Pearl Jam — «Dark Matter» (2024)
«Dark Matter» — двенадцатый студийный альбом американской рок-группы Pearl Jam, выпущенный 19 апреля 2024 года на лейблах Monkeywrench Records и Republic Records. Продюсером альбома выступил обладатель премии «Грэмми» Эндрю Уотт, ранее работавший с такими артистами, как Оззи Осборн и Эдди Веддер.
Для записи своего двенадцатого альбома «Dark Matter» группа Pearl Jam вместе с продюсером Эндрю Уоттом обосновались в студии Shangri-La в Малибу. Именно здесь Мартин Скорсезе брал интервью у The Band для фильма «Последний вальс»; ныне студия принадлежит Рику Рубину. Эдди Веддер отметил в интервью Mojo: «Трудно передать, как много значило для нас находиться в этом месте». Он назвал этот документальный фильм «моим знакомством с огромным количеством музыки» и добавил: «Это было похоже на добычу энергии в безопасном месте». И, судя по всему, этот источник энергии оказался глубоким.
Pearl Jam, особенно Веддер, звучат обновлённо. Композиция «React, Respond» — одна из самых тяжёлых за последние годы, с угрожающей мелодией, панковской гармонией и скоростным вокалом Веддера, переходящим в мощный крик. Заглавный трек напоминает ранний гранж в стиле Mudhoney, и 59-летний Веддер звучит на три десятилетия моложе, вопя: «Странно в наши дни, когда все платят за чужие ошибки». Все пять участников группы наслаждаются ритмом «Waiting for Stevie», выделяющегося трека, словно перенесённого с Lollapalooza 1992 года. Молниеносный двухминутный удар «Running» с панковским припевом показывает Веддера в режиме «бей или беги»: «Я бегу, я бегу, но гонка никогда не заканчивается; я бегу, иначе мне конец», — поёт он, достигая запыхавшегося триумфа: «Теперь смотри, как я ухожу, так что пошёл ты».
Однако альбом не состоит лишь из вспышек ярости. С его прерывистым ритмом и извилистой мелодией «Won’t Tell» напоминает творчество Tom Petty and the Heartbreakers (Веддер неоднократно исполнял их песни и даже выступал с группой до смерти Петти в 2017 году). «Wreckage» вызывает ассоциации с инди-роком 90-х. «Something Special» — запоминающаяся мелодия, готовая прозвучать на свадьбах стильных отцов (давние фанаты либо полюбят её, либо возненавидят).
Веддер полностью погружается в позитив и любовь, обращаясь к своим дочерям: «Я с гордостью смотрю вверх; та, которую я держал, такая особенная… И когда-нибудь ты окажешься на моём месте, и как-то тебе придётся это отпустить». И да, дух The Band ощущается в «Upper Hand»; это вовсе не песня-трибьют, но настроение присутствует — мрачное и задумчивое, словно призрак Робби Робертсона был в комнате, прежде чем композиция взлетает в эпическом гитарном соло Майка Маккриди и грохоте барабанов.
Как и в The Band, сумма частей Pearl Jam велика, и «Scared of Fear» показывает, насколько важен каждый участник в этом алхимическом процессе. Построенная вокруг мощного риффа ритм-гитариста Стоуна Госсарда, песня подчёркивает рваный ритм басиста Джеффа Амента и барабанщика Мэтта Кэмерона, пронзительное соло Маккриди и особую настойчивость Веддера, поющего о былых временах: «Мы смеялись, мы пели, мы разбивались, мы верили». Здесь всё ещё кипит жизнь.
© Shelly Ridenour/Qobuz