Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

Когда одного рисунка было достаточно, чтобы продать игру.

25 лет назад к покупке игры мотивировала информация в прессе, реклама в телевизоре или коробка на прилавке с красивой обложкой. Цепляющий рисунок заставлял посетителя магазина взять коробку в руки, прочесть аннотацию и посмотреть на скриншоты. В наши дни это кажется чем-то очень далеким, так как все привыкли читать отзывы, играть в демоверсии, смотреть трейлеры или стримы.

Над оформлением обложек часто работали известные художники, талантливые иллюстраторы и комиксисты. Свои картины они рисовали на основе внутриигровой графики и геймплея. Цель была проста: изобразить дух игры на её обложке.

Подробно рассказываем о феномене и вспоминаем значимых художников, которые подарили свои рисунки хорошим играм.

Картина Эрика Шайи, обложка Another World
Картина Эрика Шайи, обложка Another World

Японские художники

Если говорить о плодовитых японских иллюстраторах, то первое место разделят Нориёси Орай и Ёсиюки Такани. Это настоящие ветераны, которые профессионально рисовали с начала 60-х годов и посвятили этому всю свою жизнь. Они плохо известны за пределами Японии, а иллюстрирование игровых обложек занимает лишь малую часть их творчества.

Нориёси Орай иллюстрировал японские романы, рисовал постеры к аниме и фильмам (в том числе голливудским блокбастерам). У него реалистичный и узнаваемый стиль, его конёк — правдоподобные лица. В Японии Орай известен постерами к фильмам про Годзиллу и самурайским боевикам. Ещё он один из самых значимых японских иллюстраторов вселенной «Звёздных войн». Джордж Лукас был так восхищён его талантом, что лично попросил художника нарисовать международный постер пятого эпизода саги.

Постеры Орай — «Империя наносит ответный удар» и «Безумный Макс 2»
Постеры Орай — «Империя наносит ответный удар» и «Безумный Макс 2»

Нориёси Орай больше пяти лет работал иллюстратором игр от компании Koei. В основном он занимался историческими пошаговыми стратегиями, вроде серий Nobunaga’s Ambition, Romance ot the Three Kingdoms, Pacific Theater of Operations, Genghis Khan или Uncharted Waters.

L'Empereur, Nobunaga’s Ambition: Lord of Darkness, Uncharted Waters
L'Empereur, Nobunaga’s Ambition: Lord of Darkness, Uncharted Waters
Taikou Risshiden II, Genghis Khan II: Clan of the Gray Wolf, Inindo: Way of the Ninja
Taikou Risshiden II, Genghis Khan II: Clan of the Gray Wolf, Inindo: Way of the Ninja
Pacific Theater of Operations, Bandit Kings of Ancient China, Romance of the Three Kingdoms II
Pacific Theater of Operations, Bandit Kings of Ancient China, Romance of the Three Kingdoms II

Ещё будучи подростком, Хидео Кодзима с любопытством рассматривал рисунки Орай в романах и на киноафишах. Геймдизайнер не раз приглашал художника для работы над коллекционными изданиями (Premium Package) разных частей серии Metal Gear.

Metal Gear Solid 3
Metal Gear Solid 3
Metal Gear Solid: Portable Ops
Metal Gear Solid: Portable Ops
Metal Gear Solid
Metal Gear Solid

Ёсиюки Такани специализируется на военных сражениях и больших роботах. Он рисовал арты по вселенной Macross, Mobile Suit Gundam, Combat Mecha Xabungle, Panzer World Galient и для других аниме-сериалов. Его самый знаменитый постер нарисован для фильма Хаяо Миядзаки «Навсикая из долины ветров».

Постеры Такани к «Навсикае»
Постеры Такани к «Навсикае»

Художник десятилетиями рисовал арты для коробок сборных моделей от Tamiya, Fujimi и Hasegawa. К нему часто обращались, когда нужно было нарисовать эффектное сражение человекоподобных машин или военную технику. Как и Орай, он работал над двумя коллекционными изданиями и нарисовал обложку для Metal Gear 2.

