Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Разбираемся, почему враждуют Бэтмен с Джокером, Супермен с Лексом Лютором и другие культовые дуэты.

Яркие злодеи — обязательный атрибут супергероики. А самые интересные пары противников давно стали частью массовой культуры, известной даже тем, кто не читает комиксы. За годы у супергероев сложились непростые отношения с их врагами: часто они не столько дерутся друг с другом, сколько спорят и припоминают былые обиды.

Да и сами конфликты героев и злодеев давно превратились в метафоры для борьбы различных идеологий, философий или природных явлений, семейных и социальных конфликтов. Кому-то это по душе, кто-то считает такие приёмы наигранными, но такова уж традиция жанра. Вспоминаем, как развивались самые важные, старые и интересные конфликты в супергероике, и как их понимают современные сценаристы.

Супермен и Лекс Лютор

Супермен — один из старейших супергероев, а Лекс Лютор — один из старейших его противников. Впервые персонажи встретились на страницах комиксов ещё в 1940 году. Но за прошедшие с тех пор десятилетия их конфликт пережил столько изменений, что от его первоначальной идеи уже ничего не осталось.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

В оригинале Лютор — классический «сумасшедший учёный», мечтавший о богатстве и мировом господстве. Он жил в собственном летающем городе-крепости, где вынашивал планы по разжиганию войны между европейскими странами. Супермен остановил злодея, который на тот момент казался лишь «одним из многих» врагов последнего криптонца. Строго говоря, в финале первого комикса Лютор взорвался вместе со своим городом, но вскоре вернулся с новыми планами по захвату власти и обогащению.

Этот сюжет очень характерен для 40-х годов. Вторая мировая война уже началась, но США в неё ещё не вступили, и многие авторы старались привлечь внимание читателей к событиям в Старом свете. Вражда Лютора и Супермена и после этого часто перекликалась с важными политическими проблемами — так, в 1944-м Лютор первым из всех суперзлодеев использовал атомную бомбу, за год до её применения в реальной жизни. Военный департамент США даже запретил продажу комикса, заставив издателей отложить его до 46 года, чтобы не привлекать лишнее внимание к разработкам нового оружия.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Тогда же, в 40-е, Лютор «облысел». Произошло это, судя по всему, из-за ошибки художника. В оригинальном комиксе сумасшедший учёный обладал густой шевелюрой, но позже без каких-либо объяснений его нарисовали уже лысым.

Фанаты это запомнили, так что в последующих переосмыслениях истории сценаристы всегда объяснили облысение Лютора отдельно: иногда волосы выпадали из-за стресса, иногда под влиянием какого-нибудь излучения, а иногда из-за опасных химикатов. Но почти всегда Лютор винил в этом Супермена.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

А переосмыслений написали немало — с конца 50-х Лютор быстро завоёвывал популярность, выделяясь среди всех противников Человека из стали, и его история обросла подробностями. Поначалу он оставался верен образу сумасшедшего учёного-преступника в духе профессора Мориарти или врагов Джеймса Бонда. В таком виде он задал «моду» среди злодеев на дерзкие и безумные побеги из тюрьмы — так сценаристы отражали гениальность персонажа, способного собрать боевого робота даже в камере.

Комиксы вообще постоянно подчёркивали интеллект Лютора, прямо заявляя, что в открытом бою с Суперменом ему не совладать. Знаменитая силовая броня суперзлодея, которая позволяет ему на равных сражаться с сильнейшим человеком в мире, впервые появилась только в 70-е, в рамках сюжета, строящегося вокруг планеты Лексор — её жители провозгласили Лютора правителем после того, как он восстановил их утраченные технологии.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

На основе инопланетных знаний и ресурсов Лекс и создал боевую броню. И хотя сам образ Лексора сейчас забылся, костюм, символизирующий, что с помощью технологического гения можно потягаться с Суперменом в драке, помнят до сих пор.

Впрочем, по-настоящему Лютора из числа противников Супермена выделял не ум. В отличие от Брейниака, Металло и даже генерала Зода, у Лютора рано завязались личные отношения с Человеком из стали. Ещё в 60-е в Adventure Comics читателю показали, что Лютор вырос в том же городке, Смолвиле, что и Супермен (который тогда носил имя Супербой).

