Batman - «Cold Days»

Брюс Уэйн против Бэтмена и три личности Темного Рыцаря.

Batman - «Cold Days»

В Готэме очередной мрачняк — три мертвых женщины. Все что их объединяет — тромб в мозге. Полиция квалифицирует смерти как ненасильственные, но за дело берётся Бэтмен. Величайший в мире детектив проводит вскрытие и находит ещё одну общую деталь. Температура каждого тела на несколько градусов ниже чем должна быть при таких условиях.

Подозрение падает на Виктора Фриза — местного ученого-суперзлодея с нездоровой фиксацией на минусовых температурах. Ещё одна любопытная деталь — возраст женщин примерно совпадает с возрастом Норы Фриз, смертельно больной жены Виктора, которую он уже много лет безуспешно пытается спасти. Бэтмен ловит Фриза и выбивает из него признание. Несколько дней спустя тот отказывается от своих показаний и говорит что сознался под давлением.

Начинается суд. Сторона обвинения требует смертную казнь. Присяжные уходят совещаться. После недолгого обсуждения жюри голосует что Фриз виновен. Все кроме одного. Брюс Уэйн голосует «против».

Batman - «Cold Days»

«Cold Days» — это небольшая сюжетная арка из трех выпусков (с № 51 по № 53). Она входит в новую основную серию про Бэтмена за авторством сценариста Том Кинга, которая началась в июне 2016 года, когда издательство DC Comics в очередной раз «сбросило» свою вселенную ивентом «Rebirth» (потому что комиксы).

Несмотря на некоторые типичные болезни мейнстримовых комиксов вроде местами идиотской логики (номера террористов складываются в «X» значит виноват персонаж «Y») и дешевых клиффхэнгеров («узнайте в следующем номере убьем ли мы трех культовых персонажей которых вы точно знаете что мы не убьем»), её стоит прочитать хотя бы выборочно. Кинг пишет истории с фокусом на психологию персонажей, что делает даже сюжеты про злодеев категории «D» (автор любит вытаскивать на свет богом забытых персонажей) вроде Человека Воздушного Змея цепляющими. Потому что твоя история интересна настолько, насколько интересны её герои.

Кинг с детства хотел делать комиксы и даже проходил интернатуру в DC и Marvel, но после 11 сентября ушел работать в ЦРУ, вернувшись к своей мечте только после рождения ребенка. Автор признается, что во время работы над Бэтменом он пережил смерть близкого родственника и панические атаки. Неудивительно, что одна из основных тем серии — то, как травма меняет личность человека.

Batman - «Cold Days»

Бэтмен явно не в порядке. За несколько выпусков «до» с ним происходит то, что, на удивление сильно ломает несгибаемого Темного Рыцаря (полуспойлер — это личное) и делает его одновременно более интересным и человечным. Даже несмотря на то что после этого события он на первых же панелях комикса жесточайше выбивает все дерьмо из Фриза пока тот не начинает кричать нужные слова. Осознав что натворил, герой использует своё влияние чтобы попасть в жюри присяжных и попробовать исправить потенциальную ошибку. Начинается судебная драма «Бэтмен против Брюса Уэйна».

С точки зрения психологии, Брюс Уэйн точно один из самых интересных персонажей комиксов. Бэтменом его сделала травма а не космический артефакт или несчастный случай в лаборатории. Его суперсила в контроле и преодолении. Каждый из его галереи злодеев от Джокера до Пингвина и дальше в бесконечность — метафора потери контроля и ментальных проблем что идут за ним.

Batman - «Cold Days»

Попробуйте назвать хотя бы одного супергероя вокруг которого есть столько психологических теорий. «У Бэтмена ПТСД» (психологи говорят врядли — подходят симптомы, вроде флэшбеков к травме, но они не мешают ему бегать по крышам ночами) или «Бэтмен — сумасшедший» (здесь скорее ошибка контекста — нужно мерить его адекватность относительно мира комиксов а не нашего).

