Открываем новую русскую музыку, выпуск 3: гитарный шум, мечтательный вокал, психоделические парни
Подборка лёгкой атмосферной музыки — и плейлист в конце.
Продолжаем знакомиться с явными и тайными сокровищами современной отечественной музыкальной сцены. Вслед за альтернативой, пост-роком и постпанком пришла новая волна групп, ищущих себя в обертонах гитарного шума, ретро-саунде и мечтательном вокале. Им и посвящена эта подборка.
Второй этаж поражает
Абсолютно незаметно, без клипов и какого-либо агрессивного промоушна группа «Второй этаж поражает» выбилась в лидеры новой российской волны. Имя им сделали просто хорошие песни, в которых интровертный саунд сочетается с цепляющими мелодиями.
В июне у них вышел третий альбом «Дворцы». Это дрим-поп, сыгранный отчасти по заветам Slowdive и других корифеев жанра, но напрочь лишённый характерной сонливости и бесконфликтности.
В облаках размытого гитарного шума назревает драма, песни развиваются от тишины к грохоту и приводят к катарсису. Временами звучание альбома кажется просто огромным, в этих песнях легко потеряться.
И отдельно радует то, насколько хорошо на такую музыку лёг русский язык.
SKOOKINY DETI
Если Екатеринбург всё ещё ассоциируется у вас со свердловским роком — «Чайфом», «Наутилусом» и иже с ними — значит, пора пересмотреть свои взгляды. В последние десять лет в городе, казалось бы, далёком от солнечной Калифорнии, буйным цветом процветает психоделическая сцена.
Polska Radio One, obsadki, «шум. волн», The Karovas Milkshake, The Tolstoys, «Бужба» — все эти группы или играли, или продолжают играть разного рода гитарную психоделию, от гараж-рока до краута.
Самые сильные игроки сцены — SKOOKINY DETI. Эти психоделические парни (у них есть аж две песни с таким названием) играют обалденный гаражный поп с улетающими в небо гитарами, ретро-синтезаторами и чрезвычайно харизматичным вокалом. У «Скукиных детей» отличный вкус к мелодиям, выдержанный саунд и песни, которые западают в память.
А совсем недавно у группы вышел новый релиз «Диего», и это идеальный летний альбом — жаль, что лето сейчас, мягко говоря, далеко не идеальное.
Жарок
Жарок — это такой оранжевый цветок, встречающийся в Сибири. Оттуда же произрастает и «Жарок». Это проект Ивана Сердюка, экс-лидера группы «Дом Моделей», игравшей в первой половине 2010-х отменный пост-панк и распавшейся до того, как жанр стал по-настоящему популярен в России.
От пост-панка в «Жарке» остались искусные гитарные мелодии, напоминающие о The Smiths, в остальном же это такая психоделическая поп-музыка из потустороннего мира. Сами музыканты свой жанр характеризуют как пост-нью-эйдж, а свою группу — как нечто вроде эзотерической секты.
Главную роль здесь играет вокал Сердюка — глубокий, низкий, неожиданным образом похожий на голос Горошка. Привыкнуть к нему может быть непросто, зато сами песни у «Жарка» такие, что оторваться невозможно. Самая крутая из них — «Ильдар», она способна оставить на сердце ожог.
Вообще, хоть «Жарок» и попал в подборку лайтовой музыки, за его лёгким звучанием кроется немало тьмы, но в неё хочется погрузиться с головой, чтобы потом выйти на свет немного другим человеком.
Сейчас «Жарок» на музыкальной сцене занимает примерно то же место, что на рубеже нулевых и десятых занимала группа «4 Позиции Бруно» — таинственный проект с небольшим, но преданным и постепенно разрастающимся культом. Стать его адептом легко: достаточно просто послушать эти чудо-песни.
Хотя сделать это как раз может быть непросто: Сердюк множит сущности, помимо собственно «Жарка» есть ещё сторонние проекты «Жарок и Искусственные Наслаждения», «зарок», «зимние виды спорта», и не все из них можно найти на стримингах. Например, на Яндекс.Музыке досадно отсутствует записанный с питерским дуэтом «Снежные Цепи» прошлогодний альбом «Холодные Врата», на котором Сердюк вовсе отказался от гитар и примерил на себя вапорвейв-звучание.
Но все эти сложности только разжигают интерес: попадая в мир «Жарка» чувствуешь, будто прикоснулся к чему-то сакральному.
Союз
Минская группа «Союз» — прямое доказательство того, что музыкантам стоит расширять свой кругозор и искать альтернативные источники вдохновения. Музыканты вдохновляются босса-новой и тропикалией (бразильским изводом психоделического рока), экзотичным джазом из Эфиопии и советским фанковым грувом со старых пластинок. Все эти влияния «Союз» переплавляет в абсолютно цельный и самостоятельный саунд.
«Союз» пленяет своим дымчатым, каким-то библиотечным звуком, мелодическим богатством и меланхоличными песнями на подчас неожиданные темы: отель, в котором почти нет тараканов, зажигалка в кармане, ночная прогулка до ларька. Сочетание изысканной музыки с бытовыми текстами может показаться странным, но оно работает.
Кое-где у «Союза» можно расслышать прямые цитаты — мелодии из песен бразильского певца Милтона Насименту или композиций гуру эфио-джаза Мулату Астатке. Но у группы хватает и своих музыкальных находок.
Арсений Креститель
Арсений Морозов — легенда российской инди-сцены. Начинал он ещё в нулевые с проектом Padla Bear Outfit, в рамках которого писал едкие песни на злобу дня и всё время менял стили, от лоуфайного фолка до витч-хауса. Развалив PBO на пике известности, он собрал группу Sonic Death, с которой начал рубить суровый гаражный рок.
«Арсений Креститель» — сайд-проект, с которым Морозов решил поиграть музыку полегче. У «Крестителя» вышло уже четыре альбома. «31» — идеальный вариант для знакомства с группой, очень мягкая по духу запись. «23» неожиданно получился по-рокерски хитовым. «30» — самая безнадёжная запись Морозова за всю его историю. На «29» не так много хитов, но он безупречен в своём крахмальном минимализме.
Здесь свои песни автор облекает в лёгкий, прозрачный гитарный звук в духе Мака Демарко, Real Estate, Beach Fossils и других американских групп, возрождающих софт-рок и джэнгл-поп.
Но если музыка вышеобозначенных исполнителей легко уходят на фон, то Морозов способен выбить у слушателя почву из-под ног хлёстким панчем или неожиданным поворотом сюжета. Иными словами, это союз кайфового звучания с выдающимся сонграйтингом.
Деревянные киты
Московская группа с мурманскими корнями начинала с воздушного шугейза, но не остановилась на одном жанре — у них есть и более электронные записи, и мощный альтернативный рок. Главное у «Деревянных китов» — пронзительный голос вокалистки и по-настоящему мощные песни, пропитанные горечью.
Космос на потолке
Московская группа играет дрим-поп, но более напористый и крепкий, чем у иных коллег по жанру. Романтичный саунд, гранжевые гитары и ироничные тексты — очень интересное сочетание.
Акульи слёзы
Девичья группа из Уфы, исполняющая вполне каноничный дрим-поп с песнями, которые будто бы движутся атмосферным фронтом. Совсем недавно у «Акульих слёз» вышел второй альбом «ссадины». Любопытно, что такому саунду уже больше тридцати лет, но он ни на йоту не устарел и по-прежнему звучит как идеальная музыка юности. Эта музыка будет вечной.
Напоследок — плейлист с песнями героев этого текста.
Конечно, это не исчерпывающая подборка, мир русского шугейза и дрим-попа широк необъятен: можно вспомнить и восходящих рязанских шумовиков krasochnobledno, и давно уже не существующую, но достойную екатеринбургскую группу Tip Top Tellix, и ранний проект Андрея Лысикова «Мишины Дельфины». Даже Егор Летов изобрёл свою версию шугейза на альбомах «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», а уж на психоделическом роке он съел не одну собаку. Но это тема для отдельного разговора.
А пока делитесь в комментариях своими любимыми песнями и альбомами в этих жанрах! Не обязательно только российскими.
Сообщество развивается при поддержке «Яндекс.Музыки»