От «Битлов» и Боуи до Pixies: 10 любимых альбомов Эдгара Райта

Подборка записей, от которых без ума автор «Типа крутых легавых» и один из самых музыкальных режиссёров современности.

От «Битлов» и Боуи до Pixies: 10 любимых альбомов Эдгара Райта

В фильмах британского режиссёра Эдгара Райта многое завязано на музыке. Одна из самых запоминающихся сцен его раннего сериала Spaced разворачивалась на рейве. Герои дебютного фильма «Зомби по имени Шон» отбивались от ходячего мертвеца пластинками, попутно обсуждая творчество Шаде и New Order.

В картине «Скотт Пилигрим против всех» фигурирует сразу несколько вымышленных групп. «Малыш на драйве» и вовсе выдержан в редчайшем жанре экшен-мюзикла. Ну а недавно Райт выпустил музыкальную документалку «Братья Sparks».

Неудивительно, что у режиссёра отменный музыкальный вкус, о котором он охотно рассказывает в различных интервью. В этом тексте мы собрали десяток альбомов, упомянутых им в качестве любимых.

The Kinks — The Kinks Are the Village Green Preservation Society (1968)

От «Битлов» и Боуи до Pixies: 10 любимых альбомов Эдгара Райта

Концептуальный альбом самой британской из всех британских групп, записанный в непростое время: американские власти тогда решили уменьшить влияние англичан на свой рынок, и The Kinks на четыре года запретили выступать на территории США.

Оказавшись в изоляции на родном острове, лидер группы Рэй Дэвис предался ностальгии по деревенской юности, по старому миру и его традициям — и сочинил обо всём этом полтора десятка отличных поп-песен.

В эпоху Сержанта Пеппера и прочей лизергиновой психоделики тематика альбома оказалась слишком непривычной. К тому же он вышел одновременно с битловским White Album. В итоге по-настоящему The Kinks Are the Village Green Preservation Society оценили гораздо позднее. Среди поклонников оказался и Эдгар Райт: под песни с альбома разворачиваются деревенские приключения констебля Николаса Эйнджела в коп-фильме «Типа крутые легавые».

Мне нравится этот альбом, поскольку он бросает вызов моде того времени. <…> Мой любимый трек «Do You Remember Walter?» напрямую вдохновил фильм «Армагеддец». В песне речь идёт о парне, которого в школе любили все девочки, и который сейчас уже не так крут, как тогда. Вся песня выдержана в том горько-сладком тоне, который предполагает, что лучших когда-то друзей разлучил самый жестокий из врагов — время.

Мне нравится, что Рэй обратил своё внимание внутрь себя в то время, когда большая часть Лондона пребывала в трипе.

Эдгар Райт

The Beatles — Abbey Road (1969)

От «Битлов» и Боуи до Pixies: 10 любимых альбомов Эдгара Райта

Одиннадцатый альбом битлов и последний записанный вместе: вышедший после него Let It Be был сборником песен, записанных еще до Abbey Road.

На пластинке с одной из самых узнаваемых обложек всех времён звучит… Да чего здесь только не звучит: тяжелый прог-блюз Леннона («I Want You»), солнечный фолк Харрисона («Here Comes the Sun»), страстный ду-воп Маккарти («Oh! Darling») и даже обаятельный сольный выход Ринго Старра («Octopus’s Garden»).

На своем последнем альбоме The Beatles, по сути, играют сольные песни друг друга. Но ещё здесь есть «Because» — песня, где битлы все-таки работают вместе, чтобы создать что-то завораживающее. А на второй стороне пластинки есть целая сюита, и это классно. Когда доходит до «The End», здорово слышать, как каждый из четвёрки исполняет своё собственное соло.

Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band — очевидно, более известный альбом группы, Revolver — более крутой, а The White Album — более обсуждаемый. Но Abbey Road — последний шанс услышать всех The Beatles вместе.

Эдгар Райт

Дэвид Боуи — Hunky Dory (1971)

От «Битлов» и Боуи до Pixies: 10 любимых альбомов Эдгара Райта

Четвертый альбом Боуи, на котором музыкант наконец нашёл себя по-настоящему. Дебютник был пробой пера, Space Oddity — психодел-фолковым экспериментом, The Man Who Sold The World — неожиданно мрачной записью, предвестником тяжёлых жанров будущего.

