Занимательная монетизация мобильных игр
(Будут сомнительные шутки, неочевидные отсылки и неуместные англицизмы)
«Первое правило успешной монетизации: Игра должна быть качественной»
©Джейсон Стэтхем
В интернете сложно поднять тему мобильных игр не наткнувшись на "хардкорных" геймеров с критикой в сторону этой индустрии. Как относиться к мобильным играм личный выбор каждого, но стоит признать, доходы от них внушительные.
Не просто так гиганты вроде Blizzard, Square Enix, Electronic Arts, Rockstar и др. переносят свои проекты на мобильные платформы. Рынок мобильных игр развивается и приносит всё больше прибыли. На инфографике можно наглядно убедиться, что 47% всего дохода от игр приходится на мобильные игры. Причины такой популярности просты:
- “Do you guys not have phones?” На январь 2019 телефонами пользуется 5,11 млрд. человек (wearesocial). Для сравнения, по подсчётам Newzoo геймеров в мире всего 2,352 млрд. Делаем вывод, смартфоны одна из самых распространенных игровых платформ в мире.
- Game in your pocket. Не все люди могут позволить себе каждый день посвящать несколько часов игре за ПК или консолью. Но у многих есть свободное время в транспорте, в очереди, на обеде. И мобильные игры в любой момент готовы скрасить эти томительные минуты ожидания.
- The Art of Money. Мобильные игры обладают многообразными методами монетизации, превосходящими в гибкости игры на ПК и консоли.
Если с первыми двумя пунктами всё понятно, то с монетизацией не всё так просто.
Мобильные игры, это в первую очередь мобильные приложения. И основной доход рынка мобильных приложений идёт именно с игр – 73% на 2018 год.
Мобильные приложения имеют несколько путей монетизации. Аналитики пока не определились как их классифицировать, но мы выделим три направления:
Бесплатное – платить за установку не надо, платного контента нет. Такие приложения зарабатывают на показах рекламы и/или продаже не персональных данных пользователя. Сюда же отнесём игры саттелиты (Mass Effect: Andromeda APEX HQ)
Условно-бесплатное – за установку платить не надо, но в приложении есть внутренние покупки. Базовый функционал доступен на старте, но можно приобрести расширенную версию с дополнительными функциями и контентом. Так называемый Freemium.
- Платное – заплати и пользуйся на здоровье. Простой и понятный способ.
Стоит понимать, что это разделение условно, так как рекламу могут показывать и в условно-бесплатном приложении, а внутренние покупки бывают и в платном продукте.
Игры используют все три направления монетизации, но есть существенные отличия от не игровых приложений.
Как мы видим на инфографике, игры, в отличие от не игровых приложений, охотнее зарабатывают на внутриигровых покупках (43%). Но суммарно на рекламу приходится 53% дохода. С неё и начнём.
Бесплатные игры
Прежде чем мы поговорим о монетизации через рекламу, стоит упомянуть разработчиков, которые выбрали стратегию, основанную на добровольных пожертвованиях. Есть ещё в мире альтруисты, которые не вшивают в свои игры ни рекламу, ни внутренние платежи. Например, игра “Achikaps” от Yiotro. (Джимми Уэйлс от мира игр)
Распространение игр по принципу википедии (пользуются все, платят кто считает нужным), это мечта многих игроков, но увы, неосуществимая. Качественные игры разрабатывать и поддерживать дорого. Но мы не можем не отметить энтузиастов вроде Yiotro. Если знаете других разработчиков выпускающие бесплатные игры без рекламы и внутриигровых покупок, напишите о них в комментариях, мы должны знать героев цифрового коммунизма.
А теперь вернёмся к играм, существующим в капиталистическом мире. Если не хотите тратить деньги, то будьте готовы смотреть рекламу. Сейчас мы пройдёмся по разным видам рекламы, но сначала внесу ясность: все примеры рассматриваются на ОС Android. Данные о средней стоимости рекламы брались с ресурса Appodeal для восточной Европы на 2018 год.
- Баннер. Подходит для игр головоломок, match-3, block breaker и тд. В играх с динамичным геимплеем вроде шутеров и MOBA мешает, так как случайное попадание по баннеру может прервать игру. Такая реклама зарабатывает 0,12 $ за тысячу показов.
- Rich Interstitials. Реклама закрывающая весь экран. Может быть статичным изображением, коротким видео или интерактивной игрой. Подходит для одиночных игр с ограниченной игровой сессией. Как правило можно увидеть после завершения уровня или проигрыша. Приносит 1,18 $ за 1000 показов.
- Rewarded Videos. Этот вид рекламы самый прибыльный, поэтому его можно встретить почти во всех приложениях с монетизацией через рекламу. Разработчики предлагают посмотреть видео для получения бонусов или продолжения игры после геймовера. Этот вид рекламы зарабатывает 1,57 $ за 1000 показов.
Реклама как способ монетизации подходит всем видам игр, кроме тех, которые не подразумевают долгосрочного вовлечения. Например сюжетные игры ограниченны протяженностью истории, а реклама приносит ощутимый доход только при условии долгосрочного использования приложения.
Помимо рекламы есть ещё один способ зарабатывать в обход кошелька игроков – торговля не персональными данными.
Как правило у приложений, в том числе и игр, есть доступ к большому количеству данных. В идеале, у игрока должны спрашивать разрешение на доступ к этим данным и не должны передавать личную информацию. Подходит для всех игр, но не для всех игроков. У меня по этому поводу лёгкая паранойя
Данные о пользователях обычно нужны рекламодателям, телекоммуникационным компаниям, исследовательским институтам, маркетологам брендов и т.д. Если вы не против, что эти люди узнают вашу версию ОС, размер экрана, тип устройства, RAM/ROM и другую информацию, то вы поможете разработчикам зарабатывать способом, отличным от "назойливой" рекламы и "вездесущих" внутриигровых покупок. Наличие альтернативы, безусловный плюс. Подробнее о торговле пользовательскими данными тут.
В целом, избыток рекламы раздражает, а перепродажа данных немного пугает. Но именно за счёт этих способов монетизации мы можем наслаждаться мобильными играми бесплатно, а разработчики могут продолжать трудиться над проектами, в которые мы будем играть, несмотря на рекламу. Альтернативный способ монетизации, который мы рассмотрим ниже, уже будет требовать от вас оплаты.
Условно-бесплатные игры
Не все умеют делать плавные переходы, поэтому время обсудить внутриигровые покупки.
- Отключение рекламы. Система, позволяющая достичь компромисса. Не хотите платить – посмотрите рекламу. Не переносите рекламу – оплатите отключение. В любом случае разработчик получит деньги. Должно быть во всех играх с рекламой.
- Торговля валютой. Порой разработчики вводят внутриигровую валюту, за которую продают предметы в игре. Иногда валют может быть несколько. (Если вам интересно почему так, то вот замечательная статья) Как правило валюту можно зарабатывать внутри самой игры, но для этого придётся потратить время. Если временем вы дорожите больше, чем деньгами, то этот вариант для вас. Механика используется практически во всех условно-бесплатных играх.
- Продажа усилений. Чтобы проходить непроходимое. В идеале они должны быть необязательны, но это в идеале. Такими усилениями может быть подсказка в головоломке, «взрывная конфета», или «эликсир повышающий урон». Думаю суть вы уловили. Подходит для всех игр в одиночном режиме. В мультиплеере может существенно влиять на баланс, но если без этого никак, то должен быть способ достать предмет без реальных денег.
- Продажа контента. Под контентом понимаем карты в ККИ, персонажи в файтингах, батлерах и MOBA играх, оружие в шутерах, дополнительные уровни и прочее. Как правило вы можете всё это получить и бесплатно ведь не всегда "время - деньги".
- Торговля косметикой. Монетизация на скинах является оптимальной для онлайн free to play игр на любой платформе. Не влияет на баланс в мультиплеере и даёт возможность выделиться.
- Торговля энергией. Эта мета механика не особо почитаема игроками, но многие игры, особенно Фермы, крепко с ней завязаны. Игровая сессия ограничена энергией, но если хочется продолжать незамедлительно – плати.
- Продажа премиум аккаунтов. По сути является комбинацией выше озвученных механик. Например, даёт доступ к косметическим улучшениям, усилению и отключению рекламы.
- Battle Pass. Перспективный способ монетизации для онлайн проектов. Игрокам купившим Battle Pass предлагают выполнить ряд заданий в течении ограниченного времени и получить за них награду. Этот формат хорошо себя показывает и, возможно, в будущем будет встречаться чаще. Подробнее можно прочитать здесь
Монетизация через внутриигровые покупки далеко не всеми геймерами принимается на ура, но именно такой подход, при адекватном исполнении, позволяет составить мнение об игре до того, как заплатить. Ведь игрок сам решает сколько денег тратить на игру, и стоит ли делать это вообще.
Последний метод монетизации, который мы сегодня рассмотрим, не может похвастать подобной возможностью.
Платные игры
В топе платных игр особняком стоят известные “Minecraft” от Mojang и “GTA San Andreas” от Rockstar Games. Занимают они соответственно первое и девятое место в Google Play и стоят баснословные для мобильных игр 529 р. Остальные представители первой десятки стоят куда дешевле – от 15 до 99 р.
Пользователи мобильных устройств с неохотой покупают игры. Если посчитать среднее количество скачиваний топ 10 платных и бесплатных игр на Андройд получится такая картина:
Платные – в среднем более 2 млн скачиваний. Притом более миллиона только у Minecraft, Hitman и GTA.
Бесплатные – в среднем 119,5 млн скачиваний. У одного Subway Surfers (№8 топ бесплатных Google Play) более миллиарда скачиваний, что больше чем у первой десятки платных игр вместе взятых.
Конечно, стоит упомянуть, что мы сравниваем сюжетные игры с раннером, что не очень корректно, но такая подавляющая разница в цифрах достойна упоминания. А ещё тут есть парадокс, так как платные игры порой стоят дешевле, чем любая внутриигровая покупка в бесплатных, но таковы реалии рынка.
Вот мы и обсудили основные тенденции монетизации. Естественно, это поверхностный взгляд, так как тема обширная и тесно связанна с другими аспектами разработки игр. В каждом из озвученных способов есть множество нюансов, достойных отдельной статьи, но у меня телефон зарядился, пора собирать новый материал.