(ЛОНГРИД) О японской музыке j-pop: история, сити-поп, влияние на k-pop и современное состояние

Япония на протяжении уже нескольких десятилетий является вторым по размеру музыкальным рынком в мире. Во многом из-за этого японская музыка до сих пор ориентирована преимущественно на самих японцев и, в отличие от к примеру, корейской, не так популярна во всем остальном мире. Однако несмотря на внутреннюю ориентированность она все же имела и продолжает иметь определенную популярность во всей Азии и так или иначе просачивается на запад. Как вы поняли по вступлению и по названию самого блога, в этом лонгриде речь пойдет о j-pop.

Perfume
Perfume

Сразу хочу предупредить, лонгрид очень поверхностный. Количество исполнителей и представленных музыкальный жанров в Японии превосходит все мыслимые масштабы и если я бы поставил перед собой цель написать хотя бы о десятой части из них, на этот лонгрид у меня ушло бы пару лет. И это не шутка. Поэтому я постараюсь как можно меньше зарываться в незнакомые вам имена и названия групп сделав исключение лишь для тех, кого можно назвать лицами (голосами?) эпох. А если вы считаете что я незаслуженно упустил кого-то - приглашаю вас в комментарии под постом.

Истоки.

Предшественником j-pop'а является каёкёку. Сейчас так называют японскую поп-музыку эпохи Сёва (1926 — 1989 годы).
Вообще, под каёкёку принято объединять все, что выходило в промежутке с 1950-ых по 1980-ые годы, не смотря на то, что сам термин "каёкёку" гораздо старше и появился еще в эпоху Мейдзи (1868 - 1912 годы). Тогда каёкёку называли буквально все западные песни, пришедшие в Японию в конце 19-го века после окончания длительного периода самоизоляции страны.

Кэико Маруяма - Douzo Konomama (1976)

J-pop объединяет огромное количество совершенно разных жанров и песен на японском языке с характерным японским звучанием в аранжировке, будь то электро-поп, современная поп-музыка, инди-поп, софт-рок или даже хип-хоп. Термин вошел в оборот в 1980-ые. Тогда же, например, сформировалась система айдолов (о которой я кратко расскажу чуть ниже) а сама музыка под влиянием эпохи стала напоминать смесь западных софт-рока, фанка и буги. Именно эту смесь сейчас принято называть сити-попом (о нем тоже будет отдельный абзац)
А тем временем к концу 1980-ых японская музыка разрослась до каких-то невероятных масштабов, разделившись на кучу жанров и поджанров. Новая музыка из-за этого все меньше и меньше подходила под старые определения каёкёку, поэтому музыкальные магазины для простоты начали делить всю музыку на старую (собственно, каёкёку) и новую (j-pop).

Сити-поп 1980-ых.

Сити-поп лично я (да и, наверное, многие остальные) считаю настоящей золотой эпохой японской музыки. Сити-поп имеет узнаваемое электронное звучание, которому поспособствовало повсеместное распространение таких культовых синтезаторов как Yamaha CS-80 и Casio CZ-101 а так же легендарной драм-машины Roland TR-808.

Мария Такеути - Plastic Love (1984)

На легкую, практически воздушную музыку отлично ложился понятный каждому текст про поиски себя, отношения, любовь и расставания. Таким образом этот логичный симбиоз стал ключом к популярности, буквально определившей музыкальное звучание той эпохи во всей Азии. Все культовые исполнители, такие как Мария Такеути, Мики Матсубара, Мэйко Накахара, Акина Накимори, Юриэ Кокубу, Томоко Аран, Каору Акимото и Миоко Ямагути обрели свою популярность именно в 1980-ые годы и до сих пор являются теми самыми узнаваемыми голосами японской музыки. Вы можете не знать их поименно, но я уверен, вы хоть раз в своей жизни слышали их песни.

Мики Матсубара - Stay With Me (1979)

А услышать их вы могли благодаря тому, что сити-поп обрел вторую жизнь в 2010-ых годах. По какому-то странному стечению обстоятельств сити-поп начали активно форсить в интернете а вейпорвейв и фьюче-фанк, использующие сэмплы из японских песен 1980-ых стали популярными жанрами музыки.

Мэйко Накахара - Fantasy (1982)

Более того, стали появляться продюсеры, которые начали ремиксовать старые сити-поп песни и создавать совершенно новые треки в этом стиле. Из таких особенно могу выделить 80KIDZ и Night Tempo. Рекомендую ознакомиться с их творчеством, есть большая вероятность что понравится.

80KIDZ x Punipuni Denki - Night Session (2022)
Night Tempo x Crystal Tea - Love Actually (2021)

Yellow Magic Orchestra.

