Заимствования в игровой музыке
Находим таинственные совпадения в игровых саундтреках, отмечаем заимствования, сравниваем куски с оригиналами и немножко веселимся.
Все началось с того, что однажды я играл в прекрасную Ori and the Blind Forest, наслаждался анимацией, игрой и вообще не грустил. И вот я дошел до уровня с болотом — Thornfelt Swamp. Так как к музыке в играх я отношусь особенно трепетно, то выворачиваю ее всегда громче эффектов, и наслаждаюсь ею особенно.Так было и в этот раз. Наслаждаться я перестал почти сразу же, как заиграла музыка на болоте. Ухо неприятно царапнуло, но еще минут пять я тупил, вспоминая, где же это я уже слышал?
Спустя какое-то время в голове щелкнуло — ну конечно же! Любимые Daft Punk и не менее любимый «Трон: Наследие»! Центральная тема фильма (фрагмент с 0:52):
Я загуглил и оказалось, что я не первый заметил это таинственное совпадение — кто-то на Reddit уже отмечал это. Значит, как минимум, я такой не один параноик.
Я рассказал это одному приятелю, и он указал мне на еще одно совпадение, замеченное им, из относительно новой Gear of War 4 (с 0:15):
Это было очень похоже на кусок трека Light of Seven из «Игры престолов» (на 3:36):
И это логично, ведь у игры и у сериала один и тот же хороший композитор — Рамин Джавади. Возможно, он просто вдохновлялся своей же работой, когда писал музыку для игры — каноничный эпизод сериала, где звучит этот трек (там взрывают Септу), вышел на пару месяцев раньше игры, в июне 2016 года. Впрочем, кто его там знает, как шла работа. Оставим это на совести создателя.
Самые известные случаи
И тут сразу же вспомнилась классика: музыка из сеговского Sonic 3 и треки Майкла Джексона. Ну, вы же наверняка в курсе:
В двух словах история такова: SEGA и правда наняла Джексона с командой писать музыку для игры, но затем начались эти его скандалы с детишками, и компания поспешила откреститься от сотрудничества. Написанный материал, тем не менее, частично (и к счастью!) вошел в игру, и дописывался уже американским композитором Sega of America Ховардом Дроссиным. А официальная версия была такая: якобы, Майклу не понравилось, как звучат его треки в исполнении звукового чипа приставки, и он сам попросил убрать его имя из титров. «Но мы-то знаем ©». Тем более, что его команда там все же упомянута.
Впрочем, даже в истории с третьим Соником и Джексоном есть второе дно, если копнуть глубже. А именно — история с треком из Ice Cap Zone.
Вот трек из игры (к слову, любимейший трек всех времен и народов среди меня в 90-е. Каждый раз играл только для того, чтобы его послушать):
А вот и оригинал:
А вот даже мэшап, чтобы уж никаких сомнений не оставалось:
Дело было так: работавший с Майклом Джексоном клавишник Брэд Баксер был участником почивший в бозе еще в 1983-м группы The Jetzons. Принимая, видимо, участие в написании музыке для игры, Брэд просто поднял свой же старый материал (который, к слову, никогда до этого не выходил официально) и использовал в игре. А когда в 2009-м не выходившие ранее треки The Jetzonz были изданы лейблом Fervor Records, тут-то все и выяснилось.
Кстати, позже этот трек выходил и на виниле — и смотрите, как оформили его обложку!
Еще одна каноничная история, наверняка уже известная вам — заглавная тема к Metal Gear Solid 1-2. Особенно кусочек с 0:50.
Теперь сравните с мелодией советского композитора Георгия Свиридова, написанной еще в 1935-м:
Видео со сравнением двух треков по кусочкам:
А вот самый больш... кхм... значительный русский игровой блогер предъявляет Кодзиме оригинальный трек. Реакция Гения весьма красноречива.
А еще главная тема MGS немного напоминает тему из фильма «Скорость» с Киану и Сандрой. Длинных совпадений на этот раз нет, но местами японцы и правда вдохновлялись, видимо.
В итоге в Konami заявили, что ничего не крали, но в итоге так расстроились, что выпилили эту музыку из всех последующих частей MGS. А жаль.
Менее известные случаи
Но вернемся к более лохматым временам. Если покопать интернет на предмет совпадений в игровой музыке, то складывается впечатление, что в 80-90-е игровые композиторы вообще активно забивали на авторские права и очень активно, скажем так, вдохновлялись эстрадой.
Вот, например, тема Robo из легендарной Chrono Trigger. Ничего не напоминает?
Ну конечно, конечно же! (не судите по превью, там не то, что вы думаете)
Интересно, если бы этот трек не стал мемом нашего поколения, откопал бы кто-нибудь это явное сходство? Впрочем, композитор Square утверждает, что никогда не слышал о Рике Эстли!
А вот Mega Man X3 — уровень Neon Tiger (с 0:31):
Великие и ужасные Guns'n'Roses — My Michelle (c 0:26):
Впрочем, команда в Capcom и не скрывает, что фанатела от Guns'n'Roses — например, в пятой части все мини-боссы названы именами членов группы.
