Пытаюсь отказаться от ударных в игровых саундтреках

Делюсь опытом написания музыки. Как я пытаюсь задушить ударные ритмы в угоду игровой атмосферы. Проблема в том, что я не хочу при этом скатываться в оркестр или ambient.

Ударные лежат в основе большинства музыкальных композиций. Это самый простой способ задать ритм, и выстраивать вокруг него всё остальное. Несколько лет назад я заметил, что меня не устраивают ударные в саундтреках к играм. К чужим, и к своим. Они играют везде и всюду, ломают игровую атмосферу. И отказаться от них сложно.

Я не против ударных в принципе. Но считаю, что не в каждую игру их уместно использовать.

Поставил себе задачу писать такие треки, в которых ударных не будет. Музыка при этом должна иметь свой стиль, а не стать обычным эмбиентом или оркестром. И не должна уйти в environmental sound (звуки окружения). Она должна иметь мелодию и подчёркивать, усилять атмосферу игры.

Первые эксперименты я начал в своём проекте Zzzz-Zzzz-Zzzz. Мне удалось написать большинство треков без использования ударных. Я делал упор на пианино и скрипку.

Если вы послушали эти треки, то сразу поняли что я смухлевал. Трек на 20-30 секунд. Потому что уровни в игре короткие. И сами треки очень сильно отдают оркестровщиной. Я ничего против не имею, но не уверен что в игру про сны мне нужна именно оркестровая музыка.

Ещё одна попытка - музыка в конкурсную игру Beyond Minimalism.

И снова халтура, смахивающая на оркестр.

Я понял, что сходу без ударных мне не обойтись. Для начала решил выкинуть то, что ломает атмосферу больше всего. Это барабаны, а конкретно snare. Весь саундтрек для игры Sig.NULL я писал, стараясь исполнить ритм-партии при помощи hat-ов. Это дало результат. Весь ОСТ приобрёл индивидуальность. Вот самые яркие композиции на мой вкус:

При этом у меня два трека вышли вообще без ударных. Но получились близкими к ambient стилю. Например, для выбора уровня:

После этой игры я забросил музыкальное дело на несколько лет. Последние два-три года снова стал писать музыку к своим проектам. Стараюсь делать это вдумчиво. Для игры Tvvin Core я снова решил написать треки без ударных. Два получились больше как ambient:

А третий, в главное меню - то, что я хотел, и к чему стремился.

Проект в работе, но пока заморожен. Это черновые треки, но идея уже должна быть понятна.

Что по итогу?

Считаю, что цель достижима. Музыка без ударных лучше вписывается в игру и сильнее погружает в атмосферу. У меня есть гипотеза, что ударные всегда можно на что-то заменить - это сохранит ритм, но не испортит атмосферу.

А ещё я отметил, что hat-ы удачно заменяют барабаны, а иногда и kick. Если без ритма никак, то лучше выстраивать его ими.

Если вы тоже пробовали писать без ударных, делитесь своим опытом, буду рад послушать!

2424
11 комментариев

Я насвистываю мелодии обычно без ударных

2
Ответить

Ударные заменяются не тарелками(это та же частотная группа) а смещенной частотой баса, какого нибудь с кривой пилы. Хороший пример - восьмибитка, там часто можно услышать «альтернативу» ударным именно по звуку, но с тем же ритмичным рисунком.

2
Ответить

kick, snare и hat-ы - это всё одна частотная группа?
Как я понимаю, это больше зависит от конкретных сэмплов, не?

Ответить

Ничего не смыслю ни в геймдеве, ни в написании музыки, но в теории ударные можно было бы заменит резкими или, напротив, постепенными перепадами звучания от громкого к тихому и обратно, с наложением нескольких семплов там, где темп ускоряется, и с их упрощением в спокойные и созерцательные моменты.
Возможно, я сейчас наговорил очевидные вещи неграмотным языком. В общем, успехов

1
Ответить

Ударные можно на плаки какие нибудь поменять, можно на всякое железо шумящее, либо рил с шумом поиграться и перегрузом, можно вообще взять лфошку хитронастроенную и кинуть на басок какой нибудь/что угодно
И вообще у тебя слишком разнообразные мелодии как по мне, зацепиться уху не за что
Да и от ударных не стоит отказываться на совсем, это ведь ритм, а ритм иногда нужен, хотябы просто бочку - может очень классный вайб добавить

1
Ответить

И вообще у тебя слишком разнообразные мелодии как по мне, зацепиться уху не за чтоИмеешь в виду в рамках одной муз-композиции?

Да и от ударных не стоит отказываться на совсем, это ведь ритм, а ритм иногда нужен, хотябы просто бочку - может очень классный вайб добавить

Отказываться совсем и не нужно. Ударные подходят для темы боёвки в игру. Но когда игрок замок исследует, например, какие тут ударные?

Ответить

ударные всегда можно на что-то заменить - это сохранит ритм, но не испортит атмосферу.Мне нравится, как в одном из экшен-треков Детройта ритм отбивают этакими щелчками/кликами и дополняют акцентами струнных (https://youtu.be/6oMZ9HQ9Xk0?t=35). Можете ещё поэкспериментировать с col legno и пиццикато Бартока на контрабасе/виолончели, это, можно сказать, изящная замена перкуссии.

1
Ответить