Мемы, инопланетяне и коммунизм. Мы поиграли в «Кужлевку»

«Кужлевка» от российской студии Callback рекламировалась странно. В большинстве трейлеров акцент делался на озвучку знакомыми голосами, мемы вроде «Ты опять сюда звонишь, м××××о?», атмосферу российской деревни начала 90-х и абсурд вперемешку с сюрреализмом. А по факту мы получили высказывание о безнадёге маленького человека и светлом коммунистическом будущем, перемежающееся вьетнамскими… маньчжурскими флешбэками. И даже без геймплея. Это же высказывание, а не игра!

Мемы, инопланетяне и коммунизм. Мы поиграли в «Кужлевку»

Да что тут вообще происходит?

1992 год, деревня Кужлевка где-то на просторах необъятной. Главный герой, Валерий Михайлович, ветеран войны, работает председателем колхоза. Точнее, работал. Случился распад СССР и смена экономического строя, так что колхозов больше нет, какая у героя должность – непонятно.

Из-за ранения на войне Валерий Михайлович оказался парализован. Поэтому всё своё время он проводит за столом, смотрит телевизор, пьёт водку и курит. И тут в его избу врезается летающая тарелка!

Тарелка оказывается не простой (как будто бывают «простые» летающие тарелки), а исполняющей желания. Вот буквально всё, что захочешь. Хочешь стать моложе и подтянутее – сделано! Хочешь увеличить надои молока от козы? Организуем. Хочешь разнести Америку в радиоактивный пепел, потому что именно оттуда идут тлетворные видеосалоны? Ракеты отправляются ввысь!

Валерий Михайлович – единственный, кто может общаться с пришельцами. Для связи он использует старенький телевизор, выбирая на нём нужные слова.

В перерывах между контактами с инопланетянами Валерий Михайлович видит сюрреалистичные сны. В них он попадает то в Маньчжурию, то на борт самоходной баржи «Т-36» во время её дрейфа, то в Древний Египет.

В «трипах» главный герой переживает события войны. Символизм подаётся прямо «в лоб», но «трипы» короткие, поэтому для полунамёков в них не остаётся места
В «трипах» главный герой переживает события войны. Символизм подаётся прямо «в лоб», но «трипы» короткие, поэтому для полунамёков в них не остаётся места

Так и проходят несколько дней из жизни Валерия Михайловича, пока в Кужлевку не прибывают Борис Ельцин и Джордж Буш…

И как в это играть?

«Кужлевка» состоит из нескольких эпизодов («актов»). Каждый из них длится 15–30 минут, так что игру вполне можно пробежать за вечер. Акты различаются геймплейно: нечётные эпизоды – симулятор ходьбы, чётные – визуальная новелла.

Весь «сюрреализм» сконцентрирован в нечётных эпизодах. Здесь главный герой ходит (именно поэтому зачастую хочется их специально растянуть и посетить отдалённые уголки локаций), подбирает предметы и разговаривает с различными персонажами, ключевым из которых является Безымянный в озвучке Репетура.

Даже в загробном мире нужно платить за проезд
Даже в загробном мире нужно платить за проезд

С ним герой ведёт пространные беседы в духе тех самых разговоров, которые начинаются на кухне после пятой стопки чего-нибудь очень крепкого. Безымянный становится проводником бытовой философии, рассказывая вполне очевидные вещи очень умными и витиеватыми словами.

Ещё в этих актах есть мини-игры – всего две на всю «Кужлевку». В первом эпизоде дадут сыграть в шашки, после чего соперник испарится со словами «Никак вы, б×××ь, не научитесь», а в третьем – сложить пятнашки с серпом и молотом. Дальше – только прогулки и кухонная философия сос мыслом.

Мемы, инопланетяне и коммунизм. Мы поиграли в «Кужлевку»

В чётных актах начинается визуальная новелла. К главному герою приходят просители, он передаёт их просьбу инопланетянам (или не передаёт – тут уже на выбор игрока), инопланетяне выполняют просьбу, главный герой разбирает последствия.

Ну что ещё просить у всемогущих инопланетян, если не омоложение козы? 
Ну что ещё просить у всемогущих инопланетян, если не омоложение козы? 

Просьбы могут быть разными:

  • Обменять приватизационные ваучеры на какую-нибудь более твёрдую валюту;
  • Омолодить козу, потому что совсем старая стала;
  • Помочь ветеранам афганской войны;
  • Разрушить Америку в ядерный пепел;
  • Изобрести прибор для контроля климата; и так далее.

В принятии решения Валерию Михайловичу помогают его друзья. Вася – сельский учитель, который сначала служит «моральным компасом», а потом… впрочем, это будут спойлеры. Клим – алкоголик, который не против выпить за трезвость. Буквально. В итоге перевоспитывается, но в… в общем, тоже спойлеры. Стёпа – незыблемый как скала милиционер, который вроде присутствует в истории, но его роль не слишком важна.

Чтобы тарелка выполнила желание, его нужно ей передать. Инопланетяне русскому языку не обучены, так что можно выбрать всего три слова и попробовать угадать, смогут ли пришельцы всё-таки распознать, чего от них требуется. Иногда случаются ошибки и сообщение искажается при передаче – тогда результат оказывается непредсказуемым.

Герои и политика

Как хорошая визуальная новелла, «Кужлевка» развивает всех героев, даже тех, кто появляется в сюжете на несколько минут. Ключевая четвёрка – Валерий Михайлович, Вася, Клим и Стёпа – к концу игры принципиально меняют свои точки зрения. Но не из-за «роялей в кустах», а благодаря развитию.

