Смерть шпионам!

<i>Пацаны, я стэлс-экшон, отвечаю!</i>
Пацаны, я стэлс-экшон, отвечаю!

Страдание есть мера всех вещей © Семён Строганов.

Такого герой нашего произведения, конечно, не говорил. Он вообще весьма молчаливый. Каким и должен быть настоящий боец СМЕРШа. Добро пожаловать в Великую и Ужасную организацию.

Наша история начинается с 1951 года, когда непосредственного начальника СМЕРШа, товарища Абакумова, задерживают. Семён Строганов, наш герой, объясняет в видеовставках, как проходили боевые операции в былые годы. Именно эти операции мы будем проживать в своей виртуальной жизни, именно этим будет объясняться полнейшая несвязанность всех миссий в игре. А их целых 10 штук, совершенно разных, и полноценное обучение.

Перед тем, как мы начнём говорить об одной из интереснейших русскоязычных игр Stealth-action от третьего лица, кратко расскажем о ситуации в жанре.

Смерть Шпионам вышла в 2007 году. К тому моменту уже вышла блистательная Hitman: Blood Money (2006); Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent (2006); Commandos: Strike Force (2006). Игрок был, мягко скажем, избалован качественным контентом. Механики широко представлены и ожидать «механического» прорыва от игры было очень странно. Зато и требования по применению имеющихся механизмов к игре были очень высоки.

Чем игра могла взять? Антуражем! Всё же вы разведчик, чёрт подери! Пафос, водка-мартини, взболтать, но не смешивать! Пулемётный огонь по ордам врагов, бравые заезды на танке! Красивые девушки…

<i>Девушка валяется, а вроде и новая совсем… зачем выбросили?</i>
Девушка валяется, а вроде и новая совсем… зачем выбросили?
<i>Себе заберу, раз никому из вас не нужна!</i>
Себе заберу, раз никому из вас не нужна!
<i>Женские модельки хороши и многочисленны.</i>
Женские модельки хороши и многочисленны.

Только ничего из этого в игре нет. Вообще ничего. Вы будете не играть, вы будете… работать. Работать медленно и спокойно, планомерно, я бы даже сказал, методично, скурпулёзно. Вопрос «интересности» практически не учитывается. Ваши действия не будут чем-то «нестандартным», суровые военные будни, но… именно это в игре подкупает.

У игры есть два варианта прохождения. Первый - «стелс», о нём будем говорить позже. Второй - яростный прорыв со стрельбой во все стороны. Второй вариант безальтернативно глуп. Жизней у вашего персонажа мало, стреляет он далеко не идеально, а враги многочисленны и очень любят кидать гранаты (совершенно не переживая, что они могут убить своих). Не сомневаюсь, что силовое прохождение кто-то осуществляет, но оставим извращенцам право извращаться.

<i>А я всего-то хотел новый лук =(</i>
А я всего-то хотел новый лук =(

Всех остальных ждёт длительный и нудноватый стелс, модный приговор, линейность заданий и постоянная ориентация на карту и курить мануалы.

Большая часть действий в игре будет выполняться через спецменю, кнопка«Е». К примеру, чтобы оглушить врага, нужно зайти ему за спину (к слову, вы намучаетесь определять зону, в которой вас не видят, увы, она не очень логична), нажать «Е» и выбрать вариант «оглушить». Оглушённого можно обыскать и перенести в другое место. Носить вы его будете очень медленно и нудно, а делать это нужно достаточно часто. Кадр с переноской вы видели чуть выше.

Пару слов о курении мануалов. Их вам даст сама игра. На экране «Брифинг» будут размещены комментарии к заданию, без знания которых, порой, задание становится невыполнимым.

<i>Эх, почему в современных играх не делают таких обучений? Посидеть бы, почирикать…</i>
Эх, почему в современных играх не делают таких обучений? Посидеть бы, почирикать…
<i>Журнал заданий, карта уровня. Весьма подробная, понятная, ориентироваться без неё бывает весьма непросто.</i>
Журнал заданий, карта уровня. Весьма подробная, понятная, ориентироваться без неё бывает весьма непросто.

