного креста. Гуманно.
А вот и барак концентрационного лагеря. Есть окна и очень светло, хотя атмосферно. На втором фото - нары Бухенвальда.
Бывают чёрные копатели, а бывают чёрные охранники туалета. Баг, конечно, но смотрится солидно.
Работы в рабочих бараках, много оборудования, техники, станки. Естественно, всё под контролем лиц в чёрной одежде. Узники в знаменитой полосатой одежде.
Это одна из самых важных миссий, в которой в игровую ситуацию весьма хорошо вписаны исторические события. Конечно, нельзя говорить о какой-то точности или достоверности, но атмосфера безысходности передана весьма неплохо.
Миссия десятая. Посольство.
Самая «не воинственная» миссия. Куча народа, открытое посольство, всё просматривается. Рай для ваших врагов.
Во время прохождения вы, скорее всего, не заметите одну маленькую книгу, которая спокойно лежит в посольстве. Читать её название вряд ли кто-то станет.
А ведь это совершенно настоящая книга! Автор - Геннадий Фиш, «Клятва». Это издание 1941 года, дизайн полностью соответствует оригиналу. Одна из самых необычных пасхалок.
Само посольство весьма солидно выглядит, имеется подвал с камерами, имеется и господин Черчилль. И люди, которые своей безалаберностью позволяют осуществить миссии разведчикам.
Эту игру сложно назвать "прорывной" или невероятной. Сейчас, с точки зрения автора, она практически неиграбельна. Косячное управление, туповатый ИИ, проблемы с физикой - всё это не даст современному человеку насладится игрой.
Но, вместе с тем, эта игра, без сомнения, должна была запасть в душу любителям жанра второй половины нулевых. Визуальная часть крайне хороша. Любителям "строгого стелса" такая игра - словно бальзам на душу. Имеющаяся в ней историческая составляющая тоже позволяет спокойно играть, не погружаясь в болото разноплановой пропаганды и мифотворчества. Это качественный продукт, сильный, серьёзный, имеющий свой стиль, но не ставший великим.
Это хорошая игра, как раз та, которую лично мне хочется назвать «ламповой».
Сегодня (15.04.2023) у нас в паблике проходит тематический день ламповых игр нулевых, так что залетайте, будет интересно.
Автор: Кирилл Латышев
Еще больше новостей и статей в нашем сообществе и Telegram-канале.
Одна из хороших отечественных игр. С удовольствием прошел первую часть. А вот вторая до сих пор в бэклоге, а там уже и третью подвезти успели (по отзывам - уже не то).
Кстати, разработчики делают новую часть.
На DTF есть страничка разработчика https://dtf.ru/u/126843-system1
Канал студии Haggard Games https://www.youtube.com/@HaggardGames/videos
Комментарий недоступен
когда она только вышла тоже не смог её осилить. потом все таки через несколько лет смог (врать не буду некоторые миссии осилил только с читами) решил на днях (на нее нехилая скидка в стиме была) пройти её но не смог частые вылеты, проблемы с анимацией, зависание и т.д. в качестве реализма, стелса, она мне больше зашла чем хитман. жаль что ее щас нериально сыграть -_- ей нужен ремейк. кстати вспомнил еще одну игру в её духе. Hidden and dangerous на дримкасте её играл. шикарная была вещь в свое время
Она мне местами показалась сложнее Хитманов, но адаптироваться тоже можно.
Так в детстве хитмана 2 проходил( Даже больше скажу, когда переигрывал в 17 году, на сложности с 2 сейвами тоже хрен кого удавкой задушишь или предмет найдешь нужный) Но там фишка, в пиратке был сейв на все уровни. Даже сохранился на сд перезаписанный
Понравилась в свое время, спасибо за лонгрид.