Три версии WoW — в чем разница?

Вы новичок, который хочет поиграть в World of Warcraft. Да вот проблема — при ближайшем рассмотрении оказывается, что есть три версии WoW. Эта статья поможет вам понять в чем разница и куда идти играть.

О том, что «ВоВ не торт» и скоро загнется я слышу с тех самых дней как создал первого персонажа на офе, то есть где-то с 2008 года. Да, бывали времена, когда я думал, что это действительно скоро случиться, но вот оказалось, что WoW не только жив, но еще и в трех версиях. Этот материал объясняет разницу между ними и рассчитан, прежде всего, на новых игроков. Хотя, ветеранам это видео тоже может быть интересно как повод поспорить о том "где трава зеленее".

Начну с исторической справки, в которой поясню почему в июне 2021 года появилось целых три версии World of Warcraft.

Релиз оригинального WoW состоялся в ноябре 2004 года. После выхода первого дополнения к игре The Burning Crusade — произошло это в 2007 году — небольшая, но все же приличная часть игроков, стала просить разработчиков "вернуть ванилу", то есть оригинальную версию игры. Blizzard отвечала, что делать этого не будет от слова совсем.

После релиза каждого нового дополнения появлялись «староверы», которым не нравились те изменения, которые эти дополнения вносили. Недовольные игроки уходили или в закат или на пиратские сервера, коих энтузиасты создали великое множество причем для разных версий игры. Некоторые энтузиасты собирали Blizz-like сервера, багованность которых была настолько низкой, что позволяла комфортно играть.

Время шло, аудитория WoW неуклонно сокращалась и, в конце концов, Blizzard решили перезапустить ванилу. Релиз WoW Classic состоялся в августе 2019 года и оказался успешен. В течении первых месяцев Blizzard то и делали, что открывали сервера и в январе 2020 количество подписчиков “классики” оценивали в 350.000. Конечно, их поубавилось со временем, но в марте 2021 их число все еще было значительным — порядка 215.000. Оценки неофициальные, но им можно верить, поскольку сделаны они на основе данных по активности игроков. Например, ironforge.pro, где фиксируется рейдовая активность игроков.

Три версии WoW — в чем разница?

Много это или мало? Скажем так, для перезапуска игры, разработанной в середине нулевых, это прилично. Это сопоставимо с аудиторией таких ММО как EVE Online, Guild Wars 2 и SWTOR. Такой успех подвиг Blizzard на "продолжение банкета". Официальный анонс перезапуска первого дополнения к игре состоялся на Blizzcon-2021. Релиз состоялся 1 июня 2021 года. Технически это выглядело так, что на сервера WoW Classic "накатили" дополнение The Burning Crusade. При этом оставили сервера Classic Era, на которых осталась "ванильная" версия, перезапущенная в августе 2019 года.

Таким образом, сейчас мы имеем следующие версии World of Warcraft:

  • "актуальная" версия, которую называют "ритейлом", в данный момент это WoW 9.x, дополнение Shadowlands, которое вышло в ноябре 2020 года;
  • Classic Era: это версия "классической" игры, которая была перезапущена в августе 2019;
  • The Burning Crusade Classic — сервера, которых раньше был WoW Classic и которые были обновлены в июне 2021 первым дополнением The Burning Crusade. Напомню, что оригинальный The Burning Crusade вышел в начале 2007 года.

Теперь перейдем к вопросу чем отличаются эти три версии и где стоит начать играть. О различиях версий можно говорить до бесконечности, потому как за пятнадцать лет игра сильно поменялась по многим аспектам. Поэтому в этом материале я сфокусируюсь на основном, а именно:

  • графика и дизайн;
  • размеры игрового мира и развитие персонажа;
  • сюжет игры;
  • классы и расы;
  • групповой контент;
  • возможности совместной игры;
  • игра на левелкапе;

Размеры игрового мира и развитие персонажа

Прежде чем мы перейдем к деталям несколько слов о концепции WoW с точки зрения развития персонажа и связи этого аспекта игры с ее контентом. Если проще, то в развитии персонажа есть два период — "прокачка" и "эндгейм", игра на левелкапе, то есть на самом высоком уровне. На прокачке персонаж развивается за счет набора уровней, открытия абилок, получения доспехов и оружия. В эндгейме — только за счет новых доспехов и оружия, которые можно получить главным образом в рейдах.