(ЛОНГРИД) О японской музыке j-pop: история, сити-поп, влияние на k-pop и современное состояние

Говоря об электронной направленности сити-попа стоит отдельно упомянуть Yellow Magic Orchestra (YMO) - людей, которые буквально открыли мир электронной музыки для Японии.

Коллектив из трех человек: Харуоми Хосоно, Юкихиро Такахаси и Рюити Сакамото, созданный еще в 1978 году под большим влиянием Kraftwerk и Джорджио Мородера стал пионером в этом направлении и оставил свой след далеко за пределами страны. YMO, к примеру, одними из первых в мире начали использовать сэмплеры. А пользование микрокомпьютером Roland MC-8 прямо во время живого выступления повергло в шок одного из разработчиков этой машины Хидеки Мацутаке - ведь MC-8 разрабатывался сугубо для записи в студиях, но никак не для работы на сцене. Все это позволяет нам, слушателям из 21 века понять насколько их подход к созданию музыки был необычным и новаторским на тот момент. От чего не удивительно, что созданное ими звучание можно услышать в современном j-pop даже спустя почти 50 лет.

Yellow Magic Orchestra – Rydeen (1979)

Кроме того, YMO стали мировым феноменом. Коллектив начал проводить турне в Европе и США тем самым делая огромный вклад в популяризацию электронной музыки по всему миру.
И если Kraftwerk, можно сказать, создали электронную музыку, то YMO были одними из тех, кто привел ее к тому виду, в котором мы привыкли слышать Daft Punk, Royksopp и других.

J-pop в 1990-ых и 2000-ых.

Конец японского экономического чуда и начало так называемого "потерянного десятилетия" не могли не отразиться на японской музыке, качество которой по мнению многих в то время серьезно упало. Лейблы были вынуждены порезать свои расходы на артистов и звукозапись а настроения, царящие среди населения уже не так как прежде располагали к радостям, связанным с музыкой. Яркий сити-поп постепенно стал уходить в историю, а новое звучание только начинало формироваться. Однако жизнь в стране не остановилась, музыкальный рынок продолжил свой рост и к концу 1990-ых все стало возвращаться норму.

Начало 2000-ых ознаменовало собой появление Perfume - наверное одной из самых узнаваемых за рубежом японских музыкальных групп. И они по праву заслуживают отдельного упоминания в этом лонгриде.

Perfume.

(ЛОНГРИД) О японской музыке j-pop: история, сити-поп, влияние на k-pop и современное состояние

Японская электропоп-группа, состоящая из трех девушек: Аяно Омото (Nocchi), Юки Кашино (Kashiyuka) и Аяки Нишиваки (A-chan) сформированная в 2000-ом году в Академии актерского мастерства Хиросимы. На тот момент все три участницы были студентками этой академии.

Perfume начали полноценную музыкальную карьеру в 2002 году выпустив сингл "Omajinai Perori". Однако успех и признание к ним пришли лишь спустя пять лет, в 2007 году благодаря знаменитой в j-pop-индустрии Каэле Кимуре регулярно ставившей песни Pefume в своем популярном на тот момент радио-шоу. Акира Томоцуги - один из влиятельных телевизионных продюсеров, услышав на радио песни Perfume обратил на них внимание и вскоре позвал девушек на запись песни для социальной рекламы, посвященной важности переработки мусора. Реклама транслировалась на крупнейшем японском телеканале NHK.

Таким образом о Perfume услышала вся страна и их популярность с этого момента начала расти по экспоненте. Perfume начали приглашать на музыкальные фестивали а их песни прочно обосновались в музыкальных чартах стабильно занимая места в первой пятерке. Коммерческий успех группы подкреплялся многочисленными рекламными контрактами с такими крупными компаниями как Natural Beauty Basic (популярный в Японии бренд одежды), PepsiCo и Nissan. Но самым удачным сотрудничеством для Perfume можно назвать контракт с Pixar, благодаря которому в 2011 году весь мир услышал песню "Polyrhythm" в мультфильме "Тачки 2".

Perfume - Polyrhythm (2008)

В 2012-ом году Perfume на волне своего успеха заключают контракт с Universal Music Group и с этого момента лейбл начинает активно раскручивать группу по всему миру, организовывая туры по юго-восточной Азии, Европе и США. Параллельно ведется активная маркетинговая кампания в рамках которой заключаются новые рекламные контракты с Mercedes-Benz, UNIQLO и Disney, проводятся выставки сценических костюмов в Лондоне и Нью-Йорке, выпускается собственная линейка одежды и даже духи "PERFUME OF PERFUME". Масштабы монетизации творчества Perfume и по сей день продолжают расти не смотря на то, что группе уже 25 лет.

