Ужасы в Сети: демон по имени Снегурочка [осторожно, много гифок]

Каждый год под конец декабря на телеканалах, рекламных билбордах и детских утренниках наравне со старичком в красном одеянии появляется всем знакомая Снегурочка: добрая внучка, девушка из снега, любимица детворы. Но если бы всё с ней и правда было так приторно-хорошо, она бы не засветилась в нашей рубрике про крипипасту.

На самом деле в прошлом у ледяной девицы — много интересного: параллели со сказаниями древних народов, связь с легендами о жертвоприношении и ожившими мертвецами… Такие корни просто не могли не найти своего отражения в современных интерпретациях Снегурочки. И об одной из них мы расскажем подробно.

С вами рубрика «Ужасы в Cети», в которой мы пересказываем и анализируем самую интересную (на наш взгляд) крипипасту. Сегодня на повестке дня — Снегурочка.

Дежурное напоминание: наша основная площадка — это YouTube, а вёрстки для DTF мы делаем просто потому, что по себе знаем, насколько комфортнее иногда бывает читать материал, а не смотреть его.

Если статья вам понравится — будем очень благодарны за лайк и комментарий под оригинальным роликом (который прикладываем ниже), а может даже и за подписку на наш Телеграм :)

На всякий случай предупредим, что материал предназначен для читателей и/или зрителей исключительно старше 18 лет.

Ужасы в Сети: демон по имени Снегурочка [осторожно, много гифок]

19 декабря 1952 г.

00:18; Илья М., лейтенант:

Эх, Катя, Катенька… Катерина Котова… Росла ведь честной пионеркой, верила в партию и в коммунизм. Да, досталась тебе нелёгкая доля: родители оказались предателями родины, в детдоме чуть не попала под руку сумасшедшего красноармейца, потом интернат, в нём — издевательства, домогательства, насилие…

Всё понимаем.

Но зачем же, зачем ты руки на себя наложила, Катя? Вот и скитаешься теперь по ледяным пустошам демоном обозлённым, кого снегурочкой называют, ведёшь за собой смертельный холод. И мы следом за тобой скитаемся.

00:31; Варвара К., младший лейтенант:

Мы не жалуемся — нас специально готовили для такой охоты, тренировали, пичкали секретной противоморозной вакциной, чтобы сквозь снежную бурю мы шли за такими, как ты, демон, чтобы шли и не дрогнули.

Не первая это наша охота, ведь эта нечисть не одна пришла, а привела с собой упырей, навок да мертвецов, и те многих наших товарищей на тот свет отправили.

Всего четверо нас осталось. Непоколебимый, бесстрашный здоровяк Яков, бывший матрос, а сейчас наш командир, ведёт отряд по пустой деревенской улице, но вдруг останавливается. Обычно смешливый следопыт Василий, родом из сибирских племён, вмиг становится серьёзным и хватается за оружие. Следую его примеру и поглядываю на вечно задумчивого Илью…

02:11; Илья М., лейтенант:

Я ловлю на себе взгляд Варвары, которая прикрывает нас с тыла. Красивая… Но в первую очередь она солдат, опытный, жёсткий и злой. Мы ступаем за Яковом, когда он заходит в занесённую снегом избу и осматривает тело на полу: женщина, молодая совсем, с замёрзшей кровью на лице. И с кожей настолько хрупкой, что трескается от касания.

Мы понимаем, что это значит: здесь была снегурочка, и совсем недавно.

Снова в путь. Заставила же ты нас побегать, Катенька. И знаем мы, знаем, что не хотела ты участи такой проклятой. Знаем, что тебя просто выбрали силы естественные и неестественные как ответ на всё зло, что человек творит в мире. А зла сейчас набралось много — оно и породило снегурочку, чтобы мстила она всем живым.

08:21; Варвара К., младший лейтенант:

На рассвете мы нападаем на след — нужно настигать, пока тварь не заметила погоню. Василий проводит ритуал: пускает себе кровь и по движению алой капли понимает, что демон идёт на север — туда, где холода, туда, откуда и явился.

Погода портится, из-за вьюги уже не видно, куда мы идём и кого преследуем. Падаем в снег, по сухарю, по глотку спирта, проверить кровь — северо-запад. Снегурочка изменила направление, она знает, что мы её преследуем! Яков приказывает бежать и мы, матерясь, бежим через тягучие северные сумерки.

Вдруг — движение!

Я стреляю серебряной пулей куда-то в снежную бурю, осторожно подхожу ближе: на снегу — кровь, значит — попала. Возможно, серебро изнутри сожжёт прóклятую девку, но нам надо быть уверенными. Раненый демон затаился в лесу и выдал себя лютым морозом, которым окружил рощицу. Чем ближе подходим к чащобе, тем холоднее становится — обычный человек уже упал бы замертво, но мы держимся.

