Книжные итоги 2024
Оглавление
Я открыл для себя множество литературных произведений в этом году, и "сейчас кратко вам о них расскажу" (отсылка к «Уотту» Беккета). Точное количество прочитанного назвать затрудняюсь, но на Fantlab’e за год выставлено 175 оценок. Однако стоит учитывать, что в этот список входят:
- статьи;
- произведения, прочитанные раннее;
- рассказы, миниатюры и другие малые формы.
В то же время, сюда не включены некоторые документальные произведения, которых я читал не так уж и много в этом году.
Что касается точных цифр: их есть у меня.
Полноценных романов, прочитанных от начала до конца, могу назвать точно — 14. А ещё семь повестей, пара поэм, две пьесы и один графический роман.
Одиссея Гомера
С чего началась моя книжная одиссея 2024 года? Конечно же, с «Одиссеи» Гомера!
Это произведение можно назвать одним из первых «плутовских романов», которое, несмотря на свою древность, остаётся удивительно современным. Гомер мне видится основой и фундаментом всей европейской культуры, поскольку читая поэму подмечаешь моменты аналогичные тем, что принадлежат более поздним векам. В его тексте всё эпично и основательно, даже в подборе слов. Каждое выражение создаёт ощущение величественного пафоса (он здесь есть, его много, и это тот самый момент когда он чертовски к месту), словно перед тобой не просто история, а нечто незыблемое, воплощённое в литературе. По атмосфере эпика, Зак Снайдер курит в сторонке со своим творчеством.
Прочие классики: Данте, Шекспир, Чехов
«Божественная комедия» Данте предлагает глубокий взгляд на религиозные и философские вопросы своего времени. «Гамлет» Шекспира — вечная драма о человеческих страстях, исследующая природу выбора, сомнений и внутренней борьбы. Чеховские микрорассказы поражают лаконичностью, тонким психологизмом и умением показать сложную жизнь простых людей.
Однако сильнее всего меня тронули последние два автора. Данте, при всём его величии, оказался довольно усыпляющим и местами запутанным из-за сложности стихов и исторических аллюзий. Как говорил Джойс, творчество этого поэта — словно солнце: на него невозможно смотреть долго.
«Гамлет», напротив, оказался не замшелой классикой, какой я его себе представлял, а напряжённой и вполне понятной историей. Хотя произведение и остаётся широко интерпретируемым, драматизм остаётся бесспорно сильной чертой. В чём-то он напоминает опыт от чтения «Одиссеи» — не по форме, но тем, как сильно ломает привычные ожидания.
Чехова я некогда недооценил, проигнорировав в школьные годы. Тем удивительнее и приятнее было открыть его для себя сейчас. Чехов показался мне невероятно талантливым и глубоким автором, чьи произведения впечатляют простотой и в то же время многослойностью.
Белый шум
Мой фаворит. Первая книга, которой я поставил 10 из 10. На мою оценку влияет многое, и часто мне, как читателю, чего-то не хватает. Бывает, я вспоминаю те моменты, когда мучительно пробирался сквозь текст к интересным местам. Чтение для меня всегда так или иначе — насилие над собой. За исключением «Белого шума».
Произведение затрагивает множество злободневных тем обычно витающих где-то на фоне беззаботной жизни: смерть, болезни, токсичность, катастрофы, измены, безумие, паранойя, фобии, дереализация. Внешне идеальная жизнь главгероя подвергается постоянной бомбардировке этими неприятными "мелочами", зачем-то нарушая сонную идиллию субурбии. Тут я умываю руки, не в силах передать всё то мастерство, с которым автор, облекает в текст переплетение множества едва уловимых нюансов психики.
Есть экранизация, и это, безусловно, хорошо. Но сразу скажу: для меня она остаётся лишь бледной тенью глубины поднятых тем и многослойных эмоций книжного оригинала.
Делилло упоминает в тексте «Смерть Ивана Ильича», а в интервью признавался, что повесть Толстого послужило чуть ли не отправной точкой для романа.
Смерть Ивана Ильича
Так уж получилось, что в этом году мне выпала доля проститься с отцом, который покинул нас после продолжительной болезни. Возможно, прощание я пережил чуть легче благодаря тому, что заранее успел оплакать эту утрату, дочитав до конца повесть Толстого.
Это был своего рода терапевтический эффект от истории — о существовании такого воздействия я узнал в этом году. Говорят, в тяжёлые времена не стоит обращаться к слишком духоподъёмным или нарочито весёлым произведениям — мозг может воспротивиться такому резкому контрасту. Правда ли это? Не знаю. Но в моём случае сработал принцип: клин клином вышибают.
