Журнал «Игромания»

(1997-2018)

Знаменитая «Игромания» появилась позже многих игровых журналов, но всего за три года вырвалась вперёд и превратилась в самое популярное игровое издание России. У истоков журнала стояло два человека — Евгений Исупов и Александр Парчук. В 1995 году они открыли маленькую типографию, подключились к чудовищно медленному интернету, купили ризограф и начали печатать книги и брошюры по играм в издательстве «Астрея». Начинали с брошюры по Mortal Kombat 3, позднее напечатали сборник «112 игр на Dendy» и несколько книг с чит-кодами для Sega Mega Drive. Вскоре у них родилась идея создать собственное игровое издание.

Брошюра с кодами для MK3 и первые сборники

Так как на рынке уже были сильные конкуренты («Страна Игр», «Навигатор», Game.EXE), то решили издавать журнал с прохождениями популярных игр. С одной стороны, концепция «журнала с прохождениями» безнадёжно устарела к 1997 году, особенно на фоне конкурентных изданий. Тогда игроков скорее интересовали новинки индустрии и свежие обзоры, а не сборники прохождений. С другой стороны, на рынке почти не осталось изданий, которые подробно разбирали каждую составляющую игры. Потребность в подобной литературе ещё не исчезла, особенно в эпоху дорогого и медленного dial-up интернета.

Евгений Исупов на рабочем месте
Евгений Исупов на рабочем месте

Название «Игромания» придумала Нина Рождественская — один из первых редакторов журнала. Ранние номера верстали и печатали в однокомнатной квартире в Марьино. Первый номер «Игромании» был чёрно-белым, в кризис 1998 года журнал стал наполовину цветным, и только с конца 1999 года он без перебоев выходил в цвете. Исупов рассказывал, что из-за нехватки авторов часть материалов переводили с зарубежных сайтов, а также специально нанимали людей, которые не умели складно писать тексты, но отлично разбирались в видеоиграх. Их просили записывать свои игровые сеансы на видеокассеты и тезисно отмечать в диктофон все важные моменты и свои впечатления. На основе таких «летсплеев» редакторы «Игромании» писали свои первые материалы.

Журнал «Игромания»

До 20 номера в журнале рассматривали игры для Sony PlayStation и ПК. Изначально планировали чередовать тематику — один номер посвящён играм для ПК, следующий уже PlayStation. Спустя несколько выпусков от этого решения отказались под давлением читательских писем. С тех пор «Игромания» писала про обе платформы.

В 1998 году редакция начала отходить от концепции «журнала с прохождениями». Появился раздел новостей, интервью с разработчиками, читательские хит-парады, превью и рубрика Sci-fi, в которой рассказывали про космооперы и популярные сериалы. С десятого номера к журналу добавили компакт-диск с демоверсиями, обоями для рабочего стола и полезными программами. Идею подсмотрели у инновационной в то время «Страны Игр».

Журнал «Игромания»

Диск подстегнул продажи раза в полтора-два. А идею подсмотрели у Дмитрия Агарунова, руководителя конкурентного издательства Gameland. Они вышли с CD, и у них всё тут же «взлетело». Ну и нам, соответственно, надо было чем-то ответить.

Поначалу мы размещали на дисках демки и программы. Условия были самые что ни на есть суровые: через диалап несчастные 300 мегабайт качались неделями.

Евгений Исупов, генеральный директор «Игромедиа» (2014 год)

Так продолжалось до декабря 1999 года, пока на должность главного редактора не пришёл Денис Давыдов, один из создателей «Навигатора Игрового Мира». После увольнения из «Навигатора» и неудачного запуска «Игрополиса» Давыдов писал для «Страны Игр», чуть позже вёл игровую колонку в «Хакере». В конце 1999 года владельцы «Игромании» предложили ему пост главного редактора и возможность реформировать журнал на своё усмотрение. Давыдов сразу же согласился.

В «Игромании» мне дали карт-бланш. Но я выбрал тактику, которая противоречила всему, что я видел в игровых журналах. Я взял курс на «полезность контента» с упрощёнными превьюшками и ревьюшками. Это был опыт «Навигатора Игрового Мира», совмещённый с открытиями и экспериментами, проведёнными в игровой части «Хакера» (но без малейших признаков «хакерской» идеологии — сорри, мне она совсем-совсем не близка).

В итоге, в журнале появилась куча рубрик, не имевших аналогов, и была сделана ставка на диск с максимальным количеством всего интересного и полезного. А из «Игрополиса» было взято только одно: список совершённых ошибок и понимание, как делать НЕ нужно.

Денис Давыдов, бывший главред «Игромании» и директор издательства «ТехноМир»
Дизайн обложек до и после прихода Давыдова
Дизайн обложек до и после прихода Давыдова

Давыдов поменял большую часть редакционного состава (некоторые пришли из «Навигатора»), выделил под прохождения фиксированное место (раньше они занимали половину журнала), убрал из журнала игры для PlayStation, открыл новые рубрики, обновил дизайн обложки, вёрстку статей и логотип. Давыдов мечтал превратить «Игроманию» в лучший и самый популярный журнал об играх в России. Об этом он заявил в своём первом номере, поставив на обложку громкую надпись: «Журнал, подобного которому ты ещё не видел».

Мы написали на обложке «Лучший журнал о компьютерных играх», а по факту продаж — в пике тиражи «Игромании» потом превзошли тиражи всех остальных игровых журналов на нашем рынке в сумме. Так что лучший, не лучший, но сделать самый популярный и всенародный игровой журнал — издательству в итоге удалось.

Денис Давыдов, бывший главный редактор «Игромании» и директор издательства «ТехноМир»

До прихода Давыдова разделом почты управлял маскот «Игромании» Катя Синичкина, нарисованная художником Даниилом Кузьмичёвым. Он иллюстрировал Катю до середины 2003 года, пока не ушёл на должность внештатного художника в «Навигаторе». С приходом Давыдова вернулся его альтер-эго Геймер. С Катей он управлял читательской почтой и изредка появлялся на страницах других рубрик. Оба персонажа исчезли в начале 2004-го после крупных перестановок в редакции и очередного пересмотра концепции издания.

