АСТ и ЭКСМО должны умереть. О ситуации на книжном рынке и исках к Телеграму с точки зрения писателя

Сап, DTF. Нарвался на новость об исках ЭКСМО и АСТ к телеге и решил запилить пост о том, что происходит на книжном рынке с точки зрения автора. Кстати, сама новость:

Итак, начнем. Как это водится — издалека.

Небольшой TLDR почему я вообще имею моральное право высказываться на эту тему:

Я пишу тексты уже восемь лет и некоторым из вас моя аватарка может показаться знакомой. Это значит, вы читали мои статьи на Хабре (мой личный профиль тык) или Гиктаймсе (мир его праху). Свою первую книгу в жанре постап я написал в 2015 году. Пытался протолкнуть ее в издательства, напечатал для поклонников моего творчества через крауд тираж в 500 экз. в твердом переплете, чтобы людям было что поставить на полку. С февраля пишу простенькое фэнтези без претензий на величие Большой Литературы, которое вполне успешно продаю самиздатом на Автор.Тудей (профиль тык). Простой коммерческий проект легко чтива. В серии уже семь книг, сейчас пишу восьмую, последнюю. Сейчас общая выручка чистыми за полгода продаж — 650к рублей, продано ~6700 экзов. Потом начну другую серию. Думаю, это достаточный опыт для того, чтобы рассказать с точки зрения продающегося автора, что происходит на книжном рынке. Без соплей, криков, а чисто с практической точки зрения, где автор — продавец, а читатель — купец.

Уже по самому тексту сорца можно понять, что российские книгоиздатели знатные потребители фекальных масс, и это абсолютная правда. Но и пиратские ТГ-каналы — это реальная проблема книжного рынка, который и так сейчас еле-еле дышит.

Что есть эти пиратские ТГ-каналы? По сути, это просто каналы с самописным ботом, который по запросу выдает пользователю линк на скачивание запрашиваемой книги, если она есть в базе бота, само собой. Я конечно знатно удивился, когда увидел цифру ущерба в 55 лярдов, но то, как российские правообладатели считают ущерб от действий пиратов — тема для отдельной беседы. Но факт в том, что совокупная аудитория подобных каналов (из тех, что мне известна) составляет около 100к человек, а это весьма солидная человеческая масса.

Но почему вообще книгоиздатели так возбудились на телегу? Пиратство в рунете — это уже почти традиция, которая пестуется не только убежденными пиратами, но еще и абсолютно всратыми сервисами и ценами на продукцию. В киноиндустрии ситуация в последнее время стала выравниваться, но вот в книжной сфере все очень и очень плохо. Почему?

Потому что ЭКСМО и АСТ — это две шараги, которые привыкли грести бабос вагонами и при этом ничего не делать.

АСТ и ЭКСМО должны умереть. О ситуации на книжном рынке и исках к Телеграму с точки зрения писателя

Когда-то давным-давно, лет двадцать пять назад, сложилась ситуация, что печатать стало можно что угодно и тебе за это ничего не будет. Так как люди читать привыкли, да и развлечений в девяностые было не очень много, на рынок хлынул типичный pulp fiction — или просто массовая низкокачественная литература, задача которой крайне проста: помочь скоротать несколько часов за малую цену.

Эта литература не имеет ничего общего с классикой, БОЛЬШОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ (это вот те самые списки Гали Юзефович) и так далее. Это простенькое незатейливое чтиво за полторы копейки, содержание которого ты забудешь через два дня. Самыми яркими представителями pulp fiction на территории СНГ можно назвать Донцову, Шилову или авторов прочих детективчиков. Это если про девяностые и нулевые. Потом на их место пришли серии "Метро", "Кремль 22223341488", "Сталкер" и вот это вот все. Знаете, сколько издатели гребли с этого низкосортного чтива? ДОХЕРА.

Когда денег на кокс и путан с продаж "пилпы" стало не хватать, издатели начали воровать иностранную литературу, выпуская "переводы" без оповещения авторов оригинала. Но эту лавочку относительно быстро прикрыли — уже в нулевых все стало более-менее ровно и цивилизованно. Но вот привычка загонять бодрящую дорогу с поясницы едва достигшей совершеннолетия путаны осталась. А денег-то теперь меньше.