Про переодевания.

Этот элемент «хитманизма» значительно улучшен по сравнению с «оригиналом». Переодеваться вам нужно будет более, чем часто. Чаще потребуется, разве что, таскать на себе поверженных врагов. Добывать что-то из их инвентаря приходится не так часто.

<i>Обмен предметами с убитым врагом. Когда будете играть в первый раз, даже стать сразу в нужное место будет не простой задачей. Инвентарь далеко не богат.</i>
Обмен предметами с убитым врагом. Когда будете играть в первый раз, даже стать сразу в нужное место будет не простой задачей. Инвентарь далеко не богат.

Переодеться можно только в форму бескровно убитых врагов, это критично важно. Хочешь стать немецким офицером? Будь добр, задуши. Зарезать или застрелить его не выйдет, т.к. форма будет в крови, и вас мгновенно рассекретят. Важно соблюдать воинскую дисциплину. Ведь рядового Ганса никто не пустит туда, куда ходит ‎Гауптшарфюрер, следи за тем, что надеваешь, товарищ! Ах да, самое важное - офицер вас распознает в любом случае, не важно, в кого вы переоделись, главное - звание.

<i>Обратите внимание на цветовое обозначение врагов, сейчас все окружающие персонажи - ваши враги, они красные.</i>
Обратите внимание на цветовое обозначение врагов, сейчас все окружающие персонажи - ваши враги, они красные.
<i>Видно не особо хорошо, но цвет значков врага стал зелёным. Вас признали за своего почти все.</i>
Видно не особо хорошо, но цвет значков врага стал зелёным. Вас признали за своего почти все.

То же самое касается и оружия. Если ты немецкий офицер, ходи с расово верным, кошерным автоматом. Прочь ручки от ППШ. И даже советский военный рюкзак почему-то вас выдаст, видимо, немцы что-то замечают.

<i>Бабущка, я нэмэцкы офыцэр, бэгы от мэня, рукзак мэня совсэм нэ выдаёт.</i>
Бабущка, я нэмэцкы офыцэр, бэгы от мэня, рукзак мэня совсэм нэ выдаёт.

Отдельно отметим карту и зоны обнаружения.

На изображении вы видите зону видимости каждого персонажа, есть ещё и зона слышимости, но на карте она не отражена. Обратите внимание на цвет иконок. Красные - враждебные вам. Зелёные и светло-зелёные - дружественные. Серые - нейтральны. Вас раскрыть могут только красные, бойтесь красных!

<i>Солдаты сидят чуть левее прицела. На карте отражается их поле зрения. Если избегать данного треугольника, можно подойти практически вплотную.</i>
Солдаты сидят чуть левее прицела. На карте отражается их поле зрения. Если избегать данного треугольника, можно подойти практически вплотную.
<i>Вас заметили и собираются убивать. Обратите внимание на две пиктограммы в верхней части. Почему-то вражеские солдаты не рады видеть человека в камуфлаже с ППШ.</i>
Вас заметили и собираются убивать. Обратите внимание на две пиктограммы в верхней части. Почему-то вражеские солдаты не рады видеть человека в камуфлаже с ППШ.

Игра покажет вам 4 варианта заметности в виде пиктограмм (их можно увидеть на многих скриншотах):

  • «Глаз» - вас видит противник. Не делайте ничего подозрительного. Немецкий офицер не открывает сейф отмычками.
  • «Восклицательный знак» - ваше действие вас раскроет. Не нужно доставать советский флаг в порыве ностальгии.
  • «Рупор» - кто-то уже бежит поднимать тревогу, нужно действовать решительно.
  • «Персонаж с оружием» — вас раскрыли, ищут, скоро убьют. Живите с этим.
<i>Оружие в игре, 2007 год был, всё же, очень давно.</i>
Оружие в игре, 2007 год был, всё же, очень давно.

