Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту» — фантастические выходные #4
Рэй Брэдбери (1920-2012) — американский писатель, успешно сочетавший работу в фантастике с написанием произведений в жанрах реализма, детектива. Его перу принадлежат как научно-фантастические "Марсианские хроники" (1949), так и частично автобиографическое "Вино из одуванчиков" (1957).
Сегодня мы расскажем о самом знаменитом произведении автора — антиутопическом романе «451° по Фаренгейту» (Fahrenheit 451, 1953).
Он написан на основе повести «Пожарный» (The Fireman), опубликованной в феврале 1951 года в журнале Galaxy Science Fiction.
«Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел»
Гай Монтэг — пожарный. Но он не борется с огнём, а выплёскивает его на призраков прошлого, что ещё водятся в домах некоторых людей. На рукаве его огнеупорной куртки нашивка с изображением саламандры, а на чёрном металлическом шлеме блестит символическое число — «451».
Вместе с другими пожарными он едет на вызов, чтобы, сжегши книги в очередном доме, совершить попытку окончательно потушить то, что за миллионы лет эволюции превратилось у людей в настоящий инстинкт — стремление к познанию, осмыслению и созиданию мира вокруг себя. Это стремление в обществе, в котором живёт Монтэг, давно подавлено. Люди, поглощённые бесконечными развлечениями, замкнулись в собственных мирах и прячутся в них от страхов, которые несёт за собой реальность.
Ничто не нарушает размеренный быт Монтэга: дом, работа, дом, работа.
Дома его ждёт жена Милдред, целиком и полностью увлечённая теми развлечениями, которыми её одаривает интерактивная телестена, а ночью она способна уснуть, только приняв несколько таблеток снотворного.
На работе Монтэга ждут его коллеги — такие же, как он, пожарные, даже внешне крайне на него похожие, уверенные в том, что представители их профессии всегда жгли дома и никогда их не тушили.
И всё же Монтэг не такой как все.
В жизни Гая случается то, что меняет его взгляд на окружающий порядок вещей. Он знакомится с живущей по соседству Клариссой — любознательной и, несмотря ни на что, жизнерадостной девушкой, желающей поглотить, познать весь мир вокруг себя.
Клариссе удаётся рассеять тьму, выжженную в Монтэге его работой. В разговорах с ним девушка, описывая свой быт и интересы, крупными мазками, на контрасте, обрисовывает образ окружающего их мира, которому присущи деградировавшая система образования, отсутствие у молодёжи цели в жизни, навязывание людям ненужных, не имеющих для них никакой реальной ценности, товаров, сокращение интереса к полноценному межличностному общению и расцвет жестокости.
Люди ни о чём не говорят. … Да-да. Ни о чём. Сыплют названиями … и ко всему прибавляют: «Как шикарно!» Все они твердят одно и то же. Как трещотки.
Когда Кларисса неожиданно пропадает, исчезает без следа, реальность Монтэга раскалывается на до и после. Он начинает отчётливо осознавать какой рутинной и бессмысленной была его жизнь, в которой у него не всегда даже хватало времени на то, чтобы просто остановиться и подумать. Ему становится очевидным то, какое безразличие к его персоне (и друг к другу) испытывают его коллеги, а также поглощённая миром иллюзий жена, с которой они спят на разных кроватях и которая видит в нём лишь способ купить очередную дорогостоящую игрушку.
Монтэг решает узнать, что скрывают те страницы, которые его шипящий змеёй огнемёт так часто обдавал языком керосинового пламени.
Самое пугающее в истории, рассказанной Брэдбери, то, что общество в ней само пришло в упадок, без указки сверху, противясь всё усложняющейся действительности, выбрало путь забвения, ведущий к саморазрушению.
Книги в романе, как главный аккумулятор опыта поколений, выступают последней надеждой для человечества разорвать, научившись наконец на своих ошибках, порочный круг, в который оно попало.
Есть, должно быть, что-то в этих книгах, чего мы даже себе не представляем…