Все эти 25 лет музыка Perfume не отстает от времени и использует тренды по максимуму, от чего их творчество в срезе лет выглядит максимально разнообразно и интересно. В разных песнях, в зависимости от года выпуска вы можете услышать классическое сибуя-кейское звучание, популярное среди японских певцов на рубеже 1990-ых и 2000-ых, техно, EDM, синтипоп и технопоп.

Perfume - Fusion (2018)

С последним релизом "Nebula Romance", первая часть которого вышла в сентябре этого года, группа резко ударилась в ретро-футуризм а сам альбом состоит преимущественно из синтипоп-композиций.

Сейчас Perfume готовится к необычному туру вместе с крупнейшим японским оператором сотовой связи NTT docomo. Уникальность заключается в использовании технологии IOWN, разработанной NTT, которая будет в реальном времени захватывать движения участниц группы и транслировать их на сценах с помощью 3D-моделей одновременно в нескольких городах.

Perfume - IMA IMA IMA (2024)

Кто знает, возможно в ближайшем будущем концерты будут выглядеть именно так, а Perfume назовут пионерами этого направления. Пример использования IOWN мы можем увидеть в свежем клипе на песню "IMA IMA IMA".

J-pop как чертеж для k-pop.

J-pop начала 1990-ых годов стал образцом для построения мирового музыкального феномена корейской музыки, что отражено в самом его названии - k-pop. И главное, что корейцы переняли у японцев - это система айдолов.

Twice
Twice

Система айдолов подразумевает собой создание лейблами собственных звезд. Музыкальные лейблы проводят множество конкурсов по отбору талантов и счастливчики, удостоенные вниманием переезжают в специальные общежития, где начинают свою карьеру с многочисленных тренировок и репетиций. А их личная жизнь становится не совсем личной (совсем не личной) и требует постоянных согласований с продюсерами для превентивного предотвращения любых возможных скандалов. Айдолы всегда должны быть чистыми образцами для примерного поведения на публике. И все это пришло в Корею прямиком из Японии.

Система айдолов в Корее до недавнего времени получала много критики из-за мягко говоря, нещадящего отношения лейблов к своим подопечным. Но ситуация с недавних пор стала меняться в лучшую сторону.

Почему же тогда k-pop стал таким популярным а j-pop по большей части продолжает оставаться сугубо азиатским продуктом "для своих"? Лично я считаю что на это есть две связанные друг с другом причины.

Первая - это то, о чем я написал в самом начале статьи.
Музыкальный рынок Японии просто гигантский, не смотря на размеры страны и количество населения. Из-за этого большая часть японских артистов не видит смысла в том, чтобы быть знаменитыми на весь мир. Конечно, это не какая-та аксиома, ведь как я упоминал выше, были музыканты которые вполне успешно пробивались на западный рынок. Но как правило, это были единичные случаи, количество и масштабы которых никак не сравнить с корейской экспансией.

Вторая причина на мой взгляд заключается в том, что японская поп-музыка в целом стала более жанровой и все это произошло еще до всемирного распространения социальных сетей, которые так же сыграли большую роль в мировой популярности корейской музыки. Японская музыка до сих пор продолжает оставаться самобытной и местами слишком камерной, в то время как корейская активно подстраивается под запросы западного слушателя и нацелена на как можно больший охват аудитории. Однако все это не мешает корейским исполнителям выпускать по старой традиции отдельные релизы для Японии (второй по размерам рынок все таки обязывает) иногда даже переводя песни на японский язык.

Кроме всего этого стоит упомянуть, что японские артисты не заморачиваются романизацией своих имен и названий групп, от чего человеку, не знающему японские иероглифы очень трудно искать в интернете музыкантов и их песни.

Современный j-pop.

Ситуация с популярностью японской музыки постепенно меняется, но все еще не понятно насколько сильно. Поскольку мы являемся свидетелями всего, что происходит в музыкальном мире здесь и сейчас, еще рано делать какие-то выводы.
Но уже сейчас можно сказать что социальные сети становятся приоритетными кузницами новых исполнителей и музыкальные лейблы собирают новые таланты в них как грибы на поляне после дождя.

Мне же остается только привести несколько примеров музыкантов, которых, вполне вероятно, спустя несколько лет можно будет назвать голосами эпохи, в которой мы сейчас живем. Творчество всех исполнителей, представленных ниже достойно отдельных лонгридов. Но я уже и так накатал здесь целую стену текста, поэтому сейчас с вашего позволения я обойдусь лишь парой слов о каждом из них.

Atarashii Gakko!