Катя Синичкина
Катя Синичкина

Пора экспериментов Давыдова продолжалась с 2000 по 2003 год включительно. Неудачные рубрики и форматы быстро исчезли. Как, например, не прижились материалы в стиле Game.EXE вроде юмористического рассказа «Последний Киногеморрой» про возможную экранизацию Doom. Появились постоянные рубрики «Вердикт», «В разработке», «В центре внимания», «Железный цех», «Из первых рук» «Вскрытие», «Особое мнение» (место для эссе) и «Территория разлома» (аналог Z-Zone из «Навигатора»).

Отдельную популярность заслужило обновлённое дисковое приложение к журналу. Читатели «Игромании» любили эти диски, потому что они были под завязку набиты интересным контентом. В эпоху медленного модемного интернета покупатели журнала получали огромное количество видео, любительских модификаций, патчей, демоверсий и бесплатных инди-игр (их тогда называли freeware).

Эволюция дизайна меню дискового приложения с 1999 по 2003 годы

Здоровый юмор, материалы на грани провокации, геймерский жаргон (чего только стоит раздел Rulezz & Suxx) и щепотка бунтарства в духе «Хакера» — главные составляющие журнала в эпоху Давыдова. Он охарактеризовал его как безумный и насыщенный период, во время которого редакция жила от номера к номеру. Бессонные ночи, горящие дедлайны и ночёвки в офисе изматывали второй состав «Игромании».

Рост «Игромании» — это, наверное, самый потрясающий активный период моей жизни. Ден умеет заражать окружающих энтузиазмом и неутомимой работой — и соответствующей требовательностью к сотрудникам, кстати (из-за чего в первый год-полтора сменился не один редактор). Мне приходилось неоднократно ночевать и делать какую-то работу за других (например, сверстать обложку диска или вбить HTML-коды для сайта). Кстати, из разряда приколов: я подсадил Полянского на «Арию», и мы оба часто эпиграфами ставили цитаты из нее.

Но мне было 19-20 лет, и это было круто, и здоровье я своё тогда вообще не жалел. Когда релизнулась Diablo II, у нас оставалось меньше недели до ухода в печать. За три дня до сдачи я приехал к автору домой, и мы двое суток, практически без сна хреначили огромный гайд по игре: классы, монстры, шмотки, квесты, боссы и т.п. То есть, автор играл и рассказывал, что он видит — а я это дело в ноутбук вбивал. Готовые куски сразу отправлял на вёрстку. Питались сигаретами, колой и размороженной пиццей.

Важнейший плюс этого процесса — Женя Исупов дал Дену карт-бланш на самые разные эксперименты (это видно даже по обложкам в начале 2000-го) по арту и контенту. Моё вложение в это дело скромное, зато долгоиграющее: я придумал формат CD-наполнения, рубрику «Тест» и ещё какие-то вариации интеллектуальных игр («Игровой кроссворд» был до меня, его Ден из «Навигатора» притащил).

Святослав Торик, бывший заместитель главного редактора
Журнал «Игромания»

И все усилия не пропали даром. Продажи пошли в гору, тираж вырос в несколько раз — от 25 тысяч экземпляров в 2000 году до 93 тысяч в 2003-м. Ни один российский игровой журнал не имел такой тираж в свои лучшие годы. Целеустремленный главный редактор смог превратить скучные сборники руководств и прохождений в самое популярное игровое издание России.

В середине 2003 года Дениса Давыдова повысили до директора издательства. В должности одного из ключевых руководителей «ТехноМира» он запустил сразу три крупных журнала — Mobi, «Лучшие компьютерные игры» (о нём читайте ниже в разделе «Другие журналы о компьютерных играх») и «Мир Фантастики». Кресло главного редактора «Игромании» занял Олег Полянский, бывший редактор игрового раздела.

Его период был недолгий, но значимый. По словам Дениса Давыдова, Полянский наконец-то навёл порядок в сдаче очередного выпуска журнала без авралов и работы по 17 часов в сутки.

После запуска «Лучших компьютерных игр» и «Мира фантастики» я поставил вместо себя на главредство «Игромании» Олега Полянского, с которым как с автором начинал работать ещё в «Игромании». Во-первых, на руководство тремя журналами, плюс на создание «Игромании» в качестве главреда у меня уже не хватало времени. Во-вторых, я хаотичен, и у меня часто работа идёт надрывом, броском, преодолением всех мыслимых и немыслимых препятствий. Олег в качестве главреда сделал суперважную вещь: навёл порядок! Журнал стал сдаваться ровно и в срок.

Денис Давыдов, бывший главред «Игромании» и директор издательства «ТехноМир»
Журнал «Игромания»

С одобрения Полянского запустили «Видеоманию» — видеоприложение к журналу под руководством Антона Логвинова (в прошлом автор текстов и модератор форума «Игромании»). В то время мало кто верил в профессиональный видеопродакшн, в редакции считали, что затея не окупится и прогорит, но решили попробовать. Начинали с любительских роликов, а закончили открытием видеостудии в подмосковной Дубне. С нескольких роликов на дисковом приложении рубрика выросла в дополнительный DVD к журналу.

В «Техномире» в «Видеоманию» вообще никто не верил. Это сейчас кажется, что видеоприложение к игровому журналу — обычное дело. Но в 2003-2004 году всё было иначе. «Игромания» была совсем другой, индустрия была совсем другой. Вообразить видеожурнал, посвящённый видеоиграм в рамках печатного издания — это казалось безумием. Наверное, на протяжении года или полутора я доставал всех этой идеей. Меня всегда внимательно выслушивали и разворачивали. У журнала не было достаточно средств для финансирования нового направления, да и очень-очень многие сомневались в его успехе. Тот же Александр Кузьменко, будучи тогда ещё редактором R&S, тыкал меня носом в статистику по кинофильмам на DVD, где ясно было написано, что разного рода дополнения смотреть большинству людей не интересно. Казалось, что идея окончательно умерла.

