HANDS  — формы шума!

Познакомьтесь с культовым немецким лейблом шумовой электроники. Добро пожаловать в мир промышленных шумов, музыки, сделанной из звуков радиопомех и первобытных ритмов.

HANDS  — формы шума!

Оказаться случайным посетителем немецких фестивалей вроде Maschinenfest или Elektroanschlag практически невозможно. Если вы потратили деньги на билет на одно из этих событий – значит, скорее всего, это ваш полностью осознанный выбор. Музыка здесь звучит крайне специфичная, а для неподготовленного слушателя даже травмирующая – это различные направления шумовой электроники, преимущественно rhythmic-noise, самые радикальные формы индустриального техно, dark-ambient, power-electronics и прочие смежные жанры. Но если вы так или иначе все-таки окажетесь на одном из подобных сборищ людей в черном, то, возможно, обратите внимание, что футболки, кепки или худи примерно трети публики в зале будет непременно украшать принт в виде квадратного значка с черной пятерней на белом фоне и строгой надписью HANDS. Этот же логотип красуется на огромном количество CD и винилов, выпущенных немецким лейблом Hands Productions, и является чем-то вроде знака качества для всех погруженных в шумовой электронный андеграунд.

Maschinenfest
Maschinenfest

Hands Productions существует уже тридцать лет и за это время стал настоящим объектом культа и проводником в мир деформированных битов и цикличного индустриального скрежета для многих ценителей экстремальных музыкальных форм. Все началось в 1990 году, когда молодой электронный музыкант Удо Виссман озадачился выпуском кассет своего первого электро-индустриального проекта Atrum. Он был вдохновлен кассетным андеграундом того времени и опирался на принципы полной независимости и свободы творчества от любых рамок, поэтому решил что и изданием своей музыки займется самостоятельно. Собственно, кассета Atrum стала первой позицией в каталоге Hands. Начиная с первого релиза и по сей день, за визуальный образ лейбла отвечает супруга Удо – Никола Борк. Она автор оформления почти всех релизов и дизайнов мерча.

Фото с сайта Discogs
Фото с сайта Discogs

За выходом первой кассеты последовал выпуск трех кассетных же компиляций – Diffrerent Forms (I и II) и Forms of Industrial – с треками от Deutsch Nepal, Contagious Orgasm, Hypnoskull и других важных артистов электронного андеграунда. Позже для ежегодных сэмплеров лейбла все-таки было выбрано название Forms of Hands, на данный момент в этой серии вышло двадцать релизов. В середине девяностых Удо записал несколько EBM-треков с группой Cicuta Virosa и выпустил их уже в формате CD, а после сосредоточился на своем проекте Winterkalte, который оказал огромное влияние на становление rhythmic-noise-сцены и до сих пор занимает на ней ведущие позиции. К началу нулевых Hands уже оформился в настоящий андеграундный бренд со своей философией и превратился в одного из главных поставщиков артистов в лайн-апы профильных фестивалей вроде того же Maschinenfest, который до своего закрытия в 2018 году был самым статусным и масштабным событием в мире шумовой электроники.

HANDS  — формы шума!

Спустя годы Hands не снижает активность и по-прежнему выдает около десятка релизов в год – это как совершенно новые имена, так и свежие работы от постоянных резидентов вроде Orphx, Ah Cama-sotz, Mono No Aware или Proyecto Mirage. Погружение в бэк-каталог лейбла сулит немало приятных открытий и даже потрясений любому, кто испытывает интерес к экстремальным и экспериментальным жанрам электронной музыки. Hands охватывает направления от трайбл-индастриала, жесткого drum-n-bass и индустриального техно до dark-ambient и мрачного IDM. В этой среде по-прежнему жив интерес к музыке на физических носителях, большая часть релизов до сих пор выходит в формате CD. Важный момент – фирменное оформление всех изданий в едином выдержанном стиле, что важно для любого коллекционера.

