Трудно быть богом, или почему так сложно создавать выдуманные вселенные

Трудно быть богом, или почему так сложно создавать выдуманные вселенные

Мы живем во время больших франшиз, и все остальные времена нам завидуют. Куда не посмотришь, любая уважающая себя компания хочет сделать свою вымышленную вселенную, чтоб там и фильмы и сериалы, и книги, и чтобы персонажи разных историй пересекались, образовывали команды, потомство и толерантность. И это все, конечно, классно, но есть у всего этого дела малюсенький такой недостаток: никто вообще не умеет эти вымышленные вселенные делать. Нет такой главы в пособиях по сценарному мастерству, нет такого курса в киношколе имени Антона Сергеевича Бурундука, нет в мире ни одного опытного специалиста. Чего уж там, даже Антона Сергеевича Бурундука не существует.

Все это приводит к тому, что энтропия в вымышленных вселенных возрастает неудержимо, и они все превращаются в полный бардак едва ли не с момента сотворения, и год за годом уровень бардака лишь возрастает. Взять, для примера, комиксы Марвел: Люди Икс были отдельным произведением, задумывались как метафора на расизм, и это работало у них на отлично: люди не любят мутантов, это плохо, как и расизм. Но вот при объединении этих комиксов с другими комиксами в единую вселенную всё начинает выглядеть странно: простые люди там не любят мутантов, по-разному относятся к Человеку-Пауку, и любят Фантастическую Четверку. И все это в рамках одного города. В другой комикс-вселенной Ад официально существует, но гарантированная перспектива туда попасть вообще никак не беспокоит тысячи суперзлодеев. А ещё там же существует Зевс и другие боги древних греков. Ну и Флэш, который мог бы решить все проблемы Бэтмена пока готовится его любимый кофе. А ещё давайте не будем забывать о том, что ни один известный герой не может умереть окончательно, так или иначе воскреснет через выпусков 20-30, из-за чего даже самые трагичные арки превращаются в фарс, а сюжеты в комиксах стремительно теряют весь драматизм.

Все эти, и многие (МНОГИЕ!) другие проблемы возникают из одного простого противоречия. Компании, эти жадные до наших кошельков акулы капитализма, хотят продавать нам больше контента и больше связанного с этим контентом товара. Популярные персонажи продаются лучше новичков, объединение разных команд и историй позволяет знакомить читателя/зрителя с другими продуктами и продавать ему еще больше всякого мерча, ну и т.д. Но в то же самое время обычный зритель, Иван, город Тверь, хочет получить историю, чтобы герои шли-шли и к чему-то таки пришли. Световой меч – это, конечно, круто, но бешеные продажи этим игрушкам обеспечила не страничка на википедии, а приключенческий фильм со спецэффектами и интересными персонажами, наличие истории с сюжетом по факту. А у любой истории, и вот тут начинается противоречие, должен быть конец. Но конец истории означает конец контента и снижения продаж во всякой пластиковой фигне, а значит никакого конца для выдуманной вселенной делать нельзя, это финансовое самоубийство.

Что же делать? Как бы эту дилемму разрешил Антон Сергеевич Бурундук (земля ему пухом)?

Ну, на этот вопрос таки есть ответ, и звучит он просто: матрешка историй. Что это такое и как оно работает лучше всего показать на примере сериала, причем практически любого. Вот смотрите: что нужно истории? Ей нужен персонаж, который через решение каких-то проблем (конфликта) будет совершать какие-то действия (сюжет) и в конце приведет нас, зрителей, к какому-то итогу (выводу). И вот эта простая формула справедлива как для отдельной серии, так и для сезона сериала, а также для всего сериала в целом, меняется лишь масштаб.

В первой серии «Во все тяжкие» наш герой, скромный и законопослушный учитель химии, узнает, что болен раком, и хочет накопить денег для семьи перед смертью (конфликт), для чего решает варить наркоту (сюжет), а в конце серии шокирует жену своим сексуальным напором (вывод). В то же самое время в течение первого сезона этот учитель химии и его напарник-торчок (герои), пытаются вкатиться в наркобизнес (конфликт), изыскивая необходимые материалы и разбираясь с лютыми наркодилерами (сюжет), сами в итоге став опасными преступниками (итог). Возможность проследить общую формулу во всем сериале читателю предоставляется в качестве самостоятельного упражнения.