Что стали делать книгоиздатели в лице упомянутых ЭКСМО и АСТ? Первое — они организовали абсолютно кабальные условия для авторов. Как вы думаете, сколько от продажи книг получает автор? Обычно издатель назначает так называемую "отпускную" цену напечатанной книги. Предположим, 200 рублей за экземпляр. Автор получает 15% от этой суммы, то есть 30 рублей с каждой проданной книги. При этом издержки издателя на печать составляют в лучшем случае рублей 80 из этой суммы, а то и все 50. Но вот купить за 200 рублей в магазине эту книгу будет невозможно — на полке она будет стоять за 600 рублей. Издатель объясняет это "накруткой" книжных магазинов, но никто не знает, за какую сумму литература реально поступает на полки. В итоге от конечной суммы продажи книги автор получает в лучшем случае 5-10% (обычно 5%), когда как издержки издателя составляют не более 30% от стоимости производства и логистики. Нормальный гешефт? Мне бы так жить на эти два процента!

Варламов // https://varlamov.ru/
Варламов // https://varlamov.ru/

При этом качество изданий постоянно падает. Последние пять лет точно, если рядовой автор печатается в бумаге, то ему самому нужно оплачивать услуги сторонних редакторов и корректоров, а про обложки я вообще молчу. Штатные художники застряли руками и головой в далеком 2001 году. В лучшем случае. Если у автора денег нет, то в печать пойдет, по факту, сырой черновик на газетной бумаге. С ошибками, отвратительной обложкой и так далее.

Но даже не отпускные цены на книги или "качество" допечатной подготовки рукописей главная проблема современных русскоязычных авторов в работе с ЭКСМО, АСТ или другими издательствами. Главная проблема — кабальные условия договора.

Когда я хотел пристроить свой первый роман в издательство, ко мне в руки попал актуальный типовой договор для новых авторов. Согласно ему я:

На пять лет отчуждаю ВСЕ права на произведения и вселенную.
Издатель может распространять мое произведение в любом виде.
Издатель может делать любые переводы.
Перерабатывать произведение с привлечением сторонних сил (литнегров).
Организовать продолжение произведения без участия автора (говно-серия).
Ну и так далее.

При этом если в течении пяти лет ваша книга свет так и не увидит, вам заплатят "отступных" за удержание прав в размере 2000 (двух тысяч) рублей. Если же автор нарушит условия договора, то он обязан выплатить 200 000 (двести тысяч) рублей неустойки издателю. Это те цифры, которые я помню на 2016 год. Думаю, сейчас сумму неустойки издателя подняли до полуляма.

Ну и вишенка на торте: гонорар в виде роялти за проданные экземпляры выплачивается только в случае продажи 90-95% тиража. То есть если издатель напечатал 3000 экземпляров, но продалось всего 2500 книг, а 500 штук где-то "потерялось" — денег вы не увидите. И даже если тираж продался, роялти могут выплачивать годами. Погуглите, в сети масса душевных историй по теме от авторов, которые грезили "напечататься в бумаге".

По сути все это — кабальные договоры, которые душат и так еле живую русскую литературу. Новым авторам просто неоткуда взяться, потому что зарабатывать литературой на жизнь (то есть тысяч 30-40 в месяц, хотя бы), попросту невозможно. Да и как бы не все здравомыслящие люди будут подписываться под такой бумагой, согласно тексту которой, ты — никто и звать тебя — никак. Комфортно печатаются только "монстры" и те, у кого в литературно-издательской среде есть друзья-знакомые. Все остальные — за бортом.

Чтобы вы понимали, насколько все плохо с книгоизданием в России, просто скажу, что на той же платформе, где публикуюсь я и еще тысячи писателей-любителей (примерно 900 человек имеют коммерческий статус и свои книги продают), есть такие люди как Олди, Лукьяненко, Перумов, Святослав Логинов. Это из тех, кого я смог вспомнить и кого читал сам. Там нет всей библиографии упомянутых авторов только по одной причине — когда-то проданные издателям права так и не вернулись к авторам и они не могут распоряжаться своими произведениями. Хотя вроде как Перумов выцарапал права на свои книги и там есть и Хроники, и Хранитель в полном составе. Лукьяненко же, как простой смертный автор выкладывает свои новые романы по главам, как это сейчас делают все прочие авторы на площадке. Даже цены приспустил с "литресовских" 340 рублей до нормальных местных 140-150 за книгу.

Собственно, кажется, что эти мастистые товарищи времен нашей юности (а "Свет в окошке" Логинова я вообще вспоминаю уже много лет раз в полгода — точно) просто побежали в электронную коммерцию через интернет, потому что бумажные книги мертвы. Так? Ну, так, но на самом деле рак ЭКСМО и АСТ, точнее их нездоровые аппетиты просочились и в электронный сегмент.