Metal Gear Solid 3: Snake Eater premium package
Metal Gear Solid 3: Snake Eater premium package
Metal Gear Solid: The Twin Snakes
Metal Gear Solid: The Twin Snakes
Коллекционное издание Metal Slug
Коллекционное издание Metal Slug
Genocide 2: Master of the Dark Communion, Power Dolls 2 Dash
Genocide 2: Master of the Dark Communion, Power Dolls 2 Dash
Metal Gear 2: Solid Snake
Metal Gear 2: Solid Snake

Художница Аями Кодзима прославилась после устройства в Konami. С 1997 по 2007 год она занимала должность главного иллюстратора и дизайнера серии Castlevania (от Symphony of the Night до ремейка Dracula X).

В своей работе она использует тушь, акриловые краски, моделирующую пасту и мастихин. Персонажи Кодзимы всегда выглядят элегантно, так как нарисованы в стиле «бисёнен» (с яп. «прекрасный мужчина»).

Castlevania: Symphony of the Night
Castlevania: Symphony of the Night
Castlevania: Harmony of Dissonance
Castlevania: Harmony of Dissonance
Castlevania: Symphony of the Night, Castlevania Chronicles
Castlevania: Symphony of the Night, Castlevania Chronicles

Про художника Ёсиаки Ёнесима известно немного. Он рисовал для Sega с 1989 года, перестал в 1994 году, после чего окончательно пропал из виду. В сети нет его фотографий, интервью или хотя бы рассказов от бывших коллег. С 1994 года о нём ничего не слышно.

Непризнанный иллюстратор подарил миру одни из лучших игровых обложек на Sega Mega Drive. Достаточно вспомнить Golden Axe или Streets of Rage.

Streets of Rage, Golden Axe
Streets of Rage, Golden Axe
Streets of Rage II
Streets of Rage II
Alien Storm
Alien Storm

Художник Ёситака Амано начал свой путь с иллюстрирования романов и дизайна в аниме. Амано создал причудливый мир и персонажей в фильме «Яйцо Ангела» режиссера Мамору Осии («Призрак в доспехах», «Полиция будущего»). Он же нарисовал облик охотника на вампиров Ди в одноименной серии романов писателя Хидеюки Кикути и помогал в работе над двумя экранизациями.

Стиль Амано тяжело классифицировать. На художника повлияли яркие представители европейского модерна начала XX века, японские гравюры в стиле «укиё-э» и американские комиксы 70-х. Всемирная слава пришла к нему в начале 90-х, когда его назначили концептуальным дизайнером серии Final Fantasy.

Final Fantasy VI
Final Fantasy VI
Final Fantasy III
Final Fantasy III
Final Fantasy XIV
Final Fantasy XIV
Final Fantasy IX
Final Fantasy IX

В 1997 году на должность дизайнера персонажей поставили Тэцуя Номура, но Амано не стали списывать со счётов. В наши дни он продолжает рисовать промо-арты и логотипы для каждой номерной части серии.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

Древние тропические леса всегда были центральной темой картин Хиро Исоно. Леса Исоно выглядят волшебно и фантастично, будто они с другой планеты. На самом деле большинство его картин нарисованы с натуры, ведь художник всю жизнь путешествовал и даже немного жил в джунглях Южной Америки.

В начале 90-х его попросили нарисовать обложки для двух частей ролевой серии Seiken Densetsu (серия Mana в США и Европе). Исоно умер в 2013 году, но его исполинское древо Маны все ещё живёт в новых частях Seiken Densetsu.

Seiken Densetsu 2 (Secret of Mana)
Seiken Densetsu 2 (Secret of Mana)
Seiken Densetsu 3
Seiken Densetsu 3

К созданию обложек и дизайну игр неоднократно привлекали аниматоров и мангак. На этом поприще ярче всего отметился мангака Акира Торияма, автор подростковых бестселлеров «Драконий жемчуг» и «Доктор Сламп».