Главное отличие Classic Era / The Burning Crusade Classic от актуальной версии — это размеры игрового мира, а также место и время когда происходит действие. WoW Shadowlands это восьмое дополнение к игре. Каждое дополнение привносило в игру новый континент или группу больших локаций. Скажем, во втором дополнении, Wrath of the Lich King — северный континент, Нордскол. В четвертом — Пандария, но только на юге.

Впрочем, контент не только добавляли, но и выпиливали. Скажем, рейдовый инстанс Наксрамас поначалу висел над Восточными Чумными землями, а во втором дополнении улетел в Нордскол. Где-то по дороге на север он потерял части рейдовых комплектов Т3 и части легендарного посоха Атиеша, которые выпадали из боссов этого рейда. В более поздних дополнениях ввели возможность «переносится» в старые версии локаций и инстансов, но кое-что из актуальной версии пропало навсегда и есть только в классике.

Три версии WoW — в чем разница?

С точки зрения размеров игрового мира между тремя версиями есть следующие серьезные отличия:

  • Classic Era. В классической игре доступно два континента планеты Азерот, Калимдор и Восточные Королевства, которые еще называют “Старым Миром”. Предел уровней — 60, прокачка занимает значительное время. Скажем, у меня прокачка на WoW Classic заняла около четырех месяцев. Имеется ввиду не чистого времени, а если играть час-два в день и не спидранить. Прокачка в классике долгая и усложняется еще и тем, что денег у вас нет, цены на все конские, ездовое животное становится доступным только к 40-ому уровню, да и то, если вы на это сумеете накопить. Последнее, что очень важно — что будет с серверами Classic Era пока непонятно, потому как основная масса игроков ушла на The Burning Crusade Classic.
  • The Burning Crusade Classic. Игрокам открылся доступ в Запределье, которое является осколками планеты Дренор, погибшей в результате глобального катаклизма. По размерам Запределье сопоставимо с одним из континентов оригинальной игры. Левелкап подняли до 70, а количество необходимого для достижения опыта значительно понерфили. Тем не менее, прокачка персонажа все еще занимает значительное времяСкажем, на момент написания этого материала я прокачал полтора уровня где-то за семь-восемь дней играя во всем том же казуальном режиме — час-два в день. Поэтому я ожидаю, то качнусь до капа где-то недель через 5-6. Правда, первые маунтыдоступны уже на 30-ом уровне.
  • WoW Shadowlands. Текущая версия актуальной игры. В промежутке между The Burning Crusade и Shadowlands в игре появилось три новых континента, два крупных острова, доступ на планету Дренор и открылись дополнительные зоны в Старом Мире, а также масса инстансов. То есть контента теперь раз в пять-шесть больше. При этом прокачку значительно упростили. До дополнения Shadowlands левелкап составлял 120 уровней и игроку надо было так или иначе проходить по всем континентам и островам. В SL переработали левелинг и теперь все проходить не надо, а левекапа снизили до 60 уровней. Другими словами, качаться быстрее и разнообразия больше.
Три версии WoW — в чем разница?

Сюжет игры

Представьте, что вам кто-то посоветовал сериал, который выходит уже на протяжении пятнадцати лет. Причем сериал, в котором все сезоны связаны сквозными сюжетами и героями, а не являются завершенными и самодостаточными. С какого сезона вы начнете его смотреть? Логика подсказывает, что лучше с первого, потому как в таком случае вы вряд ли поймете, что вообще тут происходит.

