Почему журналисты не ездят за контентом
Рассказываю, как снимал контент в Европе и сравниваю его с просмотрами видео, которые сделаны «не выходя из дома».
Сегодня в подсайте «Мемы» произошло обсуждение на тему — почему игровые журналисты ленятся гонять на эвенты, ведь это же фуршеты, эксклюзивы, да и вообще поездка в другую страну?
Рассказываю о недавнем опыте нашего медиа, с элементами тревел-блога. Правда нас никто никуда не звал, а мы сами погнались за контентом.
Поездка
Я сейчас работаю в XYZ. В начале марта нам нужно было снять промо с одним преподавателем, который живёт в Варшаве. Мы думали-думали и в итоге поняли, что проще съездить самим, чем нанимать какого-то оператора-фрилансера в Европе. Но я и моя команда занимаемся медиа, поэтому решили, что это хорошая возможность заодно снять какой-нибудь материал. А так как мы пока маленькие, на эвенты нас не зовут, а значит искать контент придётся самим.
Занялись организацией — Артемий Леонов, наш главред, писал в разные игровые студии, которых в Варшаве полно. Предполагаемый вылет через пять дней. Это слишком мало, чтобы всё нормально подготовить, но выбора не было. При этом мы понимаем, что бюджет не бездонный и нужно расставить съёмки с посещениями очень плотно. Сначала думали поедем на неделю.
Самое забавное, что тогда в Европе уже начиналась паника по поводу коронавируса, например, CD Projekt Red запретили пускать в студию посторонних. Остальные сослались на слишком жёсткие сроки, мол такое надо организовывать за месяц, а не за пять дней. Трудно не согласиться.
Однако в Варшаве мы всё-таки договорились о съёмках трёх интервью — с художником по оружию Женей Паком из People Can Fly (с ним как раз снимали промо), левел-дизайнером Максом Пирсом из CD Projekt Red, и художником по окружению Ильёй Ивановым, тоже из CD Projekt Red. Естественно они должны были придти на нашу территорию, а значит нам нужно было снять студию.
Помимо этих интервью план был такой — «ну мы пока не берём обратный билет и просто попробуем заявиться к кому-то на ресепшн с камерами».
Оказалось, что билеты на подходящий период есть только из Москвы. А я живу в Петербурге, поэтому сначала доехал в Москву на сапсане за два дня до вылета. Взял фору специально, чтобы снять интервью с режиссёром Максом Шишкиным и инди-разработчиком Yeo, который сделал The friends of Ringo Ishikawa. Отснял.
Вечером во вторник после работы мы вылетели в Польшу небольшой командой. Я отвечал за съёмку, Артемий Леонов брал интервью, а Паша Мосейкин, директор школы, занимался организацией (билеты, жильё, студия, такси, еда). Уже в аэропорту Артемию ответили Bloober Team (Layers of Fear, Observer, Blair Witch) и согласовали интервью в Кракове. Выдохнули — по ресепшнам ходить не придётся.
После прилёта мы дотопали до отеля в районе полуночи, поели и легли спать. На следующий день нужно было снимать Женю, но мы ещё не знали где — найти дешёвую студию в Варшаве за такой короткий срок сложно.
С утра начали искать место для съёмок. Я пропущу часть рассказа, так как полдня мы ещё бегали по городу, когда пытались снять студию для съёмок. Арендовать что-то в Польше через интернет сложнее, чем в России — там всё ещё любят ламповое физическое общение.
В итоге сняли квартиру на AirBnb, но хозяин нас обманул и подсунул не ту — на фото была просторная студия, а он нам сдал квартиру из пяти маленьких комнат. Связались с поддержкой AirBnb и попросили возврат средств, а затем сняли другую квартиру-студию с огромным панорамным окном.
Мы не могли привезти много аппаратуры. У меня был полный чемодан штативов и камер, но свет я уже не мог на себя взять, ведь нам важна была мобильность для быстрого развёртывания. Вот и получилось, что спешно в непривычном месте пришлось расставляться, и более менее отстраивать картинку под тот свет, который есть. С Женей отсняли интервью к вечеру, а на следующий день должны были снять с ним промо для курса.
Проснулись, поехали в гости к Жене, поснимали его, а потом сразу назад в нашу «студию», чтобы подготовиться к интервью с Максом Пирсом. В этот раз мы уже попривыкли — было время расставиться и всё настроить, а Артемий тем временем переводил наши вопросы на английский. Макс очень вежливый и очень пунктуальный чувак. Он сказал, что у него на всё час, но мы уложились минут за пятьдесят. На шестидесятой минуте он встал и ушёл.
Чуть позже пришёл Илья Иванов, тоже из CD Projekt Red. Отсняли интервью с ним. Снова пришёл Женя, так как нам нужно было кое-что переснять для промо. Время в командировке летит быстро, поэтому мы не заметили, что уже два ночи.