Мангака нарисовал облик персонажей и противников в Chrono Trigger, Blue Dragon и культовой серии Dragon Quest.

Chrono Trigger
Chrono Trigger
Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек
Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

Участие Ториямы в работе над Dragon Quest здорово подняло продажи игры. Серия имела ошеломительный успех на родине. В день релиза Dragon Quest III тысячи японских школьников прогуляли уроки ради того, чтобы встать в очередь у магазинов за долгожданной новинкой.

После этого Министерство образования Японии настоятельно попросило Nintendo перенести все громкие релизы на выходные дни или праздники.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек
Dragon Quest VIII
Dragon Quest VIII

Акихиро Ямада — книжный иллюстратор, мангака и лауреат премии Сэйюн за выдающиеся достижения в искусстве. Ямада часто рисует в стиле традиционной китайской живописи «гохуа». Больше десяти лет он трудился над обложками и дизайном персонажей в играх. Наиболее яркие примеры его творчества — Castlevania: Dracula X и Front Mission 3.

Castlevania: Dracula X, Milandra
Castlevania: Dracula X, Milandra
Black Rainbow I и II
Black Rainbow I и II

Порой легко угадать автора рисунка с первого взгляда из-за уникального стиля. Иллюстратор Тосиаки Мори нарисовал около двух сотен артов для игр от компаний SNK и Capcom. В его послужном списке такие громкие серии, как Fatal Fury, Metal Slug, The King of Fighters, Dead Rising и Samurai Shodown.

В отличие от коллег, которые предпочли рисовать в манга-стилистике, Мори выбрал живой и узнаваемый дизайн персонажей. Такой реалистичности он добился благодаря грамотному использованию света и тени.

King of Fighters, Ghouls 'n' Goblins
King of Fighters, Ghouls 'n' Goblins
Burning Fight, 2020 Super Baseball
Burning Fight, 2020 Super Baseball
Street Fighter
Street Fighter
Capcom Classics Collection, King of Fighters' 2000
Capcom Classics Collection, King of Fighters' 2000

Коллега и друг Мори, Кину Нисимура, успела поработать почти над всеми играми от Capcom в период с 1991 по 2008 год. Она создала знаменитые промо-арты персонажей к Street Fighter II, разработала их дизайн в Street Fighter III, Armored Warriors, Cyberbots и Dungeons & Dragons: Shadow over Mystara.

Её рисунки красовались на игровых обложках, билбордах и в аркадных залах. Нисимуру вполне можно назвать самым активным и разносторонним (её визуальный стиль менялся как минимум трижды) иллюстратором в истории Capcom.

Street Fighter II
Street Fighter II
Street Fighter IV
Street Fighter IV
Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек
Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек
Dungeon and Dragons: Shadow over Mystara
Dungeon and Dragons: Shadow over Mystara

С работами художника Ёдзи Синкава знаком любой поклонник серии Metal Gear. Синкава отвечал за дизайн персонажей и всей вымышленной техники начиная с Metal Gear Solid на PSone.

Сегодня Синкава продолжает трудиться в тандеме с Хидео Кодзимой над грядущей Death Stranding.

Metal Gear Solid 2-3
Metal Gear Solid 2-3
Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек
Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

Рисунки художника зачастую двухцветны и выполнены в стиле, напоминающим традиционную живопись «суми-э» (японская живопись тушью и водой). Эффект «суми-э» получился из-за ручек-кистей для каллиграфии от Pentel, которыми Синкава пользуется больше 20 лет.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

Западные художники

В Японии иллюстраторами игровых обложек нередко становились известные художники, дизайнеры и создатели комиксов. Но на Западе был совершенно иной подход к этому делу. Прославленные иллюстраторы просили большие деньги, поэтому проще было нанять неизвестного художника или попросить художественный отдел нарисовать обложку.

Само собой, были и исключения. Как, например, супружеская пара двух художников — Бориса Вальехо и Джулии Белл. Они брались почти за всё: от обложек игр и книг до постеров и музыкальных альбомов. Их стиль серьёзно повлиял на образ многочисленных фэнтезийных миров из 80-х годов прошлого века.