Какой же экшон без оружия? К сожалению, специфика игровой визуализации не позволяет нормально рассмотреть весьма немаленький перечень оружия, так что рассмотрим отдельные элементы. Выбор бесшумного оружия в игре весьма солидный.

К слову, перед каждой миссией вы можете выбирать, какое оружие будете брать с собой в самом начале, имеется кнопка «рекомендуемое», которая сама выберет вам нужный комплект. Именно из этого меню будут представлены на ваше обозрение образцы вооружения.

<i>Комментарий к удавке не требуется</i>
Комментарий к удавке не требуется
<i>Наган с глушителем, мощный, убойный, абсолютно бесшумный. Патроны нужно беречь как зеницу ока.</i>
Наган с глушителем, мощный, убойный, абсолютно бесшумный. Патроны нужно беречь как зеницу ока.
<i>Снайперская винтовка с маскировкой ствола.</i>
Снайперская винтовка с маскировкой ствола.
<i>И без маскировки. Оружие хорошее, точное, убивающее с одного попадания в черепушку, патронов тоже не найти по ходу боя. Спрятать оружие нельзя.</i>
И без маскировки. Оружие хорошее, точное, убивающее с одного попадания в черепушку, патронов тоже не найти по ходу боя. Спрятать оружие нельзя.
<i>Карабин с глушителем.</i>
Карабин с глушителем.

В игре имеется мини-игра по взлому замков. Она весьма проста, нужно лишь подобрать подходящий вариант отмычки. Нажатие правой кнопки мыши меняет вариант отмычки, сложный процесс подбора можно проследить ниже.

<i>Труден путь взломщика - страдал самурай</i>
Труден путь взломщика - страдал самурай

В игре присутствует немало техники, но управлять вам дадут далеко не всей. Фактически доступны лишь 4 машины.

<i>Одна из немногих возможностей посмотреть себе в лицо.</i>
Одна из немногих возможностей посмотреть себе в лицо.
<i>Боулинг через пару секунд…</i>
Боулинг через пару секунд…
<i>В машине мусорка застряла, но это не мешает ей ездить… такой автопром потеряли(</i>
В машине мусорка застряла, но это не мешает ей ездить… такой автопром потеряли(
<i>Теперь вся техника в сборе</i>
Теперь вся техника в сборе

Однозначной изюминкой игры является сам дизайн уровней. Каждая миссия осуществляется на уникальном и очень серьёзно проработанном уровне, по каждому из которых даже приятно гулять. Заодно чуть поговорим про сами уровни.

Миссия первая. Людоед

Ваша задача в этой миссии - взять «языка» и вытащить его с базы, полной врагов. Заодно получится поводить машину. Перед вами первый встреченный в игре враг. Модельки врагов в целом очень симпатично выглядят, что военных, что гражданских. Причём разная форма выглядит очень достойно (обратите внимание на второе фото в карусели). Третье фото взывает стойкие ассоциации с Морровиндом. Красивое. К сожалению, густые кусты по краям дороги и трава врагами просматриваются полностью, хоть и выглядят густо.

<i>Первый враг, красивое</i>
Первый враг, красивое
<i>Тени имеются, оружие снимается с плеча. К сожалению, для игры нет разницы, в тени вы или нет.</i>
Тени имеются, оружие снимается с плеча. К сожалению, для игры нет разницы, в тени вы или нет.
<i>Гражданин, покажите аусвайсики</i>
Гражданин, покажите аусвайсики

В игре есть немало техники, которая лишь создаёт антураж, но выглядит душевно. К слову, в игре нет нацистской символики. Вообще. Нигде.

<i>Солдат случайно сжёг танк, пытаясь разогреть еду. А ведь мог получить за это орден…</i>
Солдат случайно сжёг танк, пытаясь разогреть еду. А ведь мог получить за это орден…

Несмотря на то, что символики нет, антураж вполне себе создаётся: посмотрите на эти шикарные ворота. Военная техника достаточно многочисленна.