При этом сюжет как отдельной серии, так и всего сезона или даже сериала укладывается в рамки стандартной трехактной структуры, где у нас есть завязка, противостояние и развязка. И первая серия сериала, помимо того, что сама состоит из этих трех пунктов, является завязкой первого сезона, который уже сам по себе является завязкой для всего сериала. Так первый акт первого сезона «Игры Престолов» заканчивается на том, что Нэд Старк принимает предложение короля стать его первым советником, а первый акт всего сериала заканчивается тем, что Нэду Старку отрубают голову и тем начинается гражданская война.

Формула остается справедливой не только для сериалов, но и для любой франшизы в целом: завязка, противостояние до кульминации, развязка, раз за разом, меняется лишь масштаб. Пример: главный герой в фильме про Железного Человека это, собственно, Железный Человек, а главный герой Infinity Saga, т.е. первых трех фаз (которые прям ровно кладутся на трехактную структуру, да) – это уже вся команда Мстителей. Ну а главный герой всей киновселенной получается сила Добра как таковая, т.е. Супергерои. Собственно, так и делают все эти вселенные, масштабируя и без того большие вещи еще на порядок.

Одна только ма-аленькая проблемка есть в этом подходе: сюжет масштабировать нельзя, потому как сюжет имеет третью часть, т.е. развязку. А как мы помним – наличие развязки означает конец денежного потока, и потому глобально никакие вселенные третьего акта не имеют. Джедаи будут вечно махаться с ситхами, супергерои будут вечно ловить суперзлодеев, war never change и вот это вот всё. Следовательно, развязки нет, но зрителю она таки нужна, ему без нее психологически некомфортно, ему нужно чувство прогрессии. И чтобы разрешить это противоречие, нужно создать для зрителя иллюзию того, что у большой истории есть конец и мы медленно, но верно к нему идем. О-о-очень медленно.

Комиксовые вселенные, обе две, решили этот вопрос практически в лоб, через мультивселенные. Да, все твои любимые персонажи умерли, история закончилась, титры… Но что это там, вдалеке? Ух ты, только посмотри, это же параллельная реальность, где все немного по-другому, но в целом именно так, как ты любишь: Человек-паук нищий, Бэтмен травмирован, а по женским персонажам много интересных картинок на rule34. Наслаждайся! То есть третий акт как бы есть, но он не завершает историю, а просто перезапускает её.

Куда чаще никакого третьего акта не случается в принципе, и чувство продвижения создают через прогрессию усложнений. Герои уже сто лет как не развиваются, сюжет давно себя исчерпал, но жизнь во франшизе поддерживают, к примеру, повышением уровня у каждого нового главного злодея. Так если вначале героям противостоит просто сильный демон, то потом уже против них раз-на-раз выйдет лично Сатана, а если нужно будет историю тянуть и дальше, то и сам Господь Бог. При необходимости можно потом будет и Отца Богов придумать, Бога богов и т.д. Альтернативный, но схожий вариант – увеличивать не сложность врагов, но их количество, что выглядит иначе, но то же самое по своей сути. Ну или можно место действия масштабировать: сначала герой защищает город, потом страну, планету, твою мамку, галактику, и т.д. Если вам кажется что это какое-то нае…обман, то да, вам не кажется.

В итоге, какой вариант решения проблемы отсутствия третьего акта не возьми, а решение в итоге выходит хреновым и, что ещё хуже, временным. Рано или поздно фанаты начинают чувствовать, что их, мягко говоря, обманывают и им это, мягко говоря, не нравится, что плохо и для самой франшизы, и, что ещё хуже, для прибыли. Но есть одна выдуманная вселенная, которая проблему отсутствия третьего акта решила просто гениально, взяв идею возрастающего масштаба и УМНОЖИВ ЕЁ НА ТЫСЯЧУ. На самом деле, хотя подход этот, конечно, не универсальный, и не для каждой франшизы сгодится, но конкретно здесь сработало отлично, и сработало бы не менее отлично много где ещё. Я думаю, вы знаете, о какой вселенной идет речь, но если нет, то не переживайте – я подробнее расскажу об этом в следующей заметке.