Антон Логвинов, бывший продюсер видеонаправления «Игромании»
Меню диска «Видеомании» в 2011 году
Меню диска «Видеомании» в 2011 году

Если смотреть с высоты сегодняшних стандартов, то Логвинов создал качественное подобие популярных игровых YouTube-каналов за несколько лет до появления самого YouTube. Это профессиональный игровой видеопродакшн, у которого на момент появления просто не было аналогов в Европе. Ни у одного игрового журнала или телепередачи об играх.

В «Видеомании» выходили репортажи с игровых выставок, познавательные экскурсы в историю игровых серий, разборы лучших игр за ушедший год, интервью с разработчиками (отдельного упоминания заслуживает серия видеороликов про разработку S.T.A.L.K.E.R с поездками в Чернобыль) и руководителями игровых студий. Команде «Игромании» удалось побеседовать с Джоном Ромеро, Гэйбом Ньюэллом, Джорданом Мехнером, Томом Холом и даже Хидео Кодзимой.

Интервью с Гейбом Ньюэллом (2007 год)

С Кодзимой и «Игроманией», кстати, произошел курьёзный случай. Логвинов случайно узнал о том, что главная тема серии Metal Gear Solid очень похожа на «Метель» русского композитора Георгия Свиридова. На международной выставке E3 2006 Логвинов включил Кодзиме эту композицию и подарил геймдизайнеру музыкальный диск.

По словам журналиста, именно из-за этого главная тема MGS так и не попала в четвёртую часть. Логвинов также слышал, что наследники Свиридова собирались подать в суд на Konami. Про плагиат музыки впоследствии написали крупные зарубежные порталы Gamasutra и EGM.

Логвинов демонстрирует Кодзиме диск Свиридова

Правда в том, что у Konami теперь проблемы с российскими композиторами, которые обвиняют компанию в воровстве музыки. Никто музыкальную тему не воровал, но Konami была очень обеспокоена всей этой ситуацией, поэтому музыкальная тема не попала в MGS4.

Норихико Хибино, один из композиторов серии Metal Gear Solid

Начиная с 2004 года в формате видео ежемесячно выходили обзоры важных релизов (в них снимался как сам Логвинов, так и различные редакторы) и новости индустрии. В 2006 году под эгидой «Игромании» началась оцифровка выпусков культовой передачи «От винта» с Борисом Репетуром и Антоном Зайцевым. Помимо этого Репетур озвучивал несколько постоянных рубрик в «Видеомании».

В 2004 году Полянский передал свои полномочия молодому редактору Александру Кузьменко. До прихода в «Игроманию» тот уже три года писал для игрового сайта Absolute Games. Кузьменко развивал журнал по принципу «больше, лучше и качественнее».

Вместе с Олегом [Полянским] мы водворили на главредство Александра Кузьменко, а сами вдвоем сосредоточились на руководстве журналами и запуске новых проектов. В итоге, правда, мы толком не сработались, у нас разные подходы. Помню, как Александр, вызванный нами в Москву из Саратова, в тёплом белом свитере стоял у окна, а над ним «возвышались» два монстра — Олег и я, и втолковывали ему, насколько это громадная ответственность, делать «Игроманию», а Саша слушал, кивал и делал лицо, отражавшее, что он понимает поставленную задачу. Впрочем, он и правда её понял!

Денис Давыдов, бывший главный редактор «Игромании» и директор издательства «ТехноМир»
Журнал «Игромания»

По мнению самого Кузьменко, в это время в журнале собрались самые талантливые редакторы и авторы за всю историю «Игромании». Все были на одной волне, все хотели развивать и всячески улучшать издание с каждым номером. За полтора года количество страниц в журнале приблизилось к 300, а тираж увеличился до рекордного показателя в 250 тысяч экземпляров. Номер с обзором S.T.A.L.K.E.R: Shadows of the Chernobyl был настолько популярен, что тираж пришлось допечатывать.

В интервью каналу Geek-TV Кузьменко подчеркнул, что «Игромания» была игровым журналом с самым большим тиражом не только в России, но и на всей территории Европы. Стоит отметить, что он был прав, вот только спустя несколько лет «Игроманию» опередил немецкий журнал GameStar.

80 процентов дохода «Игромания зарабатывала с тиража, а не с рекламы. До сих пор в игровом сообществе бытует мнение, что начиная с периода Кузьменко журнал стал «продажным» и оценивал игры так, как просил издатель. Конечно, если издатель давал игру на обзор, а редакция поставила ей очень низкую оценку, то издатель мог пригрозить снятием рекламы, но подобных возмущений было мало. Кузьменко вспоминал, что чаще всего возмущалась «Акелла», которая исправно выпускала спорные или посредственные проекты, и при этом надеялась на хорошие оценки.

Период Кузьменко (2005-2010) — это пик популярности «Игромании». «Золотое» время, когда мультимедийное приложение «Видеомания» выходило на музыкальном канале A-One, а в журнале публиковали авторские статьи, в которых чуть ли не призывали бойкотировать лицензионные игры. Кажется, что редакция ничего не боялась. В кризис «Игромания» по-прежнему оставалась популярной, но колоссальный тираж пришлось сократить.

Журнал «Игромания»

Чтобы компенсировать такое падение, запустили «Игроманию Лайт» — версию журнала по более низкой цене, но с оригинальными материалами. Она выходила с одним диском и в уменьшенном формате (A5). Планировали, что «антикризисный» журнал будет популярен в регионах России, где быстрый интернет стоил очень дорого, и основную информацию люди получали из печатной прессы и телевизора.

Идея «Лайта» принадлежала Кузьменко, рубрикацию мы придумывали вдвоем, а непосредственно запуском проекта занимался я. После наладки процесса (где-то в конце 2009) я ушел.

У меня всегда вызывал боль дизайн «Игромании», особенно обложки. Но изменить это по ряду причин было сложно. Зато в «Игромании Лайт» удалось сразу сделать красивый и современный макет. В то время у журнала «Афиша» был сильный отдел дизайна. Я связался с их арт-директором Максимом Балабиным и предложил сделать дизайн «Лайта». Максим привел с собой бывшего коллегу Владимира Лосинского, вместе они спроектировали макет.

