Converge — Jane Doe: один из самых важных метал-альбомов нулевых

Сентиментальная хардкор пластинка, любимая и меломанами, и металистами

Converge — Jane Doe: один из самых важных метал-альбомов нулевых

Джейн Доу — в употреблении правоохранительных органов США под этим псевдонимом подразумевалось неопознанное тело принадлежавшее женщине.

Предисловие

Метал зачастую отвергается обычными слушателями музыки. Для обывателей тяжелая музыка является жанром с очень высоким порогом входа, благодаря широкому разнообразию поджанров, а также гигантскому количеству групп. Но для искушенных любителей всех сортов тяжеляка, разбираться в этой горе музыки наоборот увлекательное занятие.

В течении всего развития метал утяжелялся и развивался во все стороны. Например, в одно время метал сочетался с хип-хопом, зародив популярную волну ню-метала. Скорее всего, вы должны знать группу Linkin Park, у которой первые альбомы «Hybrid Theory» и «Meteora» являются ню-металом.

Официальный клип на In The End от Linkin Park

А в конце девяностых и в начале нулевых экстремальный метал активно сочетался с хардкор-панком. Таким образом, зародились и стали популярными новые поджанры металического хардкора и математического хардкора.

Я лично не смогу рассказать вам про металкор, по причине того что я мало что слушал из этого жанра, но про маткор могу вставить несколько слов. Этот жанр знаменит использованием нестандартных музыкальных структур, тяжелым звуком и быстрой энергетикой. Знаковые альбомы типо «Calculating Infinity» от The Dillinger Escape Plan или «American Nervoso» от Botch повлияли на множество тяжелых коллективов нулевых и десятых. А конкретно альбом Jane Doe группы Converge, кроме влияния, очень популяризировался на просторах музыкального, мемного комьюнити /mu/.

Converge в 2021-ом
Converge в 2021-ом

Здравия желаю, пользователь DTF. В этой статье я расскажу тебе про альбом Jane Doe группы Converge. Это первый обзор из моего цикла /mu/_vv, в котором я хочу рассказать об отличных музыкальных альбомах, популярных в музыкальной среде интернета. Стоит предупредить что в статье присутствует ненормативная лексика и некоторые излишне красочные эпитеты.

О группе и альбоме

Converge — американская маткор группа из штата Массачусетс, основанная в 1990 году вокалистом Джейкобом Бэнноном и гитаристом Куртом Баллу. Группа записала три студийных альбома с 1994го по 1998 года. Я не слушал данные альбомы, но по словам самого Курта Баллу, эти альбомы по большей части имитировали те хардкор группы, которые вдохновили их на творчество. После нескольких кадровых перестановок, в 1998-ом году басистом становится Нейт Ньютон, а в 1999-ом к группе присоединяется барабанщик Бэн Коллер. С таким составом группа существует и по сей день. И именно благодаря тому что все четыре участника группы были близки друг-другу, имели похожие музыкальные вкусы, а также смогли найти свой собственный, уникальный стиль в песнях, 4-го сентября 2001-го года Converge выпускает свой магнум опус в виде Jane Doe.

Над четвертым студийным альбомом группа работала в следующем составе: вокалист и автор текстов — Джейкоб Бэннон, гитарист — Курт Баллу, второй гитарист — Аарон Далбек (который покинет группу в 2001-ом), басист — Нейт Ньютон и барабанщик — Бэн Коллер. Над продюсированием работали Курт Баллу и Мэттью Эллард, а обложку нарисовал Джейкоб Бэннон. Ко всему прочему, над технической частью альбома трудились ещё как минимум пять человек. И на весь альбом, в общей сложности, было потрачено 11 тысяч долларов.

Обложка, под авторством Джейкоба Бэннона
Обложка, под авторством Джейкоба Бэннона

Jane Doe входит в список /mu/ essentials, занимает 221-ое место в топе за всю историю на rateyourmusic и 159-ое на albumoftheyear, а также регулярно входит в топы тяжелых СМИ таких как Loudwire.

А теперь, переходим непосредственно к разбору альбома.