Стемнело. Между деревьев еле пробивается лунный свет, мы заходим с разных сторон, окружаем гниду... Вот она! Сидит под деревом, в луже нечистой крови, но живая ещё — если это можно назвать жизнью. Мы с Василием берём её на прицел, Яков достаёт нож и идёт к снегурочке, чтобы добить.

16:52; Илья М., лейтенант:

Только эта кровь… будто сверху капает?

Погодите, а она ли, точно ли это Катя?! Нет… другая девочка, которую Котова убила и подчинила своей ледяной воле… Яков этого не замечает, он в шаге от несчастной, я не успеваю его окликнуть. Настоящая снегурочка прыгает с дерева и раздирает Якову когтями лицо, оба падают в снег.

Мы стреляем, выше, чтобы не задеть командира, но лишь пугаем Катю, и та устремляется в чащу леса, Василий — за ней. Варвара снова стреляет, но в лесу тьма непроглядная, и из этой тьмы на нас прыгает мёртвая девочка. Удар прикладом, выстрел, ещё выстрел — и она освобождена от заклятья снегурочки, лежит, не шелохнётся.

Бегом к Якову, он в агонии, роет ногтями снег, бешено смотрит уцелевшим глазом — ледяной яд снегурочки убивает его. Рядом тихо плачет и матерится Варвара. Разводим костёр, бросаем в него снег со снегуркиной кровью — она почует это, обязательно почует, и обожжётся.

Растираем командиру лицо, но он нас не слышит, только хрипит в бреду, теряет сознание… И вдруг приходит в себя.

«Братцы» — говорит, — «Именем революции, догоните падлу, пристрелите её… Как худо-то, как больно». Яков ревёт, пересиливая адскую боль: «Там впереди — Объект Номер Один, нельзя ждать… Меня добейте, уже мочи нет… Это приказ».

19:22; Варвара К., младший лейтенант:

Объект Номер Один… Нет, только не Он. Но приказ есть приказ. Одно нажатие на курок — и я прекращаю страдания командира.

Мы хороним Якова в сугробе и пускаемся в погоню. Идём той же тропой, по которой Василий преследовал проклятую тварь. И находим его уже на рассвете — заметённого снегом, с разорванным горлом. Жди нас тут, друг. Мы отомстим и за тебя, вернёмся и похороним вас обоих по-человечески.

20 декабря 1953 г.

07:41; Варвара К., младший лейтенант:

Эта стерва уже недалеко. Серебро отравляет её маленькое тело, и быстро бежать она не может, с каждым часом мы приближаемся к цели. К полудню мы выходим из леса к замёрзшей реке и — вот она! На том берегу, хромает, проваливается в глубокий снег. Но с такого расстояния даже мне не попасть. Бегом, бегом, через скованную льдом реку…

Лёд хрустит, идёт трещинами и вдруг ломается под моими шагами… Как? В такой-то мороз? Нет, не может быть… Это ловушка! Это её ловушка!

Я проваливаюсь по пояс и чувствую, как демон снова наколдовывает холод. Илья бросается ко мне, пытается вытащить, но вода замерзает, лёд вгрызается в моё тело, трещит… Или это трещат мои рёбра? Вкус крови во рту, в глазах… темнеет…

12:36; Илья М., лейтенант:

Я отпускаю безжизненные ледяные руки. Прости меня, Варвара — прости, что не уберёг.

Снегурочка всё ещё стоит на берегу, на вершине холма — она же не могла колдовать на ходу. Я хватаю винтовку и бегу через замёрзшую реку, остервенело карабкаюсь по склону, добираюсь до вершины… И вижу Его. Чуть вдалеке — Объект Номер Один, стоит на железной эстакаде, машет рукой народу. А рядом со мной она — Катя Котова, раненая проклятая девочка, сидит, плачет и смотрит вдаль…

Сейчас, Катенька, сейчас закончатся твои страдания, сейчас мои товарищи будут отомщены…

Одновременно с моим выстрелом раздаётся грохот. Это рушится железная эстакада, ставшая словно стекло хрупкой из-за демонического холода. На эстакаде Он встречает пионеров — дети бегут к вождю с цветами, и одна девочка заглядывает ему в глаза. Её глаза светлы и ясны, по-морозному холодны — и взгляд Вождя вмиг становится таким же холодным, безжизненным…

Объект Номер Один падает замертво. Он мёртв. Сталин мёртв. Всё кончено.

Такая вот жесть, да. История про демона-снегурочку — это концовка романа «Сладость губ твоих нежных», который был опубликован в онлайн-библиотеке Вячеслава Янко ещё в конце 1999 года. Вскоре произведение добралось до сайта gothic.ru, где благодаря диковатому сеттингу советского сатанизма и разнообразной жести в содержании неплохо нашумело в кругах любителей андеграундной прозы. А в 2001 получило уже полноценную печатную версию от издательства «Митин Журнал» (сейчас известно как Kolonna Publications).