Для меня это был четвёртый день съёмок, так как я до этого Шишкина и Yeo снимал, причём сам же у них брал интервью. И уже заколебался. Ребята тоже. Все эти свёртывания и развёртывания уже утомили.
На следующий день у нас назначена съёмка у Bloober Team в Кракове, но чтобы успеть нужно было выехать в пять утра. Пока я и Артемий снимали интервью — Паша искал удобные билеты в Краков, а также обратные в Москву. Обратных в Москву из Кракова не было, поэтому план был такой: сгоняем к «блубберам», отснимем и вернёмся, чтобы улететь из Варшавы. Билеты решили брать в последний момент, так как был шанс, что мы можем не успеть туда-сюда.
С утра мы кое-как успели на поезд после трёх часов сна. В Кракове дотащились до офиса «блубберов». Нам выделили для съёмок тоскливую переговорку, а так хотелось красивый офис, чтобы сделать как у NoClip.
Интервью дали продюсер студии Рафаль Басай и нарративный директор Барбара Кчук. Бодрые, позитивные ребята, рассказали много интересной инфы. Рафаль немного провёл нас по офису — у них всё простенько и со вкусом. Даже карманная студия мокапа есть!
А ещё в этом бизнес-центре отличная столовка — там недорого, а порции в два раза больше, чем в наших столовках. Вообще еда в Польше кайф.
Рафаль оказался очень душевным человеком и предложил нам заглянуть в гости к Draw Distance (Vampire: The Masquerade – Coteries of New York и куча инди). Их студия оказалась через дорогу. Рафаль нас туда отвёл, познакомил и попрощался. Ребята из «драф дистанс» оказались не менее душевными — нам выделили переговорку, а также продюсера и лид-геймдизайнера. Уже на автомате я развернул камеры и звук минут за пять. Отсняли. Интервью с Draw Distance не выпустили.
Когда снимали, вдруг вспомнили, что нам нужно было бежать на поезд. Естественно опоздали. Паша придумал другую схему и нашёл билеты — вылетаем из Кракова в Варшаву, а из Варшавы в Москву. Естественно мы чуть не опоздали на самолёт, так как встали в пробку. Но в итоге успели и долетели до Варшавы. Естественно мы и там чуть не опоздали на самолёт из-за паспортного контроля. Начиная с Кракова мы постоянно бегали с чемоданами, глотая ртом потенциально коронавирусный воздух.
Долетели до Москвы, я попрощался с Артемием и Пашей, а потом отправился на вокзал, так как очень хотелось домой и я решил, что поеду на поезде той же ночью. Забрался на полку в купе, доехал, слез с полки, помятый сел в такси и вот я дома.
За пять дней снял промо и семь интервью, два из которых я брал сам. У меня терабайт видео на жёстком диске и нашей команде нужно превратить это в контент.
Продакшн
Об этом довольно скучно рассказывать. Процесс для каждого видео очевидный: я залил на диск, монтажёр скачал, нарезал, добавил перебивок из геймплея и картинок, покрасил, музыку подложил, вместе составили структуру.
С англоязычными интервью сложнее. Час материала с тем же Максом Пирсом занимает десять-двенадцать страниц расшифровки. Потом это надо переозвучить, ведь большинство зрителей всё же слушают ютуб, а не читают. Короче подготовка одного интервью к релизу это где-то неделя. Да кто-то скажем, что долго, но мы лучше акккуратно всё нарежем, чем выпустим абы как. Некоторые на фоне выставочного комплекса Е3 снимают десять выпусков говорящей головы, а потом выпускают полгода.
Тут особо нечего добавить больше, поэтому к цирфам.
Цифры
У нас не самый большой ютуб-канал — сейчас около 185к, хотя в январе было 10к. Впрочем это не важно, ведь главное просмотры.
Интервью с довольно популярным клипмейкером собрало 83к, а с инди-разрабом 40к.
Интервью с Максом Пирсом из CD Projekt Red — 104к, с Женей Паком из People Can Fly — 151к, c Ильёй Ивановым из CD Projekt Red — 118к.
Интервью с Bloober Team — 40к. И одно мы ещё не выпустили.
Мы монетизируемся только засчет продажи курсов, поэтому вставили в ролики небольшие рекламные блоки с анонсами курсов. А в случае с Шишкиным, Yeo и ««блубберами» мы ограничились только ссылкой в описании на наш продукт, так как их рассказы не имеют к нашим продажам никакого отношения. Вставлять рекламу было бы неэтично.
И вот ситуация. Epic Games анонсировали Unreal Engine 5. Наш главред быстро взял комментарий у геймплейного программиста и подготовил текст на следующий день. Я его озвучил, смонтировал видео за четыре часа, выложил в двенадцать ночи. Итог — 329к.
Sony показывают PS5 и пачку игр, а мы опять берем комментарий с комфортом из дома. Делаем видео за день — 271к.