Ну а Hunky Dory с его сочным глэмовым саундом, изысканными мелодиями и россыпью поп-жемчужин открыл перед Боуи все двери и сделал его звездой. А еще здесь есть «Life on Mars?» — возможно, лучшая песня музыканта и, опять же, возможно, лучшая песня на свете.

Дэвид Боуи — мой любимый сольный исполнитель, поэтому сложно выбрать один альбом, но я выбираю Hunky Dory потому, что он вызывает у меня самые счастливые чувства. Это очень обнадёживающий и оптимистичный альбом, это потрясающий альбом человека, который находится на пороге успеха.

Эдгар Райт

Queen — Sheer Heart Attack (1974)

От «Битлов» и Боуи до Pixies: 10 любимых альбомов Эдгара Райта

Третий альбом британской группы. «Bohemian Rhapsody» ещё впереди, но на пластинке есть чем поживиться: «Killer Queen» и «Now I’m Here» стали суперхитами, на «Stone Cold Crazy» группа разогналась до трэш-металлических скоростей, ну а на эпичной «Brighton Rock» Райт построил кульминационную сцену «Малыша на драйве».

Sheer Heart Attack — мой любимый альбом Queen, потому что в нём есть всего понемногу. Чокнутый в своем разнообразии, он сделан четырьмя великими талантами, борющимися друг с другом — это делает его таким интересным.

Эдгар Райт

К слову, самый смешной музыкальный момент в фильмографии Райта связан как раз с Queen — правда, с песней с другого альбома. Речь об эпизоде из «Зомби по имени Шон», когда герои дубасят ожившего мертвеца бильярдными киями в ритме «Don’t Stop Me Now».

Shaun of the Dead: Don’t Stop Me Now

Sparks — Kimono My House (1974)

От «Битлов» и Боуи до Pixies: 10 любимых альбомов Эдгара Райта

Sparks — настоящий культ в Великобритании и США. У нас же их ценят отдельные личности — например, Антон Долин. Составляющие ядро группы братья Маэли записали больше двух десятков альбомов.

Kimono My House — если не самый лучший, то определённо самый известный из них. Звучит на нём замес из арт-рока, глэма, мюзик-холла, оперетты и чего только не. Изобретательные аранжировки и виртуозное исполнение соседствуют с уморительными текстами про подростковый секс, тяготы семейной жизни и родственников Эйнштейна.

Братья Маэли, должно быть, были несколько обижены, увидев, как Queen, группа с похожим оперным звуком, добились огромного успеха в чартах, в то время как Sparks остались культовыми. Оглядываясь назад, я думаю, что Sparks создавали альбомы куда более последовательные и по теме, и по тону.

Они до сих пор они продолжают выпускать записи, которые всегда немного опережают своё время. Продолжать заниматься этим 50 лет подряд — нелёгкий подвиг.

Эдгар Райт

Pixies — Trompe Le Monde (1991)

От «Битлов» и Боуи до Pixies: 10 любимых альбомов Эдгара Райта

Четвёртый и последний классический альбом великой бостонской группы, которая играла дьявольски изобретательный альтернативный рок.

Trompe Le Monde несколько подзатерялся на фоне бронебойных Surfer Rosa и Doolittle и изысканного сёрф-рокового Bossanova. В нём не хватает вокала и песен басистки Ким Дил — это на сто процентов авторский взгляд Блэка Фрэнсиса. Неудивительно, что после выхода пластинки группа распалась на долгие годы.

Несмотря на вышеописанные обстоятельства, альбом получился на славу: шумный, мелодичный, крепкий — не перешибёшь и бейсбольной битой.

This album is fucking killer!

Эдгар Райт

The Jon Spencer Blues Explosion — Orange (1994)

От «Битлов» и Боуи до Pixies: 10 любимых альбомов Эдгара Райта

Четвёртый альбом нью-йоркского трио, которое принялось возрождать гаражный рок за 10 лет до Yeah Yeah Yeahs и прочих инди-звёзд нулевых.

С Райтом лидера группы Джона Спенсера связывает многолетняя дружба и сотрудничество. Музыкант сочинил заглавный номер для «Типа крутых легавых», ну а эпичная начальная сцена «Малыша на драйве» разворачивается под главный хит с Orange — «Bellbottoms».

Baby Driver Opening Scene

«Bellbottoms» — это, по сути, величайшая вступительная композиция любого рок-альбома за всю историю, настойчивое и волнующее широкоэкранное интро. Струнный квартет в этом моменте звучит просто необъятно.