World of Warcraft это как раз такой вот случай. За пятнадцать лет развития проекта сеттинг и лор игры порядком разрослись и уже это будет серьезным препятствием для того, чтобы понять, что к чему. Дело усугубляет еще и то, что Blizzard развивали сюжет такими зигзагами, что остается только позавидовать буйной фантазии разработчиков. Например, в игре две планеты Дренор. Первая версия это то самое Запределье из первого дополнения, которое типа осколки развалившейся планеты, а второе это тот самый Дренор, только до катастрофы. "Как так?". А вот так, мы путешествуем в прошлое Дренора, до катастрофы, но и это еще не все — это прошлое альтернативной реальности, а не нашей. Интригующе, правда?

Еще одна важная деталь. С точки зрения хронологии самые ранние события в актуальной версии игры — это Запределье, то есть контент первого дополнения. Почему так? Потому что в третьем дополнении разработчики переделали Старый Мир, континенты Калимдор и Восточные Королевства, до неузнаваемости изменив некоторые локации и переработав квесты. Так что теперь события в Калимдоре и Восточных Королевствах происходят ПОСЛЕ событий в Запределье и Нордсколе. Вот такой вот поворот.

Последнее, что стоит упомянуть. Дополнение Shadowlands — это в определенном смысле начало новой большой главы в истории мира Warcraft. Предыдущая "большая глава", которая началась в RTS Warcraft III вторжением армии демонов Пылающего Легиона в Азерот и завершилась в дополнении Legion, победой над этим самым Легионом. Дополнения Battle for Azeroth было своеобразным переходным аддоном и в Shadowlands разработчики перенесли основные события в Темные Земли, что-то вроде загробного мира вселенной Warcraft. Темные Земли занимали очень мало места в сеттинге до этого дополнения, так что по сути и ветераны и новички оказываются в равных условиях относительно знаний об игровом мире.

Три версии WoW — в чем разница?

Выводы следующие. Начиная играть на классических серверах (Classic Era / TBCC) вы как бы начинаете смотреть длинный сериал с самого начала. События оригинального WoW начинаются спустя четыре года после завершения сюжета Warcraft III: The Frozen Throne. Для того, чтобы понять предисторию много времени не понадобится, краткие изложения событий серий игры RTS не займет много времени. Вам будет легче войти в курс дела.

Начиная играть в актуальную версию вы окажетесь в странном мире Темных Земель, который наряду с реальностью Азерота является одним из нескольких измерений вселенной Warcraft. Вся предыдущая история, которая разворачивалась на планетах Азерот и Дренор скорее всего будет выглядеть малопонятным ворохом историй, сюжетов и героев, разобраться в котором за пару вечеров не получится. Так что если вы пойдете в актуал и все же захотите понять историю мира Warcraft более глубоко, то советую прочитать «Хроники Варкрафта», а до купы еще и «Гримуар Темных Земель», который выйдет из печати в июле 2021 года. Проще говоря — без поллитры тут не разобраться.

Графика и дизайн

Начиная с дополнения Warlords of Draenor Blizzard последовательно проапгрейдили внешний вид моделей персонажей различных рас — они стали более детализированными и с улучшенной анимацией. Начали с самых старых, которые вышли еще в 2004 году. Какое-то время у игроков была возможность переключаться между старыми видом и новым, но сейчас в актуале этого сделать уже нельзя. Так что в Classic Era / TBCC — модели старые, а в WoW Shadowlands — новые.

Три версии WoW — в чем разница?

Серьезные изменения произошли и в дизайне локаций игрового мира, что особенно хорошо видно на примере городов Азерота и Дренора. Ранние города в игре — Штормград, Стальгорн, Оргриммар, Подгород — не только заметно уступают в размерах Сурамару или Боралусу из более поздних дополнений. Пропорции зданий в городах из ранних версий игры нарочито неестественные, подчеркивающие фирменный “мультяшный” стиль игры. Уже в дополнении Warlords of Draenor наметился отход от этого принципа. Сравните размеры и пропорции города Шаттрат из первого дополнения, The Burning Crusade и Warlords of Draenor - разница просто огромная. Города в поздних аддонах выглядят как города, а не как театральные декорации.

Проще говоря, в WoW Shadowlands визуал игры заметно улучшен нежели в Classic Era и TBCC.