Пантера
Брехт Эванс создал причудливый комикс на сложные темы, полный недосказанности и подтекста. «Ничего особенного», — подумал я, закрывая книгу, и спокойно лёг спать. Но утром обнаружил себя подробно записывающим сон, который казался воспоминанием из детства, но таковым не был.
Ирония в том, что изначально я даже не связал эти два события. Лишь спустя день меня осенило: на мой сон определённо повлиял этот графический роман. Произведение словно опытный взломщик подобрал ключик к моему id и воздействовал на него своими яркими образами.
Чё?! Беккет
Я вам не скажу, о чём «Уотт». Я сам не знаю. Меня беспокоит тот факт, что однажды я вдруг решусь перечитать этот роман. Не обманывайтесь заприметив его относительную краткость. Текст открывает бездну перед читателем.
Я не знаю что это. Абсурдистский роман, Алиса в Зазеркалье для взрослых. Но это принесло массу эстетического удовольствия.
А Беккет – это настоящий панк.
Звук и ярость
Модернистский роман Фолкнера, который я прочитал по совету Напротив Букс в рамках подготовки к «Улиссу».
Произведение построено из потоков сознания нескольких персонажей. Причём порой мир умственно отсталого героя оказывается куда более проникновенным и живым, чем чётко структурированные размышления персонажа с «нормальным» сознанием.
Кратко о прочих больших произведениях
Бросил
- Широко разрекламированный «Стоунер» Уильямса мне не понравился. Какая-то бледная копия «Бовари», только про скучного преподавателя, да и текст ничем эстетически не выделяется. Возможно домучаю.
- «Людоеда» Хоукса, я собираюсь прочесть. Но непонимание текста дошло до такого уровня, что я точно не возьмусь за него в будущем году
- «Они жаждут» Маккаммона. Легко пришло – легко ушло. Хотел почитать для книжного клуба, но встреча отменилась. В итоге я и книгу решил не дочитывать, хотя ничего плохого про хоррор сказать не могу. Просто решил инвестировать время в более интересующие меня тексты.
- В «Сигаретах» Метьюза я запутался в именах и с лёгким сердцем оставил в прошлом. Но то, что автор хорошо пишет я понял на постельных сценах. Причём они были из разряда принадлежащего запрещенной четырехбуквенной «организации», и при этом не вызывали ни испанского стыда, ни брезгливости, нельзя было и обвинить в слащавости. Автор создаёт удивительно честные и живые образы.
Поставил на паузу
К этим произведениям я вернусь, и надеюсь, что сделаю это в ближайшем будущем. Просто не успел дочитать до нужной норме в силу занятости, а книжный клуб уже взялся за что-то новое и интересное.
- «Охота на овец» странное, но очень приятная беллетристика от японского писателя
- «Метабароны» графический роман во многом построенный на сценарных задумках к неснятой Дюне Ходоровского, он же автор данного произведения. Сочная рисовка, настоящий Heavy Metal.
- «Почти два килограмма слов» экскурс по современной часто постмодернистской литературе.
- «Дублинцы» почитываю иногда по рассказу.
- «Отростки сердца, или Синдром падшего Адама»
- «Ноктуарий. Театр гротеска»
- «Плотницкая готика» Не совсем понятно, как читать, наверное надо почитать сначала Во, у которого Гэдисс подрезал стиль.
- «Жизнь способ употребления» каталог мебели и квартир.
- «Тысячеликий герой»
- «Миф о вечном возвращении»
- «Вечер в Византии» – довольно бодрый роман о тусовках в Каннах 70-х гг. Не знаю почему я годами забрасываю книгу на несколько месяцев.
Читаю сейчас
Как читать романы как профессор, «Глаз в пирамиде», «Госпожа Бовари», «Бетонный остров», «Благоволительницы», «Гномон», «Метла системы», «Страна Рождества», «V.»
Всё нравится, почти всё легко читается. Но выделить мало что могу, т.к. о говорить рано.
Разве что «Глаз в пирамиде». Удивительно как роман написанный 50 лет тому назад перекликается с современностью и похож как на творчество современников (см. Пелевин), так и отсылает к старым панкам вроде Берроуза, только в более вменяемой форме.
«Благоволительницы» Литтелла недавно исчезла из Букмейта. Читая роман не понятно, как он пока ещё не попал в раздел "запрещёнки". Т.ч. если собираетесь приобщиться, то самое время. А если не знаете о романе, то может оно и к лучшему.
«Бетонный остров» – короткий, "быстрочитаемый" роман. Но на нём я окончательно понял, что терпеть не могу страдания героя в изоляции по типу «Мизери» Кинга или как здесь.
«Гномон» неровная для меня в эстетическом плане фантастика, на которой я застрял в виду того, что некоторые сегменты начинают тянуться и читать совсем не хочется, в противоположность тому, когда роман читается бодро.