В своих работах они воспевали красоту обнаженного женского тела и мускулистые тела сильных мужчин. Герои их картин почти не носят одежду, либо надевают её по минимуму. Злые языки говорят, что именно отсюда растут корни злосчастных «бронелифчиков».

«Бронелифчики» Вальехо и Белл
«Бронелифчики» Вальехо и Белл

В начале 90-х Sega of America щедро заплатила художникам за 20 обложек к различным играм. Например, Вальехо создал обложки к Golden Axe II, Star Control, Wings of Wor, Phantasy Star II и трех частей Ecco the Dolphin.

Ecco the Dolphin: I, Tides of Time, Defender of the Future
Ecco the Dolphin: I, Tides of Time, Defender of the Future
Golden Axe II, Might and Magic VII: Blood and Honor, Wings of Wor
Golden Axe II, Might and Magic VII: Blood and Honor, Wings of Wor
Phantasy Star II и IV
Phantasy Star II и IV

У Белл получились запоминающиеся рисунки к Eternal Champions, Turrican и Splatterhouse 3.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

Самая неудачная и при этом узнаваемая обложка Белл — для Wolfenstein 3D. Фанаты серии, правда, критикуют её за грубейшие исторические несоответствия.

Форма нацистов совсем не похожа на реальную, к тому же солдаты на ней изображены с американской винтовкой AR-15 1963 года выпуска. То ли Белл спешила, то ли ей плохо обрисовали временную эпоху.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

В 2009 году 2K Games заказала у Вальехо и Белл арт для грядущей Bioshock 2. Издатель до сих пор продает постеры с артом в официальном магазине.

«Объект Дельта» — картина Бориса Вальехо и Джулии Белл
«Объект Дельта» — картина Бориса Вальехо и Джулии Белл

Томас Дюбуа — христианский живописец и иллюстратор Disney. Но с 1988 по 1994 год он был главным оформителем обложек игр компании Konami в США и Европе. В России его рисунки красовались на пиратских картриджах «Денди» и китайских копиях игр для Sega Mega Drive.

Дюбуа подарил свои рисунки Axelay, Cybernator, Sunset Riders, сериям Teenage Mutant Ninja Turtles, Contra и Castlevania.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек
Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек
Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

Под руководством Ричарда Гэрриота, иллюстратор Денис Лубе рисовал обложки для игр серии Ultima. Помимо этого он работал над внутриигровой графикой и иллюстрациями в руководствах.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

Роджер Дин и Питер Эндрю Джонс — первые крупные английские художники, которые серьёзно подошли к иллюстрированию игровых обложек. Они рисовали свои картины для игр на персональных компьютерах ZX Spectrum, Amiga, Atari ST и Commodore 64.

До прихода в индустрию видеоигр, Роджер Дин иллюстрировал обложки альбомов британских рок-групп, среди которых были Yes и Asia. У Дина есть две чётко выраженные тематики — загадочные инопланетные миры и странные механические создания.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек
Brataccas
Brataccas
Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

На игровых обложках иллюстратора фантастических романов Питера Эндрю Джонса изображены технологии будущего и конфликты с неизвестными силами в далёких уголках космоса.

Alien Legion
Alien Legion
Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

Дон Иван Пунчац писал обложки для журнала Heavy Metal, иллюстрировал хорроры и научную фантастику. Почти что любой человек, мало-мальски знакомый с играми, хотя бы раз в жизни видел его знаменитую обложку и логотип Doom.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

C её созданием связана забавная история. Художник пришел в id Software вместе с мужчиной-моделью и игрушечным ружьем. За этим наблюдал геймдизайнер Джон Ромеро, который предложил Пунчацу нарисовать героя игры в окружении демонов. В итоге Ромеро не понравились скучные позы модели, он сорвал с себя футболку, взял в руки в ружье и сам начал позировать художнику. Doomguy на обложке — это Джон Ромеро.