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Какое-то время они дружили, но по нелепой случайности Супербой разрушил лабораторию своего соседа, и Лютор поклялся отомстить. Изначально он планировал затмить супергероя в глазах простых людей, и придумывал машины, призванные улучшить всем жизнь. Но они неизменно выходили из-под контроля с катастрофическими последствиями, Супербой всех спасал, а Лютор раздражался всё сильнее, пока, наконец, не решил, что ему проще убить своего противника.

В дальнейшем этот сюжет то отменяли, то опять повторяли — например, в сериале «Тайны Смолвиля». Но он навсегда определил отношения героев. Лютор, движимый гордостью, мечтает превзойти Супермена, а Супермен спасает людей и пытается доказать своему врагу, что тот должен использовать интеллект во благо человечества, а не ради удовлетворения собственного эго. В таком виде их вражда продолжается уже много десятков лет.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Но окончательно она оформилась в 1986-м. После серии комиксов Crisis on Infinite Earths, перезагрузившей всю вселенную DC, образ Лекса Лютора переосмыслили. Из сумасшедшего учёного-преступника он превратился в главу корпорации LexCorp, человека, который вмешивается в политику, занимается благотворительностью и попадает на обложки модных журналов.

Любопытно, что одним их прототипов для этого героя выступал Дональд Трамп, на тот момент — сравнительно молодой глава финансовой империи, построенной его отцом.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Тогда же основной мотивацией Лютора окончательно сделали не мировое господство, а убийство Супермена, в котором он видел ограничение человеческих и, главное, собственных возможностей.

Новый образ служил двум целям. С одной стороны, конфликт Лютора и Супермена становился более драматичным, с другой — новый образ Лютора объяснил, каким образом злодей снова и снова избегает наказания за свои преступления. Залогом того, что Лютор не задерживался в тюрьме, стали адвокаты и имидж, а не умение выделить кислоту из рыбных консервов.

Новый Лютор не понравился некоторым фанатам, например, писателю Нилу Гейману, который назвал его «худым Кингпином». Но Лютор-глава корпорации всё же прижился и завоевал популярность. Так этот злодей показан в большинстве перезапусков комиксов, в видеоиграх и в киновселенной DC.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Секрет популярности такого изображения конфликта Лютора и Супермена в том, что разным читателям и авторам легко наполнить его собственными смыслами: политическими, социальными, религиозными, личными. Вражда этих героев — это и противостояние честной сельской Америки и мира «больших денег», и борьба гордыни и самоотверженности, и столкновение ксенофобской элиты и мигрантов, которые хотят улучшить свой новый дом, и поединок чуда и холодного рацио.

Разные люди проецируют на Лютора и Супермена собственные, зачастую противоречащие друг другу интерпретации, благодаря чему их противостояние остаётся одним из самых известных и узнаваемых в современном мире комиксов.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Бэтмен и Джокер

Если Лютор появился через два года после Супермена и «потратил» несколько десятилетий, чтобы завоевать титул его «врага номер один», то Джокер враждовал с Бэтменом с самого начала.

Супергерой в костюме летучей мыши появился в комиксах в 1939 году на страницах Detective Comics, а год спустя он получил собственную серию. И уже в первых выпусках читатели увидели его столкновение с сумасшедшим преступником, вдохновлённым картой Джокера и цирковой эстетикой.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Сама идея «суперзлодея» тогда ещё только зарождалась, и Джокера задумали как уникального противника Бэтмена. Сценаристы хотели, чтобы он отличался от «простых» боссов мафии, которых Тёмный Рыцарь побеждал без усилий и к которым он не испытывал особых эмоций.

Результат превзошёл все ожидания. Джокер послужил «моделью», на которой основывалось множество последующих злодеев: сумасшедший преступник, одержимый какой-то вещью, вокруг которой он выстраивает костюм и стиль действий. Тут можно вспомнить Безумного Шляпника, Пугало, Загадочника, Двуликого и множество других персонажей. С точки зрения индустрии комиксов уверенность Джокера, что «он и Бэтмен необходимы друг другу» — чистая правда.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Впрочем, на то, чтобы между героями сложились особые отношения, ушло много лет. Поначалу Джокер — просто «первый среди равных» враг Бэтмена. В 40-е он выступал как серийный убийца, не испытывавший никаких особых чувств к Тёмному рыцарю.