В роли выпускающих редакторов «Лайта» были Георгий Курган и Максим Еремеев. Курган уже давно работал у нас, а Максима я нашел в PC Gamer.

Игорь Варнавский, бывший выпускающий редактор «Игромании»

К сожалению, проект оказался неудачным и не нашёл своего читателя. «Игромания Лайт» выходила чуть больше года.

Журнал «Игромания»

С 2010 по 2011 год начался массовый исход «старой гвардии» журнала. Кузьменко, а позже и часть его команды перешли на работу в «Игры@mail.ru». Журнал возглавил Алексей Макаренков, а редакторские должности заняли бывшие авторы-ветераны: Александр Милованов и Линар Феткулов.

Кризис печатной прессы не пощадил никого, в том числе «Игроманию». Одно дело — работать в журнале, который растёт и развивается. Другое дело — работать на падающей спирали, когда постоянно приходится резать расходы, кого-то увольнять и так далее. Одновременно в издательстве шли попытки наладить бюджетную модель и строить расходы в зависимости от доходов издания, а быть финансистом и копаться в цифрах — далеко не каждый хочет (особенно когда твой скилл — создавать классные статьи, а не классные таблицы в Excel).

В какой-то момент Александру Кузьменко всё это надоело. Поэтому и ушел. Ушёл Александр, кстати, вовсе не с командой, а один. Но потом некоторые из тех, с кем он работал, перешли к нему. Это не был «уход команды», как у нас в своё время из «Навигатора». Просто спокойно-мирно ушёл с тонущего корабля и из не столь уже комфортной для него среды, как это было на взлёте журнала.

Денис Давыдов,, бывший главред «Игромании» и директор издательства «ТехноМир»

Частая смена редакторов и постоянных авторов — абсолютно нормальное явление для журнала. «Игроманию» справедливо можно считать главной «кузницей кадров» и школой российской игровой журналистики. Каждый квартал в журнале появлялись новые имена и пропадали старые. Одни авторы писали в «Игроманию» ради ощутимой добавки к студенческой стипендии и вскоре уходили, но талантливые и целеустремленные — получали ценные знания, повышались до редакторов или находили работу в игровой индустрии.

Всякий раз, когда мне задавали вопрос «вы занимаетесь журналистской тематикой?» я отвечал, что нет, я не занимаюсь журналистикой. Журналистика — это факты, расследования и прочее. Я играю в игры, а потом пишу хорошо про те, которые мне понравились, и плохо, про те, которые мне не понравились. Я просто пишу, про то, что мне нравится. Это не журналистика.

В такие сферы попадают только случайно: в том, что сейчас называется (да и десять лет назад называлось) «игровая журналистика», постоянно отирается определённое количество совершенно левых людей, большинство из которых, к тому же, ещё и ленивые тетери, способные работать только на недолгом энтузиазме. Оказавшись в этом вертепе, любой вменяемый человек мог достичь отличных результатов, если болел делом и не пинал вола. Успех «Игромании» объясняется тем, что в 2003-2004 годах в журнале набралась критическая масса людей, которым просто «стало надо».

Александр Кузьменко, бывший главный редактор журнала (цитата: 2011 и 2019 годы)

И в этом, пожалуй, кроется главная проблема журнала. Если изучить редакционные составы за всю историю «Игромании» и мнения в сети, то бывшим читателям журнала больше всего запомнились главные редакторы (Давыдов, Кузьменко, Макаренков) и авторы, которые высказывали своё мнение в роликах «Видеомании» (Логвинов, Ставицкий, Асанов, Еремеев, Курган, Шакиров). Журнальных «авторов-станочников» сегодня уже почти не помнят.

Эмоциональный обзор God of War III от Олега Ставицкого

Основная аудитория журнала — это молодые мужчины от 15 до 24 лет. Но поскольку «Игромания» позиционировала себя как массовый журнал, то тексты писали так, чтобы охватить самый широкий круг читателей. Все материалы имели чёткую структуру и очень доступный литературный слог.

По словам Алексея Макаренкова, зачастую плохую работу новичка проще было переписать редактору. Или сесть с ним и продумать все ключевые тезисы, на основе которых редактор потом напишет текст. Это проще, чем отправлять текст назад и бесконечно заставлять автора его переделывать. Конечно, авторов с большим потенциалом старались натаскивать.

Достаточно часто и сейчас случается, что человек очень здорово разбирается в каком-то вопросе, но не умеет про это талантливо написать. Задача — вытянуть из него самое интересное и преобразовать в хороший материал. Надо одновременно быть отличным интервьюером, автором, редактором, быстро придумывать новые и менять имеющиеся концепции… Иначе интересного текста не получится.

Алексей Макаренков, бывший главный редактор журнала (2014 год)

Перегибы, как в «Навигаторе», или полёт фантазии в духе Game.EXE были недопустимы. «Выхолощенные» тексты не нравились хардкорным игрокам, вроде тех же читателей Game.EXE или посетителей форума интернет-портала AG.ru. Это привело к тому, что в быстро развивающемся интернете и среди старшего поколения игроков журнал снискал репутацию «попсового издания для школьников». Столь грубую характеристику также подкрепила реклама кремов против прыщей и шампуней от перхоти.

Спад популярности журнала «Игромания» начался в 2011 году, когда большая часть игровой прессы уже закрылась или ушла в интернет. В «Игромании» стартовал относительно спокойный период Алексея Макаренкова, который продлился вплоть до 2015 года.

На момент своего назначения Макаренков работал в журнале больше десяти лет. Он пришёл в «Игроманию», когда Денис Давыдов ещё был главредом. Макаренков курировал рубрику «Новостной меридиан», вёл колонку «Клубы и кланы», собирал чит-коды и пасхалки, составлял описания игровых редакторов и вместе с Давыдовым придумал рубрику «Вскрытие».

