Криптография для всех возрастов: история и мемы покорившей интернет головоломки Wordle

Шифры, международные скандалы, инцидент с плагиатом — и всё это за полтора месяца.

Криптография для всех возрастов: история и мемы покорившей интернет головоломки Wordle

Браузерная головоломка Wordle быстро захватила западные социальные сети, а после перекинулась на рунет. В любой версии игры задача проста — отгадать слово, подбирая буквы. Однако эта почти примитивная формула захватила умы многих тысяч человек по всему миру.

В этом материале мы расскажем короткую, но яркую историю интернет-феномена, объясним его связь с армией Австралии и расскажем, где можно поиграть в версию игры на русском языке.

Краткая история и описание Wordle

В конце прошлого года в Twitter начали появляться странные для стороннего наблюдателя публикации — пользователи делились постами с серыми, желтыми и зелеными квадратами. Оказалось, что так они хвастались своими результатами в Wordle — абсолютно бесплатной игре, разработанной программистом Джошем Уордлом и запущенной в середине 2021 года.

Уордл уже был известен в западном сегменте глобальной сети как автор двух крупных подсайтов на Reddit. Однако настоящая мировая слава пришла к Wordle после публикации New York Times, где браузерную новинку порекомендовали как отличный вариант для ежедневного досуга и приятной разминки для мозга, если на зимних каникулах делать решительно нечего.

Скриншот игры Wordle<br />
Скриншот игры Wordle

Wordle представляет собой простейшую браузерную головоломку: раз в сутки сайт игры предлагает пользователю отгадать одно слово из пяти букв на английском языке. Для этого каждому желающему дается шесть попыток — неправильные буквы на экранной клавиатуре становились темно-серыми, правильные буквы в неправильных местах подсвечивались желтым, а полностью угаданная позиция становилась зеленой. Никакой рекламы или доната — только сайт с игрой и удобный функционал, позволяющий делиться результатами в социальных сетях без спойлеров правильных ответов.

Да, и я тоже.

Wordle 207 6/6

⬛🟨🟨⬛⬛
⬛⬛🟨⬛⬛
🟨🟨⬛🟨⬛
⬛🟩⬛⬛🟩
⬛🟩⬛🟩🟩
🟩🟩🟩🟩🟩

Полное отсутствие дополнительных подсказок и механик, одна загадка в день и шесть попыток дать правильный ответ — эта простая и даже немного примитивная формула оказалась жутко аддиктивной, а чувство самостоятельно разгаданной загадки даёт мозгу мощный заряд дофамином побуждает игрока с нетерпением ждать следующего дня.

Прообраз Wordle стал революцией в настолках и использовался в подготовке военнослужащих. И у него уже есть порт на ПК

Концепция Wordle не нова. Олдскульные пользователи мгновенно провели параллели между браузерной новинкой и настольной игрой Mastermind, где игрокам предлагалось раскладывать цветные пластиковые шарики в загаданном ведущим порядке. Кстати, цифровая версия Mastermind тоже есть: в далеком 1997 её «портировала» на ПК легендартная британская студия Gremlin Interactive, а изданием занимался гигант индустрии игрушек Hasbro.

Вот как выглядела та самая Mastermind, произведшая революцию мире настолок в 70-е
Вот как выглядела та самая Mastermind, произведшая революцию мире настолок в 70-е

Mastermind была разработана израильским мастером по настройке телефонов Мордехаем Моровицем. Он адаптировал под всемирную аудиторию старинную игру под названием «быки и коровы», точное происхождение которой неизвестно. Принцип Mastermind был прост: один игрок загадывал последовательность из четырех шаров шести разных цветов на выбор, а другому, опираясь на подсказки, следовало шифр взломать. Простейший подсчет дает нам понять, что всего можно составить 6^4=1296 вариантов головоломки. Всего на разгадку давалось двенадцать попыток, после чего оппоненты менялись местами.

За считанные годы Mastermind покорила мировой рынок, потеснив на олимпе «взрослых» настолок «Скрэмбл» и «Монополию». Её секрет успеха, как отмечала газета The Times, очень прост: примитивные правила, которые поймут в любой точке мира, быстрые и динамичные партии, а также честное вознаграждение за применение элементарных знаний в логике, анализе и математике. С полной историей Mastermind и ее значением для криптографии и даже индустрии видеоигр можно ознакомиться тут.