Позже, в 50-е и 60-е, когда комиксы переориентировались на детей, образ Джокера изменился, и он стал скорее комичным мошенником, которого Бэтмен мог перехитрить. Многие его характерные изобретения, вроде взрывающегося торта, появились именно в эту эпоху, и превратились в реальные орудия убийства лишь много лет спустя.

Но именно это время окончательно закрепило Джокера как центрального противника Бэтмена — злобный клоун пользовался популярностью у детей, что заставляло придумывать всё новые и новые истории с его участием. Такая его интерпретация закрепилась и в сериале Batman 1966 года.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

А вот современный образ этого злодея и его отношений с Бэтменом восходит к комиксу 1973 года The Joker's Five-Way Revenge! Сюжет прост: Джокер пытался убить пятерых своих подчинённых, которые его разозлили, а Бэтмен вынужден их спасать. В рамках этой истории произошло сразу несколько важных изменений. Во-первых, с неё начался постепенный уход от комедийного Джокера в сторону того его образа, который мы знаем сейчас: сумасшедшего садиста.

Во-вторых, комикс впервые подчеркнул, насколько жесток Джокер к своим помощникам, которые панически боятся своего босса. Конечно, как и все злодеи до этого, Джокер неоднократно бросал своих людей на произвол судьбы, скрываясь от супергероев, или обвинял их в собственных ошибках, но до 73-го это оставалось комичным или нравоучительным элементом. Теперь же жестокость Джокера к своим людям изобразили чем-то пугающим.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Но самое главное, именно с этого комикса отношения между Джокером и Бэтменом стали личными. В ходе долгого противостояния Джокер поймал Бэтмена в ловушку, но решил, что добился успеха благодаря удаче, а не хитрости, и отпустил своего врага. Из этого сюжета появилась идея, что Джокер хочет не убить Бэтмена, а превзойти его.

Любопытно, что сценарист The Joker's Five-Way Revenge! утверждал, что он лишь «вернулся к корням», изобразив Джокера в духе самых первых выпусков комикса. А окончательное превращение Джокера в маньяка состоялось в комиксе A Death In The Family, вышедшем в 1988-м, где злодей убивает второго Робина — Джейсона Тодда. Характерно, что само убийство было совершено без клоунских гаджетов и предельно жестоко — суперзлодей забил помощника Бэтмена монтировкой, которая с тех пор заняла важное место в его арсенале.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

В результате всех этих перемен персонажи пришли к тем отношениям, которые мы видим сегодня. Теперь каждый из них скорее пытается изменить своего противника, а не избавиться от него: Бэтмен упорно старается вылечить Джокера, а тот — свести Тёмного рыцаря с ума окончательного.

Это привело к переосмыслению и самого Бэтмена, который всё реже изображается как «Новый Зорро», легко сочетающий жизнь миллиардера-плейбоя и приключения, и всё чаще — как глубоко травмированный человек, отличающийся от своих противников только кодексом поведения. Причём оба персонажа нуждаются друг в друге — в разное время каждый из них погружался в депрессию из-за того, что ему казалось, будто бы «любимый враг» погиб.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

В результате их конфликт стал борьбой порядка и хаоса. Тёмного рыцаря изображают постоянным: хотя комиксы про него менялись на протяжении 80 лет, кажется, что он всегда оставался одним и тем же Бэтменом, величайшим детективом на свете, который ловит преступников и сажает их в тюрьму.

Джокер, напротив, воплощает перемены. Он начинал как маньяк, продолжил в амплуа «сумасшедшего гангстера», грабившего банки и ювелирные магазины наряду с обычными преступниками, а сейчас стал чем-то средним между этими вариантами. На протяжении своей истории Джокер неоднократно изменял облик, стиль поведения, сильные и слабые стороны. Сценаристы DC даже пытались объяснить его многоликость, утверждая, что психика Джокера время от времени «собирается» заново.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Эта ситуация, сложившаяся по чисто коммерческим причинам, определяет конфликты в рамках конкретных комиксов. Бэтмен воплощает консерватизм — хотя он поставил себя над законом, в конечном итоге он верит в систему, снова и снова передавая преступников в руки властей.

