Комиксы про Фантомаса: как первый суперзлодей стал первым супергероем в истории

Присоединяйтесь к кампании по изданию серии французских комиксов «Гнев Фантомаса»!

Привет, DTF!

Вместе с издательством Topcreator.Publishing мы готовим юбилейный десятый графический роман «Гнев Фантомаса». Всех участников предзаказа ждёт книга формата 221*295 на 184 страницы и в твёрдой обложке. Великолепные иллюстрации нарисовал Жюли Рошельё. Отправлять планируем в феврале.

А о чём комикс?

Париж, 1911 год. Толпа собирается, чтобы стать свидетелями казни самого отъявленного преступника Франции. Фантомас - воплощение дьявола, заставлял полицию преследовать его по пятам в течение долгих шестнадцати лет. Фантомас стал живой легендой, кровожадным и неуловимым, настолько, что некоторые стали считать его бессмертным.

Комиксы про Фантомаса: как первый суперзлодей стал первым супергероем в истории

А теперь дадим слово издателю, который расскажет о влиянии истории про Фантомаса на всю индустрию комиксов и супергероики на сто лет вперёд!

Серия популярных романов, созданная Пьером Сувестром и Марселем Алленом изначально предназначалась для массового читателя, но в результате покорила сердца представителей всех слоёв общества.

Комиксы про Фантомаса: как первый суперзлодей стал первым супергероем в истории

Ими были одержимы сюрреалисты; мыслители, художники, писатели, журналисты и психоаналитики вели беседы об образах, темах, деталях, подтексте, стилистике и поворотах сюжета… Разнообразные адаптации, отсылки, цитирование, копирование, пародии, жалкие и талантливые подражания исчисляются сотнями, даже тысячами.

Марсель Аллен утверждал, что копий Фантомаса продано больше, чем Библий. Это, конечно же, преувеличение. С другой стороны, на протяжении нескольких десятилетий книги о Фантомасе были более популярны среди читателей в самых разных уголках мира, чем Библия. Миллионы следили за приключениями суперзлодея на страницах тридцати двух романов о нём.

Комиксы про Фантомаса: как первый суперзлодей стал первым супергероем в истории

Однако, несмотря на то что имя Фантомаса живо и по сей день, память о нём постепенно стирается. Этот первый террорист современности; тот, кто предал мечу всю Европу, держал в заложниках королей и низвергал целые народы; человек, который убивал, мучил, калечил, сжигал и грабил; человек, который провоцировал эпидемии и собирал армию преступников; Повелитель преступности и Король террора для многих всего лишь шут с синим лицом за рулём летающего Ситроена 50-х годов.

Но посвященные терпеливо ждут своего часа. Они знают, что Фантомас не позволит забыть о себе. Они знают, что Фантомас всегда возвращается. А ещё они знают, что Фантомас на самом деле никуда и не исчезал.

Комиксы про Фантомаса: как первый суперзлодей стал первым супергероем в истории

На то есть очень простая причина: он первый супергерой в истории. Все те мужчины и женщины в масках, которые заполонили страницы американских комиксов и экраны кинотеатров — это его непризнанные дети. Кровь Фантомаса течёт по венам каждого из них.

Двадцать пять лет спустя после рождения Фантомаса первый супергерой в маске появился на страницах комикса. Слова «супергерой» тогда ещё не существовало. То был 1936 год: за два года до появления Супермена, за три до Бетмена. Он был облачён в чёрный обтягивающий костюм с плащом, на его лице была чёрная маска, а звали его… Фантом.

Тем, кто ещё затаил сомнения: да, отцом всех супергероев был суперзлодей.

А сейчас настало время ему занять своё место на страницах графического романа.

Комиксы про Фантомаса: как первый суперзлодей стал первым супергероем в истории

Какими словами можно описать Фантомаса? Можно ли вообще выразить уникальность этого персонажа: то, как он будоражит наше воображение; то, как его экстравагантное поведение становится главной движущей силой повествования с самой первой сцены? Давайте будем честны: интерес к этому криминальному гению не гаснет и в наши дни, даже несмотря на то, что один из самых известных антагонистов в мире впервые предстал перед читателями более века назад. Матрас, отравленный мышьяком... Клад, спрятанный в трупе… Лайнер, зараженный чумой! Кто-нибудь осмелится продолжить список злодейств, которые готов совершить этот монстр?

Его взгляд, тёмный силуэт, маска и вечное стремление к разрушению… Фантомас не только воплощает истинный ужас, но и служит нам напоминанием о той прекрасной эпохе, когда людям были ещё не знакомы кошмары массовых войн.

Первый роман о Фантомасе, вышедший в 1911, произвёл невероятный фурор. Редактор не стал скромничать: тираж издания превысил 100.000 экземпляров, а улицы Парижа заполонила загадочная реклама… Вскоре последовали экранизации, театральные постановки; роман перевели на множество языков, и о Фантомасе узнали далеко за пределами Франции. Пьер Сувестр и Марсель Аллен в своих работах опирались на давние традиции европейской массовой литературы, в которой было принято акцентировать внимание на отрицательных чертах персонажей.

Фантомас особенно пришёлся по душе авангардистам. Его образ неразрывно связан с броским визуальным оформлением: пёстрые, кроваво-красные обложки первых романов, рекламные плакаты, первые экранизации (сначала в 1913-1914-х гг., а затем в 1920-1921-х), а также красочные работы Магритта и Хуана Гриса.

Комиксы про Фантомаса: как первый суперзлодей стал первым супергероем в истории

У оригинального романа было бесчисленное множество продолжений, в том числе в виде комиксов. Однако до недавнего времени подобные работы заметно проигрывали оригиналу: у авторов не получалось создать такую же впечатляющую картинку и при этом сохранить связь с изначальным сюжетом.

Комиксы про Фантомаса: как первый суперзлодей стал первым супергероем в истории

С графическим романом «Гнев Фантомаса» ситуация обстоит по-другому: если Сувестр и Аллен брали за основу самые шокирующие новости того времени и превращали их в ещё более ужасающие истории, то в новом комиксе Париж показан как некий предвестник нашей современности, с её сумасшедшим темпом и безграничным насилием.

Оливье Боке и Джули Рошелье создали новый портрет «Мастера ужаса», полностью переосмыслив историю о Фантомасе и подчеркнув радикальный характер персонажа. В комиксе стало больше сцен с из ряда вон выходящим насилием: можно сказать, авторы вернули Фантомаса в образ «палача» и напомнили читателям, что он не просто интриган, а зловещий и эксцентричный гений.

Фантомас у Боке и Рошелье получился более импульсивным; авторы изменили и внешний облик персонажа: тело Фантомаса превратилось в большую абстракцию, а от его белых глаз и вправду становится не по себе. «Гнев Фантомаса» – это взрыв пороха, сажи и крови. Только под ногтями у Чудовища золото.

77
1 комментарий

Считаю Фантомаса очень недооценённым злодееем.
И хоть фильмы про синего Фантомаса в исполнении Жана Маре — по сути комедийные, мне главзлодей очень импонировал, не подумал бы о нём как о шуте.