Пример внутриигровой головоломки, вдохновленной Mastermind, из Fallout 3
Пример внутриигровой головоломки, вдохновленной Mastermind, из Fallout 3

Mastermind стала феноменом не только как динамичная и интересная настольная игра, но и как развлечение, способное вдохновить на серьёзный интерес к криптографии и теорией игр — концепции, призванной научить человека принимать оптимальные решения в условиях конкуренции с другим индивидом. За полсотни лет существования удалось разработать три алгоритма победы, однако ни один их них не давал 100% результата. Наконец, в 2004 году французский математик Мишель де Бондт провозгласил Mastermind NP-полной задачей, то есть не имеющей эффективного решения.

Также западные пользователи вспомнили и телевизионного предшественника Wordle. В 1987 году на американском телевидении впервые показали передачу Lingo. В викторине принимали участие две команды, а игровой процесс сочетал в себе концепции настольной игры Mastermind и популярной игры в слова «бинго». В 2011 передачу попытались перезапустить, однако вышел всего один сезон. Кстати, у Lingo тоже есть цифровая версия — в 2000 году вышла версия викторины для консоли Nintendo DS.

Кадр из оригинальной телепередачи Lingo
Кадр из оригинальной телепередачи Lingo

Wordle и Twitter. Скандалы, интриги, плагиат

Больше о самой игре говорить решительно нечего. Однако проект Уордла оказался настоящим генератором мемов и даже международных скандалов. Например, загадка от 12 января вызвала целую бурю негодования: загаданное слово Favor (услуга) было предложено в американском пятибуквенном варианте написания, в то время как в Великобритании (сайт Wordle зарегистрирован в домене .uk) это слово принято писать как Favour.

For anyone who's confused about why Wordle 207 X is trending:
Криптография для всех возрастов: история и мемы покорившей интернет головоломки Wordle
Today's Wordle is an international incident and I demand a special meeting of the UN to resolve the matter
Сегодняшний Wordle — это международный скандал, и я требую созвать внеочередное заседание ООН для решения этой проблемы
americans in todays wordle vs everyone else
Криптография для всех возрастов: история и мемы покорившей интернет головоломки Wordle
Американцы в сегодняшнем Wordle / все остальные

Другой повод для шуток — это сам феномен популярности Wordle.

What Twitter feels like right now for a non #Wordle player.
Криптография для всех возрастов: история и мемы покорившей интернет головоломки Wordle
Как Твиттер ощущается для тех кто не играет в Wordle
What if Omicron can spread via the sharing of Wordle results
Что если штамм «омикрон» распространяется через пользователей, делящихся результатами Wordle?
Yeah I know the guy that invented Wordle. I can get you three correct letters for tomorrow’s puzzle
Криптография для всех возрастов: история и мемы покорившей интернет головоломки Wordle
Да-а, я знаю парня, который изобрел Wordle. Я могу подсказать тебе три правильные буквы из завтрашней головоломки

Однако Wordle стала не только забавной головоломкой и еще одним интернет-феноменом, но и поучительным примером для многих разработчиков. Джош Уордл сделал только браузерную версию игры, чем воспользовалась целая плеяда нечистых на руку девелоперов, буквально заваливших AppStore и Google Play копиями игры. Так получилось, что я, сам того не зная, скачал на свой Android не оригинальную Wordle, котороый в магазине Google попросту не существует, а чью-то подделку. В защиту «неповторимого аналога» скажу, что он сделан на совесть: в него вшиты сразу шесть языков (английский, немецкий, французский, итальянский, португальский и испанский), реклама появляется только после завершения загадки, а новые головоломки появляются не раз в сутки, а каждые четыре часа.

Однако наиболее скандальной стала подделка от разработчика по имени Зак Шеккед, который не скрывал того, что попросту скопировал игру Уордла и сделал её порт на iOS. Прохвоста погубила жадность и тщеславие: он продавал пользователям годовую подписку за 30 долларов с «неограниченным количеством загадок в сутки» и словами по 4, 5, 6 и 7 букв. Постоянное хвастовство Шеккеда и заявления о «тоннах денег» не могли остаться без внимания.