Джокер, напротив, старается показать, насколько абсурден и лицемерен окружающий мир, часто убивая коррумпированных политиков, корпоративных боссов и гангстеров. Это заставляет испытывать даже некоторую симпатию к персонажу, которого с годами всё чаще изображают как порождение несправедливого общества, устои которого хранит его враг.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Мистер Фантастик и Доктор Дум

Фантастическая четвёрка и все связанные с ней персонажи — жертвы обстоятельств. Права на их экранизацию ещё в начале нулевых ушли студии Fox, под руководством которой вышло два не слишком удачных и, самое главное, не входящих в MCU фильма. Из-за этого герои и злодеи из этой части вселенной Marvel не получают и половины того внимания, которое заслуживают. В первую очередь, страдает от этого Доктор Дум.

Фантастическая четвёрка известна как одна первых команд супергероев, с самого начала написанных как коллектив, а не объединившая персонажей, завоевавших популярность в собственных сериях.

Участники Четвёрки — это супруги Ричардсы, гениальный изобретатель Рид и его жена Сьюзи, брат Сьюзи Джонни Шторм и друг семьи Бен Гримм. Все они получили способности одновременно, во время космического полёта: Рик обрёл возможность растягивать своё тело, Сьюзи — становиться невидимой, Джонни научился превращаться в огненного человека, а Бен стал напоминающим голема каменным великаном.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Такая история происхождения с самого начала сделала тему семьи центральной для команды, а затем и для её ключевого антагониста — гениального учёного, мага и правителя выдуманной восточноевропейской страны Латверии Виктора фон Дума. Впервые он появился через год после запуска комикса — как антагонист в рядовом приключении Четвёрки.

Из-за спешки злодею даже не написали историю происхождения. Он просто похитил Сьюзан Ричардс и заставил остальных героев отправиться в прошлое, чтобы украсть сокровища Чёрной Бороды. Но этот нелепый план дал старт карьере одного из величайших злодеев Marvel.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Спустя два года Думу прописали прошлое, которое усложнило его отношения с Ричардсами. Оказалось, что он познакомился с Ридом во время обучения в США: когда оба молодых человека были талантливыми учёными, но отношения у них не сложились. Дум скучал по своей погибшей матери, ведьме-цыганке, и пытался собрать машину, позволявшую говорить с мертвецами.

Рид заметил, что некоторые из вычислений Дума ошибочны и попытался его предупредить, но тот не послушал. В результате произошла авария, навсегда изуродовавшая лицо будущего правителя Латверии. Он скрыл его железной маской, будучи не в силах смириться с тем, что он в чём-то несовершенен.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

На протяжении последующих лет эта история обрастала подробностями, из которых и сложился современный образ конфликта Дума и Рида. Постепенно мотив того, что персонажи сразу невзлюбили друг друга, сменился идеей, что они были друзьями. Вместе с этим возник сюжет о симпатии между Думом и Сьюзен — он даже спас ей жизнь, когда героиня чуть не умерла из-за осложнений при беременности.

И хотя Дум объяснил свой поступок тем, что это подчёркивает его превосходство над Ричардсом, он всегда выступал как «добрый крёстный» для родившейся девочки, которую, по его просьбе, назвали Валерией. Правда, в конечном итоге её также втянули в планы правителя Латверии.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Постепенно в комиксах показывали связь Дума с магией, а не только с наукой. Всё начиналось скорее со стилистических решений: уже в первых комиксах злодей жил в замке, происходил из семьи цыганских колдунов и пытался спасти свою мать из Ада. Со временем самые экзотические его планы связали с магией.

А к концу 80-х образ Дума как чародея окончательно сформировался — комиксы этого периода изображают его мастером мистических искусств, уступающим только персонажам уровня Доктора Стренджа, у которого он частично обучался. Впрочем, интерес к науке у него никуда не пропал, скорее обозначилась ещё одна грань противостояния с Ричардсом: тот ратует за рациональные и строгие методы познания, в то время как Дум использует всё, что работает, легко комбинируя магические и научные принципы.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Но самое главное: за прошедшие годы Дум стал очень противоречивым персонажем. Хотя его создатели, Стэн Ли и Джек Кирби, изображали Дума злодеем, одержимым мировым господством, властью и местью Ричардсу, следующие авторы добавляли ему всё больше положительных качеств.