ATARASHII GAKKO! - Omakase (2024)

Группа из 4 девушек, образованная в 2015 году. Творчество Atarashii Gakko! выделяет хореография, которая имеет такое же важное значение, как и вокал, а каждое их выступление - это отдельное визуальное шоу.
Сейчас Atarashii Gakko довольно узнаваемы во всем мире благодаря тому, что в 2021-ом году за их раскрутку взялся лейбл 88rising, который специализируется на популяризации азиатских артистов на западе. И все это не смотря на то, что они поют исключительно на непонятном гайдзинам японском языке.

Vaundy

Vaundy - Odoriko (2023)

Японский музыкант, начавший свою карьеру в 2019-ом году самостоятельно загружая свои песни на Ютуб. Уже в 2020-ом году был замечен Спотифаем и включен в подборку Early Noise 2020, что дало ему нехилый буст к популярности.

Фудзии Кадзэ

Фудзии Кадзэ - Shinunoga E-Wa (2020)

Так же начинал карьеру на Ютубе. Еще в 12 лет стал записывать фортепианные каверы на популярные песни и загружать их в сеть. В 2019-ом подписал контракт с Hehn Records (подразделение Universal Music Japan). В 2020 году вместе с Vaundy был включен в Spotify Early Noise 2020, а песня "Shinunoga E-Wa" активно завирусилась в японских соцсетях и что называется, пошло-поехало.

Ado

Ado - unravel (live 2020)

Исполнительница, так же начавшая в 2017 году с каверов на популярные песни и стремительно набирающая сегодня обороты на японской сцене. С 2020 года имеет контракт с Universal Music Japan, что говорит нам о масштабах популярности. Так же знаменита просто огромным количеством опенингов и эндингов к популярным аниме последних лет.

XG

XG - HOWLING (2024)

Ну и напоследок хочу упомянуть XG (XGALX). Гёрлз-бэнд, собранный в 2022 году холдингом Avex под патронажем корейского продюсера JAKOPS. Поистине странная во всех отношениях группа. Сформированная в Японии исключительно из японских девушек, но исполняющая чистейший k-pop. В целом их можно назвать первым японским гёрлз-бендом, созданным по современным k-pop-стандартам и вы не отличите их от любой другой k-pop-группы. История, можно сказать, сделала действительно причудливый оборот.

Заключение.

За бортом этого лонгрида осталось много явлений, которые характеризуют японскую музыку. Я не упомянул, например, музыкальную группу AKB48, состоящую из 43 участниц, поделенных на несколько команд. Так же я не коснулся многочисленных вокалоидов вроде Мико Хацунэ и культовых j-pop исполнителей типа Сиины Ринго или Хикару Утады. Прошел мимо j-rock исполнителей, наподобие BABYMETAL и других.
Тема японской музыки сама по себе одна из наименее интересных на DTF, поэтому не вижу смысла в том, чтобы стараться уместить все это в одном лонгриде, который вряд ли кто-то вообще прочтет целиком. Быть может в дальнейшем у меня появится желание рассказать вам что-нибудь еще и я снова накатаю стену текста о каком-нибудь исполнителе или жанре целиком.
На этом всё, спасибо за внимание.

4343
33 комментария
3
Ответить

Крутые!

1
Ответить

Спасибо кстати ебучему аниме, так как благодаря ему я открыл для себя maximum the hormone (zetsubou billy полнейший ахуй, где они обстибали типичные японские поп группы) buck tick, rip slime и др.

3
Ответить

Да, аниме очень опасно тем, что может легко подсадить на японскую музыку. А потом уже не слезешь.

Я начал смотреть аниме сильно позже, чем слушать j-pop, да и то смотрю в основном только хайповое (ну и иногда классику) от чего мне часто интересно встречать знакомые голоса и имена в опенингах и эндингах.

1
Ответить

Обожаю японский музыкальный регион, от всяких мейнстримных YMO и X Japan до всякого хардкора вроде Zouo, GISM и тд. В современном jpop мне нравится его разнообразие. Пока кпоп стремится варится сам в себе, в jpop существует вообще все. Вот тебе классический jpop, вот тебе антиайдолы в лице Bis/Bish, necronomidiol, Broken By The Scream и тд.

3
Ответить

Корейская музыка, конечно, не так разнообразна как японская, но и в ней встречаются интересные алмазы. Просто их не так видно за таким огромным монстром как то, что принято называть k-pop'ом.

Я периодически, раз-два в неделю делюсь у себя в блоге корейской музыкой, которую сам слушаю.

Ответить

Ado сам случайно услышал, и внезапно осознал, что в мой довольно, в среднем, тяжелый музыкальный вкус отлично заходит девушка с хрипатцой. До сих пор подслушиваю

2
Ответить