Самое популярное — «Бэтмен — это личность, а Брюс Уэйн — маска». Глупо отрицать что у кого-то, кто днем управляет компанией, а ночью бегает по крышам и бьет плохих людей, будут проблемы с разделенной личностью. Но мне кажется схема немного сложнее. Он изображает несколько ролей. «Страшный пуленепробиваемый Бэтмен» отличается от того что видят соседи по офису из «Лиги Справедливости». Брюс Уэйн делает то же самое — «бизнесмен филантроп» и «Миллиардер-идиот на яхте» для таблоидов, если необходимо алиби. И Бэтмен и Брюс Уэйн достаточно сложные, реальные личности чтобы совершать такие манипуляции. Но есть третья.

Третья личность — это «мальчик, который выжил в аллее преступлений». После травмы он, невероятной силой упорства построил свою жизнь вокруг того чтобы больше ни с кем не случилось то, что произошло с ним. (Психологи называют это «counterphobic reaction» — когда вместо того, чтобы убегать от источника страхов, человек окунается в него с головой.) Ради этого он готов пойти на все, даже построить две личности, одна из которых — символ справедливости в самом криминальном городе Америки. Третья личность связывает собой две другие. Мы не часто её видим — Брюс Уэйн стоит в пещере в костюме Бэтмена но без маски.

Batman - «Cold Days»

Именно эта личность у руля в «Cold Days». Потому что это точно не Брюс Уэйн — Брюс Уэйн никогда не теряет контроль, Бэтмен никогда не теряет контроль. Здесь он кидается вещами, кричит, сомневается в себе, пытается одновременно распутать дело и переубедить несколько незнакомых людей, большинство из которых так или иначе спас Темный Рыцарь, что Бэтмен может ошибаться, потому что он всего навсего человек. Я не стал узнавать о том, что произошло после «холодных дней», но это изучение характера одного из самых популярных персонажей современной культуры и просто отличную камерную историю про Бэтмена я буду помнить дольше чем многие «большие».

6262
38 комментариев

Хуевкя история, и это только начала того пиздеца которым закончится нахождение Тома Кинга на серии. Конечно ему говорят редакторы яйца выкручивали, но мне от этого как то не легче.

9

Там дальше конечно пиздец разъёб. "Мышка мы всегда будем вместе" "Я люблю тебя кошка" муси пуси. Пару выпусков спустя обложка в духе "УЗНАЙТЕ, КАКАЯ ТАЙНА, РАЗЛУЧИТ ИХ НАВСЕГДА" и я такой оооооооой бляяяяя

12

Самое что обидное для меня в ране Кинга - что потенциал у его истории был очень неплохой. Мне понравилась лично идея с возвращением Томаса из Флешпоинта. Но куча душных филлеров свела весь интерес на нет

1

Ран странный, я писал про это, но арка, как камерный опыт, крутая - нестандартный подход, эксперименты с жанрами, столкновение героя с самим собой в интересной форме.

Кстати один из самых приятных и человечных персонажей по итогу. Такой парень с которым себя на изи ассоциируешь. Прикольно наблюдать за его отношениями с айви) 

8

Я в подкасте "На панелях" услышал очень интересную мысль от Алексея Замского, что Том Кинг со временем купился на идею, что его травмы психологические делают его мега интересным человеком и писаталем, хотя это очевидно не так. 
Я читал его ран с самого начала и сдался выпуске на 20 каком-то (арка i am suicide) 
Какой же бардак его ран, это невыносимо. Да, были два хороших номера с Бэтменом и Кошкой про крыши, но в остальном просто ужас. И главное качество мотает туда сюда: на годный один арк два просто нечитабельных. 
Я не люблю ран Снайдера на Бэтсе, мне тупо скучно было, плюс, эта обсессия Снайдера с тем, что "Я Хочу Войти В Историю Бэтмена, Встать В Один Ряд С Парнями Из Британии"... Eeehhhh 
Но он хотя бы был занятный, там были очень интересные идеи. 
А Кинг по пятнадцать раз мусолит одно и то же. Ну нафик кароч

1