Четвёрка ключевых второстепенных персонажей: алкоголик Клим, уфолог Густобров, милиционер Степан, учитель Вася
Четвёрка ключевых второстепенных персонажей: алкоголик Клим, уфолог Густобров, милиционер Степан, учитель Вася

Тем не менее, ключевую роль в сюжете играют Вася и Клим. Они – как два полюса морального компаса, подталкивающие игрока к принятию того или иного решения. Впрочем, вспоминаем, что «Кужлевка» – это политическое высказывание. И поэтому Вася и Клим – это не «добро и зло», а «коммунизм и капитализм».

Соответственно, и их «убеждения» тоже коммунистические или капиталистические. Когда в сюжете появляется японский бизнесмен, который хочет купить Кужлевку со всеми потрохами и организовать международный туристический центр, Клим готов продать всё хоть прямо сейчас, «лишь бы не в рублях», а Вася требует коллективной собственности и вообще против передачи тарелки в частные руки.

Решение, разумеется, принимать игроку.

После падения НЛО нужно уточнить, цел ли телевизор
После падения НЛО нужно уточнить, цел ли телевизор

И, кстати, про решения…

Машина времени

Непоправимых решений в «Кужлевке» нет. Во-первых, в какой-то момент у персонажей появляется машина времени – и она ещё сыграет свою роль в сюжете (как минимум дважды). Во-вторых, любой квест или акт можно полностью переиграть.

Для этого есть меню «Журнал». Мы не рекомендуем открывать его до полного прохождения игры, поскольку оно содержит спойлеры. Однако, если что-то пошло не так или вы хотите заново пережить какую-нибудь историю – например, не сесть в вертолёт, а прыгнуть в гигантскую голову Ленина – то всегда можно принять другое решение.

Все принятые решения влияют на концовку. Всего в «Кужлевке» их шесть. Переиграть финальный акт, если концовка не понравилась, нельзя – надо найти момент в прошлом, когда накопленные решения привели именно к такому финалу.

Котлетки, конечно же, с пюрешкой. А как иначе? 
Котлетки, конечно же, с пюрешкой. А как иначе? 

Мемы и атмосфера

Что «Кужлевке» точно удалось – так это передать атмосферу 90-х. Не конкретно 1992 года, а этаких «абстрактных девяностых» через вещи, которые стали символами той эпохи.

На персонажах-капиталистах то и дело появляются малиновые пиджаки. У Васи точно такой же свитер Team Boys, который был у всех в 90-х. Он ещё был немного колючий и неприятный на ощупь. Главный герой курит сигареты «Друг». Персонажи обсуждают Матиаса Руста. Даже Цой – и тот жив! Ну, постольку-поскольку.

<p>Цой – жив!</p>

Цой – жив!

Стилизованная низкополигональная графика только усиливает погружение. Потому что будь у этого свитера немного больше деталей – и вы бы вспомнили, что свитер с конкретно таким узором был не зелёным, а коричневым; у зелёного не было светлой полосы в нижней части. А так – воспоминания о том, как выглядели предметы, компенсируют недостатки самой графики или стиля.

И к мемам, потому что они были в трейлерах. В игре они тоже есть: можно найти план тренировок с «АНЖУМАННЯ», услышать «Я устал, я ухожу» от Ельцина или увидеть «Так, чё тут у нас, емаё, значит, это тыкаем…». Правда, улыбки они не вызывают. В отличие от шуток – они здесь и даже смешные.

Можно выпить с Ельциным
Можно выпить с Ельциным

Так что по итогу?

Рецензия на «Кужлевку» будет зависеть о того, как вы к ней относитесь. Это ярко демонстрируют обзоры игры в Steam – даже положительные иногда критикуют автора.

Если рассматривать это как музей начала 90-х, который периодически перемежается сюрреализмом – игра отличная! От 90-х передаются не только культовые вещи, но и та самая атмосфера неопределённости и некоторой безнадёжности, которая и вызвала потом желание «стабильности».

Если рассматривать это как игру… то она понравится любителям визуальных новелл и симуляторов ходьбы. Больше здесь делать нечего. Кроме того, игра слишком короткая для своего ценника: полностью пробежать её можно за 5–6 часов, и то если пылесосить локации и внимательно слушать разговоры персонажей.

Если рассматривать как политическое высказывание, то «тут не всё так однозначно». Игра слишком склоняет к тому, что коммунизм – это было хорошо, но вдаваясь не в смысл этого строя, а во вкуснейший советский пломбир и газированную воду по три копейки из автоматов.

Поэтому и какой-нибудь вердикт вынести не получится. Это как с арт-хаусным фильмом: или вы всё понимаете и максимально проникаетесь, или просто смотрите на то, как красиво всё снято.

А мемы лишние, они выбивают из атмосферы *бросил микрофон*

Мемы, инопланетяне и коммунизм. Мы поиграли в «Кужлевку»

А больше интересного – в нашем Telegram-канале:

3535
6 комментариев

Хорошая статья, спасибо!

1
Ответить

Сюр в Кужлёвке воспринимается на своём месте - он логичен, что ли, строен. Сюр в том же Кентукки к третьей главе задалбывает.

1
Ответить

Рецензия на «Кужлевку» будет зависеть о того, как вы к ней относитесь.Ну да, ну да, каждый найдет что-то свое

Ответить

Не каждый, так что претензия неуместна. Автор дал конкретику (пусть я с ней не очень согласен), кому игра должна понравиться, так что все нормально.

1
Ответить

А мемы лишние, они выбивают из атмосферыИх с избытком, как в Atomic Heart и Breathedge?

Ответить

Ожидал яркий русский квест, когда смотрел трейлеры. Оказался симулятор скучной ходьбы.
Разочарован.

Ответить