«Рука Бога»: Как разлюбить реальность и уверовать в чудо
Номинант на «Оскар» Паоло Соррентино о родине, которая оставляет глубокие следы в нашей душе, позволяя создавать неординарные художественные миры.
Перед тем как приступить к рассказу о «Руке Бога», надо отметить, что именно этот фильм был фаворитом на «Венецианском» кинофестивале, но подвел сюжет, который показался жюри не таким актуальным, как в фильме «Событие». Но это с какой стороны посмотреть, может быть «Рука Бога» и не затронет важные проблемы современного общества, но зато обратиться к вечным.
Название фильма может показаться обманчивым, все же «Рука Бога» – это один из самых известных футбольных голов в исполнении Диего Марадоны, который знаком людям далеким от спорта. Карьера «золотого мальчика» в фильме мелькает в виде футбольной хроники итальянского телевидения, а сам фильм рассказывает о другом чуде, которое произошло с Паоло Соррентино.
Его вымышленный подросток по имени Фабьетто созвучно повторяет судьбу режиссера, проживая в неспокойном Неаполе 80-х. В городе, набитой мафией, любовью, ненавистью и, конечно же, футболом. Пока Джанни Аньелли и Сильвио Берлускони выясняют, у кого денег больше – «Наполи» подписывает Бога. Для молодого Фабьетто, скрытного и неув��ренного в себе паренька в наушниках – это главное событие в жизни. Вот только с приездом футбольного гения жизнь подростка меняется настолько резко, что даже приходится выключать телевизор посередине тайма.
Ну а пока Фабьетто учится чувствовать и ощущать. Соррентино – не мешает, медлительно и с шутками знакомя зрителя с колоритной итальянской семьей, которая окружает молодого паренька. Здесь и чертовски красивая, но чудаковатая тетя Патриция, возбуждающая неведомый интерес Фабьетто. Саркастичная и закрытая баронесса, живущая по соседству с «обычными» людишками. Его родители – шутник отец и мать жонглирующая фруктами. А также куча дальних не очень адекватных родственников, собирающихся вместе за одним столом. Их разговоры хорошо знакомы и нам, ведь все хотя бы раз испытывали стыдливость за обсуждение острой или непристойной темы за столом огромной семьи. Они непременно пошутят о физических недостатках, старости или над серьезной болезнью, поспорят о политике и бросят «пару ласковых» слов в сторону молодого поколения.
Но красивая и уютная атмосфера с весельем, перемешивается с суровой драмой, где есть место крушению счастья семьи, смерти близких и сломанных судеб. Соррентино не пытается сделать из своей биографии теплые воспоминания, а умело показывает две стороны, как бы говоря, что для настоящей жизни не нужны ни украшения, ни специально заброшенное в кадр уродство.
Чем дальше мы следим за Фабьетто, тем больше мы видим, как меняется его представления о жизни. Изначально молодой парень слишком замкнут, он боится поднимать глаза, отдаленно наблюдая, как проходят дни. Он не знает, чего он хочет, кого любит и что чувствует. Но однажды, после известной «Руки Бога», его родители уезжают в загородный дом и больше никогда не возвращаются. Некогда застенчивый парень из-за несчастья неумело начинает нащупывать жизнь – первая сигарета, первый секс, но признаться красивой актрисе в любви все также не получается…
Тогда Фабьетто понимает, что смотреть и воображать то у него выходит намного лучше, чем пытаться жить. Моменты красоты, так мимолетно пролетающие у всех нас, замедляются в глазах Фабьетто, который видит мир другим. Именно в своем мире он чувствует себя живым и свободным, как чувствовал себя Марадона на футбольном поле.
Соррентино в отличие от многих других культурных деятелей не привык отделять культуру от других сфер жизни. Что в прошлых фильмах политика, что в этом спорт – это дух, традиция и культура, рождающая своих творцов, великих и не очень, это красота, которая остается в воспоминаниях и ностальгически шепчет в чертогах разума. Вот и Соррентино отдает долг Неаполю за возможность стать тем, кем он стал, за возможность вспомнить, за возможность чувствовать. Эта тема проносится через весь фильм, и даже закольцовывается фильмом Серджио Леоне «Однажды в Америке». Но и без него хватает культурных отсылок, начиная от гения Феллини и знакомства с Антонио Капуано, заканчивая забавным недалеким соседом Марио каким-то образом вырвавшегося из выпуклого экрана телевизора.
Так или иначе, взгляд на увиденное у каждого будет свой, такое уж большое и многозначное полотно написал режиссер сам о себе. Кто-то увидит здесь все как спортивную составляющую, которая запоминается взлетами и падениями, кому-то фильм представится одой к великому итальянскому кино, ну а другие будут наслаждаться красивой ретроспективой Неаполя.
Категория 18+.