Отталкиваясь от его отношений с матерью, Дума сделали преданным своей семье. Его изображали как человека чести, не нарушающего своё слово и вознаграждающего за помощь. Латверия, первоначально изображённая как бедная и разорённая страна, превратилась в преуспевающую автократию, единственная проблема которой — жёсткий контроль государства над гражданами.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Кроме того, Дум неоднократно спасал мир или других героев от ещё более страшных угроз. Постепенно из абсолютно злодея он превратился в трагического персонажа, заслуживающего, по меньшей мере, сочувствия. Так, получив возможность исполнить любое своё желание, Дум попросил о том, чтобы никогда больше не испытывать чувство вины, что намекало на наличие у него моральных терзаний.

Но читателю также напоминали, что Дум — всё же злодей. В комиксах 2003 года он принёс свою первую любовь в жертву демонам ради обретения мистических сил. Но даже эта история старается передать не только аморальность персонажа, но и трагизм ситуации, в которой он оказался.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

В принципе, сам процесс превращения злодея в антигероя не уникален для Дума. У многих обаятельных комиксных злодеев есть фанаты: они хотят увидеть истории, посвящённые любимому персонажу, где бы он выступил как победитель. Но для этого требуются и специфические сюжеты, сталкивающие антагониста с ещё более страшным противником, чем он сам, или показывающие, что у него также есть своя правда.

Особенность Дума в том, что такие комиксы про него развили, а не изменили первоначальный образ. В отличие от Магнето, сильно менявшегося за годы, Дум так и остался гениальным и аристократичным диктатором восточноевропейской страны, верным семье и стране, каким его изобразил первый комикс. Нам просто больше рассказали про то, как именно он добился этого положения, объяснили, что привлекает в нём людей, чем он хорош и чем плох.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

В конечном итоге, Дум, как и Ричардс, показан человеком, который готов на всё, чтобы позаботиться о своих близких. Отличие между ними состоит только в том, что Думу для этого обязательно контролировать объект заботы: любимую страну, мать, возлюбленную, всю планету. За долгие годы их противостояние превратилось в спор о свободе воли и привлекательности тирании, актуальный в любой период.

И по этой причине особенно радует, что с марта 2019 года права на экранизацию «Фантастической четвёрки» вернулись к Marvel: а значит, в одной из следующих фаз MCU Дум, наконец, сможет занять подобающее ему место в массовой культуре.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Тор и Локи

Благодаря успеху киновселенной Marvel и обаянию Тома Хиддлстона конфликт этих двух персонажей сейчас известен любому. Локи долгое время оставался единственным злодеем, занимавшим заметную роль в нескольких фильмах MCU, а то, что в последних картинах он выступал уже на стороне добра, только добавило ему очарования. И, надо признать, что он занимает столь значимое место вполне заслужено.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Формально, Локи уникален тем, что, в отличие от остальных суперзлодеев в этом списке, он старше своего противника. Впервые скандинавский бог попал на страницы комикса в 1949 году, в рамках серии Venus, истории богини любви Венеры, переместившейся на Землю. Авторы комикса заявили, что Локи также принадлежит к греческому пантеону, и включили его в сюжет как антагониста. Правда, тогда он напоминал скорее Дьявола, сходство с которым усиливалась из-за того, что языческие боги во вселенной комикса жили в Мире Мёртвых.

Этот первый Локи потребовал от остальных богов отправить его на Землю после того, как соответствующее право получила Венера. Оказавшись в мире смертных, он занялся распространением ненависти и вражды. В результате Венера сорвала его планы, Локи забросили обратно в Царство Мёртвых и забыли на долгие годы.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Но Стэн Ли, автор истории Венеры, позже создавший уже известный нам образ Локи, показал своё понимание скандинавского бога. И первый, и второй Локи вселенной Marvel — злодеи, которые сеяли хаос и распри ради хаоса и распрей. Даже в тех случаях, когда они черпали из этого выгоду, очевидно, для них важен сам акт привнесения в мир беспорядка.