Три версии WoW — в чем разница?

Классы и расы

Если не вдаваться в детали про то, как менялись классы на протяжении игры, то здесь все просто — в оригинальной версии игры меньше классов и рас.

Classic Era

Классы: воин, маг, жрец, охотник, разбойник, чернокнижник, паладин (доступен только расам Альянса), шаман (доступен только расам Орды).

Расы: Орда: орки, таурены, тролли, нежить Альянс: люди, дворфы, ночные эльфы, гномы

В классической версии игры были ограничения на комбинации раса-класс. Скажем, ночные эльфы не могли быть магами.

The Burning Crusade Classic

Классы: воин, маг, жрец, охотник, разбойник, паладин, чернокнижник, шаман. Шаманы стали доступны Альянсу, а паладины — Орде.

Расы: к вышеперечисленному списку прибавились эльфы крови у Орды и дренеи у Альянса.

Shadowlands

Классы: рыцарь смерти, монах, охотник на демонов. Расы: в предыдущих дополнениях прибавилось: Орда: гоблины, Ночерожденные эльфы, Таурены Крутогорья, орки маг’хары, Зандаларские тролли, вульперы Альянс: воргены, эльфы бездны, дворфы Черного Железа, Озаренные дренеи, механогномы, люди Кул Тираса

Единственная раса, которой можно играть как за Орду так и за Альянс — пандарены.

Три версии WoW — в чем разница?

Кроме того, в дополнении Катаклизм были сняты ограничения на некоторые комбинации раса-класс.

Групповой PvE-контент

В этом разделе пойдет речь о таком групповом контенте как инстансы на пять человек и рейды инстансы. Примечание: инстансы, это тип который доступен только членам ограниченной группы игроков, для которых создается отдельная копия.

Blizzard всю дорогу экспериментировала с этими форматами, меняя размеры группы, сложность, правила дележа добычи и тому подобное. Как конкретно — читаем дальше.

Classic Era

Инстансы на 5 человек: “классические” “пятерки” отличаются большим размером и количеством боссов (6-10). В свое время, когда я проходил инстансы Старого Мира случайной группой, это могло занимать час-полтора, а то и два, если речь шла о тех же Глубинах Черной Горы.

Рейды: размеры рейдов классики — 20 и 40 человек. До перезапуска классики в 2019 считалось, что классические рейды были сложными и долгими. Почти сразу после перезапуска ванилы это было опровергнуто — зачистка рейдов WoW Classic произошла за рекордно короткие сроки. Почему так? Скорее всего потому что в те далекие годы, когда WoW только вышел, играть мало кто умел, аддонов для интерфейса было мало, да и сорок хорошо играющих человек собрать — было еще той задачей. Для людей, которые рейдили на протяжении нескольких лет боссы классики не представляют особой сложности.

Я рейдил в актуальных рейдах WoW c 2009 по 2019 год, на всех уровнях сложности. В Огненные Недра WoW Classic я попал поздно, когда ребята уже фамилии рейды следующего тира. Если коротко — механики боссов примитивны, сложности там особой нет. Судя по отзывам разве что последние боссы Ан’Киража да последний рейд Наксрамас представлял какой-то вызов.

Три версии WoW — в чем разница?

TBCC

Инстансы на 5 человек: эти инстансы заметно меньше, чем в классике, в них обычно по 4-5 боссов. Второе серьезное отличие от классических — два уровня сложности. “Нормалы” рассчитан на игроков до 70 уровня, а другие, “героики” — героическая сложность — на 70-ков. Помимо лута с боссовв героиках падают токены, за которые можно купить оружие и доспехи по качеству мало уступающие рейдовым.

Рейды: в TBC размер рейдов сократился до 10 или 25 человек. Конечно, пока еще рано окончательно судить о сложности рейдов, но согильдейцы, которые уже побывали в Каражане, говорят, что он проще героиков, то есть героических инстансов на 5 человек. Да и все стартовые рейды, которые были доступны на старте перезапуска уже зачистили. Так что вряд ли стоит ожидать какой-то особой сложности.