Авторство романа, входящего в трилогию «Мрак твоих глаз», принадлежит некому Илье Масодову, но вряд ли это настоящее имя: среди поклонников писателя уже два десятилетия не утихают споры, кто же именно скрывается за псевдонимом.

Ужасы в Сети: демон по имени Снегурочка [осторожно, много гифок]

Впрочем, это явно кто-то с талантом и со жгучей ненавистью к советской пропагандистской прозе. Ведь и снегурочка из «Сладости губ твоих нежных», и другие персонажи и сюжеты автора сочетают в себе доведённый до абсурда советский миф и жёсткий антисоветский посыл. Причём «жёсткий» — это и про, скажем так, силу мысли, и про средства, с помощью которых эта мысль подаётся.

Масодов любит выворачивать наизнанку традиционные для коммунистической литературы темы, подавая их в виде таких пионерских страшилок у костра — и в отрывке про снегурочку это отлично прослеживается.

Ужасы в Сети: демон по имени Снегурочка [осторожно, много гифок]

Настоящие советские герои отличались чуть ли не сверхчеловеческой силой и волей? Вот вам отряд суперсолдат, напичканных секретной сывороткой. Защитники коммунизма не боялись погибнуть за идею, обессмертив себя в истории? У Масодова они зачастую погибают совершенно бессмысленно, а бессмертными становятся буквально: восстают из мёртвых, превращаются в зомби и демонов. Литераторы в СССР описывали, как страдали от пыток партизаны? Что ж, в наполненном каннибализмом и извращениями мире Масодова пытки — далеко не худшее, что может случиться с человеком.

Может показаться, что вся эта жесть, мертвецы и демоны никак не сочетаются со сказочным образом Снегурочки, но всё не так просто. Илья Масодов, кем бы он ни был, не на пустом месте создал этот образ — если как следует покопаться в истории персонажа, то там и без андеграундных литераторов найдётся немало страшных подробностей.

Пример советской агитации с осуждением «устаревших» новогодних традиций [<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvladivostok.livejournal.com%2F7436389.html&postId=1774950" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a>]
Пример советской агитации с осуждением «устаревших» новогодних традиций [источник]

Ведь современная интерпретация Снегурочки как внучки и помощницы Деда Мороза, которая сопровождает его на праздниках и веселит детей, появилась совсем недавно — в 1935 году, когда после сталинских репрессий в СССР разрешили праздновать Новый год. Но этот образ — суррогат, лишь сценический персонаж, созданный на потеху детворе. Копать надо глубже.

До революции 1917 года, после которой Деда Мороза со свитой на 18 лет записали в пособники буржуазии и религиозности, Снегурочка была известна как героиня народных сказок: слепленная из снега девушка или младшая языческая богиня льда. Определить точное происхождение истории о Снегурочке непросто: фольклор в былые времена редко записывали, но, вероятно, сказка сложилась в середине XVIII века под влиянием народных сказаний северных поморов.

В 1840 году её впервые опубликовал украинский филолог и поэт Михайло Максимóвич в альманахе «Киевлянин», в 1860 поэтическое переложение сказки выпустил русский писатель Григорий Данилевский, а годом позже до Снегурочки добрался уже собиратель народных сказаний Владимир Даль. Сюжет у этих версий сказки был схожий: бездетные старик со старухой лепят из снега девочку, та волшебным образом оживает, но вскоре тает.

Эта версия Снегурочки попадает и в монументальную работу литературоведа Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», которая выходила с 1865 по 69 годы. Её же в 1873 году берёт за основу драматург Александр Островский для «Весенней сказки», но сильно перерабатывает: в пьесе героиня оказывается не просто фактически ожившим снеговиком, а дочерью славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны. В таком виде персонаж прочно оседает в детском фольклоре и уже в начале XX века без богини-снегурочки не обходится ни одна рождественская ёлка.

Новогодний праздник в Петрограде в 1914 году [<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpaperpaper.ru%2Fnew-year%2F&postId=1774950" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a>]
Новогодний праздник в Петрограде в 1914 году [источник]

Но труды собирателей фольклора — это всё-таки интерпретации, настоящие же корни истории о Снегурочки должны скрываться где-то совсем в глубинах народных сказаний: в славянском мифе. Тем более, что даже в более новых версиях персонажа сохраняется как минимум одна языческая нотка: смерть Снегурочки.

В одних версиях она тает с приходом весны, в других — прыгая через костёр, но всё равно это вариация классических поверий о природных духах, погибающих со сменой сезона. И, хоть само имя Снегурочки в древнем фольклоре не встречается вообще, но хотя бы в рамках предположений несколько любопытных связей можно найти.