Такое восприятие Локи свидетельствует о неплохом, пусть и немного топорном понимании мифологической фигуры трикстера. В легендах персонажи вроде Локи, Ананси или Сета привносят разрушения и обманывают окружающих без рациональной цели, часто даже себе во вред. Это заставляет уже современных интерпретаторов их историй пытаться выдумывать трикстерам ту или иную мотивацию.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Конкретно Стэн Ли объяснил это уязвлённым эго злодея и детской травмой. Уже в первых комиксах, где фигурировал второй Локи, читателям рассказали, что он — приёмный сын правителя Асгарда, Одина, происходящий из народа ледяных великанов. К несчастью, Локи рос физически слабым по меркам обоих народов и из-за этого часто становился объектом насмешек. И хотя его сводный брат, родной сын Одина Тор, поддерживал Локи, тот всё равно завидовал ему, что и послужило основой для вражды.

Нужно помнить, что Тор появился во вселенной Marvel как «ответ» Халку. Ли хотел придумать существо, более могущественное, чем зеленокожий монстр, и решил, что это должен быть бог. Такой колоссальный уровень силы заставлял Локи придумывать планы под стать. Если Тор воспринимал себя как защитника Асгарда, а позже — всего Мидгарда (Земли), то хитрости Локи меняли облик обоих миров только ради того, чтобы убить или даже просто уязвить бога-громовержца.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Свою карьеру суперзлодея Локи начал в 1962 году с интриги, объединившей величайших героев Земли в Мстителей: рассчитывая избавиться от брата, трикстер стравил того с Халком, после чего к событиям подключился Железный человек и другие. В результате они преодолели свои разногласия и создали знаменитую команду. Именно из-за этой истории было решено сделать Локи главным антагонистом первых «Мстителей».

А позже, в 1973 году, чтобы избавиться уже от Мстителей, Локи столкнул их с другой командой — Защитниками, на тот момент состоявшими из Халка, Нэмора и Доктора Стренджа. Этот комикс, помимо прочего, был одним из первых крупных кроссоверов, включавших не просто отдельных супергероев, а противостояние нескольких команд.

Именно из этого постепенно вырос тот «мир героев», в котором возможна Гражданская Война и подобные истории, где сверхлюди противостоят друг другу. И все эти судьбоносные решения Локи принимал исключительно для того, чтобы избавиться от брата.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

В принципе, многие суперзлодеи в комиксах показаны как люди, неспособные справиться с психологической травмой и заставляющие других расплачиваться за собственные проблемы — чаще всего, порождённые непростыми отношениями с родителями. Так изображён современный Лютор, многие противники Бэтмена, Кингпин и другие.

Но Локи доводит это схему до совершенства, превратив в свою «фишку». Он готов перевернуть мир, стравливать команды величайших супергероев и суперзлодеев, заключать сделки с демонами и пришельцами — только ради того, чтобы отомстить за несчастливое детство.

Характерно, что в 2004-м, в соответствии с уже устоявшимся трендом ко всё большей психологизации супергероев, такой образ Локи закрепили в отдельном комиксе Blood Brothers: Loki Wins, посвящённым тому, что было бы, если бы Локи победил. Ставший королём Асгарда и пленивший своего брата, Локи всё также не знал, как добиться счастья. Он изо всех сил пытался доказать Тору, что тот неправ, и выставить себя жертвой в их отношениях.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

А в нулевые Локи неожиданно и очень сильно поменялся, всё чаще беря на себя роль протагониста. Сценаристы комиксов отталкивались от устоявшейся тенденции трикстера предавать, в том числе суперзлодеев, и на основании этого показывали его как персонажа, готового сражаться за Землю или Асгард, если это выгодно.

Такое понимание Локи нашло отражение и в MCU, но в рамках комиксов ситуация зашла дальше. После очередного глобального конфликта Локи погиб, переродился в виде ребёнка, присоединился к команде молодых супергероев Young Avengers, повзрослел, прошёл несколько духовных путешествий, справился со своими собственными злыми версиями из прошлого и будущего и пережил уничтожение всей мультивселенной.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

В финале этих переплетающихся историй Локи получил всё, о чём мечтал: весь Асгард чествовал его как героя, и даже Один назвал Локи сыном, сравнив с Тором, но трикстер просто ушёл в другую мультивселенную. И это делает конфликт Тора и Локи самым необычным из всех — в настоящий момент он завершён.