Первые номера под руководством Алексея Макаренкова
Первые номера под руководством Алексея Макаренкова

При Макаренкове «Игромания» стала писать про все платформы — бывший ортодоксальный журнал для ПК-игроков начал писать про эксклюзивные игры для современных консолей. При том, что до этого в «Игромании» рассматривали мультиплатформенные проекты или потенциально громкие хиты, у которых есть все шансы выйти на ПК. В это же время редакция почувствовала свои будущие перспективы и начала исследовать интернет-площадки. Был обновлён официальный сайт и запущен канал на YouTube.

Страничка YouTube канала «Игромании»
Страничка YouTube канала «Игромании»

В 2012 году Антон Логвинов покинул редакцию после многочисленных разногласий с руководством (в частности из-за того, что FXA Studio, делавшая для издания ролики, была оформлена на Логвинова). По словам Дениса Давыдова, конфликт с главой FXA Studio произошел из-за денег и неудобных условий, в которые Логвинов поставил всю редакцию. В итоге перед уходом Логвинова успели организовать и запустить собственную видеостудию.

Всё видео готовилось студией Антона (FXA Studio). С одной стороны, это было круто, и Антон сам на 100% решал все вопросы студии. Это освобождало издательство от головной боли и позволяло сфокусироваться на других задачах. Но, вместе с тем, для издательства студия стала монополистом и могла диктовать любые условия.

FXA Studio создавала видео на сногсшибательном уровне. Антон Логвинов — невероятный молодец, да и ребят подобрал к себе классных. Но расходы в издательстве — повсеместно сокращались, т.к. «бумага» шла вниз, кризис печатной прессы нарастал. Студия же ставила новые условия, что-то отказывалась делать, и так далее. Ситуация напрягала всё больше.

Решение о том, чтобы разом прекратить отношения со студией Антона, принял я. В течение полутора месяцев втайне от Антона внутри издательства была собрана новая студия, в которой участвовал и Алексей Шуньков, который позднее её полностью успешно возглавил. Когда новая студия начала действовать — я сообщил Антону «хорошую новость». Антон меня ненавидит, наверное. Мы с тех пор не общались. Отмечу, что Антон Логвинов невероятно крут и как человек, и как руководитель, сумевший сделать великолепно работающую студию, и как — на мой взгляд — тот, кто научил всю страну, как на самом деле надо снимать игровое видео.

Денис Давыдов, бывший главред «Игромании» и директор издательства «ТехноМир»
Сдержанный <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Falogvinov.com%2F2012%2F10%2Frashodimsya-s-igromaniey%2F&postId=124895" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">пост</a> в личном блоге Логвинова о разрыве отношений с «Игроманией»
Сдержанный пост в личном блоге Логвинова о разрыве отношений с «Игроманией»

Уход Логвинова сказался на репутации издания в глазах обычных игроков. Если внимательно почитать официальный форум и группу ВКонтакте, то можно заметить, что многие читатели остались недовольны этой новостью. Тогда же и появились знаменитая фраза «Игромания уже не та». В будущем так назовут редакционное ток-шоу на YouTube-канале журнала.

Новая видеостудия старалась делать контент на уровне Логвинова. Помимо работы главного редактора, Алексей Макаренков снимался в роликах для канала и DVD-приложения. После Логвинова он стал главной «говорящей головой» во всех важных роликах «Видеомании».

10 лучших игр 2014 года по мнению Алексея Макаренкова

В журнале Макаренков открыл рубрику «Старпом и Светлана», которую он вёл вместе со Светланой Померанцевой. Они отвечали на читательские письма, спорили между собой и обсуждали свежие тенденции в кинематографе и игровой индустрии. Самое удивительное здесь то, что никакой Померанцевой не существовало. Макаренков придумал образ Светланы, взял фотографии своей подруги и вёл рубрику за себя и своего виртуала. В редакции искренне удивлялись, что никто из читателей так и не догадался. Истинную природу Померанцевой раскрыл Антон Логвинов на одном из своих стримов

При Макаренкове редакции журнала и сайта в чём-то конкурировали друг с другом и не всегда находили общий язык — материалы для них писали разные команды. Макаренков отвечал за сдачу очередного номера журнала, а сайтом в разные периоды занимались Георгий Курган, Максим Еремеев, Илья Янович и Ян Кузовлев.

Журнал «Игромания»

Для сайта же Давыдов собрал новую команду. Часть сотрудников перешла из закрытого журнала «Лучшие компьютерные игры»: Александр Пушкарь стал главредом сайта, Артемий Козлов (удивительный автор, который уже в 12 лет писал для журнала «Лучшие компьютерные игры») и Кирилл Талер (до этого писал в украинский игровой журнал «Мой компьютер игровой») — редакторами, а Анна «Ллиотар» Полянская занималась литературным редактированием. Ещё одного редактора, Олега Чимде, нашли по вакансии.

После очередных кадровых перестановок Александр Пушкарь стал редактором видеоотдела, а должность главного редактора сайта занял Геворг Акопян, бывший автор «Игры@Mail.ru». Акопян активно писал для «Игромании» с 2011 года под руководством Ильи Яновича (руководитель игрового направления в «Игромании»).

В первую очередь я специализировался на интервью с разработчиками для рубрики «Правила игры», где правдами и неправдами добивался интервью у талантливейших людей: Крис Тэйлор, Дэниел Вавра, Ричард Гэрриот, Том Холл, Криспин Хэндс, Ральф Баер, Энтони Ньюман… До сих пор вспоминаю это время с теплотой.Через полгода, в июне 2012 года, из журнала ушёл Алексей Моисеев и меня повысили до редактора раздела рецензий. Таким образом я стал самым молодым редактором в истории журнала — мне было всего 19 лет. Причём Илья Янович этого не знал и позже расстроился, потому что был уверен, что самый молодой редактор — он, хаха. Благодарен ему, что он тогда поверил в меня.

