Чем заняться мертвецу в Сибуя — обзор NEO: The World Ends with You

Необязательный и затянутый, но увлекательный сиквел.

В среде любителей японских ролевых игр к The World Ends with You относятся особенно тепло. Экс-эксклюзив Nintendo DS о несносном и мёртвом школьнике Нэку — редкий на момент выхода представитель жанра, действие которого разворачивается в наше время; который поднимает не какие-то общечеловеческие темы, но более личные, простые и понятные каждому. Этим, а ещё необычной боевой системой, оригинальная TWEWY и цепляла.

Спустя пару переизданий, аниме-сериал и камео персонажей в Kingdom Hearts 27 июля на PlayStation и Nintendo Switch выходит сиквел. Такой же, кажется, стильный и увлекательный геймплейно, но пустой сюжетно.

Чем заняться мертвецу в Сибуя — обзор NEO: The World Ends with You

День первый

События NEO: The World Ends with You стартуют ровно там же и при тех же обстоятельствах, что и сюжет оригинальной игры — на перекрёстке Сибуя после смерти главного героя. Даром что три года спустя и даром что теперь под контроль игрока с самого начала попадает не один подросток, а два: меланхоличный Риндо и экзальтированный Фрет.

Вскоре герои узнают, что оказались в загробном мире, где некие жнецы проводят игры. Они длятся неделю, в течение которой участникам, поделённым на команды, нужно выполнять всевозможные задания: от решения головоломок до убийства монстров.

Первая команда, выполнившая миссию, получает очки, а уже по их сумме на седьмой день определяется победитель. Приз — исполнение желаний, вплоть до возвращения в мир живых. Наказание за проигрыш — стирание, окончательная смерть.

Разумеется, как и в первой части, в NEO всё идёт не совсем по плану, обнажая кумовство среди жнецов и тайные планы организаторов игр. Однако до этого ещё нужно добраться.

Чем заняться мертвецу в Сибуя — обзор NEO: The World Ends with You

NEO слишком нетороплива даже по меркам JRPG. В диалогах персонажи постоянно тизерят грядущую движуху, но что-то важное происходит только в последней трети. До того — извольте наслаждаться вялым аниме-процедуралом, которой плохо справляется с рассказом как о правилах вселенной TWEWY, так и о главных героях.

Серьёзно: список команд, противостоящих Риндо, внятно оглашают только на пятый день, а пресловутого «раскрытия характеров» придётся ждать целых две недели. До пляжного эпизода, слава богу, дело не доходит, хотя открывающаяся после завершения кампании бонусная глава, по большому счёту, не сильно от него отличается.

Впрочем, в самой структуре процедурала нет ничего дурного: Atlus успешно исповедует такой подход начиная с третьей Persona, да и первая TWEWY его придерживалась. Но тут главное, чтобы авторам было что сказать и чем удержать внимание игрока, пока он продирается через бытовуху. К сожалению, у сценаристов NEO нет ни того, ни другого.

Риндо угорает по поэту, который постит в интернете «волчьи цитаты»
Риндо угорает по поэту, который постит в интернете «волчьи цитаты»

«Воды» в диалогах хватало и в оригинале, но в них, а также в побочных заданиях, всё же мелькал какой-никакой социальный комментарий — пусть и не столь язвительный, как, например, в Yakuza. Наивная критика действительности хорошо сочеталась с историей о взрослении с её непременными атрибутами: нигилизмом и подростковым бунтом.

NEO от этого «балласта» избавили, выкинули всё, простите, «эджи», что так здорово укладывалось в концепцию Игр Жнецов, в размышления о современном танатосе и буквализацию «смерти субъекта». В итоге осталась пустая, рафинированная сказочка с той же моралью про уважение и сотрудничество, что и в первой части, но поданной не в пример топорнее.

Чем заняться мертвецу в Сибуя — обзор NEO: The World Ends with You

Тут, пожалуй, немаловажную роль играют и сами персонажи-новички, представляющие из себя весьма рыхлый сценарно материал для передачи сколь-нибудь занятных идей. На момент начала NEO их, в принципе, ничто не терзает; они тупят, неохотно проявляют свою индивидуальность, если речь не идёт о характерных фразочках или комичных одержимостях, которые они активно выпячивают. Их драмы, которые всплывают лишь под занавес, оказываются не такими уж пронзительными.

Со «старичками» дела обстоят несколько лучше (правда, чтобы вписать их в сюжет, пришлось несколько изменить правила Игр Жнецов) — не потому что они роднее фанатам, а потому что сами «ветераны», очевидно, куда интереснее для сценаристов. Чтобы не скатываться в спойлеры: идентичные по сути конфликты двух пар старых и новых героев получают одно и то же разрешение, но история первых трогает, а вторых — нет. Всё дело в подаче.

