Porcupine Tree — «On the Sunday of Life» (1992)
«On the Sunday of Life» — не просто альбом, это редкая возможность заглянуть в подсознание Стивена Уилсона, лидера Porcupine Tree, когда тот ещё находился на самой ранней стадии творческих поисков. Пластинка, вышедшая в 1992 году, больше похожа на коллекцию демо и экспериментов с новыми звуками, текстурами и эстетикой, чем на тщательно продуманную и завершённую работу. Но как раз это делает её уникальной.
Дебютный альбом Porcupine Tree — это, по сути, масштабная шутка, и именно в этом кроется лучшая мотивация для создания записи, претендующей на видимую глубину. О происхождении треков, якобы созданных культовой и таинственной психо-прог-рок-группой, на диске не говорится. Но оформление и дизайн (вплоть до выбранных шрифтов) могли бы по праву принадлежать самим Dukes of Stratosphear.
Вокал Стивена Уилсона здесь звучит заметно выше, чем в его более поздние годы — возможно, это дань его юности или намерение придать голосу немного расплывчатой загадочности (в духе Дэвида Гилмора, как в великолепной «Nine Cats»). Тем не менее, в плане техники Уилсон уже тогда выделялся мастерством. Записывая и продюсируя материал в одиночку (за исключением нескольких гостевых партий), он ещё до бума домашней студийной записи 90-х добивается глубины и масштаба звучания, которого другим группам приходилось бы достигать с куда большими затратами.
Альбом действительно звучит как работа целой группы, увлечённой, джемующей и вдохновлённой, а не как запись, собранная из множества овердабов. Но здесь дело не только в технике — это настоящее искусство. В треках хватает и колючего юмора: «Jupiter Island» отправляет нас в крутое путешествие в 1968-й, с фазированными гитарами и характерным грувом, а энергичная «Linton Samuel Dawson» играет роль «крутого парня», пересекающего время и пространство, чтобы сбежать «от человеческой скуки».
Есть здесь и шёпот в «Space Transmission» — звучащий так, будто Роберт Калверт придумал его в момент особо тяжёлого трипа, — и откровенная цитата из Beatles в максимально психоделической «Footprints». А многие инструментальные композиции просто восхитительны: пасторальные эмбиентные зарисовки, барабанные соло и многое другое. Возможно, это можно назвать версиями Pink Floyd 70-х для знающих времена получше, но как жанровый эксперимент и сам по себе «On the Sunday of Life» остаётся отличным дебютом.