Разбор альбома

Начинается альбом с великолепной Concubine, которая просто идеальная песня для открытия этого альбома. Сначала кажущиеся спокойным гитарное вступление, перетекает в бешеную, энергичную вакханалию, которая сносит тебе голову пулеметной очередью. Четкий бас, четкая гитара и четкие барабаны хлынут в твои уши с неимоверной скоростью. А во время куплета, где Джейкоб Бэннон кричит и маниакально повторяет «You stay gold, I’ll stay gold», инструменты играют настолько быстро, что в общем миксе ты еле разберешь что здесь отвечает за ритм, а что за мелодию. После куплета начинается бридж, под который невозможно не качать головой. Затем очень быстрое аутро, которое переходит в медленный брэйкдаун. Concubine длится всего 78 секунд и за это время успевает несколько раз поменять структуру, показать всю мощь коллектива и открывает дверь в увлекательное путешествие в мир экстремального метала нулевых на 45 минут.

Далее, после плавного перехода, который неплохо так удивляет во время первого (каждого) прослушивания, начинается Fault and Fracture. Вступление с очень монолитным риффом и с бешеными барабанами, которые бьют прямо в челюсть. Инструменты затихают на секунду и начинают бить пуще прежнего вместе с вокалом. Хоть по большей части ты не понимаешь что поет вокалист, все таки ты чувствуешь какие эмоции он хотел передать со столь экстремальной нагрузкой на голос. Гнев и агрессия переполняют его, и энергия которую он высвобождает великолепно дополняет инструментальную часть. Инструментальная часть на протяжении песни постоянно меняется, то заставляя ритмично качать головой, то наслаждаться быстрыми и короткими соло. В последней минуте, резко падает громкость и отключается перегруз, что готовит нас к финальной части песни. Вокал, гитара, бас и барабаны постепенно увеличивают скорость, к концу оставляя тебя со сломанной шеей.

Для Fault and Fracture даже клип сняли

Третья песня Distance and Meaning продолжает делать то, что хорошо получалось у предыдущих двух треков, а именно — избивать тебя до полусмерти. Язвительный гитарный рифф вступления вместе c быстрыми барабанами открывают одну из самых любимых мною композиций альбома. В куплетах нету бас-гитары, вместо нее мы слышим шумную электрогитару и ядовитый чистый вокал. Текст довольно абстрактно описывающий место где все умирают и рождаются снова, и где лирический герой вокалиста сгорает. Также в текст вплетены личные переживания вокалиста (и скорее всего горький опыт), которые и лирично мрачные, а с истошными криками боли, молящими чтобы все это закончилось, так вообще бьют в самое сердце. Припев же с отличнейшим мелодическим ходом, стал для меня квинтэссенцией разъебной части альбома. Так как без дичайшего дисторшна и криков пощады, эта мелодия все ровно имела бы право на существование, как качественно-сочиненная вещь для любой другой песни. А также секунда шума между рефренами припева, добавляют отдельное очарование и без того прекрасной песне. Ну и аутро, которое успевает несколько раз поменять вектор, поманипулировать твоими телодвижениями в разных плоскостях и оставить на тебе кровавый отпечаток.

После математически хорошо структурированных и обладающих бешеной энергетикой первых трех песен альбома, Jane Doe плавно, но всё же резко, становится подозрительнейшим образом спокойной. Если предыдущие песни начинались с хардкорных заруб на гитарах, то эта песня началась с перебора, который напоминает зловещую колыбельную. Hell to Pay захватила меня такой контрастностью. Постепенно перебор переходит к части, где бас-гитара просто лучшая на альбоме. Она играет тяжелую, раскачивающую и ритмичную линию. После вступления начинается куплет, где бас и гитара объединяются, а к ним присоединяются спокойные барабаны и отрешенный вокал. Вместе они создают специфическое, психоделическое нечто. Все становится каким-то жутковато монотонным и погружающим в сон. На этой песне все структурные смены и сложные мелодические ходы делают отступ. Но в припеве… Но в припеве все встает на свои места, и альбом насилует тебя грязным, жестоким ботинком. Когда обстановка накаляется, все что было жутко спокойным, оборачивается на 180 градусов, превращаясь в кошмар. Вокалист кричит спокойного сна и сладких снов настолько жутко, словно хочет чтобы ты спал вечно и никогда не просыпался. Тягучий тяжелый рифф, контрастируя с предыдущими бэнгерами, заставляет тебя влюбиться в свою совершенность. А когда на электрогитаре включается педаль перегруза, твоя челюсть отваливается нахрен, из за того что психоделичная мелодия становится тяжелой. Крутейшая песня, одна из самых любимых мной на альбоме.

А еще сценическое поведение вокалиста во время живых выступлений с этой песней очаровало меня своей элегантностью.

