Издание вебтунов: путь от эскиза до полки магазина
Рынок азиатских графических романов (манга, манхва, маньхуа) бурно развивается, привлекая всё больше читателей по всему миру. За каждой красочной книгой стоит сложный и дорогостоящий процесс производства, включающий множество этапов и значительные финансовые затраты. Рассмотрим подробнее, из чего складывается стоимость издания любого графического романа.
1. Авторские права и лицензирование
Это первый и, зачастую, самый значительный пункт. Стоимость лицензии на публикацию варьируется в зависимости от популярности автора, тиража и территории распространения. Для популярных серий и авторов она может достигать сотен тысяч рублей за том. Для менее известных авторов или начинающих издательств суммы могут быть значительно меньше, но всё равно составляют существенную часть бюджета. В некоторых случаях издательство может сотрудничать с автором на условиях роялти – процента от продаж.
Мы уже как-то рассказывали про это в одной из своих предыдущих статей, поэтому подробно останавливаться не будем.
2. Перевод и редактирование
Перевод азиатских графических романов требует не только знания языка оригинала, но и понимания культурного контекста. Необходимо сохранить не только смысл текста, но и тон, юмор и стилистику. Профессиональный перевод и редактирование текста, включая вычитку и корректуру, занимают значительное время и являются затратной частью процесса. Стоимость зависит от объёма текста и квалификации переводчиков/редакторов, варьируясь от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей за том.
3. Верстка и дизайн
Верстка графического романа – это сложный процесс, требующий специальных навыков работы с графическими редакторами. Дизайнер должен учитывать особенности исходного материала, формат издания, требования к цветопередаче и общему восприятию. Он отвечает за размещение текста и картинок, создание обложки и внутренних разворотов. Стоимость верстки зависит от объёма работы и квалификации дизайнера, начиная от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей за том.
Безусловно, стоит упомянуть ещё моменты, связанные непосредственно с редактированием самих страниц изданий. Мало того, что мы (думаем, что никого этим не удивим) используем многоуровневые ТЗ с чётким соблюдением некоторых норм и правил, заточенных под типографии-партнёры, так ещё и для комфортной работы с типографским качеством требуются далеко не бюджетные ПК, а также просто нереально большие объёмы памяти (для примера, исходные файлы для типографии тех же "Наномашин" или "Nozoki Ana" весили по 35+ гигабайт, и это только внутреннее наполнение).
4. Печать и материалы
Стоимость печати напрямую зависит от объёма тиража, качества бумаги, способа печати и послепечатной обработки.
- Бумага: Для манги часто используется офсетная бумага различной плотности (от 80 до 150 г/м²), а для манхвы - офсетная или мелованная. Качество бумаги существенно влияет на стоимость и внешний вид издания. Более плотная бумага обеспечивает лучшую цветопередачу и долговечность, но дороже.
Мы в своих изданиях используем довольно плотную офсетную бумагу плотностью 120 г/м². Да, по цветопередаче она может слегка уступать мелованной, а издания получаются гораздо толще, но и на износостойкость это тоже влияет. Мы думаем в следующих изданиях (новых, не продолжениях уже вышедших серий) попробовать сделать на меловке, но и процесс подготовки файлов тут тоже будет сильно отличаться. - Печать: Офсетная печать является наиболее распространённым способом печати графических романов, обеспечивая высокое качество и приемлемую стоимость при больших тиражах. Цифровая печать используется для небольших тиражей или пробных экземпляров, но стоит на порядок дороже.
- Послепечатная обработка: Сюда входят такие процессы, как обрезка, фальцовка, скрепление (склейка или сшивание), ламинирование обложки, создание суперобложки. Все эти операции увеличивают стоимость издания.
Примерные затраты на печать одного тома (тираж 1000 экземпляров):
- Бумага: 100 000 - 300 000 рублей;
- Печать: 450 000-550 000 рублей;
- Послепечатная обработка: 100 000-150 000 рублей;
Итого, примерная стоимость изготовления тиража одного тома в 1000 экземпляров составит от 650 000 до 1 000 000 рублей (речь идёт, конечно же, о твёрдом переплёте, ведь именно так мы выпускаем все наши издания). Безусловно, это средняя стоимость и она, наверняка, уже выросла. И это только печать!
5. Распространение и маркетинг
Затраты на распространение включают в себя доставку в магазины, логистику, оплату работы дистрибьюторов. Маркетинг включает рекламные кампании, участие в выставках и фестивалях, создание промо-материалов. Эти расходы могут быть очень значительными и зависят от масштабов рекламной кампании.
Очень подробно мы останавливаться на маркетинге не будем, потому как тут всё индивидуально от издания и, к сожалению, нет чёткой модели взаимодействия. Понятно, что можно использовать те же внутренние инструменты тех же маркетплейсов, но будут ли они эффективны - большой вопрос. Поэтому, тут каждый выбирает те каналы и инструменты продвижения на своё усмотрение и, безусловно, имеющегося бюджета.
Общие затраты
Суммарная стоимость издания одного тома азиатского графического романа может колебаться от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов, в зависимости от многих факторов, перечисленных выше. На стоимость влияют:
- Популярность автора и серии: Чем популярнее автор, тем выше стоимость лицензии.