Ксавьер и Магнето

А вот это противостояние, скорее всего, не разрешится никогда — слишком уж оно важно для соответствующих комиксов. У Бэтмена есть не только Джокер, но ещё Бейн и Ра'с аль Гул, у Супермена — Думсдей, но Профессор Икс обречён сражаться именно с Магнето.

Конечно, Люди Икс могут похвастаться целой армией знаменитых и связанных друг с другом врагов: Злыдень, Апокалипсис, клуб Адского Пламени, Оружие Икс. Но Магнето выступает как последовательный противник самой философии команды и её основателя. И как бы близко он и Ксавьер не приближались к тому, чтобы занять одну сторону, они всегда будут оставаться оппонентами.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Их вражда началась с первого же выпуска комикса про мутантов — в 1963 году. По сюжету, Магнето тогда захватил американскую военную базу, но его выдворили оттуда Люди Икс. Столкновения продолжились в последующих комиксах. Магнето при этом выступал ещё как обычный для своего времени суперзлодей, глава Братства Злых Мутантов.

А Ксавье уже тогда продвигал философию мирного сосуществования с людьми, но проповедовал её, в первую очередь, своим ученикам. Магнето выступал примером того, как будет, если не следовать правильному. Он не изображался ни как носитель каких-то серьёзных альтернативных взглядов, ни как человек, которого Профессор Икс мог, или хотел бы, переубедить.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Тем не менее, уже тогда была заложена знакомая сейчас композиция: две враждующие группы мутантов, каждая с собственным лидером, один из которых выступает за мир, а другой — за войну. В этот же период появились первые сюжеты, касающиеся перехода из команды в команду: Магнето безуспешно пытался заставить ученика Ксавьера Ангела сменить сторону, а Профессор, в свою очередь, заставил члена Братства Жабу предать своего вождя.

Всё поменялось в начале 80-х когда сценаристом комиксов про Людей-Икс назначили Криса Клэрмонта. Ему принадлежит идея, что Профессор Икс и Магнето — старые знакомые, которые некогда дружили, но разошлись из-за идеологических противоречий.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Он также подробнее описал суть их взглядов. Выяснилось, что Магнето происходит из еврейской семьи и в своё время бежал из «лагеря смерти», что повлияло на всю его жизнь. Такое прошлое сделало мотивацию злодея сложнее.

Из одержимого властью тирана, который мечтал править собственным государством и использовал для этого риторику защиты мутантов, он превратился в свидетеля величайшей трагедии в истории, искренне убеждённого в том, что с ксенофобией можно бороться только силой. В свою очередь, Ксавьер теперь изображался не просто сторонником «всего хорошего», а последовательным пацифистом.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Клэрмонт утверждал, что вдохновлялся спорами между Мартином Лютером Кингом и Малкольмом Иксом времён борьбы за отмену сегрегации. Но показанный им конфликт легко переносится на любую угнетаемую группу и споры внутри и вокруг неё. Так, нет ничего удивительного, что в образе Магнето некоторые критики видят метафору современного государства Израиль.

Кроме того, при Клэрмонте запустился бесконечный цикл «исправления» Магнето. В 80-е он даже занял место Ксавьера во главе школы мутантов, разочаровавшись в собственных методах. Но проблемы с человеческим правительством и ряд роковых случайностей привели к тому, что ученики объявили Магнето предателем, который пытался их использовать и, фактически, изгнали его из школы. Со временем он вернулся к открытой борьбе и занял привычное место главного противника Людей Икс.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

В последующих комиксах Магнето неоднократно исправлялся, пытался наладить мирную жизнь вместе со своими детьми, становился отшельником или даже терял силы и память. Впрочем, конец у всех этих историй один и тот же — глупость людей или интриги мутантов приводили к тому, что он разочаровывался в мирном сосуществовании и вновь пытался претворить в жизнь какой-то зловещий план.

Люди Икс, во главе с Ксавьером, срывали его замысел и, со временем, добивались мира со своим врагом, но потом цикл повторялся. Именно так непростые отношения между персонажами показаны и в серии полнометражных фильмов, которая скоро должна завершиться «Тёмным Фениксом».