Чем заняться мертвецу в Сибуя — обзор NEO: The World Ends with You

День последний

Как и завязка, геймплейная структура сиквела не сильно изменилась по сравнению с оригиналом. Вся игра разделена на дни; в начале каждого на мобильные телефоны героев приходит задание от жнецов. Дальше те отправляются его выполнять, попутно решая проблемы NPC в немногочисленных сайд-квестах.

Загробная Сибуя мало чем отличается от Сибуя реальной — те же магазины одежды, те же заведения общепита, куда герои могут наведаться, чтобы закупиться шмотками или поесть для улучшения характеристик. Готовым раскошелиться мертвецам везде рады.

Чем заняться мертвецу в Сибуя — обзор NEO: The World Ends with You

Сам город раздёлен на районы — небольшие локации с характерными для них торговыми точками и монстрами, которых тут называют «шумами». Просто гуляя вы на них не наткнётесь, никаких случайных встреч на манер старых FF тут нет. Чтобы затеять драку, нужно войти в режим сканирования — тогда экран покроется зелёным фильтром, а по улицам начнут летать красные значки, символизирующие противников.

Здания искривляются, как и в оригинальной игре
Здания искривляются, как и в оригинальной игре

Наткнувшись на такой, главные герои перенесутся на отдельную арену для боя. Никто не мешает побегать по району и собрать разом несколько «пачек» шумов, увеличив тем самым число раундов в битве и награду за победу. И вот тут сходства NEO с оригиналом заканчиваются.

Ладно, не совсем заканчиваются, но механика боя разительно отличается. В TWEWY на Nintendo DS сражения проходили сразу на двух экранах: для совершения каких-либо действий на верхнем нужно было нажимать стрелки на d-pad, а по нижнему требовалось молотить пальцем или стилусом. В переиздании Final Remix для Switch осталось только заигрывание с сенсорным управлением — наверное, лучшая часть боевой системы.

За разные атаки отвечали разные движения: для одной надо было нарисовать кружок, для другой — свайпнуть, для третьей — просто тыкнуть во врага. В результате сражения получались динамичными и не надоедали до самого финала. Ввиду отсутствия тач-скрина у PlayStation реализовать подобную боевую систему в NEO невозможно, но разработчикам в целом удалось адаптировать её под традиционный геймпад.

Чем заняться мертвецу в Сибуя — обзор NEO: The World Ends with You

Теперь по арене нужно перемещаться с помощью стика, а под каждую атаку отведена собственная кнопка. Игроку тем не менее настроить управление не дают, то есть повесить условный огненный шар на «квадратик» не получится. Метод активации каждого умения зависит от связанного с ним значка — основы всей прокачки и боевой системы и первой, и второй части TWEWY.

Значки в мире игры — не просто аксессуар, а магические предметы, дающие носителю возможность колдовать. Какие-то из них позволяют обрушивать на противников камни, какие-то — лечить себя и соратников, призывать огненные мечи, цепи, сковывающие врагов, и так далее.

Всего в NEO больше трёх сотен значков с разными эффектами и привязанными к ним кнопками на геймпаде. Скажем, за Yakimitsu, тот самый огненный меч, всегда отвечает «треугольник», а за лечащий HOG Healer — удержание клавиши L2. При этом все значки прокачиваются в бою, а некоторые ещё и могут эволюционировать при соблюдении определённых условий.

Чем заняться мертвецу в Сибуя — обзор NEO: The World Ends with You

В противовес Нэку из первой части, безропотно обвешивающему себя значками, герои сиквела согласны приколоть к одежде лишь по одному кругляшу — ну, 2021 год на дворе, как-никак. Зато теперь в команде может быть до шести персонажей, так что недостатка в способах нанесения атаки нет. Плюс открывается простор для тонкой настройки каждого героя с помощью одежды.

Шмотки, помимо стандартного для жанра повышения характеристик, могут предоставлять бонусы к разным типам урона и усиливать значки конкретных брендов или методов ввода. Например, героя, вооружённого тем же Yakimitsu, можно одеть во что-нибудь, увеличивающее огненный урон, эффективность пинов, за которые отвечает «треугольник», а также тех из них, которые выпускаются под брендом Jupiter of the Monkey.

Чем заняться мертвецу в Сибуя — обзор NEO: The World Ends with You

Кстати, о брендах — их система тоже претерпела изменения. Раньше в каждом районе города была своя мода, которая менялась в реальном времени. Нацепив шмотки предпочтительной в конкретном месте марки, можно было немного увеличить боевые показатели Нэку и его друзей. Эта механика работала не очень хорошо, так что в сиквеле от неё разумно отказались.

Теперь взаимоотношения с брендами ограничиваются «уровнем лояльности», который растёт тем выше, чем чаще вы закупаетесь в их магазинах и сражаетесь в их одежде. С прокачкой расширяется ассортимент торговцев — только и всего.

Упростили и гастрономическую часть. Если в оригинале после каждого приёма пищи от пуза нужно было ждать реальные сутки, прежде чем персонажи будут готовы снова поесть, то теперь достаточно просто хорошенько подраться с врагами. Действительно верное геймдизайнерское решение, которое не затягивает и без того длинную игру, потому что пища — единственный помимо одежды способ повысить базовые атрибуты героев.

У каждого блюда свой набор бонусов
У каждого блюда свой набор бонусов

Каждое блюдо перманентно улучшает те или иные характеристики — атаку, защиту, здоровье и стиль, отвечающий тут за активацию особых бонусов одежды. То есть получить прибавку к урону от значков Jupiter of the Monkey без достаточного показателя стиля не выйдет. То же самое было и в оригинале, только там эта характеристика называлась Bravery — видимо, в 2021-м здоровый лоб, разгуливающий по Сибуя в клоунском парике, кимоно и на шпильках, уже не храбрый, а модный.

Ещё один пласт прокачки скрывается за «социальной сетью». Этот термин авторы игры трактуют буквально — отдельная вкладка в меню отведена под настоящую паутину, узлами в которой служат встреченные героями персонажи.

За «очки дружбы», заработанные по сюжету или за выполнение дополнительных заданий, здесь можно разблокировать полезные штуки вроде увеличения электронного кошелька (изначально в него помещается всего 100 тысяч йен), возможности одновременно экипировать несколько значков, привязанных к одной и той же кнопке, или даже дополнительных уровней сложности.

Чем заняться мертвецу в Сибуя — обзор NEO: The World Ends with You

Несмотря на обилие механик, NEO очень дружелюбна к игроку. Как и первая часть, она не вынуждает фармить, не заставляет разбираться в тонкостях экипировки или превозмогать, но предоставляет такую опцию. Можно просто пробежать кампанию, не отвлекаясь на побочные активности, игнорируя все сражения, кроме сюжетных, и всё равно не встретить никакого сопротивления со стороны игры.

А можно в любой момент добавить челленджа: повысить сложность, снизить уровень персонажей, увеличив таким образом шансы на получение самых редких и интересных с точки зрения механик значков. Сиквел, как и оригинал, даёт игроку ровно столько, сколько он сам готов взять — и это самое важное, что удалось сохранить в продолжении.

Если бы дилогия TWEWY вышла в середине девяностых, то её вряд ли бы вспоминали в ряду игр, которых сгубил «переезд в 3D». Да, трёхмерное окружение NEO не такое выразительное, как спрайты из первой части, но оно честно стилизовано и местами даже впечатляет. Но главное, что геймплейно сиквел практически ничего не потерял.

Сражения в нём хоть и уступают в тактильности оригиналу — всё-таки измываться над маленьким экраном DS веселее, чем прожимать одну и ту же ротацию навыков, как в MMORPG, — но они увлекательны и динамичны. Они, за редким исключением, скоротечны, зрелищны, а порой даже требуют от игрока изобрести какую-то тактику, решить своеобразный пазл. Вкупе с сопутствующими системами прокачки и «риска и награды» NEO предоставляет практически тот же опыт, что и первая часть. Так что тем, кто тратил десятки часов на сбор значков на DS, будет где разгуляться и тут.

Но история в этот раз уступает в искренности, смелости и банальной увлекательности. Необоснованно растянутая и откровенно необязательная (за одним спойлерным нюансом), она большую часть времени утомляет и отвлекает от действительно интересной прокачки и сражений.

Что понравилось

  • Динамичная боевая система — сражаться не надоедает до самого финала.
  • Прорва всевозможных механик, дополняющих сражения.
  • Стильный визуальный ряд.
  • Простор для гринда.
  • Возможность избежать гринда.
  • Загадки — простые, но занимательные.
  • В диалогах встречаются по-настоящему смешные шутки.

Что не понравилось

  • Большую часть времени сюжет стоит на месте.
  • Новые персонажи проигрывают героям оригинала в харизме.
  • Очень много филлерных диалогов.
Чем заняться мертвецу в Сибуя — обзор NEO: The World Ends with You
7272
42 комментария

Сибуя

18

Хидео Коджима, Хидетака Мияджаки и Шинджи Миками пошли в Шибую шиковать под джигу.

11

Комментарий недоступен

До пляжного эпизода, слава богу, дело не доходит, Нет, ну это моментальный дроп.

5

После нескольких часов игры - такое ощущение, что очень грубо смешали ff15 (70%) + persona 5 (30%). от ФФ бесконечные риалтаймовые бои, которые разбавлены вовремя нажимаемыми кнопками, огромное количество абсолютно неинформативных диалогов и мыслей (на чтение), пустые локации с обязательной беготней по ним. А от персоны - типа такая вся молодежность (полюбас деды делали), мобилки, переход в режим сканирования. Реально, ГГ говорит "Фокус" при переключении, как Джокер в П5. 
В игре хорошо убить время в бесконечном гринде предметиков. Но если есть во что еще поиграть, эту игру можно спокойно скипнуть.