Трек из прекрасной первой Super Mario Kart на SNES:
Веселая итальянская песенка 1962 года:
В других старых играх серии Марио тоже дофига заимствований. Вот, например, известнейшая тема подземного мира из первой Super Mario Bros:
А вот малоизвестный трек коллектива Friendship с аналогичным началом:
А в восьмибитном Dr. Mario, кажется, вообще взяли песню великих Битлов целиком и слегка ускорили. Вот игра:
А вот Битлз:
Вот каноничная тема из Zelda (слушать все 10 часов не обязательно, хотя...).
А вот трек April от Deep Purple. Похоже? Несомненно!
Надо сказать, что композитор Нинтендо Кодзи Кондо вообще очень увлекался старой рок-музыкой. Есть целая мини-документалка о том, как музыка 80-х повлияла на его творчество:
Серия Donkey Kong не отставала и тоже вдохновлялась Битлами, начиная с самой первой серии.
Незамысловатая и однообразная тема в игре...
...— это на самом деле басовая партия из битловской The Ballad Of John And Yoko
А вот музыка из второй части каноничной серии, уровень Bayou Boogie...
... музыка к которому вся построена на вступлении к треку Фила Коллинза
В «Сониках», кроме третьего, тоже есть куча заимствований, известных в интернете. Например, трек из Sonic Spinball (терпеть не мог эту игру!):
Звучит прямо как Things That Make You Go Hmm от C+C Music Factory.
А вот трек из любимого второго Соника:
И-и-и-и... Тупак! (нужно слушать медленную мелодию на фоне рэпа, конечно же).
Впрочем, зная, как рэперы находят себе сэмплы для битов, я бы не очень придирался к композиторам Сеги. Ой, постойте! Игра вышла в 1992-м, а трек Тупака — в 1993-м! Тогда я бы точно не придирался к композиторам Сеги, а скорее заподозрил Тупака в увлечении синим ежом (почему нет?).
* * *
В интернете вообще понаходили много интересного. Во что-то верится, а во что-то с трудом.
Например, я охотно верю, что музыку этой невзрачной мотогонки передрали с Нирваны (можно, я не буду вставлять оригинал — «Come as you are»? И так все слышно)
А вот что каноничную заставку серии Final Fantasy передрали у The Who или даже у Шопена — не верю. Хоть и похоже.
Под каток подозрений попала даже великая Streets of Rage 2:
Впрочем, музыка в серии Streets of Rage — это такой дикий коктейль из попсы и синтетики тех времен, что неудивительно, что что-то попало в замес.
Относительно новые игры у нас в подборке тоже есть. Кто помнит неплохой GTA-клон Simpsons Hit and Run?
А трек Тома Джонса It's Not Unusual?
Игра Mario Strikers вышла в 2007-м и кажется совсем не скрывает своих музыкальных заимствований:
Жесткие японские парни из From Software когда-то выпустили серию игр King's Field. Вот трек из 4-й серии игры:
Кажется, тут не надо даже постить оригинал, но я все равно запощу, хотя это и великий трек:
А вот опять Доктор Марио и маленький кусочек из классического трека Сонни Роллинса (на 1:26).
Ладно, тут верю, но кусочек такой маленький, что несерьезно об этом говорить всерьез.
И еще раз несчастный Доктор Марио, музыка из заставки:
И заставка киномьюзикла Little shop of horrors
Похоже? А как же!
А вот еще заставка Марио — на этот раз самой первой игры, просто Mario Bros. (не Super):
И песня великой Петулы Кларк DownTown(с 0:40)
С Марио мне почему-то смешнее всего — с одной стороны, я обожаю игры серии, с другой — Нинтендо так носится со своими авторскими правами, как никто другой.
Иногда разработчики игр для NES действительно брали музыку из оригинальных фильмов, послуживших базой игре, только что-то меняли, например, ускоряли оригинальный трек.
Песня The Power of Love, сочиненная Huey Lewis and the News специально для фильма:
А вот другая каноничная игра, у которой, казалось бы, должна быть своя собственная музыка из заставки мультсериала, но тут используется другая
Очень похоже на вот этот трек:
Впрочем, не только роком вдохновлялись игровые композиторы. Есть и классика.
Концовка Ninja Gaiden на NES:
Нино Рота — тема из «Ромео и Джульетты». Кажется, «вдохновлялись» — мягко сказано:
Еще немного вдохновения классикой. Тема Airship из Super Mario 3:
* * *
Это не все, что мне удалось найти, но я попытался отсеять сомнительное или малоизвестное.
Напоследок — вот еще музыкальные сходства россыпью. В основном, в японских играх, и много посвящено сходству музыки между самими играми:
В любом случае, прежде чем обвинять игровых композиторов в плагиате, лучше вспомнить, что игры — это такое же искусство, как и картины, литература и... музыка. А искусство, в конце концов, это лишь переосмысление ранее виденного, слышанного и читанного.
Бонус
Это, конечно, смешно, но что, если Вячеслав Добрынин был поклонником восьмибитного «Бэтмена» от SunSoft? Или это японцы вдохновлялись нетленкой? Вы только послушайте начала этих треков! Причем, и то и то появилось в 1989-м году, так что выводы я оставляю за дорчитателями.