Оказалось, что у Дениса Куандыкова, нашего преподавателя по левел-дизайну, есть VR-шлем. В студию приезжает Дима Борисов, наш продюсер трансляций, и Денис Дудшкин, который делает видео за штатом. Они проверяют разные дурацкие гипотезы в Half-Life: Alyx и ржут, а я ржу вместе с ними через дискорд из Питера. Монтажу видос за день, выкладываю — 307к.
Выводы
И хотя я описал процесс как-то мрачно — это всё-равно интересно и разминает тебя. Не всё же за ноутом просиживать.
Мы организовали свою поездку сами. Школа проспонсировала её: перелёт в Варшаву, отель, квартиру-студию, еду три раза в день, поезд в Краков, перелет из Кракова в Варшаву, перелёт из Варшавы в Москву — всё это на троих.
Ты прилетаешь, носишься по городу и даже не знаешь в каких условиях придётся снимать, да и будет ли там свет вообще. Вопрос про организацию «заранее» отпадает — что-то пойдёт не по плану. Но мы привезли контент, которым почти довольны.
Если брать в расчёт игрожурские поездки, то тут в плане финансов и организации легче, но выхлоп сомнителен. Ну отвезут, ну покажут пиарщики всё, что сами посчитают нужным. Скорее всего часть контента запретят снимать, а геймплей вообще пришлют по почте. Материал выйдет средний, посмотрят его мало, да ещё и обвинят в продажности.
И вот с учётом всего этого довольно очевидно, почему редакции изданий предпочитают делать контент не выходя из дома.
Бросать такие поездки и съёмки мы не собираемся. Хоть мы уматались, но уже на следующий день с Артемием договорились в мае сгонять в Бельгию и навестить там пару студий. Это же круто. Да, это изматывает, а город посмотреть ты никак не успеешь, но всё-равно приключение. Однако планы рухнули — настала «корона».
Сейчас мы постепенно будем вылезать из скорлупы, начнём снимать кое-что масштабное, но для разминки я сниму один материал в Питере. Надоело работать дома. Тем более теперь мы знаем как и что правильно организовать.
Но нежелание заниматься контентом, который не принесёт пользы изданию оправдано. Исходя из цифр — аудитории это не очень интересно. И это нормально. Выгоднее посмотреть конфу какого-нибудь бренда и разобрать её, либо выпустить обзор на игру в день падения эмбарго. Нет спроса на контент сложнее.
Тем не менее есть те же Vice, которые организовали гигантский продакшн на кучу каналов, катаются в горячие точки и лазают по всяким трущобам. У них есть контракты с телевидением, богатые инвесторы и репутация. При этом сейчас у них так себе просмотры, но они продолжают, ведь знают, что выживут. Есть ли такое на нашем рынке сейчас? Я что-то не уверен.
Мой личный паблик.
Комментарий недоступен
Вы же сами отвечаете на свой вопрос.
Как только кто-то начинает делать медиа с исключительно глубоким и качественным контентом, он быстро понимает, что оно... ну... не растёт. У DTF на старте был такой период, когда мы писали максимально сухие тексты и заголовки. И это не дало нам... ничего? Мы просто упёрлись в плато и могли быстро умереть. Поэтому мы расширили спектр тем — добавили кино, «Жизнь» и многое другое.
Медиа с «хорошим видео» сейчас можно делать только по подписочной модели. А сколько человек в России готово платить за подписку? Опыт множества изданий с такой моделью показывает, что не так уж много. В основном у нас поддерживают акционные издания типа «Медиазоны».
Собственно, из-за этого мы приходим к модели, в которой мы сейчас существуем. Часть материалов делаем для себя, несмотря на то, что мало соберут, а часть — для того, чтобы оставаться на плаву.
Если посмотреть наши топы по просмотрам за каждую неделю, вы поймёте, что сами же по факту провоцируете СМИ писать о скандалах — потому что только про них и читаете, а хорошие глубокие тексты редко собирают.
Да, это главная проблема у творцов любого контента: некачественное и второсортное нечто набирает больше просмотров и привлекает большую аудиторию. Просто потому, что умных людей меньше (не знаю захочет ли этот факт кто-нибудь оспорить, если что я внимательно выслушаю доводы).
Как итог, второсортный контент приносит больше денег, чем качественный. И остаётся только выбрать для себя, чего ты хочешь: скатываться в помойку, как подавляющее большинство или держаться из последних сил, веря в идею, развиваться и расти. При этом нытьё на какое-то время помогает не сойти с ума и чувствовать себя полезным, тк некоторые поддержат твоё дело в комментариях (однако многие нагрубят, надо быть и к этому готовым).
Так и не оценивают же. Просто цифры показывают, что приносит больше. И почему люди, естественно, делают то, что делают
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Если ты делаешь контент для души, по видео раз в полгода - пожалуйста. Но если речь идёт о большом ресурсе, на котором люди работают фулл-тайм за зарплату, то тут, как и в любом другом бизнесе, становится важна эффективность.