Геворг Акопян, бывший редакционный директор и главный редактор «Игромании»

В 2013 году началось объединение двух редакций — пул авторов и редакторов стал единым, часть текстов (за исключением рецензий) журнал брал напрямую с сайта (или наоборот). Объединение редакции привело к окончанию разногласий в коллективе. Впрочем, в сентябре 2013 года Денис Давыдов покинул пост редакционного директора.

Журнал «Игромания»

Задолбался. Очень тяжело затыкать собой дыры, возникающие из-за недостатка финансирования и одновременного желания выдержать планку. Не так прикольно заниматься цифрами и бизнес-отчётами, особенно когда сама по себе структура издательства понятия не имеет, что с ними делать и зачем они нужны. Больно увольнять других людей, неприятно убеждать соглашаться на меньшую зарплату.

Грустно, когда перспектива — не рост тиражей или посещаемости сайтов, а дальнейшее сокращение и выживание. И совсем уж неприятно, когда из-за падения тиражей во главу угла становятся доходы с рекламы, а не доходы с тиражей, и надо постоянно искать баланс между тем, чтобы сделать качественные материалы, и тем, чтобы отразить интересы рекламодателей (а если точнее, то отдела рекламы и их взглядов на то, что нужно делать).

На мой взгляд, издательство «Игромания» (неудачно обозванное «Техномиром») могло бы вырулить, но не имело в себе достаточной ударной силы для этого. Моя последняя глава работы в издательстве — мрачная и тяжёлая. И грустная. Я сделал мало чего толкового, зато проморгал злоупотребления, которые шли в одном из журналов (я не скажу, где и какие), и вообще — занимался не тем, что умею, не тем, что хочу, и делал это паршиво.

Денис Давыдов, бывший главред «Игромании» и директор издательства «ТехноМир»

В 2015 году Макаренков перешёл в издательство 4Game, принадлежащее компании «Иннова», а Геворга Акопяна повысили до редакционного директора «Игромании» и «Мира Фантастики».

Ян Кузовлев стал заместителем главреда журнала, Олег Чимде — заместителем главреда сайта, а Артемий Козлов — выпускающим редактором. Тогда же к команде в роли редактора присоединился Денис Майоров (будущий главный редактор «Канобу»), до этого писавший на сайт.

Обложки при Акопяне
Обложки при Акопяне

До объединения мы, редакция сайта, частенько ругались с редакцией журнала. Это было невыносимо и неправильно — люди работают под одним брендом и постоянно срутся. Я, к тому же, чуть не разругался тогда с рекламным отделом, который в «Игромании» всегда стоял над редакцией.

Что-то, в общем, в то время было сильно не так с менеджментом. Но потом, после некоторых кадровых перестановок, всё нормализовалось. Выяснилось, что все сотрудники в обеих редакциях на самом деле горят работой и сделают всё, чтобы бренд развивался, а читатели получали качественный контент.

Нам на сайте удалось собрать отличную команду из авторов, и после объединения двух редакций именно они вывозили «Игроманию» — как сайт, так и журнал с YouTube. Большая часть авторов (да и я тоже) почти всегда находились в тени, но все совершенно точно кайфовали от того, что делают.

Олег Чимде, бывший заместитель главного редактора сайта «Игромании»

В журнале провели полный редизайн, а фокус сместился в сторону больших материалов. Играм месяца могли отвести около трети журнала. Сформировалась сильная команда внештатных авторов. На Twitch-канале запустили успешное шоу «Игромания Утром», которое вели шеф-редактор Захар Бочаров (также занимался SMM-направлением) и продюсер видеонаправления Артавазд Мурадян. Свой период в «Игромании» Акопян вспоминает с гордостью, но отмечает, что не всё из задуманного удалось реализовать в полной мере.

На свой период работы в «Игромании» смотрю критически. Я читал журнал школьником и всегда мечтал в нём работать, мечтал зарабатывать на своём увлечении, объездить мир, познакомиться с кумирами. Эти мечты сбылись, за что большое спасибо Евгению Исупову.

Не сбылась мечта сделать лучшее издание об играх на русском языке. Когда я говорю издание, то имею в виду совокупность всего, что мы делали: журнал, сайт, Twitch, YouTube, соцсети. Прикладывал для этого много усилий, но всё-таки очень многое мы сделать не успели или не смогли. Тем не менее, горжусь многими проектами, которые сделал с коллегами за годы в «Игромании», горжусь многими материалами и горжусь командой. Это была крутая школа, которую я бы не заменил ни на какую другую.

Геворг Акопян, бывший редакционный директор и главный редактор «Игромании»

Через год после своего назначения Акопян покинул редакцию. В марте 2016 года он перешёл в игровое издательство «СофтКлаб» на должность менеджера по маркетингу и развитию бизнеса в компании «СофтКлаб». Однако уже осенью 2016-го Акопян покинул «СофтКлаб» и устроился в российское отделение игровой компании Riot Games, известной игрой League of Legends.

Журнал «Игромания»

Я долго пытался убедить владельцев закрыть печатную «Игроманию» и «Мир Фантастики», но безуспешно. Журналы, как мне казалось, буквально тащили нас на дно — и в финансовом, и в творческом плане. Невозможно быть современным медиа и запускать успешные диджитал-проекты, когда структура компании заточена под принт и половина её штата им так или иначе занимается. Когда я понял, что не обладаю нужной мне степенью свободы в управлении бизнесом, то потерял интерес. Это совпало с новым предложением о работе, и я ушёл.

Геворг Акопян, бывший редакционный директор и главный редактор «Игромании»

Место главного редактора журнала занял Ян Кузовлев, а управление сайтом перешло к Олегу Чимде. При Акопяне, а чуть позже при Кузовлеве, изменилась структура печатной «Игромании»: исчезли лишние и нежизнеспособные разделы, оформление и вёрстку переделали. В приоритете были долгоиграющие лонгриды, а не превью и устаревшие (к моменту выхода номера) новости.