Надеюсь, многие помнят, как ЛитРес получил свой архив электронных книг и что они сделали с Фензином, а кто не знает — погуглите. Короче, когда десять лет назад электронные книги стали шагать по планете, кто-то в ЛитРесе подумал, что это отличный вариант поднять бабла. А чтобы поднимать было приятнее — сделаем ставки, как в печатной литературе. Ну ладно, чуть подвинемся на стоимость печати.

Следите за руками: цифровой издатель несет намного меньше расходов, чем при физической печати, это очевидно. Но отказаться от сверхприбылей слишком сложно, так что ЛитРес подвинулся только на ту самую стоимость печати, да и то, не до конца. В итоге авторы, что размещали свои книги на этой САМОЙ КРУПНОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПЛАТФОРМЕ получали роялти в размере... 25% максимум. остальные 3/4 забирает ЛитРес. Кстати, на меня выходил пару месяцев назад их менеджер — звал на площадку на КРАЙНЕ ВЫГОДНЫХ УСЛОВИЯХ. Вот выдержка их предложения ЛитРеса:

... Александр, я менеджер по работе с правообладателями в «ЛитРес». Увидела ваш профиль на АТ и хотела бы предложить Вам сотрудничество. Мы готовы сотрудничать с Вами в области размещения и реализации ваших изданий в различных форматах на наших площадках. Мы работаем на основе исключительной или неисключительной лицензии, но, разумеется, у наших эксклюзивных авторов выше ставка и больше вариантов продвижения. За размещение книг на наших ресурсах мы готовы оплачивать вам роялти в размере 35% на готовые книги и 70% на черновики (книги, публикуемые в процессе написания). Помимо этого, рекомендуем Вам быть нашим реферальным партнером. Это значит, что вы будете получать дополнительное вознаграждение от продажи книг пользователям, пришедшим на наш ресурс по реферальным ссылкам от Вас в размере до 20% за готовые книги и 5% за черновики.

Это на условиях эксклюзива ЛитРеса. По факту стандартное роялти у них 20-25%. Рефералка, понятно, за мой счет. Но не суть. Суть в том, что два крупнейших самиздат ресурса в рунете — ЛитНет и Автор.Тудей — выплачивают 70% роялти обычным авторам и 85% — эксклюзивным. То есть покупая книгу на ЛитРес за 200 рублей вы даете автору в лучшем случае 70, а скорее — 50 рублей дохода до налогов, а на платформах самиздата покупая ту же книгу за 120 рублей — уже 84 рубля. А если цена и там и там одинаковая, то автор получит с 200 рублей минимум 140. Прикольная математика, да? :) И эти платформы нормально живут и развиваются, то есть бизнес можно вести так, чтобы зарабатывали все: и платформа, и автор. Кстати, на Амазоне такая же комиссия на книги — площадка забирает 30%, то есть это общемировая цивилизованная практика, до которой ЛитРесу расти и расти.

Подавляющее большинство авторов развлекательной литературы готовы получать с одной продажи в пределах 60-90 рублей за книгу на 400-500к знаков (~10-12 а.л) или чуть больше, до 120-130 рублей, если это уже 600-800к знаков/~15-20 а.л. (отпускная цена 140-170 рублей). Это нормальная цена и для нас, авторов, и для покупателей. Всего тысяча продаж "стандартной" книги на 10-12 а.л. делают кассу в 60-100к рублей на руки. Как пример — тот же Перумов. На самиздате его "Рождение мага" стоит за 145 рублей за 800к знаков текста — чистыми 101,5 рубль к выплате на счет за каждый проданный том (комиссия платформы 30%).

АСТ и ЭКСМО должны умереть. О ситуации на книжном рынке и исках к Телеграму с точки зрения писателя

А вот на ЛитРес та же книга уже за 199 рублей, из которых автор в лучшем случае получит половину (если у него персональный договор с площадкой), а на общих основаниях — 49 рублей.

АСТ и ЭКСМО должны умереть. О ситуации на книжном рынке и исках к Телеграму с точки зрения писателя

И да, в примечаниях правообладателем указано ЭКСМО.

И это еще небольшая разбежка цен. Вот вам вообще сок, точнее, сколько издатели хотят снимать с новинок. Вот цена на новую книгу Лукьяненко на АТ, вышла буквально полторы недели назад. Вполне обычные 140 рублей за такой объем текста.