Джеральд Бром — мастер готического фэнтези-арта и художник-фантаст. Если попытаться выбрать из его творчества три главные игровые обложки, то это будут, конечно, Doom II, Diablo II и Heretic.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

Про художников Роберта Грейса и Виктора Гадино информации мало. Грейс занимался графикой в сиквелах Myst, а Гадино иллюстрировал обложки женских романов. Объединяет их одно — франшиза Duke Nukem. Грейс нарисовал знаменитую обложку Duke Nukem 3D, тогда как Гадино работал над обложками портов, сиквелов на PSone и ранней версией Duke Nukem Forever.

Duke Nukem 3D, Duke Nukem: Zero Hour и ранняя обложка Duke Nukem Forever
Duke Nukem 3D, Duke Nukem: Zero Hour и ранняя обложка Duke Nukem Forever

Стивен Перселл — один из ключевых художников-аниматоров классических квестов от LucasArts, автор комиксов и игр про сумасбродную парочку детективов Сэма и Макса. Он писал обложки, бэкграунды, работал над анимацией и придумал облик персонажей в трех частях культовой серии Monkey Island. Даже успел помочь Sega, создав пришельцев ТоуДжема и Эрла для одноимённой игры на Sega Mega Drive.

The Secret of Monkey Island, Monkey Island 2: LeChuck’s Revenge, The Tales of Monkey Island
The Secret of Monkey Island, Monkey Island 2: LeChuck’s Revenge, The Tales of Monkey Island
Sam and Max: Hit the Road, Zak McKracken and the Alien Mindbenders, ToeJam and Earl in Panic on Funkotron
Sam and Max: Hit the Road, Zak McKracken and the Alien Mindbenders, ToeJam and Earl in Panic on Funkotron

Противостояние двух культур

Западная премьера фильма «Акира» кардинально перевернула представление англоговорящих зрителей и критиков об аниме. Раньше считалось, что аниме — это детские мультфильмы про роботов, милых говорящих животных и девочек-волшебниц. Но благодаря картине Кацухиро Отомо появились первые увлеченные фанаты, на западный видеорынок хлынули видеокассеты, а с конца 80-х крупные издательства (Viz, Marvel и Dark Horse) выпускают переведённую мангу.

Сегодня никого не удивят игры с персонажами в манга-стилистике и игровые адаптации популярных аниме-сериалов. Однако в начале 90-х издатели боялись рисковать. Какой бы хорошей не была игра, но если на обложке есть персонажи аниме, то потенциальный покупатель скорее всего её проигнорирует, думали они.

Переименовали игру и убрали героиню с обложки
Переименовали игру и убрали героиню с обложки

По отношению к японским играм этот стереотип продержался вплоть до начала нулевых. Доходило даже до того, что из игр вырезали всю графику и катсцены, в которых фигурировали аниме-персонажи. Например, в западных версиях Assault Suits Valken (Сybernator в США) и Ace Combat 3 вырезали все портреты героев.

Слева — Assault Suits Valken, справа — Cybernator
Слева — Assault Suits Valken, справа — Cybernator

Персонажей в фэнтэзийных японских ролевых играх и платформерах всегда перерисовывали на западный лад. Такие обложки проигрывали оригинальным и выглядели крайне блёкло.

Valis III
Valis III
Shining Force II
Shining Force II
The Story of Thor (Beyond Oasis в США)
The Story of Thor (Beyond Oasis в США)

Фанаты серии Phantasy Star до сих пор спорят о том, какие обложки лучше — японские или американские. Американские обложки не выдерживают никакой критики по части отношения к первоисточнику, но с другой стороны — их рисовал Борис Вальехо.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек
Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

Играм в фантастическом сеттинге повезло меньше. Такие коробки даже на полке держать стыдно.