Я хочу детей от Джейкоба Бэннона

Плавно из аутро предыдущей песни, со стремительными барабанами начинается Homewrecker. По энергетике, структуре и композиции песня напоминает Distance and Meaning, так как мелодия песни также была бы хорошей песней и вне тяжелой музыки, благодаря веяниям панк-рока. Джейкоб Бэннон криком скандирует «No love, no hope» (откуда люди в 2001-ом знали про Death Grips), а отличные барабаны и гитары устраивают мошпит прямо внутри твоего мозга. Это именно та песня, из за которой у тебя на концерте были бы ссадины, ушибы а также залёт. Очень бодрая и притягательная песня, которая словно разминка после тягучей Hell to Pay. Я влюблен в вокал и гитару из этой песни, они слишком прекрасны.

Ещё плавней и с повышенной тональностью электрогитары начинается The Broken Vow, крик из которой прям заедается в подкорку твоего сознания. Песня обладает всеми качествами предыдущей песни, под неё твой организм также мысленно хочет оказаться на концерте группы, желательно прямо на середине давки, чтобы толпа раздавила тебя в своем хаосе, пока ты впитываешь в себя мощь маткора. А затем, на середине песне сбавляет свой темп, становясь более жуткой, вся группа вместе орёт «I'll take my love to the grave». В один момент мы слышим лишь перегруженную гитару, которая плавно переходит к беспорядочному аутро.

С ещё более сглаженной плавностью и с дичайшей энергетикой хардкор-панка, альбом продолжается с Bitter and Then Some. На этот раз группа дружно делает то, что у них получалось на предыдущих песнях и орет «Death to traitors, cowards, and empty words». Просто отличнейшая хардкор-панк трилогия получается у этих песен, когда каждая плавно переходит к друг-другу и становится ещё быстрей, ещё тяжелей и ещё брутальней.

Heaven in Her Arms продолжая лейтмотив предыдущих песен, в виде быстрых барабанов и стремительного темпа, имеет не брутальное, агрессивное настроение предыдущих трёх песен, а скорее более жалобное, мучительное, которое давит слёзы из твоих глаз. Риффы в этой песне более грустные, вместе с быстром темпом, а вокал создает ощущение человека которого отвергает и не понимает весь окружающий мир. Крики чувствуется замученными, отрешенными даже от собственной личности. И из за этого композиция даёт тебе просто бурю депрессивных эмоций. При этом песня всё еще дико разъебная, что дает великолепный контраст, от которого словно орлы летают внутри твоих кровяных сосудов. А на последней трети песни, она внезапно становится жуткой, злобной и тягучей. И из за такой резкой смены направленности, ты сидишь и просто охреневаешь от того насколько хорошо все части песни красиво сочетаются с друг-другом. Ну и вокал в этой части, который кричит «Three simple words bled me dry» просто шикарен, под тремя словами, которые иссушили всю кровь лирического героя подразумевая «Я люблю тебя». Моё почтение голосовым связкам Джейкоба Бэннона.

И плавно из шума и пепла, начинается Phoenix in Flight, которая вообще отличается от всего что было до и будет после на альбоме. Она словно эмоциональная разгрузка после восьми предыдущих песен и перед финальными тремя композициями. Она перенасыщена разными эффектами, создавая ощущение что ты слушаешь не хардкорный метал, а какой-нибудь шугейз. Песня разъедает кислотой из звука твое лицо до атомов, превращая тебя в овоща, который неспособен мыслить. На второй половине так вообще гитара играет прекраснейшую мелодию, которая раздирает тебя изнутри, со своей спокойной атмосферой. А к концу песни возвращается тяжелый звук, и ты предвкушаешь финал пластинки. Я не могу описать, насколько же красиво написаны, казалось бы, незначительные мелодии этой песни. Да они просты, но они словно мёд для ушей. Эта песня вносит щепотку разнообразия в альбом, и поэтому как и Hell to Pay, это одна из самых любимых мной песен.

Если Phoenix in Flight является промежутком между значительной частью альбома и его концом, то Phoenix in Flames становится промежутком между Летящим Фениксом и концом альбома. В песне играют лишь хаотичные барабаны, кричащий вокал и красиво вкрапленные отголоски последней композиции, которые словно чеховские ружья в музыкальной плоскости. Песня сохраняет лоу-фай стилистику предыдущей, но имеет агрессивное настроение, которое можно назвать короткой вспышкой гнева, ведь композиция не имеет припева и длится всего 42 секунды. Это играет большую роль в концептуальности альбома, а также в не раз упомянутой плавности переходов.

Ведь переход из Горящего Феникса в Оттепель вообще не ощущается переходом. Как будто просто разделили две песни ради увеличения треклиста альбома. Начинается Thaw c тяжелого риффа, который напоминает вторую композицию. В куплетах из за эффектов наложенных на гитару, а также мелодического хода которая играется ей же, создается безумное, сумасшедшее настроение. И так песня, раз за разом, перемещается с брутальности на психофазию. Крики, бас и барабаны все также прекрасно дополняют мелодию гитары, а грамотное продюсирование делает песню еще лучше. Приближаясь к аутро, сначала наступают пятнадцать секунд спокойствия без гитары, а затем песня постепенно вырисовывает картину того, как будет звучать последняя песня.

Все что было до этого готовило нас к этой песне. Весь альбом до этого длился 34 минут, а финальная песня альбома длится одиннадцать (ОДИННАДЦАТЬ) с половиной минут. Дамы и господа, вашему вниманию представляется Евгения Доева.

Jane Doe последняя песня из своего альбома, которая отличнейшим образом завершает весь путь что прошел слушатель в течении предыдущих одинадцати песен. Первое что ты будешь слышать когда начнется Jane Doe это тяжелый, тягучий, жутко депрессивный и мучительный рифф электрогитары. Курту Баллу удалось создать одну из самых красивейших и пронзительных мелодий на гитаре, Джейкоб Бэннон выдает одни из самых пронзительных криков, что я слышал в тяжелой музыке, а Ньютон и Коллер дополняют все это действо ритмичным басом и барабанами. Ритм-секция не играет тут бешено, как в предыдущих песнях, напротив они хорошо сбалансированы c вокалом и гитарой и не тянут на себя одеяло. А припев… Насколько же красив тут припев. Продюсеры хорошенько поработали над эффектами и атмосферой полного падения. И тут, мы слышим то, что окончательно взорвало мою голову, разбросав мои мозги, глаза и осколки черепа по всему периметру комнаты. Начинается чистый вокал. Не язвительное пение, и не крики мученика, а отчаянный чистый вокал кричащий ничего, кроме первой буквы русского алфавита. После такого у тебя нету никаких шансов прослушать альбом без слёз, которые и так текли во время предыдущих песен. Замученный, окровавленный, подвергшийся к психологическому насилию и отправленный на падение в бесконечную бездну, ты не осознаешь что ещё даже не дослушал эту песню до конца. Затем, внезапная тишина и из правого наушника доносится невероятно грустное соло. Соло после этого дополняется бас-гитарой и немного погодя присоединяются барабаны. А Джейкоб Бэннон, дабы окончательно свести твои счёты с жизнью, начинает спокойно, но очень депрессивно, петь. Ты все ещё падаешь в бездну, без единого желания жить и без людей которые тебя поддержат. Бэннон кричит в последний раз и все инструменты филигранно играют тяжелую, финальную часть песни, из за которой ты всё ещё продолжаешь падать, но твои окровавленные, раздробленные губы уродливо складываются в нечто напоминающее улыбку.

Прочитав некоторые разборы текста, создается ощущение что Бэннон под Джэйн Доу подразумевал свою бывшую возлюбленную, которую он хотел бы больше не знать и не испытывать больше никаких чувств по отношению к этому человеку. И все текста написанные им, а также вокальные линии, выражали его чувства на тот период времени, высвобождали гнев и мучения от пережитого.

Jane Doe это песня под которую ты жестко качаешь головой и одновременно вусмерть плачешь от воспоминаний нахлынувших из за траурного настроения песни, от прекрасной сыгранности мелодии, от близкой привязанности к песне после нескольких десятков прослушиваний, от синергии коллектива, от обложки проработанной до мельчайших деталей, от поэтичного вокала олицетворяющего твое внутреннее состояние, от плавнейших, сука, переходов насколько же они блять прекрасны. Монументальнейшее произведение, которое как по мне одно из лучших произведений что были написаны вообще в музыке. В мой топ-10 лучших песен она бы вошла бы со 100 процентной вероятностью. Наверное, я отдал бы многое, если у меня была бы возможность услышать эту песню вживую.

А ещё, есть кавер с пианино на эту песню, послушав которую можно понять, что даже в таком виде это мучительно-прекрасное произведение звучит волшебно, со своим просто гениальным подходом к музыкальным структурам.