UPD! через полчаса после публикации статьи цена изменилась до "Литресовской", хотя пока книга публиковалась по главам, ценник был 140. Что произошло и как это понимать — загадка. На АТ авторы раз в месяц могут свободно менять цену на свои произведения, чаще — через саппорт.

АСТ и ЭКСМО должны умереть. О ситуации на книжном рынке и исках к Телеграму с точки зрения писателя

А теперь угадайте, какой ценник выкатило АСТ на ту же книгу на ЛитРесе? 200 рублей? Ха!

АСТ и ЭКСМО должны умереть. О ситуации на книжном рынке и исках к Телеграму с точки зрения писателя

На ЛитРесе ровно та же книга стоит уже 349 рублей. А заработает пейсатель с нее столько же, сколько и с продаж на АТ в пересчете на один том. Если не меньше, учитывая аппетиты паразитов-издателей.

Вот почему ЭКСМО и АСТ должны умереть, как и любые "классические" издатели популярной литературы, которые привыкли снимать х3-х5 прибыли с чужой работы. Сейчас процесс книгопечати стал в разы проще, чем двадцать лет назад — банально стали отливать офсетные формы из пластика, а не собирать литерные свинцовые барабаны, как было когда-то. Если я не прав — пусть технологи книгопечати меня поправят, но я уверен, они мои слова только подтвердят. А платформы, работающие по принципу Амазона и берущие те же 30% (15% для эксклюзивов) только добивают этих старых хапуг.

Но что все же с телеграмом и пиратами?

На мой взгляд, если АСТ и ЭКСМО добьются чего-то от телеги, это окажет услугу всему авторскому сообществу. Не потому что я хочу, чтобы эти наглые овощи больше зарабатывали, а потому что пиратские телеги очень больно бьют по авторам, которые сейчас массово переходят на самиздат ЛитНета/Автор.Тудея и Амазон.

Поймите меня правильно, я не имею ничего против пиратов-потребителей. У каждого есть свои причины пиратить и очень часто это — отсутствие денег на книги. Потому что читать можно по 2-3 книги в неделю, а это минимум 500 рублей или 2000 в месяц только на литературу. С зарплатой в 15-20к выделять столько на книги невозможно. А если ты студент — тем более. Но проблема в том, что пираты оттягивают огромную массу реально платящей аудитории. Пока мои книги были только на флибусте (по окончанию работы), читатели активно подписывались на "впроцессные" черновики — просто чтобы пару раз в неделю потреблять кусок текста моего литературного сериала по пути на работу или перед сном. Пишу и выкладываю книги я быстро, то есть от момента первой публикации и до окончания тома проходило две-три недели. А иногда и меньше. Вот только как только мое простенькое фэнтези попало в обойму популярных пиратских ТГ-каналов, которые не просто распространяют книги, но в режиме реального времени выгружают и черновики по главам, мои продажи просели вдвое. И продолжают падать. Ведь зачем платить, если те же главы можно получить бесплатно? Это ведь на флибусте надо ждать книги целиком, а тут — все тоже самое, что и подписка на новые главы, только бесплатно. Примерно такая же ситуация и у других авторов. У кого-то просадка может быть и больше моей, я еще не слишком популярен, да и книги мои специфичны по меркам современной сетературы.

И тут либо повышать цены (что я сделал, подняв стоимость с 109 до 119, а потом и до 129 рублей за новую книгу), либо долбить рекламой в ВК и Яндексе (чем тоже пришлось заняться). Но это ладно, я уже говорил, что пиратство — это уже традиция рунета, толку бороться с ветряными мельницами. Но вот телеграм-флибустьеры еще и собирают донаты с пользователей на свою деятельность, плюс организуют премиум-подписки на бота, чтобы читатель получал пораньше доступ к свежим выкладкам и главам. То есть работает автор (хорошо, плохо — не важно), а бабки с его работы снимают вообще какие-то левые челы. И это весьма прибыльное дело, уверяю вас.

Вот конкретно с этой ситуацией, когда кто-то буквально у меня, да и у прочих авторов ворует — я не могу. На флибусту я всегда смотрел сквозь пальцы, как на куллиб или лаврид. Та же флибуста вообще живет на какие-то внутренние бабки и донаты с пользователей вроде как, не собирает, все прочие — с простеньких баннеров. А тут буквально отлаженный бизнес в телеге на чужом имуществе с прямыми переводами, только что робокассу еще не прикручивают.