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Болотная Тварь и Антон Аркейн

Хотя этот конфликт известен не так широко, как другие, он один из самых интересных в истории вселенной DC. Благодаря тому, что Болотная Тварь и его враги менее важны, чем Супермен или Бэтмэн, сценаристы позволяли себе смелые шаги, серьёзно изменяя биографию, характер и даже внешность Твари и Аркейна. За долгие годы их конфликт превратился из борьбы двух чудовищ в космический процесс, влияющий на облик планеты.

Как известно, комиксы про Болотную Тварь восходят к жанру хоррор. Первая история об этом персонаже — готический рассказ о муже, убитом собственной женой и её любовником, и вернувшимся, чтобы отомстить.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Монстр так понравился публике, что ему придумали другую биографию и дали собственный комикс. В нём Тварь занимался «обычными» супергеройскими делами, но напоминал о своём происхождении специфическим выбором противников: чаще всего, зелёный монстр сражался с оборотнями, демонами, живыми мертвецами. А самым ярким его врагом стал маг Антон Аркейн, впервые появившийся уже во втором выпуске.

Конфликт между двумя персонажами с самого начала оформился как противостояние жизни и смерти. Тварь — бессмертный герой, черпающий свои силы из растений. Аркейн — сумасшедший учёный и маг из Германии, одержимый поисками бессмертия, для чего он хочет изловить и препарировать болотное чудовище, предполагая «украсть» его вечную жизнь.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

В ходе экспериментов, Аркейн научился создавать зомби, так называемых Un-Men, а также превратил своего брата, подорвавшегося на мине, в жутковатого Лоскутного Человека, напоминавшего чудовище Франкенштейна. В общем, Аркейн привносил элементы хоррора в комиксы ещё в то время, когда бдительные члены Comic Code Authority не позволяли чему-то подобному проникнуть на страницы большинства серий.

Но время шло, герои менялись, и их конфликт развился в нечто большее. Знаменитое переосмысление Болотной твари от Алана Мура утвердило этого персонажа не как человека, превращённого в монстра, а как растительность, впитавшую человеческое сознание. В комиксах Мура Тварь становится не просто стражем одного болота, а хранителем Зелени — коллективной энергии всех растений Земли. Аркейн, полюбившийся читателям и сценаристам за предыдущие годы, должен был соответствовать.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

В первых комиксах о Болотной Твари он выглядел как дряхлый старик, борющийся за жизнь. После того, как Тварь смог-таки убить своего врага, Аркейн вернулся к жизни в теле одного из Un-Men, а затем — в виде жутковатого насекомоподобного существа.

Лишённый моральных ограничений Бэтмена, Тварь каждый раз убивал своего противника, но Мур показал, что даже Ад не способен сдержать Аркейна: его душа вырвалась из бездны. А через некоторое время Аркейн продвинулся в иерархии Преисподней, поднявшись от простой души, обречённой на вечные муки, до лорда демонов.

Фактически, он добился желаемого бессмертия, но настолько изменился в процессе, что теперь мечтал уже о другом: любой ценой уничтожить Болотную Тварь, а вместе с ней и всю жизнь на Земле. Для этой цели Аркейн даже вырвался из бездны и сделал себя аватаром Гнили — энергии разрушения и смерти, противостоящей Зелени и другим подобным силам. Так, два противника встретились в новом качестве, став материальными воплощениями космических принципов.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

С одной стороны, их новый бой не имел ничего общего с простоватой историей схватки сумасшедшего учёного и бессмертной Болотной Твари. Оба героя обрели множество новых граней и особенностей. С другой стороны, в своей основе их конфликт остался противостоянием естественного и неестественного, любви к жизни и одержимости смертью, просто с многократно возросшими ставками.

И хотя по итогам Аркейн вновь погиб, скорее всего, он вернётся. В конце концов, как неоднократно говорил его противник: жизнь и смерть нуждаются друг в друге.

Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов

Это лишь малая часть пар героев и злодеев, которые сражались на страницах комиксов за многие годы. Даже упомянутые тут герои часто могут похвастаться несколькими «запасными» противниками, а новые персонажи ведут за собой новых антагонистов, новые конфликты и истории. В конце концов, без одного не будет и другого.

132132
39 комментариев

Галенкин и Габен

49
Ответить

Комитет и темная тема)

23
Ответить

У меня обед

8
Ответить

Человек-Паук и Зеленый Гоблин.

17
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить