Спрос на выпуск ЦФА на рынке искусства увеличился на 20%

Зафиксирован рост спроса на выпуск ЦФА на рынке искусства, — сообщается в исследовании рынков альтернативных инвестиций арттех-компании ArtCollecting по итогам 2024 года. В условиях стремительной цифровизации экономики и роста интереса к блокчейн-технологиям рынок искусства в России начинает активно осваивать новые инструменты для привлечения инвестиций и расширения аудитории. Одним из ключевых трендов становится использование цифровых финансовых активов (ЦФА), которые открывают уникальные возможности для художников, коллекционеров и инвесторов. Спрос на выпуск ЦФА на рынке искусства увеличился на 20%.

Также наблюдается стремительный рост онлайн-рынка современного искусства, который начался в 2020. В 2024 году его доля увеличилась до 80%. 25% российских галерей работают и онлайн, и оффлайн, 55% - только онлайн, 20% - только оффлайн.

Для осознания перспектив дальнейшего роста онлайн-рынка искусства, занявшего в 2024 году значительно более прочные позиции, чем оффлайн-рынок, ArtCollecting предлагает проследить путь от первого контакта до покупки.

Путь покупателя: онлайн-продажи

Знакомство онлайн

1. Покупатель переходит на сайт по одному из каналов: реклама в РСЯ, реклама в Яндекс. Директ, реклама в Telegram. Ads, реклама в ВК, промопосты в сообществах и группах Telegram, социальные сети, включая репосты пользователей из списка друзей, публикации в СМИ и онлайн-каталогах, поисковые системы (брендовые или небрендовые запросы).

2. Смотрит на произведения, представленные на сайте.

3. Останавливается на произведениях художника, который заинтересовал.

4.Переходит в профиль художника, чтобы узнать о его бэкграунде.

5. Вводит в поисковике запрос — имя художника. Смотрит, на каких сайтах он еще представлен. Сравнивают цены и другие параметры (порядок оплаты, доставки, уровень сервиса). Если находит персональный сайт художника или его аккаунты в социальных сетях, то связываются с ним напрямую (в 95% случаев).

6. Художник принимает решение: продать произведение самостоятельно или продать через сайт, который его рекламировал. Решение будет зависеть от условий договора и степени готовности художника эти условия соблюдать.

Знакомство оффлайн, если художник продает сам

1. Согласовывается время посещения мастерской художника напрямую с художником.

2. Произведение приобретается в мастерской художника. Оплата в этом случае может совершаться наличными.

3. Договор с художником может не заключаться (на усмотрение художника), а доходы от продажи произведения — не декларироваться.

Знакомство оффлайн, если художник продает через онлайн-галерею

1. Согласовывается время посещения мастерской художника или в офиса онлайн-галереи через галерею.

2. Встреча в мастерской художника или в офисе онлайн-галереи. На встрече присутствуют: художник, представитель онлайн-галереи, покупатель.

3. В случае готовности приобрести произведение искусства заключается договор купли-продажи. Оплата производится наличными (покупатель получает чек) или путем банковского перевода. Доход декларируется.

4. Онлайн-галерея поддерживает дальнейшие контакты с покупателем: оказывает сервисные услуги по оформлению произведений в багет, страхованию произведений, подбору новых произведений. Поздравляет покупателей с праздниками. Приглашает в комьюнити и на мероприятия.

Путь покупателя: оффлайн-продажи

Знакомство оффлайн

1. Покупатель приходит на выставку в галерею, знакомится с произведениями художника вживую, записывает имя художника, если его работы понравились, просит дать визитку и ссылку на сайт, где можно посмотреть все работы художника.

2. Заходит на сайт галереи. Смотрит на произведения, представленные на сайте галереи. Изучает профиль художника, чтобы узнать о его бэкграунде.

3. Вводит в поисковике запрос — имя художника. Смотрит, на каких сайтах и в каких галереях он еще представлен. Сравнивают цены и другие параметры. Если находит персональный сайт художника или его аккаунты в социальных сетях, то связываются с ним напрямую (так же, как и при работе с онлайн-галереями, в 95% случаев).

4. Художник принимает решение: продать произведение самостоятельно или продать через сайт, который его рекламировал. Решение будет зависеть от условий договора и степени готовности художника эти условия соблюдать.

5. Последующие процессы протекают также, как и у онлайн-галерей за исключением случаев, когда покупателю нужно дождаться завершения выставки или ярмарки, прежде чем забрать произведение.

Тренды

1. Рост количества нишевых маркетплейсов (+15% к 2023 году)

Тренд: увеличение числа специализированных платформ, ориентированных на конкретные сегменты.

Причины:

— Рост интереса к узким нишам со стороны коллекционеров.

— Упрощение выхода на рынок для молодых художников.

Примеры: платформы, фокусирующиеся на NFT, графике или региональном искусстве.

2. Рост количества платформ (+5% к 2023 году)

Тренд: появление платформ, объединяющих продажу искусства, аукционы, аналитику, новости, лекции и комьюнити.

Причины:

— Фокус на комьюнити, закрытие потребности коллекционеров и художников в комплексных решениях.

— Желание платформ удерживать пользователей за счёт разнообразия услуг.

Примеры: платформы, предлагающие онлайн-курсы, аналитические отчёты и закрытые клубы для коллекционеров.

3. Рост предпринимательства на рынке искусства (+30% к 2023 году)

Тренд: искусствоведы, выпускники школ арт-менеджмента запускают собственные онлайн-платформы.

Причины:

— Доступность технологий для создания платформ.

— Желание предложить новые подходы к продаже и продвижению искусства.

Примеры: нишевые платформы, созданные экспертами в области искусства.

Источник: ArtCollecting

1
1
1
1 комментарий