И у нас получается удивительная ситуация. Вроде как АСТ и ЭКСМО за свою многолетнюю политику выжимания всех соков из рынка заслуживают смерти, но как только авторы нашли самиздатную лазейку и тема с выкладкой по главам показала свою жизнеспособность (потому что по главам никто на флибусту выкладывать файлы не будет), появились ушлые пацаны, которые пускают под откос и эту модель заработка для автора.

Кто-то скажет, что художник (писатель) должен быть вечно голодным и нищим, иначе он не сможет сотворить шЫдевр. Но я говорю не о монументальной литературе, а о простеньком чтиве перед сном — незатейливом, легком и относительно приятном, за небольшие деньги, по цене чашки кофе. Вот именно этот сегмент литературы издатели уверенно убивали всю независимую историю России, а сейчас, когда авторы нашли выход из этой кабалы — ее убивают телеграм-пираты. Потому что автору фантастики, фэнтези, детективов или прочей развлекательной литературы сейчас пофиг, что его прочитало 100 000 человек. Никакого признания это не дает. А вот даже 2000 продаж в интернете позволит не идти на работу в офис за 25к в месяц, а заняться написанием книг и сделать это окончательно своей профессией. Может это будут простые, может даже паршивые книги, но для кого-то — интересные. В любом случае сейчас нормой стал бесплатный доступ минимум к первому тому серии или к 40-50% от объема произведения. Чтобы покупка была осознанной.

АСТ и ЭКСМО должны умереть. О ситуации на книжном рынке и исках к Телеграму с точки зрения писателя

Так что тут у нас в истории "Издатели против ТГ-пиратов" классическая ситуация "жаба VS гадюка", но лично мне, как автору, хотелось бы, чтобы издатели добились от телеги удаления таких телеграм-каналов по запросу, само собой, без выплат какого-либо ущерба (много они хотят, ага). Пусть хоть напоследок сделают для литературной индустрии что-то полезное, пока мы не закатали их в бетон окончательно через самиздат и Амазон.

1.8K
847 комментариев

Просто оставлю здесь часть предисловия к сборнику рассказов Эллисона Харлана "Миры Страха"

В прошлом году некое российское издательство «Азбука» выпустило книгу моих рассказов под названием «Все звуки страха» (препаршивый перевод оригинального названия). Они не заплатили мне; они не осведомились, согласен ли я; они не удосужились спросить, нравится ли мне выбор рассказов или личность переводчика; и свое безобразное поведение они требуют извинить, прячась за старой российской практикой воровать произведения иностранных авторов, подобно корсарам, отнимая у писателей и без того грошовые гонорары за переиздания и заявляя, что они имеют право публиковать все, изданное на языке оригинала до 1973 года. Может быть, в России это и законно, но весь цивилизованный мир считает, что это аморально, неэтично и достойно презрения. И больше того — переводы моих рассказов (как говорили мне российские друзья) воняют хуже протухшей селедки. Поэтому я согласился на предложение «Поляриса», а чтобы убедить вас не покупать азбуковского бастарда, который не имеет ко мне полностью абсолютно никакого отношения, я написал вступления ко многим рассказам в этом замечательном полярисовском издании, общим объемом 40 000 слов. Если же вы уже выбросили На ветер свои рубли, леи, копейки, латы, литы, тенге, манаты, карбованцы или кроны, советую вам взять ту книгу, привязать кирпич, или булыжник, … и запустить eю в окно конторы этих жалких уродов из «Aзбуки».

493

Это было давно.
Есть две Азбуки "до Жикаренцева" и "с Жикаренцевым". Последняя замечательная.
Это как Bioware - с Зещуком и Музыкой и без - если так понятнее.

А Эллисон тот еще товарищ, любит поскандалить^^. Он и насчет Терминатора претензии высказывал^^.

34

Хм, а Вы спросили разрешения и заплатили ли автору за публикацию в общем доступе этого отрывка предисловия?

5

Ого, даже и не слышал о таком -_-
* ОТ Азбуки в коллекции только манга имеется. Хотя бы её они точно делают по лицензии.

3

Комментарий недоступен

4

Немного оффтоп но -перевод от Азбуки мне понравился в частности Парень и Его Пес .Все таки постапок рейдер не должен общаться как лорд из викторианских пьес)

2

Можно пояснительную бригаду? В чем проблема-то? Права на издание купили же? Так почему постипули как-то не так? У нас что прям практика такая, что переводчика отправляют к автору, а он определяет нравится ему переводчик или нет, так что ли?
Не быкую, просто сути претензии не понимаю вообще.

1