<i>О, как мощны его крылища</i>
О, как мощны его крылища
<i>Покататься на боевой технике не дадут</i>
Покататься на боевой технике не дадут

Миссия вторая. Посылка

Дело происходит в заснеженном военном Витебске. Ваша игровая цель - украсть карты. Но на цель пофиг. Давайте на антураж смотреть. Вот вы только появились, все вокруг ваши враги. Эффект идущего снега на фото не так хорош, а вот при игре он просто восхитителен. Особенно помня год выпуска игры. Такое ощущение, что холодом веет из монитора.

<i>В такую погоду свои дома сидят. А я тут сижу, мой Витебск.</i>
В такую погоду свои дома сидят. А я тут сижу, мой Витебск.

Разрушенный и заметённый снегом город выглядит очень внушительно. Зимнее обмундирование солдат тоже очень хорошо передаёт атмосферу в целом.

<i>Немецкий офицер может спокойно ходить с люгером в руках.</i>
Немецкий офицер может спокойно ходить с люгером в руках.
<i>А вот целиться в «своих» уже не стоит, обратите внимание на маркер в верхней части экрана.</i>
А вот целиться в «своих» уже не стоит, обратите внимание на маркер в верхней части экрана.

Разрушения города тоже переданы очень хорошо, а условия метели сглаживают объективные проблемы визуальной составляющей. Второй уровень - один из лучших в игре, сугубо личное мнение. В помещении, конечно, этот эффект сильно уменьшается.

Смерть шпионам!
<i>При всех проблемах с текстурами - выглядит очень достойно.</i>
При всех проблемах с текстурами - выглядит очень достойно.

Миссия третья. Красавица.

Первая миссия, в которой необходимо будет сделать ещё и моральный выбор. Нашего коллегу захватило гестапо. Нам эту проблему нужно разрешить. Место нашего обитания весьма интересное. Мы начинаем практически в раю.

<i>Винище… Сколько же тут вини-и-ища!</i>
Винище… Сколько же тут вини-и-ища!

И охраняют этот рай отчаянные бойцы, идеальные солдаты, надежда расы. Да, они сидят и бухают, если вдруг плохо видно. К сожалению, ближе подойти не получилось, отрываются от процесса. А вот если посмотреть на второе фото, кажется, что мы попадаем в какой-то тематический бордель. К слову, элементы пьянства встречаются по всему уровню.

<i>Вражеские солдаты пьют обнявшись.</i>
Вражеские солдаты пьют обнявшись.
<i>А может, он не пьёт? Может, он раскаивается в своих военных преступлениях?!</i>
А может, он не пьёт? Может, он раскаивается в своих военных преступлениях?!

Очень любопытно выглядит многообразие женских военных персонажей. И нарушение ими единообразия формы одежды!

<i>А юбочка-то коротковата…</i>
А юбочка-то коротковата…

Но в целом помещения выглядят очень внушительно, монументально, иногда даже величественно. Гобелены, мозаики и рыцари, воинственные фройляйн. Другой вопрос, что весьма шаблонные действия ИИ не особо могут вдохнуть жизнь в эти помещения, но…

Смерть шпионам!
Смерть шпионам!
<i>Вооружена и опасна</i>
Вооружена и опасна

Четвёртая миссия. Гостиница

Хватит с нас войны, начинается настоящая шпионщина! Мы косим под гражданского, изучаем скульптуры, принимаем водные процедуры.

<i>Гражданские лица, совершенно гражданские</i>
Гражданские лица, совершенно гражданские
<i>И ты, Брут?</i>
И ты, Брут?
<i>Нас ждёт мокрое дело</i>
Нас ждёт мокрое дело

При общей скудности многих помещений видно, что отдельные комнаты делали люди с невероятной любовью. Посмотрите на этот ковёр, камин горит весьма неплохо. Если бы автор что-то понимал в шахматах, он бы даже рассказал вам, что за дебют на столе стоит.

<i>Уютно…</i>
Уютно…

Игра может удовлетворить совершенно разных игроков, она весьма многогранна. К примеру, мы можем посмотреть… посмотреть совсем близко, позаботиться о людях..., поучаствовать в светском рауте.