Ох, люблю я эти ваши пианины

Заключение

Участники группы вложили всего себя в этот альбом и дали миру тяжелой музыки один из самых прекраснейших альбомов. Курт Баллу и Мэттью Эллард смогли спродюсировать альбом настолько хорошо, что 40-минутная пластинка ощущается как единое, бесшовное произведение. Джейкоб Бэннон написал прекраснейшие текста об одиночестве и отрешенности, нарисовал одну из культовейших обложек в истории музыки и исполнил мучительные для своих голосовых связок вокальные линии. Курт Баллу, Нейт Ньютон и Бэн Коллер создали отличнейшую инструментальную часть альбома, которая и раскачивает голову, и заставляет расплакаться.

Jane Doe на данный момент единственный альбом Converge, который я послушал. Но послушал я этот альбом не менее двадцати раз, от начала и до конца. Все песни из этого альбома вплелись в мой организм и стали полноценной частью моей личности. Быстрые Distance and Meaning и Homewrecker, погружающая Hell to Pay, жужжащая Phoenix in Flight и душераздирающая Jane Doe, я никогда не забуду эти песни, и то как они скрашивали мою жизнь.

Converge — Jane Doe: один из самых важных метал-альбомов нулевых

Я не смогу рассказать вам о влиянии, которое оказал альбом, но судя по английским рецензиям, этот альбом значительнейшим образом повлиял на облик современного метала. Другие маткор группы Botch и The Dillinger Escape Plan также делали прекраснейшие песни, у которых был тяжелый звук, бешеная скорость и необычные структуры. Их творчество мне также нравится и я безумно благодарен человечеству за изобретение маткора. НО, я не думаю что смогу полюбить эти группы больше чем альбом Jane Doe. Так как альбом будучи жестким ебашиловом, где все составные части песен работают чтобы из твоих ушей вытекла вся кровь твоего тела, не перестает быть сентиментальным, душевным и остающимся навсегда в твоем сердце.

The Dillinger Escape Plan — 43% Burnt

Если вы не слушали до данной рецензии тяжелую музыку, то чтобы понять понравиться ли вам альбом или нет, послушайте первую композицию, так как она короткая, дает представление об альбоме и является просто очень хорошей песней. А если вы слушали до этого каких-нибудь Slipknot или ранних Bring Me The Horizon, то альбом может вам приглянуться.

Ну а те кто уже заслушали альбом до дыр, могут посмотреть то как продюсеры альбома Баллу и Эллард рассказывают о процессе записи альбома в музыкальном колледже Бэркли. Интервью на английском если что. Мне очень понравилось, когда Курт Баллу сказал что пытался написать песни альбома так, чтобы они подходили под вокал Джейкоба Бэннона (это очень мило (>_<)).

Хотел бы я чтобы в какую-нибудь Петербуржскую консерваторию, пришли Гараж Говна.

Также можете посмотреть живую запись Jane Live, которая была записана в 2016-ом и на которой группа исполняет все песни из альбома просто в наивысшем уровне. Версия Jane Doe (песни) из этого лайва работает лучше студийной версии, благодаря энергетике зала и контрастов тяжелых и спокойных частей.

Бэннон гений

И важная ремарка. Не слушайте 11-минутную одноименную композицию вне альбома, так как она не ударит по вам так, как должна избить в полном формате.

Оценка альбому от меня:

10 из 10

Хоть некоторые композиции не нравятся мне в полной мере, но весь альбом как концептуальное произведение для высвобождения всех негативных эмоций заслуживает всех похвал.

Альбом мне не понравился при первом прослушивании, но затем переслушивая одну песню за другой, я сильно привязался к данному альбому и он теперь один из самых любимых мной музыкальных произведений.

Благодарю вас за прочтение! Подписывайтесь если вам понравился такой формат, а также напишите в комментариях что думаете по поводу данной статьи и про какие альбомы хотели бы прочитать мой обзор.

P. S. Лучшие пользовательские рецензии на этот альбом:

Converge — Jane Doe: один из самых важных метал-альбомов нулевых

P. P. S. Как же сильно билось моё сердце пока я писал эту статью, параллельно в двадцать первый раз переслушивая Евгению Доеву.

5858
43 комментария

хотел сказать что мы такое не слушаем, но внезапно осознал, что три песни с альбома находятся у меня в плейлисте

3
Ответить

@Neisterichka такое слушаем?

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

@Zendar я сделяль

2
Ответить

Весьма быстро. Поддержу плюсиком, раз уж такое дело. И даже, пожалуй, прочитаю

2
Ответить

А ты харош

2
Ответить

АААААА >_< я смущен
Спасибо за отзыв!

1
Ответить