This is absurd. 450 trials at 1am last night, now at 950 and getting a new ones every minute. 12K downloads, rank #28 word game, and #4 result for "wordle" in the App Store. We're going to the fucking moon.
Это абсурд! 450 попыток в час ночи, 950 сейчас, и это число только растет! 12 тысяч скачиваний, №28 в мировом рейтинге игр и №4 в поисковой выдаче по запросу “wordle”! Да мы летим на луну!

На плагиатора обратили внимание, и тогда он занял оборонительную позицию. Шеккед апеллировал к тому, что название Wordle не является защищенным товарным знаком, и он имеет полное право его использовать, а сам Уордл также не создал оригинальный игровой концепт, а просто скопировал идеи телешоу Lingo.

Тем не менее, уже утром 12 января все клоны Wordle были удалены из AppStore, а портал The Verge опубликовал извинения Шеккеда. Разработчик заявил, что «переступил черту» и пообещал, что больше такого не повторится. Однако всего через несколько часов пройдоха обратился к Apple с просьбой восстановить его приложение и вернуть ему право торговать платными подписками, если взамен он изменит название, механики и дизайн Wordle — The App.

Русский Wordle. Особенности и ограничения

О процессе адаптации мирового интернет-феномена рассказал в блогах на TJ программист по имени Александр Белоусов. Он поведал, что поводом создать отечественный аналог стало его собственное слабое владение английским языком и многочисленные посты пользователей соцсетей с аналогичной проблемой. Производство не заняло много времени — самым трудоемким процессом оказалась замена англоязычной клавиатуры на русскую. По словам разработчика, в первой версии игры было всего 900 слов.

Концепция осталась неизменной: загадано одно слово, буквы подсвечиваются точно так же, даже делиться результатами можно по тому же бесспойлерному принципу. Однако бедность словарного запаса все еще может ощущаться. Например, несколько дней назад я попробовал проверить слово «анкор», и сайт игры сообщил мне, что такого слова в его базе не существует.

Распространение же по социальным сетям началось с буквально с одного твита. Уже в первый день сайт игры посетили четыреста человек, после чего популярность нарастала со скоростью лавины.

Запустил аналог мирового хита Worlde на русском, чтобы те, кто не знает английского, тоже могли поиграть. Правила такие же - 1 слово в день, 6 попыток чтобы его отгадать. Welcome

🟨⬜⬜⬜⬜
⬜⬜⬜⬜⬜
🟨⬜⬜⬜⬜
⬜🟩🟩⬜🟩
🟩🟩🟩🟩🟩

Отгадайте слово на https://wordle.belousov.one

«Благодаря этому удалось привлечь внимание первых пользователей. Всего за вечер на сайт перешло около 400 человек. Люди начали играть, делиться результатами с друзьями, предлагать свои идеи и помощь.

Уже на конец следующего дня посетителей было в 10 раз больше — более 4 тысяч человек. Благодаря тому, что люди активно делились результатами, приложение заняло первое место в трендах русскоязычного Twitter»

Александр Белоусов, Создатель русскоязычной версии Wordle.

Wordle — пример того, как простая идея, основанная на нашей инстинктивной любви к загадкам вкупе с бескорыстной реализацией может покорить тысячи, если не миллионы человек. 2022 год еще не успел начаться, но проект Джоша Уордла уже стал одним из самых заметных интернет-событий и примером для всех начинающих разработчиков.

152152
77 комментариев

Зумеры изобрели быки и коровы.

70
Ответить

Листала с той же формулировкой в голове и полным недоумением. Но про Мастермайнд интересно.

5
Ответить

Ну, сначала быки и коровы изобрел для бумеров один ушлый еврей.))

2
Ответить

Ну изобрели и изобрели, че бухтеть

1
Ответить

Интересно что в фоллауте более длинные слова, которые по мысли авторов соответствуют более сложным "замкам", отгадать проще - ибо буквы в словах встречаются отнюдь не с равной вероятностью

24
Ответить

Да и длинных слов меньше, и почти все они технические были, а мы с такими лучше знакомы.

1
Ответить
9
Ответить