На самом деле у Луны нет тёмной стороны

Обложка The Dark Side of the Moon. Сторм Торгерсон.
Обложка The Dark Side of the Moon. Сторм Торгерсон.

Предыстория.

Определенно можно разделить историю Pink Floyd на два периода: до Тёмной Стороны Луны и после неё.

До выпуска этого альбома группа имела определенную популярность в родном Туманном Альбионе и отчасти в США и других западных странах. Не сказать, что группа была на слуху у каждого, скорее у настоящих любителей психоделии и подобной музыки.

Играли они тогда, как сказано выше, преимущественно психоделию, экспериментальный рок, иногда отклоняясь к фолку, эйсид-року и другим жанрам, но удерживая в основе психодел. Те же Fat Old Sun и If с Atom Heart Mother отличные примеры фолка, или одноименная заглавная композиция с этого альбом с участием духового оркестра и словами на вымышленном языке.

Стоит отметить интересную Seamus c губной гармошкой и собакой на вокале (да, именно собакой).

Ни один собакен при съёмках не пострадал)
Ни один собакен при съёмках не пострадал)

Особенно хочется отметить альбом Meddle (откуда Seamus) с его прекрасной Echoes. Отличный пример уже прогрессивного рока у Pink Floyd. Чего только стоит вступление клавишных Райта, и та самая фанковая часть, где зажигают Роджер и Ник, или тот отрезок по середине, когда гитара Гилмора напоминает чаек над океаном. Прекрасный пример по-настоящему командной работы, когда сочиняли все участники группы. Советую также посмотреть фильм Live At Pompei, где Флойды исполнили лучшую версию этой песни.

Все эти и более ранние эксперименты группы несомненно повлияли на концепцию будущего их альбома.

На Ваш взгляд, The Dark Side of the Moon – это начало или конец?

Думаю, и то, и другое. Думаю, это был конец нашей совместной работе, которая была действительно общей. Это был конец совместной работе и начало окончательного распада Pink Floyd. После этой работы мы поняли, как разойтись, и процесс растянулся на несколько альбомов, полных ссор, ругани и так далее...

Роджер Уотерс

Запись, выход и попадание навечно в чарты.

Постер к альбому.
Постер к альбому.

Вообще, Флойды интересны еще и тем, что многие свои композиции играли на концертах задолго то того, как они будут выпущены на альбоме. Сюита Dark Side, как часто называют сей альбом, не стала исключением. Да, порой концертные версии песен, особенно ранние, могли значительно отличаться по звучанию и продолжительности. В пример можно привести инструментальную Any Colour You Like (которая у меня ассоциируется с Terraria; кто играл, тот поймет), которая на ранних концертах могла длиться по 8-10 минут. Но итоговый материал к альбому был наработан заранее и на запись некоторых песен ушло довольно мало времени.

Список песен на альбоме:

  • «Speak to Me»
  • «Breathe»
  • «On the Run»
  • «Time»
  • «The Great Gig in the Sky»
  • «Money»
  • «Us and Them»
  • «Any Colour You Like»
  • «Brain Damage»
  • «Eclipse»

Первые записи песен для альбома начались в январе 1972 и продлились, так или иначе, до февраля 1973 года. Работа была проделана колоссальная, и это очень заметно при прослушивании альбома. Каждая нота, каждый звук выверен очень точно. Лёгкий эффект реверберации во всем альбоме создает плотную палитру звука, которую ни с чем не перепутать. Ты сразу понимаешь, что слушаешь Pink Floyd.

И всё это несказанно помогло в продвижении альбома.

…после того как мы все сделали и прослушали альбом в первый раз в студии, я подумал: «Великолепный альбом. Успех обеспечен». Почему он все ещё продается, я не знаю. В то время это волновало. Казалось, что все ждали этот альбом, ждали, что явится кто-то и запишет его.

Рик Райт

И с Риком трудно не согласиться.

The Dark Side of the Moon стал бомбой в чартах США и Великобритании. Многие просто покупали альбом, чтобы убедиться, насколько он раскроет их аудиосистемы. С этим, кстати, он прекрасно справляется и по сей день.

Послушав его сейчас, можно представить что чувствовали люди тогда, впервые достав пластинку из упаковки.

Еще один плакат, который вкладывали в альбом.
Еще один плакат, который вкладывали в альбом.

Интересный факт, связанный с этим альбомом, заключается в том, что он держался в чартах до конца 80-х годов, пока не изменили систему расчета в этих чартах. Хотя, если бы ничего не изменилось, то он бы до сих пор там был. Стоит только зайти в магазины по продажам винила и посмотреть, какие пластинки самые популярные.

Так почему же альбом актуален до сих пор?

На этот вопрос даже сами участники группы не могут дать достаточно точный ответ. И музыка, и тексты, и оформление выглядят до сих пор на высочайшем уровне.

…она затронула нужную струнку, пластинка и сейчас не кажется устаревшей. Когда я её слушаю, я нахожу, что звучит она отлично. Но если честно, я не могу сказать, почему на её долю выпал такой длинный век по сравнению с другими великими пластинками, вышедшими в то же время. Мы всегда знали, что она разойдется большим тиражом, чем что-либо записанное нами до того, потому что она более цельная и насыщенная. И обложка у неё лучше. Все детали концептуально связаны между собой.

Дэвид Гилмор

Тексты в альбоме довольно вольные и пространственные, способные зацепить каждого думающего человека. Стоит только посмотреть перевод Time или Breathe, и сразу понимаешь скоротечность человеческого века.

Прекрасный эквиритмический перевод Time от новгородского поэта Юрия Никитина:

Скучный денек по секундам оттикал помалу,

Ты расточаешь и тратишь часы ни за грош.

Топчешь, кружась, клок земли городского квартала,

Кто или что обозначит твой путь?


Ты устал лежать на солнце, наблюдать в окно дожди.

Время день убить найдется, жизнь для юных - впереди.

Однажды глянешь дату - позади десяток лет,

Прозевал ты выстрел к старту, не бежишь, а ждешь совет.


Взялся солнце догнать – а оно всё садится, алея,

И виток совершив, встаёт у тебя за спиной.

И всё то же оно, в том же месте, лишь ты – чуть старее,

Всё трудней отдышаться, всё ближе к черте роковой.


Да и годы всё короче, ничего не сделать в срок.

Планы вздорны, стих настрочишь в пол-листа корявых строк.

Жить, отчаянье скрывая - англичанина удел.

Вышел срок, я петь кончаю, жаль, не всё сказать успел...

Если вы попробуете послушать альбом на хорошей аудиосистеме или наушниках, то прекрасно поймете многие сказанные выше слова.

И да, можно заметить, что я часто, да и не только, в отношении этого альбома говорю, что его нужно слушать целиком, т.е. от начала и до конца. И в этом есть огромный смысл, так как одна песня переходит плавно в другую. Своеобразный разрыв есть только после The Great Gig in The Sky и, соответственно, перед Money из-за того, что в оригинале нужно перевернуть пластинку на другую сторону. Но даже это не разрушает ощущения неразрывности общей композиции.

В завершение хочется сказать, что каждый современный меломан оценит эту пластинку по достоинству, как я оценил её примерно год назад, впервые услышав её тогда.

Pink Floyd.
Pink Floyd.

p.s. всем мир)

3333
5 комментариев

я оценил её примерно год назад, впервые услышав её тогдаЭх, я бы с удовольствием услышал её впервые снова

3
Ответить

Есть много способов повредить участки памяти

1
Ответить

Pink Floyd навеки навсега единственные!!!

1
Ответить

Лучшая группа на планете!

Ответить