Бывший главный редактор закрывшегося журнала «Афиша» Даниил Трабун рассказывал, что журнал должен всякий раз быть тематическим и представлять из себя артефакт вне времени, чтобы взял с полки через десять лет и информация не потеряла актуальность. Вместе с Геворгом как раз получилось так или иначе приблизиться к этой идее: есть тема номера, есть дополнительные тексты, которые не привязаны к информационной повестке и будут интересными всегда.

Ян Кузовлев, слово главного редактора в номере за август 2016 года

После Макаренкова и Акопяна журнал продолжил развиваться, но реальность диктовала свои правила — трудно было противостоять прогрессу. Рекламодатели расценивали журнал «Игромания» как скорее имиджевую вещь, которая тяжело окупалась в коммерческом плане и постепенно теряла старую аудиторию. Руководство сайта охарактеризовало его как «журнал для коллекционеров, для тех, кто любит стильные обложки и качественную вёрстку».

Журнал «Игромания»

В августе 2016 года произошел внутриредакционный конфликт, после которого издание покинула большая часть редакции. Ян Кузовлев, Олег Чимде, Захар Бочаров, занимавший тогда должность шеф-редактора, Артавазд Мурадян, Артемий Козлов и Денис Майоров ушли в сентябре 2016 года, а большая часть внештатных авторов — ближе к ноябрю.

Ребята в Москве положили заявления на стол одновременно, и красиво попрощались на вечернем шоу с читателями и зрителями под песню из Portal. Я был в Екатеринбурге и приехал чуть позже. С решением определился, но всё-таки решил послушать, что мне скажет Исупов. Я зашёл к Евгению Алексеевичу в кабинет, а там на столе на полотне — огромная блок-схема, мол, так будет работать теперь «Игромания». Я посмотрел на неё, сказал, что такая схема работать не будет, а потом тоже отдал заявление.

Олег Чимде, бывший главный редактор сайта «Игромания»

«Игромания» стойко пережила очередную смену редакционного состава. Осенью 2016 года должность главного редактора занял бывший редактор «Мира Фантастики» Евгений Пекло. Период Пекло был последним в истории журнала.

Новый главный редактор хоть и поддерживал идею с эксклюзивными материалами, но 90 процентов статей попадали в принт прямиком с сайта. То же самое касалось официального диска, контент которого состоял из лучших роликов с YouTube-канала. В 2017 году тираж «Игромании» упал до 25 тысяч экземпляров, журнал было тяжело найти в розничной продаже и в палатках с печатью. К тому же читатели могли подписаться на электронную версию.

Журнал «Игромания»

Путь печатной «Игромании» завершился в декабре 2018 года. На выставке «ИгроМир 2018» ведущий передачи «Игромания Утром» Никита Власов объявил о закрытии издания. Свой выпуск журнал закончил на 255-м номере, а это значит, что сейчас на рынке печатной игровой прессы остался только «Навигатор игрового мира». Закончили ярко — последний номер журнала раскупили за сутки.

Разумом понимаю, что цифровая эпоха наступила, принт стал мало кому нужен, а на душе печально от того, что пришло время перелистнуть страницу. Спасибо принту за всё хорошее, что он для нас сделал!

Евгений Исупов, генеральный директор «Игромедиа» (2018 год)

Сегодня «Игромания» — это мощный медиа-бренд, в который входит успешный сайт, YouTube-канал и Twitch-направление. Многие бывшие талантливые авторы и редакторы «Игромании» нашли своё место в индустрии. Денис Давыдов независимо продюсирует и издаёт настольные игры, сотрудничая с разными издательствами.

Александр Кузьменко возглавлял «Игры@Mail.ru», а теперь занимается Kuzmenko Media. Алексей Макаренков — руководитель проекта 4Game. Антон Логвинов — популярный видеоблогер. Денис Майоров — редактор Disgusting Men и бывший главный редактор «Канобу». Ян Кузовлев — продакт-менеджер и геймдизайнер в белорусской студии Weappy. Артемий Козлов работает комьюнити-менеджером в студии Pixonic.

А часть бывшей редакции «Игромании», включая Олега Чимде, сейчас работает на DTF. Захар Бочаров в конце 2019 года перешёл в студию GSC. О талантливых людях в «Игромании» нам рассказал Геворг Акопян.

Обычно когда в каком-то издании назначается новый главред, происходит один из двух сценариев: либо он уживается с текущей командой, либо разгоняет и ставит на её место свою (как правило с предыдущего места работы). В остальных сценариях главреда перемалывают и изданием начинает заниматься кто-то другой.

Когда я стал заниматься сайтом, команды у меня не было, пришлось как-то знакомиться с ребятами, уживаться. Тогда главной движущей силой был Олег Чимде, ему активно помогал Артемий Козлов. Безумно талантливые и энергичные ребята, с уникальным взглядом на многие вещи, часто придумывали сверхуспешные тексты и проекты, и при этом оба невероятно упрямые — помню, именно от них встречал сопротивление на многие решения, мы часто конфликтовали. Процесс притирки длился около полугода и стал изматывающим для обеих сторон. Но в итоге как-то прижились, начали вместе заделывать течи, разворачивать корабль... Благодаря Леониду Молвинских (технический директор на тот момент), Ване Ефимову, Эду Клишину, Ане Полянской и многим другим начали вместе делать крутые вещи, например, те же интерактивные итоги года, спецпроекты.

Ваня, кстати, огромный талант, вместе с Олегом в паре они сделали пару игр (!), которые мы упаковали в рекламные спецпроекты. То есть два чувака взяли да написали, спроектировали, нарисовали и закодили на коленке долбанную игру, причём дважды. Да, на флэше, да, довольно простые, но это были игры!

С появлением Захара Бочарова у нас сначала ожили соцсети, а потом, благодаря его мощному творческому тандему с Ариком, который вернулся в «Игроманию» в 2015 году, началась эпоха прямых эфиров. Трансляции позволили изданию восстановить контакт с аудиторией, который, на мой взгляд, был утрачен с уходом Антона, а Юля Однакова и Ира Нечаева блестяще их монетизировали (мой любимый проект — первый стрим-стенд на «Игромире-2015»).