Мой паблик со всякими текстами – тут.

5252
45 комментариев

Вообще никакой проблемы в этом нет, взять тот же вавилон 5, где заранее расписали сценарий и вышел крепкий сайфай на 4 (вроде) сезона с грамотной концовкой.

ПРоблема этих вселенных в уебанстве современной кап системы проявленной в искусстве. Важна только стабильная прибыль и ее наращивание. Никому не интересно сделать грамотный продуманный сюжет. Важно побольше людей заманить на фильм, ебануть рекламную кампанию, прикрыть жопу повесточкой, выжать досуха CGI негров из организаций-подрядчиков. Про сценарий даже для конкретного фильма думают в последнюю очередь. Если даже повезет сделать крутой фильм ,как было с айронменом снятым на коленке и энтузиазме - его будут доить сиквелами пытаясь вместо хорошей истории компенисировать формулой тож самое только побольше и поэпичнее. Это главная проблема подобных франшиз. Они зачем то вместо игр с разными сюжетами и темами просто пытаются брать количеством. Типа герои дерутся против инопланетян? Пусть теперь дерутся против ИНОПЛАНЕТНОГО КОСМИЧЕСКОГО ВЛАСТЕЛИНА! Победили его? ПУСТЬ ДЕРУТСЯ ПРОТИВ ЕГО СУПЕРКОПИИ ИЗ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ВСЕЛЕННОЙ И ТАМ НУ ВООБЩЕ ВСЕ ГЕРОИ БУДУТ. Причем самое смешное что из Таноса рил сделали самого интересного антагониста франшизы просто дав ему идею 18 века (Мальтузианство) которая сосет жопу и опровергнута. Что бы было еслиб создатели открыли для себя философов и политэкономов 19-20 веков?

8
Ответить

Вообще никакой проблемы в этом нет, взять тот же вавилон 5, где заранее расписали сценарий и вышел крепкий сайфай на 4 (вроде) сезона с грамотной концовкой.расписать расписали, а потом два сезона пришлось лепить в один, потому что 5 сезон отменили, а потом пришлось рожать не пришей кобыле хвост 5 сезон, потому что вдруг решили 5 сезон таки не отменять

5
Ответить

Это какое-то удивительное заблуждение - думать что раньше студиями не руководил принцип прибыльности. Никто никогда не снимал дорогой блокбастер на альтруизме, всегда все упиралось в окупаемость и перспективы франшизы. Ты даже если посмотришь на вселенную монстров Юниверсал из середины прошлого века, где ради кассы ломали всю внутреннюю логику и устраивали кроссоверы несочетаемых персонажей, то убедишься в этом.

Просто человеку свойственно романтизировать прошлое и подсвечивать в нем удачные примеры искусства, забывая о тоннах точно такого же дерьма, что производится и сейчас.

А ещё массовая культура стала по настоящему массовой. Теперь имена героев Марвел знают повсеместно и на их фильмы, так или иначе, ходят в рамках некой досуговой традиции. Поэтому потребление кино стало не событием с поиском бриллиантов в ворохе разнообразных произведений, а рутиной с разочарованием от однообразия. Но в этом, в том числе, вина и потребительских привычек. И нежелания рядового зрителя идти глубже самых распаренных блокбастеров.

1
Ответить

Если изначально прописан ВЕСЬ сюжет, если он проработан (мб блок-схемы какие с вотэтоповоротами), то не вижу проблем. Но чаще все таки происходит наоборот, увы. Придумали идею, хернули пилот, зашло - пилим до усрачки.

6
Ответить

Привет

1
Ответить

Считаю, что самые лучшие франшизы- это франшизы-антологии, где сюжеты каждой номерной части никак не связаны или связаны между собой опосредованно. Лучшие примеры - это jrpg вроде Final Fantasy, Persona, но и в кино есть сериалы вррде Настоящий детектив, Фарго, Любовь, смерть и роботы...
Не ЗВ, конечно, но вполне вероятно такую франшизу создать и в формате антологии

4
Ответить

Вот я тоже такого любитель. А ещё бесит когда ты начинаешь знакомство с вселенной и понимаешь что ещё много фильмов или сезонов, и как-то желание пропадает.

1
Ответить