- Тираж: Большие тиражи позволяют снизить себестоимость за единицу продукции, но на это требуется гораздо больший бюджет.
- Качество печати и материалов: Использование высококачественной бумаги и сложных методов послепечатной обработки увеличивает затраты.
- Регион распространения: Стоимость логистики и дистрибуции может значительно варьироваться в зависимости от региона.
Издание азиатских графических романов – это сложный и многогранный процесс, требующий значительных инвестиций и профессионального подхода на каждом этапе. Успех проекта зависит от грамотного планирования бюджета, выбора качественных исполнителей и эффективной маркетинговой стратегии, но не лишён огромных рисков, которые, зачастую, учесть заранее не получится.
Цензура изданий
У нас уже много раз спрашивали про цензурирование изданий, поэтому отвечаем относительно подробно. Начнём с небольшого, короткого экскурса в историю:
В декабре 1993 года цензуру запретила Конституция Российской Федерации.
В книжной индустрии существуют ряд правил, касаемо изданий с пометкой 18+, самые интересные из которых заключаются в том, что книги должны быть соответственным образом упакованы, не должны стоять на полке в открытом виде и должны продаваться строго по подтверждающему возраст покупателя документу (но кто это будет делать в том же Читай-Городе, правда?).
Сейчас цензура, как целостное явление в России отсутствует, хотя есть такой контролирующий орган как Роскомнадзор. Этот институт осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Таким образом функции Роскомнадзора не охватывают книжное издательское дело в принципе, однако просьбы с проверками той или иной книги отправляют именно в него. И сделать это может любой человек, для инициации проверки тиража достаточно пары-тройки жалоб.
Законодательный запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних действует в России на федеральном уровне с июля 2013 года.
27 октября 2022 Государственная Дума единогласно одобрила в первом чтении законопроект о запрете пропаганды ЛГБТ в России.
Некоторый аналог цензуры в современной России можно видеть в деятельности Министерства юстиции. Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в Сети федерального списка экстремистских материалов.
Ну и, понятное дело, куда же без полюбившимся нам за прошедшее время статьями УК РФ 242 и 242.1. Ведь чёткой позиции и трактования в этом вопросе до сих пор нет, а определение характера материалов, то есть являются ли они порнографическими или нет, осуществляется на основе заключения соответствующих экспертиз (искусствоведческих, литературоведческих, сексологических и других, довольно дорогих, на минуточку).
В целом, книжное дело, как и другие отрасли отечественной экономики, живут по принципу саморегулирования (практически самоцензуры). То есть издатели сами фильтруют контент, чтобы соблюдать закон и редакционную политику, а вот все остальные, практически любой желающий ("бдительный читатель", конкурент и т.д.), так сказать, может в этом вопросе "посодействовать", направив жалобу (достаточно просто упоминания) в соответствующий орган. А там не будут разбираться в тонкостях, проходило ли издание цензуру или нет, бремя доказательства отсутствия чего-либо "взрослого и непристойного" в моменте ложиться на издателя, попутно увеличивая расходы на, и без того немалую, стоимость тиража.
Для тех, кто не понял - доказать, что даже зацензуренное издание, должным образом упакованное, с соблюдением всех маркировок и т.д. не является тем, в чём его обвиняют, должен издатель! За свои деньги! С этими реалиями, безусловно, можно работать, просто когда они возникают, ты теряешь драгоценное время (деньги вторичны, но тоже не приятно ни разу).
Организовать массовый цензурный аппарат на уровне государства достаточно проблематично, а главное — дорого. Представьте, что условный человек, который за это ответственен, должен будет вычитывать любую книгу троекратно перед тем, как одобрять. Это время и деньги, которые государство пока не готово тратить в текущем положении дел и с учетом инфляции. А вот усиление самоцензуры очень даже возможно (да и, в принципе, вполне себе шагает семимильными шагами), потому что издатели понимают, что миллионные штрафы для нас будут неподъемными.
Чтобы быть в курсе последних новостей издательства, узнать о предстоящих релизах, датах выхода новых томов серий, а также участвовать в различных конкурсах и розыгрышах, можно найти нас в социальных сетях и подписаться:
Купить и самим оценить наши прекрасные издания Вы можете во всех маркетплейсах страны, а также в Интернет-магазинах Читай-Город, Буквоед и Book24.
У вас же пиратка. Пункт 1 вычеркните.
С чего вы это решили? Очередное больное воображение разыгралось?
Комментарий удалён модератором
Ну, рынок вынуждает делать именно так. Ведь в текущих реалиях либо ты подвергаешь издания должной цензуре и переработке, либо красуешься в списках иногентов и/или закрываешься.
Комментарий удалён модератором
Не слабо, с чего вы взяли? Вопрос только куда это показывать, ведь там будет откровенный контент, за который могут подтянуть по 242 статье (мы же не зря это цензурили и проводили экспертизы). Статьей не сделаешь, но, например, можно залить на тот же гугл-яндекс-дропбокс и кинуть ссылку.
Что это за книга, которую так замазали? Метро Глуховского?