Поменяли название и испортили героинь
Поменяли название и испортили героинь
Strider
Strider
Без комментариев
Без комментариев
Чуть лучше, но всё еще ужасно
Чуть лучше, но всё еще ужасно

Игру на Mega Drive по аниме «Кулак Северной Звезды» переименовали в Last Battle. Из неё вырезали всю жесткость, поменяли имена персонажей и сюжет.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

Милая девушка из скролл-шутера Arrow Flash превратилась в отважную Джулию Робертс.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

Иногда американские обложки выглядели на уровне оригинала, но превзойти его так и не смогли.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек
Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

В редких случаях происходило наоборот. Западные игры получали в Японии эксклюзивные обложки, перерисованные в стиле манги или аниме. Такое произошло с культовой игрой Comix Zone.

Потерянное искусство: художники золотого века игровых обложек

И даже когда к аниме уже привыкли, японские обложки всё равно не любили за излишнюю артистичность и минимализм. Обложку от геймдизайнера Фумито Уэда для игры ICO часто называют одной из лучших в истории. Однако в американском отделении Sony решили, что рисунок Уэды выглядит странно и совсем не привлекает потенциального покупателя. Одним махом они убили произведение искусства, поместив на коробку перерисованные на западный манер рендеры персонажей.

Слева — американская обложка, справа — европейская и японская
Слева — американская обложка, справа — европейская и японская

Такие факторы, как строгость в дизайне, вера заданным стандартам и боязнь аниме — работали не в пользу западных изданий. Сейчас японские релизы старых игр ценятся у коллекционеров куда больше, чем европейские или американские.

Современные обложки

Сегодняшним обложкам катастрофически не хватает разнообразия. В последние 10 лет все привыкли к пяти популярным шаблонам на коробке с игрой: акцент на лице, одинокий герой с оружием, персонажи стремятся в бой, герой повернулся спиной и смотрит куда-то вдаль, герой на фоне чего-то гигантского.

Логику издателей понять нетрудно. Узнаваемые образы отлично продаются, поэтому нет смысла изобретать велосипед или делать что-то необычное.

Примеры типажа «герой с оружием»
Примеры типажа «герой с оружием»
Лицо крупным планом
Лицо крупным планом

Такой подход только расстраивает игроков. Например, в 2016 году общественность раскритиковала обложку Doom за полную безликость. Вскоре Bethesda пошла на попятную и предложила альтернативную версию оформления коробки.

Новая обложка нарисована по мотивам рисунка Дона Пунчаца
Новая обложка нарисована по мотивам рисунка Дона Пунчаца

Феномен иллюстрирования игровых обложек угас в конце 90-х. Наступила эпоха трёхмерных игр, в дизайне обложек всё чаще использовали обычные фотографии или CG-модели персонажей (каждая вторая обложка на Nintendo 64 и PSone). Красивые рисунки постепенно уходили в прошлое, пока в середине нулевых их окончательно не вытеснили знакомые нам клише.

У каждого игрока есть свои любимые арты к обложкам, которые не грех повесить на стену, поставить на мобильный телефон или держать коробку с игрой на самом видном месте в комнате. А какие у вас любимые игровые обложки? Давайте вспомним и обсудим в комментариях.

302302
227 комментариев

Ну, серия GTA стоит особняком, и ничего, раскупают же.

36

Стоит отметить, что Рокстар к такому дизайну пришли далеко не сразу. Всем известный вариант обложки был лишь одним из экспериментов для одного из поздних изданий игры.

39

Это как раз пример хорошей обложки. Она стильная и показывает разные аспекты игры. Это конечно не шедевр, как у Secret of Mana, но это явно то, что хотелось бы держать рядом на полке.

9

У них всегда был свой стиль, логично что его и придерживаются

5

Не статья, а пиршество для глаз просто.

66

Помню время когда каждая покупка игры была своеобразным пиршеством для глаз - интернета вообще не было, приходишь в магазин с ператочками а их там миллионы. И стоишь каждую обложку выбираешь, и если какая то приглянулась то берешь диск что бы прочитать что за игры с обратной стороны и глянуть скриншоты. *Ностальгия*

17

Хоть выставку открывай прям для нашего поколения.

1