Всё это время по всем направлениям активно помогал Ян Кузовлев, который параллельно героически делал журнал практически без ресурсов, мотался на выставки, выцарапывал эксклюзивы. Иногда казалось, что он тащит направление просто в одиночку. И при всём при этом никогда не жаловался.

Геворг Акопян, бывший редакционный директор и главный редактор «Игромании»
Журнал «Игромания»

1 февраля 2018 года основатель интернет-портала «Канобу» Гаджи Махтиев сообщил, что займётся развитием «Игромании» в должности операционного директора. Однако уже 26 февраля бренд «Игромания» и все связанные с ним площадки были проданы.

Мы с партнёром Александром Парчуком приняли решение продать бренд «Игромания» и связанные с ним площадки — всё что растили, развивали и пестовали почти 22 года.

Делаю это с тяжёлым сердцем, но одновременно чувствую облегчение, поскольку считаю, что я дал российской игровой индустрии всё, что у меня было, я всегда всё делал с чистой душой и помыслами.

Евгений Исупов, бывший генеральный директор «Игромедиа»

В марте 2019 года стало известно, что «Игромания» и «Канобу» стали частью одной компании. Махтиев сообщил, что «купил» «Игроманию» вместе с партнёром, имя которого он пока не готов озвучить публично. По данным газеты «Коммерсантъ», Махтиеву теперь принадлежит мажоритарная доля в ООО «ТМ-медиа», владеющем «Игроманией». В то же время в результате объединения безымянный партнёр получил долю в «Канобу». Владелец двух изданий до сих пор не назван, но мы будем следить за ситуацией и обязательно дополним текст, если его имя станет известно.

Журнал «Игромания»

В сентябре 2019 года Антон Логвинов рассказал в подкасте Disgusting Men о том, что «Игроманию» «продали за смешные деньги». Он также критически высказался о последних годах работы в издании и бывшем руководстве.

Если бы не идиоты, то «Игромания» до сих пор была бы «номер один». Пример: в 2010 году мы запустили ежедневные видеоновости на сайте. И это ещё та эпоха, когда на YouTube были одни ролики с котиками. Мне позвонило начальство и сказало: «Ты чё, мудак?». Представьте, вы запускаете потенциально успешную видеорубрику, а тебя называют мудаком, потому что куча денег ушло на исходящий трафик. Я предложил запустить всё на YouTube, а мне говорят, что «зачем нам нужен этот YouTube, ведь на сайт никто не будет ходить». Потом я очень ржал с того момента, когда мы (FXA Studio — DTF) с ними разошлись, и через два года они допёрли всё в YouTube пушить. И там были такие высказывания, мол, «никто не догадывался пихать всё на YouTube-канал, а теперь мы решили это сделать». Вы чё, о****и, б***ь? Два года назад ещё догадывались.

Всегда было много дубовых моментов и смешных вещей. Постоянные споры с рекламным отделом и бухгалтерией. В рекламном отделе сидело восемь рыл, которые непонятно что делали. Некоторые девчонки работали, но было много непонятных людей. Вся история с «Игроманией» — это шрам не только для меня, но и для всех, кто там работал. Я 12 лет жизни положил на издание, и мне печально смотреть на то, как эти бездари всё просрали. Мы построили мощный «Титаник», который тонул много лет.

Антон Логвинов, видеоблогер и бывший продюсер видеонаправления «Игромании»

В октябре 2019 года главным редактором издания стал Павел Карасёв, экс-редактор медиапроекта о технологиях Digger и корреспондент журнала «РБК». Однако свою должность он покинул уже в декабре. В издании сейчас происходят структурные перемены, руководство пишет концепт и стратегию развития на ближайшие три года.

Подробнее о сайте «Игромании» читайте в разделе «Игровая журналистика в интернете».

131131
65 комментариев

Новость о том что Макаренков писал за Светлану это просто удар ниже пояса. Я нескоро еще оправлюсь 

53

Мне одно время казалось что за Катю тоже пишет девушка.
Есть кстати анекдот. Заходят как то Катя, Маша Ариманова и Светлана Померанцева в бар. А им бармен - "Парни, что пить будете?"

24

Новость о том что Макаренков писал за Светлану это просто удар ниже пояса. Я нескоро еще оправлюсьПросто нужно было меньше наяривать на почту "Светланы" ( ͡° ͜ʖ ͡°)

2
1

Покупал с 2004 по 2010-й, кажется.
Году в 2014-м нашел номер, купил и было действительно совсем не то.
И непонятно: то ли это я вырос, то ли "Игромания" просела в качестве.
Но с улыбкой вспоминаю те времена, когда бежал домой, прижимая к груди свежий номер, на который выпросил денег у родителей, как наклеивал на тетрадки стикеры, вешал плакаты (а календари у меня прижились в туалете), зачитывал материалы до дыр и собирал диски. Они в то время были просто спасением, ведь интернета толком не было в моих краях (да и везде, кроме Москвы, пожалуй) - только там можно было достать модицификации и ролики без ущерба для своего интернет-трафика (помегабайтная оплата, да).
Вот же времена были, спасибо редакции журнала за них.

30

Вырос скорее всего. Я тут недавно был дома у мамы, нашел подшивку за примерно 2005-2008 годы. Полистал ради интереса, местами интересно, но местами очень уж смешной стиль, сейчас забавно воспринимается. Ох, особенно меня умилила рубрика ответов на вопросы, с вопросами в стиле: "Какие существуют сайты об играх?", "Какая игра больше всего места на диске занимает?", "А выйдет ли GTA:Moscow?" и прочее в таком духе))

7

Времена Кузьменко были превосходны, каждый год выпуск номера с E3 прочитывался/пересматривался несколько раз.

А еще Игромании был крутейший логотип, кстати, столько лет спустя он все равно вполне актуально себе смотрится.

В "Игроманию Лайт" я, по-моему, даже пару раз написал превью (наверняка жуткого качества текст, даже страшно искать в сети ಠ_ಠ ), будучи одним из тех бесчисленных "авторов-однодневок". А через пару месяцев журнал умер. 

22