Shadowlands

Инстансы на 5 человек: в дополнении Legion (6-е по счету) к уже ставшим привычными нормалам и героикам прибавилось два формата — мифик и мифик+, последний еще называют “ключами”. Это дало второе дыхание этому типу контента, причем новшество стало настолько удачным, что даже возникла отдельная кибердисциплина. Мифик+ работает следующим образом. Пройти такое подземелье надо на время и если вы укладываетесь в него, то получаете не только серьезный лут, но и ключ в такое же подземелье, но с более сильным трешем и боссами. К тому же, каждую неделю в мифик+ меняются модификаторы, которые могут делать треш-моба не просто сильнее, но и бафать, если рядом гибнет другой моб. То есть тактика прохождения тоже может меняться.

Рейды: разные дополнения WoW критиковали за разное, но на моей памяти почти никогда не пинали за рейдовый контент. Эта ММО по праву считается одной из лучших в этом отношении и рейды серьезно эволюционировали со времен классики / TBC. Главное, что отличает нынешние рейды от тех — это уровни сложности. В те времена сложность была одна и тогда многим казуальным игрокам этот контент не был доступен. Сейчас в игре четыре сложности — ЛФР (система автоматической сборки), нормальная, героическая и мифическая. Второе отличие — теперь нормальные и героические рейды не требуют фиксированного количества игроков, туда может зайти от 10 до 30 человек и система отскалирует боссов и треш под группу. О третьем отличиии будет рассказано отдельно. К тому же рейды стали сложнее и интереснее. Так что если вы хотите реальных вызовов, то тут вы этого получите сполна. Еще два серьезных изменения система распределения лута в рейде и возможность продлевать сейв. Раньше если игрок получал добычу с босса, то ее нельзя было уже передать другому игроку. В WoW Shadowlands это возможно в течении ограниченного периода времени. Второе — теперь сохранение подземелья можно продливать. Если в Classic Era / TBBC через неделю (или несколько дней) подземелье полностью обновляется, то в WoW Shadowlands вы можете продлить время сохранения прогресса в рейде. Очень удобно в случае если вы подвисли на каком-то боссе и не хочется проходить всех боссов, что были до него.

Три версии WoW — в чем разница?

Возможности совместной игры

На старте WoW игроки кучковались на изолированных друг от друга серверах. Играть с людьми с других серверов было технически невозможно.

Первая возможность групповой игры появилась только в одном из патчей ванилы и то, это касалось только полей боя, то есть PvP. Собирать кроссерверные группы в инстансы на пять человек стало возможным только во втором дополнении к игре, WotLK. В третьем, “Катаклизме”, появилась автоматическая система подбора игроков для рейдов, правда, только для самого низкого уровня сложности. В четвертом — Mists of Pandaria — cтало возможным кучковаться с игроками с других серверов в открытом мире, а чуть позже — в рейдах нормального и героического уровня сложности.

Насколько хорошо это сказалось на игре — вопрос спорный. Да, конечно, теперь намного проще нажать на кнопку и потом тебя система забросит туда, куда тебе надо — в инстанс на пять лиц или рейд. С другой стороны это было причиной, по которой серверные сообщества потеряли былое значение.

Раньше группы формировались вручную, а это подразумевало живое общение и необходимость иметь репутацию адекватного игрока. Если вы вели себя в группе как мудак, то попадали в черный список, а “сарафанное радио” разносило о вас славу на весь сервер. В группах при прохождении подземелий общались и это было хорошо. Чем больше у тебя список друзей тем больше шансов найти группу. Сейчас шанс на то, что система вас сведет в следующий раз с теми же игроками стремиться к нулю, что не подталкивает к общению. Зачистили инстанс и разбежались кто куда.

Поскольку Blizzard приняла решение перезапускать WoW Classic / TBCC максимально близкими к оригиналу ни о каких кроссерверных плюшках речи не идет. Группы на “классических серверах” придется собирать вручную. Да, это неудобно, но, как по мне, интереснее да и больше шансов найти новых друзей в игре.