<i>А что это они делают?</i>
А что это они делают?
<i>Я вам не мешаю?</i>
Я вам не мешаю?
<i>Разведчик не должен оставлять свидетелей…</i>
Разведчик не должен оставлять свидетелей…
<i>Это разборка Питерская!</i>
Это разборка Питерская!

Пятая миссия. Расплата.

На ней нет особого смысла останавливаться. Разве что, перед этой церковью стоит немец... и мотоцикл. Нам нужна его одежда… и мотоцикл. Нет, я не шучу. Мы поедем в немецкой форме в посёлок на немецком мотоцикле.

<i>Терминатор, ёк-макарёк.</i>
Терминатор, ёк-макарёк.

Шестая миссия. Проект-Y

А вот тут мы пойдём общаться с товарищами-союзниками. И начинается наше общение… с негра. Интересно, это расизм или включение «повесточки» в игру? Сейчас бы это был, наверное, самый обсуждаемый элемент игры.

<i>Патрис Лумумба?</i>
Патрис Лумумба?

Обратите внимание на эффект «мокрого стекла» на этой камере… обеззараживания, наверное. В игре, с учётом соответствующего звука, начинает казаться, что ты в хорроре, и сейчас на тебя выскочит чудовище. К сожалению, если твой враг станет в дверях - он будет хуже, чем чудовище, т.к. оттолкнуть его не получится.

<i>Этот красный свет не вызывает доверия</i>
Этот красный свет не вызывает доверия

Обращу ваше внимание на то, насколько точно изображены учёные! Один из них тоже чёрный, а один - занят самым важным делом - подпирает стенку. Авторы явно что-то понимали.

<i>Игра, найди цветного.</i>
Игра, найди цветного.

Седьмая миссия. Разведшкола.

И начинается всё со склепа.

<i>Игра радует с момента загрузки.</i>
Игра радует с момента загрузки.

Возможно, стоило бы показывать важные для геймплея моменты, но, честно, не очень хочется. Интереснее показать моменты, которые во время игры, скорее всего, не будут замечены игроком.

<i>Вот, к примеру, мы видим исправление человека работой, разведшколы для этого и нужны.</i>
Вот, к примеру, мы видим исправление человека работой, разведшколы для этого и нужны.

Можно заодно полюбоваться предметами искусства, картина выглядит жутко-знакомой, но что за она - вспомнить не удалось, может вы узнаете?

Смерть шпионам!

Иногда игровые ситуации бывают достаточно забавны. Ну вот к примеру, опять напился, уносить надо, стоит, грустит солдат… наверное.

Смерть шпионам!

Обратите внимание на картину на задней стороне (нет, не нужно перерисовывать секретную карту), там котик. Это всё, что я хотел вам рассказать.

Смерть шпионам!

Что идёт после миссии 7? Правильно, миссия 9. Восьмую мы проигнорируем.

Цель — выкрасть из концлагеря важного осведомителя. Одна из самых впечатляющих миссий. Сам факт того, что вы идёте в конц.лагерь вызывает определённую оторопь

<i>Мы входим в ад.</i>
Мы входим в ад.

Перед вами немецкая казарма. Всё чисто, аккуратно, просторно. Оружие красиво лежит в пирамидах). Обратите внимание на фактуру старого дома: пол, ободранные в некоторых местах приборы. Дома выглядят используемыми.

Смерть шпионам!
Смерть шпионам!
Смерть шпионам!

Очень символично смотрится дым от крематория на фоне флага красного креста. Гуманно.

Смерть шпионам!

А вот и барак концентрационного лагеря. Есть окна и очень светло, хотя атмосферно. На втором фото - нары Бухенвальда.

Смерть шпионам!
Смерть шпионам!

Бывают чёрные копатели, а бывают чёрные охранники туалета. Баг, конечно, но смотрится солидно.