Стенд лейбла на фестивале Forms of Hands
Стенд лейбла на фестивале Forms of Hands

В течение уже почти двадцати лет весной каждого года в помещении бывшей угледобывающей шахты в немецком городке Бёнен проходит двухдневный фестиваль Forms of Hands, на котором выступает около двух десятков артистов лейбла, в начале января в Берлине гремит более локальная вечеринка Hands Label Night.

На фоне возросшего сейчас интереса к более мрачному и агрессивному звучанию на техно-сцене треки резидентов Hands, кроме сугубо тематических событий, теперь можно все чаще слышать в сетах диджеев клубов Tresor и Berghain. Хотя первым техно-релизом для Hands стал Orphx «Nullity» в далеком 1998 году – как говорится, до того, как это стало мейнстримом. Лейбл продолжает подписывать артистов, которые работают на стыке техно и индастриала, – только за последние несколько лет были выпущены мощные работы Ancient Methods, Ontal, Crystal Geometry, Monolith и других. История продолжается, и следить за ее развитием по-прежнему интересно.

Парковка фестиваля  Maschinenfest
Парковка фестиваля  Maschinenfest

Когда речь идет о шумовой сцене, часто можно услышать вопрос: а кто вообще слушает такую музыку и зачем? Конечно, для людей далеких от rhythmic-noise и любых видов индустриальной электроники порог вхождения в мир дисторшированных битов и структурированного фабричного шума может оказаться достаточно высоким. Примерно так же обстоит с каким-нибудь грайндкором или блэк-металом, особенно если до этого вы слушали исключительно брит-поп или классических композиторов. Но если поначалу эта музыка может отталкивать и вызывать дискомфорт, то в какой-то момент все равно может случиться так, что ты вдруг обнаруживаешь, что хочешь слышать эти звуки снова и снова. Еще быстрее, еще громче, еще жестче. И вот на тебе уже футболка с логотипом Hands и ты бьешься в конвульсиях на танцполе среди себе подобных в бывшем заводском здании на окраине какого-нибудь богом забытого городка Германии под звуки Monolith или Mono No Aware. Но может, это и в самом деле просто не твое. Для проверки ниже прилагается краткий и субъективный гайд по основным формам, которые принимает музыка этого лейбла. К сожалению, в Spotify пока есть не все, что хотелось бы включить в обзор, поэтому будет несколько ссылок на YouTube. А если хочется более радикального и быстрого погружения без предисловий, можно просто мотнуть в конец этой публикации и перейти в мой более объемный плейлист по артистам Hands в Spotify.

Материал для конкурса #DTFxSpotify

Начинаем с чего полегче. Хотя смотря для кого! Empusае – проект бельгийца Николаса ван Мейерхаге (также участник Tzolkin, в прошлом This Morn Omina и других), выпустивший два альбома и одну компиляцию на Hands. Обе работы настоящие бриллианты. Вводящие в транс ритуальные ритмы, дисторшированные биты, меланхоличные партии фортепиано, синтезаторный эмбиент, шепот, заклинания и племенные крики. Мистические шумы, ощущения человека, который заблудился в ночном лесу и остался один на один с враждебной или безразличной природой. Каждая композиция – настоящая пьеса, хронометраж некоторых треков достигает 15 минут. Вам нужен альбом «Error 404: Metaphorical Loss ‎» или «The Hatred Of Trees», включайте любой из них от начала до конца. Перед этим позаботьтесь, чтобы вам никто не мешал, прогоните всех из комнаты, в идеале запритесь на замок! Сделайте погромче! Крайне желательно слушать в полной темноте, ни на что не отвлекаясь.

Ah Cama-Sotz – тоже родом из Бельгии. В дискографии проекта немало альбомов, а его музыкальная траектория захватывает и кровожадный трайбл-индастиал, и ориентированное на танцпол техно. Иногда музыка Ah Cama-Sotz начинает звучать более расслаблено и эмбиентно, умеренно мрачно, но всегда красиво и довольно доступно во всех своих проявлениях.