Я действительно думаю, что первые 60 секунд «Bellbottoms» заставили меня снять фильм о автомобильной погоне.

Эдгар Райт

Supergrass — I Should Coco (1995)

От «Битлов» и Боуи до Pixies: 10 любимых альбомов Эдгара Райта

Дебютный альбом самой бодрой группы брит-попа: в противовес экспериментальным Blur, утончённым Pulp и манерным Suede они подходили к жанру с панковским задором.

Supergrass не стеснялись врубать дисторшн, предпочитали быстрые ритмы, черпали вдохновение в танцевальных ритмах мод-групп 60-х и пели на насущные для молодого поколения темы. Например, хит-сингл «Caught by the Fuzz» рассказывал автобиографичную для лидера группы Гэза Кумбса историю о том, как его накрыли с каннабисом.

Я жил в Лондоне и очень любил брит-поп. Не столько Oasis, сколько Blur, Pulp и определенно Suede. Но когда я думаю, какой из альбомов эпохи брит-попа я слушал больше всего и какой из них ощущался как настоящий взрыв, то это дебютный альбом Supergrass. Это свирепый альбом, созданный очень молодыми людьми. В 1995 году мне было 21, и они, должно быть, были одного со мной возраста. Мне нравится темп альбома и то, как он ускоряется. Я слушал этот альбом снова, и снова, и снова. В нужное время он просто поразил меня.

Эдгар Райт

Бек — Midnite Vultures (1999)

От «Битлов» и Боуи до Pixies: 10 любимых альбомов Эдгара Райта

В многотомной дискографии Бека Хансена Midnite Vultures по праву носит звание идеального альбома для вечеринки — с первых же секунд он встречает слушателя подпрыгивающим фанковым ритмом и праздничными духовыми. Потом начинается чехарда стилей: рок, электро и хип-хоп мешаются в непредсказуемых пропорциях, а общий игривый настрой сохраняется до самого финала.

Если бы мне пришлось выбрать одну песню из всего альбома, это была бы «Mixed Bizness», что, на мой взгляд, одна из самых крутых вещей на свете. Когда я впервые послушал Midnite Vultures, то решил, что это ультимативная пати-запись конца 20-го века; ближе всего этот альбом к Принсу или Джеймсу Брауну.

Эдгар Райт

К слову, Бек работал с Райтом над фильмом «Скотт Пилигрим против всех». В частности, его перу принадлежат песни фигурирующей в картине группы The Sex Bob-Omb.

Scott Pilgrim VS The World: We are sex Bob-omb

King Gizzard & The Lizard Wizard — Nonagon Infinity (2016)

От «Битлов» и Боуи до Pixies: 10 любимых альбомов Эдгара Райта

За десять с лишним лет существования эти буйные австралийские рокеры успели выпустить 18 альбомов в разных жанрах и создать целую музыкальную вселенную. Центр этой вселенной — альбом 2016 года Nonagon Infinity, выстроенный как звуковая петля: каждая песня без паузы переходит в следующую, концовка — в начало.

По музыке Nonagon Infinity — тяжёлый психоделический рок, заходящий на территории краута, прогрессива и буги-вуги. Впрочем, никакие термины не смогут передать сумасшедшего драйва пластинки.

Я видел их вживую на Reading Festival. King Gizzard & The Lizard Wizard играли вещи с альбома по порядку, и толпа сходила с ума. Примерно на четвёртой песне Найджел (Годрич, музыкальный продюсер, работавший с Райтом над фильмом «Малыш на драйве» — прим. DTF) сказал: «Погоди, это одна и та же песня?». Их песни действительно сливаются одна с другой, и вы можете подумать, что слышите один длинный-длинный трек. Но, мой бог, это рок.

Эдгар Райт

Больше любимых альбомов Эдгара Райта и его более развёрнутые комментарии вы может найти в статье The Quietus. А у вас сходятся музыкальные вкусы с режиссёром?

6464
11 комментариев

Райт очень крутой. Неудивительно, что у него такой насыщенный и разносторонний музыкальный вкус. 

Спасибо!

11

Комментарий недоступен

5

Согласен. Хотя на саббредите Боуи лучшим считают Station to Station:)

Sparks — совершенно великие чуваки, просто невероятно охуенные.

Целая музыкальная вселенная в одной группе.

3

Осталось теперь дождаться Annette

Отличный текст! Классный режиссёр! Классные группы!

3

Будет что послушать, на досуге, спасибо!

2