<i>Чёрный-чёрный охранник, чёрных-чёрных очек.</i>
Чёрный-чёрный охранник, чёрных-чёрных очек.

Работы в рабочих бараках, много оборудования, техники, станки. Естественно, всё под контролем лиц в чёрной одежде. Узники в знаменитой полосатой одежде.

Смерть шпионам!

Это одна из самых важных миссий, в которой в игровую ситуацию весьма хорошо вписаны исторические события. Конечно, нельзя говорить о какой-то точности или достоверности, но атмосфера безысходности передана весьма неплохо.

Миссия десятая. Посольство.

Самая «не воинственная» миссия. Куча народа, открытое посольство, всё просматривается. Рай для ваших врагов.

<i>Стиляга пришёл суету наводить.</i>
Стиляга пришёл суету наводить.

Во время прохождения вы, скорее всего, не заметите одну маленькую книгу, которая спокойно лежит в посольстве. Читать её название вряд ли кто-то станет.

Смерть шпионам!

А ведь это совершенно настоящая книга! Автор - Геннадий Фиш, «Клятва». Это издание 1941 года, дизайн полностью соответствует оригиналу. Одна из самых необычных пасхалок.

Смерть шпионам!
Смерть шпионам!

Само посольство весьма солидно выглядит, имеется подвал с камерами, имеется и господин Черчилль. И люди, которые своей безалаберностью позволяют осуществить миссии разведчикам.

<i>Очередь, господа, очередь.</i>
Очередь, господа, очередь.
<i>А это точно игра про разведчиков?</i>
А это точно игра про разведчиков?

Эту игру сложно назвать "прорывной" или невероятной. Сейчас, с точки зрения автора, она практически неиграбельна. Косячное управление, туповатый ИИ, проблемы с физикой - всё это не даст современному человеку насладится игрой.

Но, вместе с тем, эта игра, без сомнения, должна была запасть в душу любителям жанра второй половины нулевых. Визуальная часть крайне хороша. Любителям "строгого стелса" такая игра - словно бальзам на душу. Имеющаяся в ней историческая составляющая тоже позволяет спокойно играть, не погружаясь в болото разноплановой пропаганды и мифотворчества. Это качественный продукт, сильный, серьёзный, имеющий свой стиль, но не ставший великим.

Это хорошая игра, как раз та, которую лично мне хочется назвать «ламповой».

Сегодня (15.04.2023) у нас в паблике проходит тематический день ламповых игр нулевых, так что залетайте, будет интересно.

Еще больше новостей и статей в нашем сообществе и Telegram-канале.

5050
13 комментариев

Одна из хороших отечественных игр. С удовольствием прошел первую часть. А вот вторая до сих пор в бэклоге, а там уже и третью подвезти успели (по отзывам - уже не то).

6
Ответить

Кстати, разработчики делают новую часть.
На DTF есть страничка разработчика https://dtf.ru/u/126843-system1
Канал студии Haggard Games https://www.youtube.com/@HaggardGames/videos

4
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

когда она только вышла тоже не смог её осилить. потом все таки через несколько лет смог (врать не буду некоторые миссии осилил только с читами) решил на днях (на нее нехилая скидка в стиме была) пройти её но не смог частые вылеты, проблемы с анимацией, зависание и т.д. в качестве реализма, стелса, она мне больше зашла чем хитман. жаль что ее щас нериально сыграть -_- ей нужен ремейк. кстати вспомнил еще одну игру в её духе. Hidden and dangerous на дримкасте её играл. шикарная была вещь в свое время

2
Ответить

Она мне местами показалась сложнее Хитманов, но адаптироваться тоже можно.

1
Ответить

Так в детстве хитмана 2 проходил( Даже больше скажу, когда переигрывал в 17 году, на сложности с 2 сейвами тоже хрен кого удавкой задушишь или предмет найдешь нужный) Но там фишка, в пиратке был сейв на все уровни. Даже сохранился на сд перезаписанный

1
Ответить

Понравилась в свое время, спасибо за лонгрид.

2
Ответить