Три версии WoW — в чем разница?

Игра на левекапе

Один из разработчиков в WoW в свое время говорил о том, что они держали в уме два типа игроков — хардкорщиков и казуалов. Первые качались быстро и их должна была удерживать сложность рейдов. Вторые качались медленно и к тому времени, когда они должны были докачаться, разработчики должны были успеть сделать новый контент в открытом мире. В крайнем случае казал мог начать качать альта.

Поэтому в ваниле рейдинг был по сути главным развлечением. Да, было еще World PvP и поля боя, но это все равно не решало проблемы развлечений на капе. Эта схема стала сбоить уже в ваниле. Как оказалось, казуары тоже хотели рейдить. Поэтому разработчики стали расширять список аттракционов, доступных на левелкапе.

Самыми крупными и новшествами, которые разнообразили игру на левелкапе, стали:

  • система достижений — выполняя определенные условия игроки получали очки достижений, ездовых животных, питомцев и титулы;
  • трансмогрификация — возможность менять внешний вид доспехов и оружия, многие развлекаются тем, что ходят фармить старые рейды и инстансы в надежде;
  • в каждом дополнении разработчики вводят в игру массу новых ездовых животных;
  • боевые питомцы: в мире вы можете найти питомцев между которыми можно устраивать битвы;
  • уже упоминавшиеся мифики+, которые могут быть хорошей альтернативой тем, кто не имеет много времени на рейды, но при этом хочет превозмогать и достигать.

Это далеко не весь список, но мысль простая — в Shadowlands на капе вы сможете заниматься не только рейдами и прохождением другого группового контента. А вот в классике и TBCC круг развлечений на капе ограничен.

Выводы

Итак, что мы имеем в итоге? В случае с Classic Era / TBCC — это ММО с медитативной прокачкой и эндгеймом, в котором кроме рейдов и PvP делать особо нечего, а с технической точки зрения игра порядком устарела. Правда, сюжет и сеттинг в этих версиях игры это то, что “является тем самым Варкрафтом”, а коммьюнити все же более сплоченное.

Актуальная версия WoW заметно лучше по графике и дизайну локаций, технологиям, обеспечивающим групповую игру. Перечень развлечений на левелкапе намного шире, рейды сложнее, а размеры игровой вселенной в пять-шесть раз больше. Доступных для игры классов и рас тоже больше. При том чтобы разобраться в лоре и сюжетах намного сложнее, что может затруднить погружение в мир.

Три версии WoW — в чем разница?
3434
43 комментария

Актуал - казуальное говно. А долбоебу, который придумал скалирование уровня мобов, вообще в аду отдельная сковородка. Нахуй уберите тогда вообще прокачку, выдавайте сразу топовых персов и привет сессионка.
>в котором кроме рейдов и PvP делать особо нечегоТипа этого мало?

8
Ответить

Типа да. Как показал Катаклизм - если кроме этого больше нечего делать народ валит из игры толпами.

6
Ответить

Странно, только почему то ключи 20+, актуальные мифик рейды и игры на 2700+ в 3х3 не имеют своих аналогов даже в на расстоянии пары тысяч световых лет по уровню харкдорности в сравнении с примитивным и устаревшим геймплеем классик-ванила-тбк.

1
Ответить

Актуал - казуальное говно

Ну ка, ну ка, сколько кромок за мифик рейды имеешь, хардкорщик ты наш?

1
Ответить

Не ну если у тебя 2к РИО и глад, нет вопросов,  но я даже сегодня, наверное, денатриуса в мифике не убью :D

Ответить

Вам не нужно тратить сотни часов, чтобы играя, понять говно лор Варкрафта, который состоит из одних клишэ, совершенно тупых персонажей и фансервиса. Не надо начинать играть определённые аддоны, чтобы понять что происходит в этой игре, как советует автор, потративший жизнь на варкрафт.

На ютубе достаточно роликов, где вам кратко за 10 минут или подробно за пару часов расскажут что произошло в игре за последние 15 лет.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить