История развития франшизы Exosquad | Эхо-взвод (игры, игрушки, мультсериал)

Всем привет! В 1993-1994 годах транслировался американский мультсериал Exosquad. Как это часто бывает, в русскоязычной локализации прежнее наименование переделали, и получилось «Космические спасатели лейтенанта Марша». Exosquad не был похож на многие другие мультфильмы, транслировавшиеся в то время, так как следовал длинной сюжетной линии и имел более серьезный тон повествования, который даже содержал глубокие философские подтексты.

В 80-х и 90-х годах в Штатах произошел всплеск интереса к аниме. Стараясь извлечь выгоду из этой популярности, Universal Studios запланировала сделать такой мультсериал, который станет ответом на японскую продукцию. В одном из интервью продюсер Уилл Меньот заявил, что MS Gundam 1979 года похож на Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны, а «Эхо-взвод» — на Европейский театр военных действий. Также он сказал, что хотя оба произведения рассчитаны на детскую аудиторию, они затрагивают довольно высокие и сложные темы.

Интересно, что «Эхо-взвод», как и MS Gundam 1979 года, переживал большие трудности во время трансляции. Но, в отличие от последнего, американский мультсериал не получил вторую жизнь, несмотря на возросшую популярность по прошествии времени. Давайте же вернемся назад и посмотрим, как развивался мультсериал, какие использовались вариации игрушек и сколько существует игр по данному произведению.

Как создавался мультсериал Exosquad

Данная история начинается с писателя Джеффа Сигала. Большую часть своей карьеры он провел в американской мультипликационной студии Hanna-Barbera, где получил хороший опыт в написании сценариев для серий SuperFriends: The Legendary Super Powers Show (1984) и Challenge of the GoBots (1984-1985).

Последний был основан на линии одноименных игрушек, выпускавшихся фирмой Tonka, которая в свою очередь приобрела лицензию на оригинальные модели Machine Robo у компании Bandai. В сериале рассказывается о двух противоборствующих фракциях киборгов с планеты Гоботрон. Собственно, GoBots в то время и выступали своеобразным конкурентом для «Трансформеров».

Набив руку, работая сценаристом и продюсером, Джефф Сигал приобрел популярность и стал исполнительным вице-президентом по творческим вопросам и развитию в студии Hanna-Barbera. К началу 90-х он достиг того состояния, что захотел написать собственное произведение.

История развития франшизы Exosquad | Эхо-взвод (игры, игрушки, мультсериал)

Сигал намеревался создать Exoforce — еще один сериал о роботах, но на этот раз сюжет будет оригинальным без каких-либо первоисточников. При этом он хотел сделать его похожим на японское аниме, так как ему всегда нравился подобный стиль. Сигал показал свой черновой вариант анимационному отделу в Universal Studios. Идея им приглянулась, и был дан зеленый свет на развитие данного проекта.

Примерно в 1992 году Джефф Сигал перешел работать в Universal Cartoon Studio, и по договорённости с небольшой компанией игрушек под названием Steddy Toys были заказаны черновые зарисовки. По ходу дела от полноценных роботов отказались и решили сделать силовые костюмы, как у солдат из книг «Звездный десант». Но тут было своеобразное ограничение.

По первым задумкам броня имела мощную защиту, из-за чего кабина полностью закрывала пилота. Однако со стороны руководства студии поступило требование, чтобы передняя часть выглядела прозрачной. Учитывая, что в мультсериале задумывались частые сражения, эта мысль казалась несуразной, ведь пилот будет плохо защищен. Увы и ах, этого правила пришлось придерживаться, ведь зритель должен свободно видеть эмоции на лицах персонажей.

Через некоторое время черновые концепты представил некий Говард Чанг. Одна броня казалась футуристичной, две другие выглядели пафосно, а четвертая была самой забавной. Её будто делали из всего, что было в гараже: хоккейная маска, радиатор от машины, фара, рогатка, туча шлангов, а самое главное — звуковая колонка на плече. Xzibit был бы явно в восторге от такого творения.

Также примерно в этот же период были готовы зарисовки персонажей. Главного героя звали Мейс Корбит, а в его отряд входили Алек Делеон, Каз Такаги и Рита Торрес. Если посмотреть на данные арты, то можно увидеть, что их форма была максимально однотипной и не выделяющейся. Самый что ни на есть солдат. Но все мы знаем, какая феерия красок царила в финальной версии.

В мультсериале проще вспомнить персонажей с обычной формой, ведь их очень мало. Практически каждый солдат походил на типичного наемника с разноцветной экипировкой. А ответственны за это те же самые люди, что и приказали делать броню с прозрачной кабиной. По их мнению, детям нравятся яркие краски, а значит, каждый герой должен чем-то выделяться на фоне других. В будущем под эту концепцию попала и расцветка силовой брони.

В 1993 году к команде присоединился продюсер Уилл Меньот (The Real Ghost Busters, Captain Planet and the Planeteers), который тоже был фанатом японской анимационной индустрии и неоднократно посещал Токио. То есть он уцепил идею Сигала и стал помогать в её развитии.

На тот момент он работал над первым сезоном «Людей Икс», но из-за задержек с производством сериал не выходил в эфир. Чтобы не сидеть зря, он стал рассматривать другие проекты. Как раз Universal Studios предложила ему присоединиться к производству Exoforce, на что Уилл, конечно же, согласился.

Уилл Меньот внес неоценимый вклад в развитие мультсериала. Например, он разработал дизайн экзоскелета Вольфа Бронского и более поздней брони, которая была введена только в линейку игрушек. Помимо этого, он частично помогал прописать характер человеческим персонажам и подбирал для них соответствующий внешний вид. Из инопланетной расы Уилл вместе с другим сценаристом Луи Уильямс продумали дизайн для самого главного антагониста по имени Фэйтон. Плюс, Уилл воспользовался связями с друзьями из студии Sunrise, которые помогли сделать пилотный вступительный эпизод длительностью в 45 секунд.

В этом же году Universal Studios договорилась с компанией Playmates о разработке линии игрушек по мотивам данного мультсериала. И на этом как раз начались первые проблемы. У самого главного конкурента Playmates, компании Hasbro, уже был персонаж с именем Мейс из мультсериала COPS 1988 года. А так как она ещё продавала игрушки по этому произведению, то Playmates осталась в невыгодном положении. В конечном счете главному герою дали имя Джэй Ти Марш, как сокращение от Джеффа Тернера, сотрудника в Playmates.

Следом появились претензии к названию Exoforce. Marvel Comics заявила о возможной путанице с линией игрушек X-Force, выпускаемой по одноименной серии комиксов. Поэтому слово Force заменили Squad и получилось Exosquad. Помимо всего этого, пришлось отказаться и от услуг Sunrise. Уж больно дорогое удовольствие выходило для проекта, который мог и не снискать популярности. На смену ей пришла южнокорейская анимационная студия AKOM (Animation Korea Movie).

Сюжетная основа

В чём же заключалась основная история Exosquad? Люди стали осваивать космос и благополучно колонизировали Венеру и Марс. Немалую роль в этом сыграли искусственно выведенные существа под названием неосапианты. Они были специально приспособлены для выживания в экстремальных условиях, не нуждались во сне, обладали физически крепким телом и практически не могли заболеть. Фактически являлись полноценной рабочей силой вместо людей.

Как это и бывает, среди них нашлись личности, которые вдохновили других на восстание ради прекращения использования неосапиантов в качестве рабов. В роковой день не подозревающие ни о чем люди подверглись атакам со стороны тех, кого считали глупыми животными. Однако эффект неожиданности быстро спал, и земные ученые создали особые экзоскелеты E-Frame, которые в обиходе получили название эхолёты. Данные механизмы могли конкурировать как с физической силой неосапиантов в рукопашном бою, так и оборудовались ракетами, пулеметами для сражений на расстоянии.

Самое главное в подобной силовой броне — это наличие нейронного интерфейса. Каждый пилот должен был пройти через операцию на затылке, куда вмонтировался вход для провода с E-Frame. Данное соединение позволяло моментально реализовывать мысленные команды пилота.

С помощью экзоскелетов люди быстро подавили восстание, и казалось, что всё вернулось на круги своя, но на самом деле ненависть неосапиантов ещё больше возросла, а среди них появился новый лидер.

События мультсериала начинаются спустя 50 от этих сражений. Земной космический флот с отрядами эхолетов пытается разобраться с пиратскими кланами, а между тем неосапиант по имени Фэйтон пробуждает скрытую армию и совершает молниеносные нападения на важные производственные и военные точки. На этот раз неосапианты производили собственные эхолеты, которые превосходили земные по огневой мощности и защите корпуса. Что уж там, Фейтон даже космический флот умудрился припрятать.

По итогу у восставших образовалась военная база на Марсе, а Венера и Земля попали в оккупацию. Оставшийся в пустом космосе немногочисленный земной флот должен решить, как спасти человеческое население всех планет и не потерять оставшиеся отряды эхолетов.

История развития франшизы Exosquad | Эхо-взвод (игры, игрушки, мультсериал)

Чем же так удивителен Exosquad?

И вот тут мультсериал старается показать все ужасы войны в ограниченном цензурном формате. Неосапианты создают лагеря военнопленных, куда попадают как военные, так гражданские. Неугодные или же бесполезные отправляются на казнь. Причем даже показали момент, как часть пленных выкидывают в грузовых контейнерах к Солнцу.

Кроме этого, в Exosquad часто появляются предатели, совершаются военные перевороты, а над людьми и неосапиантами проводятся генные эксперименты. Правда, у последних иная конечная цель. Фэйтон планировал получить сильнейших и умнейших представители в своей расе, чтобы можно было полностью избавиться от людей. Отсюда и появятся неосапы трех разновидностей, включая самую основную.

И тут есть ещё один интересный момент. Помимо четкого понимания границ добра и зла, часто проявляется и серая мораль. Например, один из предателей партизанского движения хотел воссоединиться со своей плененной семьей. Или же военный, организовавший переворот, преследует цель быстрее освободить Землю от интервентов и не может терпеть тех, кто хочет использовать выжидающую тактику. Кстати, и пираты изначально были обычными землянами, которых отправили на колонизацию планеты, а затем проект был признан неокупаемым, и колонистов просто бросили без каких-либо ресурсов.

Над восстанием неосапиантов тоже стоит задуматься. Человечество долгое время издевалось над ними и принимало их жизнь как должное. Тем более после первого восстания ситуация совсем не изменилась. Тут и не удивительно, что вся раса состояла из недовольных. Естественно, выбранный Фэйтоном путь полного искоренения людей ничем не лучше. От таких действий ненависть друг к другу никуда не исчезнет.

Ещё одной отличительной чертой Exosquad является демонстрация событий, которые происходили в реальности. Первое нападение Фэйтона очень похоже на операцию «Блицкриг», один из неосапиантов владеет красным эхолетом, являющимся отсылкой на «Красного барона». На захваченных планетах формировались группы партизан, а среди военных с обеих сторон появлялись личности, которые щадили жизни своих врагов, так как не видели смысла в ненужных жертвах столь беспощадной войны. Освобожденные территории не возвращались по щелчку к прежнему состоянию, собственно, как и сами люди не могли привыкнуть к жизни без винтовки в руках.

А самое главное, в мультсериале показывали цену побед и поражений. Множество персонажей статистов с обеих сторон погибали в каждом масштабном сражении. Катапультирование или побег на спасательной шлюпке — очень редкое явление. Если погибал значимый персонаж, то это никак не приукрашивали и на лице его товарищей или родственников показывали всю скорбь от утраты.

История развития франшизы Exosquad | Эхо-взвод (игры, игрушки, мультсериал)

По словам одного из сценаристов Майкла Иденса, команда старалась перенести в мультсериал большую часть событий Второй мировой войны, что помогало удерживаться в границах дозволенного реализма. В первом сезоне из 13 серий в основном задействованы три сюжетные линии (прелюдия, сражения партизан, контратаки флота землян), а в оставшихся 39 эпизодах задания отряда лейтенанта Марша значительно расширились, и теперь сезон состоял из нескольких мини арок, которые переплетались друг с другом.

Новые проблемы и отмены

По мере трансляции зародились идеи о создании спин-оффа про пиратов и продления Exosquad либо на третий сезон, либо на одиночный фильм. В Exo-Pirates события должны были разворачиваться после 52-й серии, когда новая инопланетная раса захватила родной мир пиратских кланов. Команда планировала, что новые пришельцы будут насекомоподобными с коллективным разумом. Однако от этой идеи отказались. А жаль, ведь тогда бы точно можно было сравнивать эту историю с Starship Troopers.

С другой же стороны, некоторые руководители из Universal Studios не хотели рисковать с внедрением новой расы. Поэтому они предлагали рассказать историю из неосапиантской войны, которая была отвергнута на черновом варианте. Но тут уже сами сценаристы не хотели развивать такую идею. Зачем стоять на месте, когда можно расширять вселенную.

Кризис в развитии сериала возник из-за довольно ироничного момента. Команда всеми силами старалась сделать мультсериал реалистичным, и почти полная свобода от цензуры привела к тому, что Exosquad транслировался в 4 часа утра. Это был супернеудачный промежуток времени для детской аудитории. Те немногие, которые видели Exosquad, полюбили его, но большинство даже не догадывалось о его существовании.

Ситуацию ухудшало и то, что на американском телевидение в дневное время стали показывать различные ток-шоу крупных компаний, которые имели высокие рейтинги, а их производство не требовало больших затрат. Всё это привело к тому, что Universal Studios отказалась от какого-либо продолжения, и второй сезон закончился на клиффхэнгере, который до сих пор не завершен.

Эхо-взвод на ладони

Кстати, пора бы подробнее рассмотреть серию пластиковых игрушек по Exosquad. Как-никак от линии игрушек Playmates Toys должна была идти большая часть прибыли, а сами модели выступали своеобразной рекламой оригинального шоу. Как бы то ни было, тут тоже было не всё гладко. Для целостности картины разделим на 5 этапов всё то время, когда осуществлялся выпуск детских игрушек по Exosquad.

Этап #1. 1993 год

В 1993 году, за несколько месяцев до начала трансляции, Playmates Toys стала продавать 6 игрушек, которые стали наименоваться серией под номером 1. Первая четверка включала в себя по два легких эхолета земной и неосапиантской армий. В качестве первых персонажей решили выбрать командиров и их замов. Таким образом, со стороны терран это были Марш и Делеон, а у неосапов — Фэйтон и Тифон. Остальные две игрушки представляли собой массивные эхолеты, в кабину которых умещаются два пилота. И снова роли поделили поровну: Марсэло относился к положительным героям, а генерал Шива — к отрицательным.

Что ни говори, а по подвижности и различным предметам игрушки выглядят шикарно даже сейчас. Например, силовая броня Делеона из правой руки отстреливала 1 снаряд, а из левой сразу 4. В сам эхолет можно было поместить пилота, прикрыв его прозрачным пластиком (как принято называть в авиации — фонарем). При этом в шею солдатика втыкался провод, как в мультфильме, а его руки крепились к рукояткам эхолета. Самое прекрасное в таких моделях было то, что и фигурка персонажа, и сам эхолет обладали высокой подвижностью. Без всяких проблем у обоих растягивались руки, а ногами имитировалась ходьба.

История развития франшизы Exosquad | Эхо-взвод (игры, игрушки, мультсериал)

Помимо этого, экзоскелеты имели дополнительные подвижные части: радиоантенна в броне Делеона, крылья в доспехе Марша, задний диск у эхолета Марсэло. А ещё прилагались различные наклейки, мелкие детальки для механизмов и личное оружие пилотов.

Казалось бы, что всё прекрасно, но руководство Universal Studios вносило некоторые корректировки. В основном это касалось цветового оформления. Самый простенький пример — это эхолет Шивы. В мультфильме он практически весь синий, но в игрушке ему добавили рыжие и зеленые цвета. И если тут ещё можно подумать, что так даже лучше, но экзоскелеты Тифона и Марсэлы переделали в худшую сторону. Первый перестал быть ярко-фиолетовым и получил дополнительные зеленые предметы, включая заряд, похожий на кактус. Эхолет Марсэло превратился в гирлянду, когда в Exosquad он был обычного темно-зеленого цвета с несколькими цветными пушками.

Руководители Universal Studios считали, что дети любят очень яркое и разноцветное, поэтому однотонность категорически не приветствовалась, отчего дизайнеры Playmates Toys переставали следовать каноничному виду. Может казаться, что я придираюсь, но такие ситуация всегда плохо заканчивались, когда вид игрушек отличался от того, что показывали на экранах ТВ. И это только начало отступления от ранее поставленных рамок. Дальше стало значительно веселее.

История развития франшизы Exosquad | Эхо-взвод (игры, игрушки, мультсериал)

Этап 2. 1994 год.

С началом нового сезона Playmates Toys дополнила линию второй серией игрушек, куда снова входило 6 эхолетов, но на этот раз предпочтение отдавалось отряду лейтенанта Марша. Тут стоит сказать, что схожесть дизайнов между игрушками и версиями из мультсериала была максимальной. Эхолет Риты Торрес практически идентичен, экзоскелет у Шона Напьера имеет, наверное, самый приятный цвет у кабины, а E-frame Мэгги Уэстон мало того, что очень похож, так ещё и получил увеличенный размер.

А вот с эхолетом Бронского начинаются проблемы. Да, ему улучшили пушку на правой руке, которая имеет 5 отсреливающихся зарядов, а не 4, как в мультсериале, но вот с цветом был небольшой казус. В продаже были две версии: одна более-менее каноничная, а вторая с полностью зелеными снарядами и орудиями. Как так умудрились сделать, останется загадкой и по сей день.

Но самый жёсткий редизайн произошел у экзоскелета Нары Бёрнс. Из зелено-розового он превратился в темно-фиолетовый с элементами серо-синего цвета. Да он даже на альтернативный рыже-синий раскрас не был похож! Такое чувство, что использовалась форма для неосапиантских доспехов, а там и про ужасные пластиковые гранулы не забыли, которые дают такую цветовую гамму.

Этап 3. 1995 год и стадия торга.

Самый же бум различных модификаций игрушек пришелся на 1995 год, когда шоу уже было закрыто и предпринималась отчаянная попытка раскрутить сломанную шарманку. Создается ощущение, что в это время у всех руководителей в Playmates Toys и Universal Studios сразу наступила третья степень неизбежного (или, как её принято называть, стадия торга). Серии 4, 5 и 6 включали в себя по четыре игрушки с дизайном, который не показывался в мультфильме. Каркас оставался тем же, а вот цвета и орудия меняли. Тут была и «горилла», и «рыцарь», и даже «американский футболист». Кстати, последний не участвовал в массовой продаже и выступал лишь в рекламах и на показательных мероприятиях.

А вот серия 3 привнесла как альтернативные дизайны эхолетов, так и новые виды игрушек. Например, в продажу поступили два солдатика неосапианта и 4 космических десантника из земного флота. Последние были самыми интересными, так как у них присутствовали ракетные ранцы, а нательная броня делилась на части, такие как: шлем, бронежилет, пояс).

Ещё было добавлено два истребителя, но как обычно умудрились налажать с краской. Самолет, который в мультсериале был отсылкой на красного барона, превратился в шоколадный летательный аппарат с кожурой апельсина. Говоря другими словами, это была уже совершенно другая игрушка, хотя на упаковке изображался ярко-красный цвет.

Ну а самой интересной игрушкой в этой серии стал космический авианосец «Резолют». В носовой части располагался ангар, вмещавший в себя два миниатюрных эхолета. У «Резолюта» в наличии четыре пушки, но только две отстреливают снаряды. Плюс, эта игрушка стала первой в линейки Exosquad, которая обладала лампочками. Они включались сзади в районе двигателя, в ангаре и на верхней носовой части корабля.

И раз Playmates Toys начала производить дополнительные миниатюрные модели эхолетов, то приобретенные формы для литья решили использовать и для создания другой подсерии. Речь идет о трех наборах: база на Марсе, ангар «Резолюта» и космический порт. Каждый из них состоял из довольно большого числа мелких частей, которые выстраивались в небольшое сооружение. Отстреливаемые части отсутствовали, но зато было два миниатюрных пилота и один эхолет в уменьшенном масштабе. Жаль, что хотя на коробке изображалось гораздо больше солдатиков, отдельные наборы с ними не продавались, поэтому сооружения особо и некем было заполнить.

Ещё в 1995 году продавалась игрушка эхолета Марша, который трансформировался в мотоцикл. Также в это время был реализован тот самый дизайн Уилла Меньота, не вошедший в основной мультсериал. Exowalking был единственной моделью, которая обладала моторчиком, позволяющим приводить ноги в движение без помощи человека. То есть данный эхолет мог сам шагать с пилотом в рубке.

Самая же эпичная попытка раскрутить франшизу относится к моменту, когда Playmates Toys стала продавать наборы игрушек Robotech под маркой Exosquad. Руководство Universal Studios хотело выжать как можно больше денег из закрытого мультсериала, поэтому решили воспользоваться популярностью соседней серии. Все игрушки были переизданием оригинальных мехов компании Matchbox 1985-86 годов, но имели небольшие отличия в окраске.

И опять же, если сравнивать эхолеты Exosquad с мехами Robotech, то можно заметить определенные сходства. Экзоскелет Бронского явно создавался на основе Spartan, а силовая броня Марсэлы является модернизированной версией Officer's Battle Pod. Хотя лицензию на Robotech тогда ещё никто не приобретал.

Ни о чем не догадывающиеся фанаты стали строить многочисленные теории? будто Exosquad на самом деле приквел Robotech? и скоро мультсериал вернется с продолжением. Но нет, сами сценаристы в интервью говорили, что на стадии производства третьего сезона даже малейших идей не было по объединению двух проектов. Они даже сами удивились, когда увидели в магазинах знакомые коробки с другим наполнением.

Кстати, некоторые считали, что мультсериал Monster Force, транслировавшийся одновременно со вторым сезоном Exosquad, тоже является спин-оффом. Что тут монстры, что в Exosquad появились гибриды неосапиантов из генов различных хищных животных. Тем более эта теория усилилась, когда фанаты узнали, что мультсериал с лейтенантом Маршем поначалу назывался Exoforce. Однако это всё тоже было неправдой.

История развития франшизы Exosquad | Эхо-взвод (игры, игрушки, мультсериал)

Этап 4. 1996 год. Стадия 4: депрессия.

И вот, когда кроссовер не оправдал себя, а новых альтернативных дизайнов эхолетов уже не было, руководство Playmates Toys совсем пало духом, и было решено использовать оставшиеся литейные формы для новой линейки игрушек по Черепашкам Ниндзя. Серия называлась Muta Force и состояла из четырех экзоскелетов, которые не обладали большой подвижностью. У них даже не было отстреливаемых снарядов, а все орудия просто крепились на плечи или руки. Хотя бы пилот также интересно вставлялся в кабину. Если посмотреть со стороны, то, конечно, забавно, что черепашки ниндзя используют экзоскелет, который защищает в основном спину, когда у них самих есть твердый панцирь.

Для ребенка такая игрушка будет интересной, но при сравнении с оригинальной серией Exosquad видно, что модель силовой брони в разы ухудшилась, и больше нет различных интересных механизмов, да и тех же наклеек.

Этап 5. 2001 год. Стадия 5: принятие

По идее 1996 год должен был стать финальной точкой для игрушек Exosquad. Playmates Toys полностью открестилась от франшизы, продолжение от Universal Studios не ожидалось, но как бы не так. Оживить мумию решила дочерняя компания Playmates Toys под названием Re:Play! По ходу дела были взяты оригинальные литейные формы эхолетов и производен простой цветовой редизайн 8 игрушек. Максимум сделали новых пилотов, разделенных на фракции Тech-suit army (земляне) и S.H.O.C. (пришельцы). В остальном всё осталось таким же: снаряды отстреливались, пилот помещался в кабину, экзоскелет обладал высокой подвижностью.

История развития франшизы Exosquad | Эхо-взвод (игры, игрушки, мультсериал)

LCD игра, попавшая не в те руки

История пластиковых игрушек Exosquad на данный момент завершается в 2001 году, но по этой вселенной были и другие проекты. Примерно в 1994 году от компании Micro Games of America выходит LCD игра по мотивам Exosquad. Устройство было довольно красивым. Экран цветной, а верхнюю часть консоли покрывал яркий рисунок с эхолетом Фэйтона. Для перемещения выделили 4 кнопки (вверх, вниз, влево и вправо), плюс, была одна кнопка для атаки.

Сам геймплей похож на подобную игру про Робокопа, о которой я рассказывал ранее. В правой части экрана Фэйтон движется вверх и вниз, параллельно производя выстрелы в сторону левой части экрана, где располагается экзоскелет под управлением Марша. Игрок должен уворачиваться от всех снарядов, перемещаясь на одну из свободных линий. Возможность для контратаки появляется лишь в определенные моменты, когда Маршу с той же левой части экрана Марсэло подает винтовку. И вот только после этого игрок способен совершить выстрел в сторону врага.

Мягко говоря, для Exosquad такой геймплей совершенно не подходит. Чтобы главный герой остался без орудий и зависел от напарника — крайне маловероятная ситуация. Рисунков с вариантами движений и снарядов тоже не очень много. По сути, Micro Games of America, как обычно, сделала простой редизайн уже готовой механики. Безумно жаль, что Exosquad не попал в руки к компании Tiger Electronics. Вот они бы точно сделали качественную игру с таким количеством рисунков, что аж на экране бы не осталось свободного места.

История развития франшизы Exosquad | Эхо-взвод (игры, игрушки, мультсериал)

Настольная игра, получившая вторую жизнь

Следующую игру можно назвать кооперативной, и она тоже вышла в 1994 году. До четырех игроков могли объединится в битве против Фэйтона на бумажном поле 38х38 сантиметров. В набор входили плоские фишки, наклейки, кубики и по 4 карты персонажей эхо-взвода, а именно: Марша, Марсэло, Мэгги Уэстон и Алека Делеона.

На игровом поле отображались различные места действия и три планеты: Марс, Венера, Земля. Игроки должны продвигаться на клетках по часовой стрелке, в ходе чего можно нанимать персонажей эхо-взвода и проводить сражения на планетах. Основная цель состоит в следующем: игрок должен собрать по одной карте с Маршем, Марсэло, Мэгги Уэстон и Алеком Делеоном, произвести полный захват Марса, Земли и Венеры, а самое главное — в финале необходимо сразить Фэйтона.

Физические копии сейчас приобрести довольно сложно, но фанаты сделали виртуальную версию, которую можно скачать в мастерской стима для игры Tabletop Simulator. Модификация называется Exosquad Board Game и она максимально схожа с оригинальным изданием. Так что любой желающий может наверстать упущенное время!

Текстовый мультфильм.

В 1995 году для Windows 3 и 95 вышла игра EXO Squad Interactive Moviebook. В то время такой формат был достаточно популярен и представлял из себя сжатый пересказ всех эпизодов мультсериала с добавлением различных головоломок. В EXO Squad Interactive Moviebook игрок мог развлечь себя несколькими способами. Начну от дополнительных к самому главному.

В первом режиме игрок собирал собственный эхолет, а затем распечатывал картинку. Для туловища, ног, рук и спины надо было выбрать одну из четырех деталей. И если ноги были одинаковыми, то правая и левая руки ставились отдельно, отчего появлялась возможность установить разные манипуляторы. Вариаций, конечно, маловато, да и я сомневаюсь, что цветные принтеры так сильно было распространены в 95-ом году.

Во втором режиме тренировалась память. Нужно было запоминать, с какой последовательностью загораются кружочки, квадратики или треугольники. Забавно, что вид фигур выбирался отдельно, а то вдруг кто-то ненавидит одну из них.

В третьем режиме нужно провести эхолет под управлением лейтенанта Марша через лабиринт, избегая врагов. К сожалению, враги неподвижны и никак не реагируют на пролетающего героя, отчего данная мини-игра смотрится бесполезной. Будто чертишь выход на простой бумаге, где нет последствий от ошибок.

Четвертый режим самый забавный. Игроку по шагам показывают, как собрать один из трех бумажных самолетиков. Формат у них довольно необычный, поэтому инструкция не помешает. Даже печально, что не вставили дополнительные виды.

И вот остался самый главный режим. Сюжет мультсериала разделили на 10 глав, в каждой из которых по несколько страниц текста, которые зачитывает закадровый голос. Для полноты картины в определенные моменты рисунки на страницах начинают анимироваться, но самое главное, в левой верхней части экрана демонстрируются отрывки из мультсериала Exosquad. Они полностью озвучены, соответствующие субтитры не удалились, так что это настоящий краткий пересказ основных событий.

Вдобавок к этому в левой нижней части экрана игроку задаются вопросы. В одних случаях надо выбрать лишнее слово, а в других из разбросанных букв необходимо собрать верный ответ. Довольно занятные способы тренировки памяти, но есть один нюанс. На момент ответа необходимо останавливать чтение закадрового голоса, иначе левое нижнее окошко будет неактивно. И тут есть только кнопка стоп, поэтому после ответа на вопросы нужно заново прослушать текст. Так что лучше в самом начале останавливать говорящего, чтобы не тратилось лишнее время.

Погоня за тремя жанрами на SEGA Genesis

Ну а самой уникальной играй по данной франшизе стала ExoSquad на SEGA Genesis, вышедшая 19 мая 1995 года. Для неё был написан альтернативный сценарий, который лишь частично пересекался с сюжетом мультсериала. Начальные события происходят в 2118 году. У людей есть специальный отдел, который следит за нелегальными прыжками во времени. Проблему с одним из таких событий было поручено решить лейтенанту Маршу и его отряду, который состоял из Вольфа Бронского и Риты Торрес.

По ходу повествования выяснится, что неосапианты захватили машину времени и собираются убить людей в прошлом. Марш, Рита и Бронский должны будут путешествовать на машине времени в 2045 и 2102 года, чтобы остановить предстоящий геноцид.

Команда Playmates Interactive Entertainment решила сделать для каждого персонажа свой уникальный геймплей. Когда вы управляете эхолетом Марша, то играете в шутер от третьего лица, где необходимо сбивать всех врагов, летящих в вашего персонажа. Этот режим самый недоделанный. Попадать очень тяжело и через некоторое время даже укачивает.

Ситуация улучшается, когда под управление переходит Бронский. Теперь игра демонстрирует полуплатформер с боковой прокруткой. Как лейтенант Марш, данный персонаж может вести либо непрерывный огонь, либо производит усиленный выстрел. Это видно визуально, когда изменяется форма целеуказателя. Также на уровнях у обоих героев есть возможность подбирать блоки питания для эхолета, которые являются аналогом аптечек и восстанавливают по 2 единицы здоровья. Когда герой полностью здоров, то его показатель здоровья равен F, что обозначает число 10.

В данном режиме нельзя бить рукой, отчего часто пропускаются удары вблизи. Да и битвы с боссами выглядят как-то нединамично из-за малого пространства и уменьшенного числа действий. Как будто резко начались времена наполеоновских войн, и нужно стрелять вблизи друг от друга, стоя на одном месте.

И вот тут приходит третий жанр, который в разы улучшает общую картину. Кто бы мог подумать, что для этой игры подойдет режим с файтингом! Тут и быстрая динамика, и высокая сложность, и самое главное — много приемов для атак. Я первый раз вижу игру, где можно специально упасть на спину, чтобы провести последующее сальто с выстрелом или же оттолкнуть ногами близко подошедшего врага. Помимо этого, доступны обычные и усиленные выстрелы, рывок с ударом коленкой или же прыжок с обхватом, удар рукой сверху, по прямой или же локтем. Также можно прыгать и стрелять лежа на земле.

В данной игре редко возникают случаи, как, например, в Mortal Combat, когда можно заспамить ударами противника до такой степени, что он не сможет встать. В файтинге SEGA ExoSquad всегда есть шанс контратаковать с любой позиции. Данный режим доступен и вне основной кампании. Игрок может играть против компьютера или же со своим другом.

И тут есть два минуса. Первый касается меню. С первого раза не особо понятно, что сначала надо зайти в опции, затем выбрать мод с дуэлью, настроть параметры боя и лишь только после всего этого необходимо вернуться в главное меню и нажать на старт. Так что механизм чересчур замудрили, да ещё и скрыли.

Второй же минус связан с выбором персонажей. Разработчики позволяют драться только землянам против неосапиантов. Дружеские спарринги между представителями одной расы полностью запрещены. Очень странное решение, учитывая, что даже в мультфильме были тренировочные бои друг с другом.

В плане музыкальной части игра похвастаться ничем не может, но вот графика очень приятная. Между боями демонстрируются сцены с разговорами. Картинки хорошо прорисованы, и персонажи выглядят точно так же, как в оригинале. Модели эхолетов анимированы гладко, полностью ощущается тяжесть механизма. Глаз прямо радуется от эффектов во время файтинга.

История развития франшизы Exosquad | Эхо-взвод (игры, игрушки, мультсериал)

Есть ещё один интересный момент. У Sega Genesis была рекламная акция для игры Exo Squad. При покупке картриджа по почте высылалась эксклюзивная фигурка лейтенанта Марша. На самом деле это была обычная фигурка из первого набора с эхолетом, но с новым раскрасом и без дополнительных предметов. Уж могли бы приложить автоматы и бронежилеты, но увы и ах.

К сожалению, SEGA Exosquad критиками была воспринята очень противоречиво. Многие заявляли, что разработчики не угнались ни за одним жанром, а самое ужасное, что игра очень сложная для детской аудитории мультсериала. Так что на этом фронте Exosquad тоже не смогла выбиться в лидеры и получила практически разгромное поражение.

Итоговый результат

Создается впечатление, что у рекламного отдела, продвигающего Exosquad не было слаженной и выверенной стратегии. У мультсериала был очень специфический сценарий для американской аудитории. Серьезность и последовательность повествования, подъем сложных тем и взгляд на ужасы войны с позиции анимации. В последующих интервью сценаристы рассказывали, что часть главных героев, включая членов из отряда Марша, не дожила бы до конца второго сезона. Но руководство Universal Studios категорически отказывалось убивать популярных персонажей. Поэтому у неосапиантов всегда были запасные клоны, а часть земных героев уничтожали за кадром.

И вот из-за таких ограничений в совокупности с изменением политики трансляций на телевидении мультсериал Exosquad не смог полностью реализовать свой потенциал. Все попытки его оживить либо проходили впустую, либо отклонялись. Например, по Exosquad даже был небольшой комикс, который пересказывал события начала войны с неосапиантами. Что уж там, на DVD так и не вышел второй сезон. Благо все серии на данный момент транслируются на американском стриминговом сервисе Peacock TV, поэтому новые зрители смогут-таки ознакомиться с мультсериалом.

Остается надеяться, что какая-нибудь студия всё же выкупит права у Universal Pictures (или же саму компанию) и сможет продолжить столь уникальный мультсериал, который заслуживает получить второе дыхание и обзавестись хотя бы простым логическим окончанием.

История развития франшизы Exosquad | Эхо-взвод (игры, игрушки, мультсериал)
6969
11 комментариев

Спасибо за этот лонг, это точно был один из лучших мультсериалов в юности
*ностальгия в глаз попала

7
Ответить

Я не знаю мультфильма лучше этого в том же жанре, если честно. Очень радует отсутствие соплей, раскрытия персонажей с помощью болтовни и вот этого всего прочего. Только суровая война с убийствами и боевые ситуации, показывающие характеры участвующих в них персонажей.

Недавно с женой смотрели полностью, фейерверк положительных эмоций от настоящего боевика.

Относительно игры на СЕГЕ не согласен по поводу геймплея за Марша.
Всё там сделано просто идеально. Может конечно показаться странным для современного игрока тот факт, что целится нужно не пиксель хантингом а расположением на нужной плоскости, ну так это не минус, это особенность. В остальном всегда считал полётные уровни в космосе тестом на джедая, реакция там нужна как в гонках на карах на Татуине)))

Так же хотелось добавить что музыка в игре отличная. Не понимаю, что для автора статьи является примечательной музыкой. В играх на СЕГЕ вообще очень часто музыка отличная, я вот прямо сейчас иду запускать на эмуляторе второй уровень, что бы насладиться драйвовым экшеном за Бронского.

Да, да, именно драйвовым. Несмотря на медленную скорость передвижения игрока перестрелка на уровнях с Бронским очень драйвовая, как и должно быть в перестрелках, драйвовая сама перестрелка, а не беготня. Это кстати был упрёк в сторону современных игр, в которых сама перестрелка уходит на второй план по сравнению с движением.

Вообще считаю уровни с Бронским геймлейным шедевром. Скорость геймплея почти полностью находится в руках игрока в реальном времени, игра заставляет прочувствовать весь кайф от уничтожения противников. Не от кровавых анимаций добивания, как в современных играх, а именно от того, что ты заметил, успел навестись и убить.

Мне кажется современным игрокам уже не понять, что крутизна экшовых игр не в добиваниях, кишках и сложности, а в кайфе от своего скилового превосходства над противником. В данном случае быстрой тактической оценки ситуации.

П.С. Прошёл игру недавно на харде. Вообще улёт)

4
Ответить

Забрал в избранное, любил в детсве этот сериал

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Нужен метамодерновый ремейк. Или продолжение-переосмысление, как у Химена.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Я щетаю лонг жутко недооценен. Открыл чисто полистать и картинки игрушек посмотреть, а по итогу залип за чтением до победного конца, оч интересно написано. Спасибо за старания.)

1
Ответить