PICO-8 — король фэнтезийных ретроконсолей

Хочу познакомить некоторых из вас с этим явлением.

PICO-8 — король фэнтезийных ретроконсолей

Если Вы не знаете, что это такое, то представьте эмулятор старой приставки или домашнего компьютера. Ну, например, Super Nintendo или ZX Spectrum. Теперь представьте, что этого устройства никогда не существовало и всё, что у нас есть, — это эмулятор. Добавьте к этому встроенный редактор кода, спрайтов, карт, звуковых эффектов и музыкальный трекер. Готово!
Это и есть рецепт фэнтезийной консоли, самой известной из которых является PICO-8.

Пример меню

Консоль ставит очень жесткие рамки для разработки. По некоторым характеристикам Pico-8 можно сравнить с домашним компьютером восьмидесятых. Экран 128 на 128 пикселей, 16 цветов, спрайтовая графика, 32 килобайта памяти.

Но есть и другие лимиты. Один из самых сильных — максимальное количество токенов, которое составляет 8192. Токен — это термин, пришедший к нам от разработчиков языков программирования. Его буквальное значение — символ, обозначающий что-то. В каждом языке имеется свой набор токенов, но Pico-8 считает только числа, слова, круглые, квадратные и фигурные скобки (они считаются попарно, то есть строка () имеет в себе два токена), а также знаки препинания.

Но у Pico-8 есть одно важное отличие от реальных приставок. В нем зашит полный набор инструментов для создания программ. Это значит, что нажав ESC вы немедленно погружаетесь в очаровательную среду разработки. Можно копаться в любой игре, написанной для Pico-8, или написать свою с нуля. Готовые игры сохраняются в виде исходного кода, картриджа (см. ниже) или экспортируются в HTML. Да, в игры, созданные на Pico-8 можно играть в браузере.

Для этой платформы существуют свои картриджи. Это не физические носители, конечно. Картриджи для Pico-8 — это графические файлы, картинки в формате PNG.

При просмотре PNG-файла ты увидишь изображение картриджа и скриншот сохраненной игры, а ее код будет спрятан внутри.

Пример катриджа
Пример катриджа

То есть если Вы возьмёте картинку и сохраните её к себе, то потом сможете загрузить её в Pico-8 и запустить игру.

Несмотря на то что у Pico-8 нет и не предполагалось физической формы, ее воплощением можно считать карманную приставку PocketCHIP. Этот одноплатный компьютер с экраном, контактной клавиатурой и батарейкой, который позволяет кодить или играть в игры без доступа к компьютеру.

PocketCHIP
PocketCHIP

Относительно недавно появился пример популярной игры, которая изначально создавалась для этой консоли, а затем была доработана в полноценную игру, которая уже покорила другие платформы.

Эта игра называется Celeste. Думаю, в подразделе "Инди" о ней многие наслышаны. Её первую версию двое разработчиков написали всего за четыре дня в рамках конкурса.

Ранняя Celeste

Некоторые умудряются создавать даже динамическое освещение,

а кто-то - и полноценное 3D.

Рекомендую ещё ознакомиться с Just One Boss.

Just One Boss
Just One Boss

На itch.io есть отдельный тег для игр на этой платформе. Ознакомится можно тут.

Ещё есть "журнал" в 4 выпусках:
PICO-ZINE #1
PICO-ZINE #2
PICO-ZINE #3
PICO-ZINE #4

PICO-8 — король фэнтезийных ретроконсолей

Надеюсь, что вы полюбите эти небольшие игры, как и я.

PS. Если материал Вас заинтересовал - всегда ждём на нашем канале в Telegram

140140
38 комментариев

Не думал что современная игровая индустрия меня сможет чем-то удивить, но... это реально классная идея!

Учитывая то что при разработке современных игр слишком много внимания уделяется графическому исполнению в ущерб остальным параметрам, очень интересно посмотреть на проект, который ставит свою жестко ограниченную конфигурацию, вынуждая таким образом выжимать все соки из нее.

Ну и картриджи внутри PNG-картинок это конечно нечто.

В общем ИМХО - это невероятно круто, а я в свою очередь жду такую вот фентезийную консоль примерно аналогичную PS2... вот где потенциально можно будет оторваться!

23
Ответить

PS2 слишком мощная. Все очарование Pico в том, что это такое крохотное развлечение для гиков и программистов, в которое вполне можно позалипать после работы, написав свой маленький платформер за неделю, потому что это просто. В случае с PS2 же разработка будет более сложной из за большей мощности и отсутствия таких строгих ограничений.

8
Ответить

Не вижу смысла в фентезийной консоли примерно аналогичной PS2. Те же самые ограничения все еще накладывает бюджет/количество человекочасов. Многие инди игры могли бы быть переписаны на PS2 с минимальными потерями по контенту (но с большим объемом работы программистов).
В PICO-8 кстати как я понял скорость CPU не ограничена.

1
Ответить

Минутка занудства - на гифке не полноценнное 3D, а 2.5D - рейкастер. Впрочем, есть и полноценное 3D на этой консоли, причём нескольких разновидностей - реймаршеры, рейтрейсеры и растеризаторы.

4
Ответить

Классная штука, спасибо автору

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

А смысл в новой 16-бит приставке, если полно ещё вполне живых мегадрайвов с суперфамикомами, осталось только игры для них разрабатывать, чем энтузиасты вполне себе и занимаются.
Cкоро (надеюсь) вон даже первый Резидент на Сегу выпустят:
http://pscd.ru/forum/index.php?/topic/728-resident-evil-dlia-smd/page-29

4
Ответить