«Снегурочка» — Виктор Васнецов, 1899 год [<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25B3%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2587%25D0%25BA%25D0%25B0_%28%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0%29&postId=1774950" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a>]
«Снегурочка» — Виктор Васнецов, 1899 год [источник]

Почти все эти связи ведут нас к теме смерти — ведь именно со смертью у древних славян обычно ассоциировалась зима. Покойников на Руси вообще любили и связывали с ними много обычаев, некоторые из которых добрались и до наших дней… пускай и растеряв связь с потусторонним миром. Например, вы наверняка слышали от бабушек и дедушек, мол, «через порог не здороваются» или не целуются. А потому не здороваются, что раньше под порогом хоронили самоубийц — и важно лишний раз не беспокоить их духи.

В образе Снегурочки тема смерти тоже присутствует. Ведь кто такая эта снежная девушка? Либо одушевлённый голем — то есть существо не совсем из мира живых, либо вообще дочь богов, символизирующая смертоносное время года. Словом, Снегурочка — это гостья из ледяного мира мёртвых, которая после зимы задерживается с людьми чуть на подольше, но всё равно, погибая, уходит обратно.

Похороны Костромы, XIX век [<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B0_%28%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2584%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%29&postId=1774950" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a>]
Похороны Костромы, XIX век [источник]

Отсюда — первая связь, которую можно найти в языческих мифах: с Костромой, персонажем народных игр и обрядов. О её роли в славянском пантеоне сохранилось мало информации, но одна из версий её истории имеет кое-что общее со сказкой о Снегурочке — а именно версия о богине плодородия.

Согласно ей, Кострома была добрым божеством, смерть которого служила ритуалом хорошего урожая — чучело богини хоронили в земле или сжигали на костре с обязательным оплакиванием. Возможно, именно отсюда в легенде о Снегурочке появилась концовка с роковым прыжком через костёр.

Обряд похорон Костромы в 1985 году [<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsmolbattle.ru%2Fthreads%2F%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B5-%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B4%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B8-%25D0%25B8-%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2582%25D1%2583%25D0%25B0%25D0%25BB%25D1%258B.67647%2F&postId=1774950" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a>]
Обряд похорон Костромы в 1985 году [источник]

В другой легенде Кострома либо осознанно наложила на себя руки, утопившись в пруде, либо умерла, напившись вина на весёлом пиру. В обоих случаях она считается заложным покойником — видом нечистой силы, которая старается вредить живым людям. Но у этой версии параллелей со Снегурочкой гораздо меньше — только сам факт связи с миром мёртвых.

Вторая версия связывает образ Снегурочки со старым славянским божеством Марой или Мареной, богиней сезонного увядания и возрождения природы, проще говоря — богиней смерти и зимы. Правда, тут сходится ещё меньше известных фактов: Мару и Снегурку объединяют лишь женское воплощение, тема зимы и смерть через некий «сезонный» обряд: таяние или сжигание… Да, в такой трактовке на праздник Масленицы люди сжигают Снегурочку!

Чучело Марены [<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259C%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B0_%28%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2584%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%29&postId=1774950" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a>]
Чучело Марены [источник]

Ходят в кругах любителей фольклора и ещё несколько версий происхождения Снегурочки, но серьёзные исследователи относятся к ним со скепсисом. Например, популярна теория о связи снежной девушки и обряда зимнего солнцестояния, на который славяне приносили в жертву Морозу девственницу (в некоторых трактовках — обнажённую и облитую ледяной водой). Но существование таких обрядов в принципе ставится под сомнение, а связь со сказкой — и подавно

Всему виной нехватка древних записей, упоминающих народные поверья и традиции. Поэтому вот уже на протяжении двух веков фольклористам только и остаётся, что оперировать скудной, разрозненной и противоречивой информацией.

Так какая же версия происхождения снегурочки в итоге является правдой? А бес её разберёт. Где-то в этом переплетении из языческих богов, жертвоприношений, работ собирателей сказок, влияния традиций других народов наверняка кроется истина… а может и нет. Может, археологам ещё только предстоит найти когда-нибудь древнюю запись о настоящем происхождении снежной девушки.

В любом случае, Снегурочка — это фольклорный персонаж, а это означает, что её история постоянно развивается и дополняется. Поэтому и тема смерти, и сказки XIX века, и вахта на утренниках, и даже извращённая интерпретация Масодова — всё теперь часть этого персонажа.

2020
2 комментария

Там вся трилогия - шедевр

Ответить

Короче если я правильно понял образ снегурочки был придуман не раньше 18го века писателями и с легендами он слабо связан? Но за наводку спасибо, трилогию надо бы прочесть

Ответить