The Breeders — «Last Splash» (1993)
«Last Splash» — второй студийный альбом американской альтернативной рок-группы The Breeders, выпущенный 30 августа 1993 года на лейбле 4AD. Группа, изначально созданная как сайд-проект басистки Pixies Ким Дил, с этим альбомом обрела значительное признание. Альбом достиг 33-й позиции в чарте Billboard 200, а в июне 1994 года получил платиновый статус от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA) за продажи свыше миллиона копий.
Благодаря удачному времени и сильным синглам, «Last Splash» превратил The Breeders в суперзвёзд альтернативного рока — тех самых, которыми группа Ким Дил Pixies всегда казалась на грани стать. Однако в некоторых аспектах их коммерческий успех был самым непредсказуемым этапом творчества на тот момент. К группе присоединилась сестра-близнец Ким, Келли Дил, и вместо того чтобы просто развить отполированное звучание EP «Safari», группа экспериментирует с большим количеством стилей, текстур и настроений.
Особенно это заметно в их культовом сингле «Cannonball». От туманных вокальных вступлений до упругой басовой линии Джозефины Виггс и напевного вокала — каждая деталь этой хулигански сексуальной, дерзкой, но ритмичной песни представляет собой хук. Хотя «Cannonball» стал символом альтернативной революции 90-х, его лёгкость и игривость позволили песне оставаться свежей спустя годы. «Last Splash» перенимает прыжки, повороты и отвлечения «Cannonball», создавая баланс между неотразимой поп-музыкой и причудливыми экспериментами. Это особенно ярко проявляется, когда группа поддразнивает слушателей загадочностью «Mad Lucas», а затем предлагает двухминутную поп-идеальность в «Divine Hammer».
Чаще всего альбом представляет собой мозаичное полотно идей и эмоций. «Hag» и «No Aloha», неожиданное сочетание островной баллады и бурлящего панк-попа, переосмысляют сюрреалистичный феминизм альбома «Pod» (1990), что просачивается и в трогательно независимую «Invisible Man». Летняя одержимость группы проходит красной нитью: от сёрф-попа «Flipside» до «Saints» — солнечного гимна ярмарки с энергичными риффами и абстрактно-запоминающимися образами, такими как «пони в воздухе», которые подчеркивают талант Ким Дил к созданию яркой, но понятной лирики.
Очарование Ким и Келли Дил — одна из причин цельности «Last Splash». Например, кавер на «Drivin’ on 9» (песня группы Ed’s Redeeming Qualities из родного Дейтона) демонстрирует харизму голоса Ким, а «I Just Wanna Get Along», с её апокалиптическим поп-звучанием, выводит на первый план вокал и точное мастерство написания песен Келли.
Вместе с акцентом на веселье, «Last Splash» стал одним из определяющих альбомов альтернативного рока 90-х благодаря своему принципу «всё возможно» — настроению, которое The Breeders сохранили на протяжении всей карьеры.
© Heather Phares /TiVo
Награды: 🏆 The Qobuz Ideal Discography
В 2023 году, к 30-летию альбома, был выпущен юбилейный переизданный вариант «Last Splash», включающий ранее не издававшиеся треки «Go Man Go» и «Divine Mascis». Группа также отправилась в тур в честь этой даты, подтверждая продолжительное влияние альбома на современную музыкальную сцену.