Mono No Aware
– немецкий проект, подписан на лейбле Hands с 2000 года и по сей день. Здесь придется поднапрячься. Тот самый канонический rhythmic-noise, каким его многие любят. Зацикленный фабричный шум, гудящие ритмы и треск. Звук, который обращается напрямую к телу и заставляет либо совершать энергичные движения, либо застыть как вкопанный посреди танцпола и пропускать его через себя, словно электрические разряды.


SaturmZlide
(Германия) – своеобразные вариант интеллигентного нойза, хрустящий зацикленный бит и треск радиопомех противостоят здесь неожиданно гармоничным и приятным синтезаторным фонам и даже мелодиям. Слышны радиопереговоры, нагнетается космическая атмосфера, в которой внезапно слышится что-то от Pink Floyd.


Syntech
(Германия) – нарочито замусоренное звучание, монотонные ритуальные барабаны – их партии звучат как бы рассинхроне, сходятся, расходятся, гипнотизируют. Под хруст и треск воют какие-то как бы первобытные музыкальные инструменты, воображение рисует что-то истинно древнее, зловещее и таинственное. Этот проект дело рук немца по имени Steffen Lehmann, который также выпускает альбомы под вывеской Greyhound – тоже на Hands, естественно.


Supersimmetria
(Германия) – один из относительно недавних подписантов лейбла – на Hands c 2005 года – но уже пополнил его каталог тремя полноценными альбомами. Исполняет репетативное атмосферное техно, темное, минималистичное, захватывающее.


Heimstatt Yipotash
– какой-то непривычно по меркам этой сцены раздолбайский что ли электронный индастриал, здесь есть элементы и техно, и ритмик-нойза, и EBM, и даже что-то от, допустим, Kraftwerk – но по сути это ни то, ни другое. Куча речевых сэмплов – отрывистых воплей и целых речей, какие-то скретчи и масса других эффектов. Материал звучит на редкость бодро, если не сказать, задорно, неоднородно, но совершенно точно нескучно! Долгие годы это постоянные участники фестиваля Elektroanschlag в немецком Альтенбурге.


Winterkalte
– босс лейбла собственной персоной с программным треком Winterkalte «Do Not Vote for Industry» (экологическая повестка, кстати, занимает не последнее место в тематике артистов шумовой электронной сцены). Нервная ритмика и активно конфликтующие между собой шумы – при этом сам тринадцатиминутный трек при всей своей кажущейся на первый взгляд хаотичности легко раскладывается на запоминающиеся и застревающие в памяти фрагменты. Хит!

MDD – не претендующий на гениальность, но вполне себе толковый релиз на стыке техно и ритмик-нойза. Довольно характерный звук. Работа отчасти незамысловатая, типичная и предсказуемая, но тем она и хороша.

Totakeke – крайне неровная электроника из Нью-Йорка, близкая к IDM: ломанные структуры, рассыпчатые суетливые биты, треки альбома перетекают из одного в другой. Frank Mokros, который творит под именем Totakeke, имеет свое альтер-эго – оголтелый rhythmic-noise проект Synth-Etic, который тоже подписан на Hands. Ранее Totakeke издавались на не менее культовом лейбле Tympanik, но о нем в другой раз. По своей замороченности музыка очень на любителя. Но такие любители совершенно точно найдутся!

И бонусом мой плейлист с треками артистов Hands в Spotify. Делайте громче!

1818
5 комментариев

О дойч Непал, я я натюрлихь! Ждём обзор лейбла колд мит индастри, телег про рапун бликсу баргельда и мехтильд фон лейш. Плюсую за обзор.

2

Про CMI черновик уже года два лежит, но там не лонгрид, а просто подборка, среди прочей электроники. Сейчас шабаш с конкурсом Spotify закончится, может выложу.

1

наконец-то пост про нормальный интересный музак, а не очередной топ от клонированного пичфорк- или rateyourmusic-хипстера. правда из всего, что хоть как-то связано с ритмик нойзом, хорошо знаком только с файндфлюг (кстати они померли что ли)

1

У меня флешбеки начались от этого названия, лет 20 его не встречал.
Вроде на каких-то фестивалях появлялись до вируса, судя по соцсетям.