До канадской границы вместе с Dragon Age 4

Новая Dragon Age не имеет пока ни названия, ни даты релиза, зато успела обзавестись богатой историей разработки. Впрочем, все как обычно у Bioware. Давайте рассмотрим хронологию событий, начиная с 2015 года по сей день, и прикинем, когда можно ожидать релиз новой части.

До канадской границы вместе с Dragon Age 4

Расскажу немного о Дженис Джоплин, Джиме Моррисоне и какое отношение они имеют к разработке игры, о трудностях работы в период пандемии, о нескольких перезапусках и массовый исход ветеранов BioWare. Вобщем, все по порядку.

Хронология событий.

  • 2015

После выхода дополнения «Чужак» в конце 2015 года команда Dragon Age раскололась. Дэвид Гейдер, ведущий сценарист, переведен из писательской команды Dragon Age на новый проект Bioware — Антем. Патрик Уикс сменил его на посту ведущего сценариста серии Dragon Age. Основная часть людей, работавшая над Инквизицией, была переведена на проблемный Mass Effect: Андромеда, в то время как Марк Дарра и Майк Лэдлоу начали работать над следующей Dragon Age с рабочим названием проект Joplin.

Что пишет Джейсон Шраер в своем расследовании в сентябре 2019. “Приступая к проекту Joplin разработчики уже имели отлаженный процесс производства, оставшийся после Dragon Age Инквизиция. Некоторые наработки, инструменты адаптированного Frostbite, необходимые в разработке RPG, которые они планировали улучшить и использовать в новом проекте. Команда старалась создавать прототипы заранее и тестировать их как можно быстрей, не дожидаясь авраала, как было в прошлый раз из-за количества вовлеченных в процесс людей и трудностей с Frostbite.

Один из бывших сотрудников BioWare, знакомый с Joplin сказал, что они "работали над потрясающей игрой, очень отзывчивой — меньшей по размеру, чем Dragon Age Инквизиция, но более масштабной в плане выбора, спутников, реакции на действия игрока, более глубокой."

Центральный сюжет проекта Joplin вращался вокруг группы разведчиков, совершающих набеги на Тевинтер — страну под управлением магистров, расположенную на севере Тедаса. Фокус на выборе и его последствиях, упор — на реиграбельность. Локации были меньше по размеру, с меньшим количеством фетч-квестов. Другими словами, Joplin должен был стать противоположностью печально известной локации Dragon Age Инквизиция — Внутренние земли.

Планировалось ввести области, которые бы со временем менялись и вариативные миссии, исход которых зависел от принятых решений, вплоть до нестандартны концовок, если игрок следует определенному пути. Весомая часть сюжета Joplin была посвящена ограблениям. Разработчики рассказывали про систему нарративной механики, позволяющей игроку использовать убеждение или вымогательство у охранников без создания таких сцен сценаристами в ручную.”

Явный криминал на улицах Минратоса<br />
Явный криминал на улицах Минратоса
  • 2016

В 2016 году, спустя год после начала разработки Joplin, проблемная Андромеда потребовала вовлечения всех свободных ресурсов и некоторых людей из команды Dragon Age было решено отправить на помощь команде Mass Effect. Эти разработчики были упомянуты в титрах Андромеды, как 'Dragon Age Finaling Team.'

В это время Дэвид Гейдер безуспешно работал над Антемом. Гейдер писал в традиционном для BioWare стиле — большие злодеи со сложными характерами, древние инопланетные артефакты, и так далее — что раздражало некоторых разработчиков, которые экспериментировали над проектом на протяжении нескольких лет и надеялись на нечто более изощренное. Это встречало противостояние команды, которая не желала видеть Dragon Age в научно-фантастическом сеттинге и хотела рассказать другую историю. "Как вы знаете, истории закладывают фундамент всех игр BioWare, — сказал один из разработчиков. — Когда сценарист сам не уверен в том, что он делает это негативно отражается на всех вовлеченных в производственный процесс." Недопонимание привело к тому, что у Антема появились новые авторы и произошел полный перезапуск сюжета.

Девид Гейдер покинул BioWare в начале 2016 года.

  • 2017

После релиза Андромеды, в марте 2017, команда вернулась к разработке Joplin. Жизнь вроде начала налаживаться, но во второй половине 2017 года случилось второе препятствие, роковым образом повлиявшее на судьбу проекта. Игра BioWare, которая долгое время была в разработке — Антем — стала реальной проблемой. Возникли опасения, что разработка может так и не завершиться, если студия не предпримет решительных действий. В октябре 2017 года, незадолго до того, как ветеран студии Кейси Хадсон вернулся в студию, чтобы занять место Генерального директора, EA и BioWare приняли решение отменить разработку Joplin и перевести весь штат, включая исполнительного продюсера Марка Дарру, на Антем.

Майк Лэдлоу ушел из BioWare в том же месяце, после 14 лет работы в студии.

Алексис Кеннеди (Cultist simulator, Sunless sea) также работал над проектом Joplin в качестве приглашенного сценариста. «Это огромная компания, рассредоточенная между Эдмонтоном, Монреалем (Андромеда) и Остином (SWTOR), обычно они не приглашают сценаристов со стороны», — говорит Кеннеди в интервью Eurogamer.

“Мне была предоставлена автономия в работе над небольшой частью сюжета, которая хорошо обособлена от остальной игры, так что моя удаленная работа подходила как нельзя лучше. И да, если вы раньше видели мои работы, то не будете удивлены выбранной темой. Она вам знакома." По словам Кеннеди, он работал над какой-то частью лора до сих пор не представленной в серии.

На вопрос насколько велика команда работающая над Dragon Age Алексис ответил, что сперва была невелика, но BioWare закончила работу над одним проектом (скорей всего имеется в виду Андромеда) и это освободило новые ресурсы. Команда растет.

Согласно профилю LinkedIn Кеннеди покинул проект в Октябре 2017. Скорей всего, его работа распространялась только на Joplin и дальнейшее сотрудничество BioWare показалось неуместным. Марк Дарра в 2019 году в твиттере подтвердил, что его работы не будет в проекте.

Работа кипит<br />
Работа кипит

В то время, пока основная часть команды Joplin ушла спасать Антем, небольшая группа осталась работать над новым проектом Dragon Age — с новым рабочим названием Morrison и Мэтью Голдманом, в роли креативного директора. В планах было перезагрузить игру на основе кода Антема с использованием инструментов Frostbite. В отличие от Joplin, который был ориентирован на одиночное прохождение, Morrison планировался как игра-сервис, ориентированный на долгосрочный игровой процесс и прибыль. Неизвестно, какие из идей Joplin’а были заимствованы и используются в Моррисоне, по крайней мере, некоторые из них, как говорят знающие люди.

  • 2018

Возрастающее волнение касательно нового формата игры вынудило Кейси Хадсона отреагировать в твиттере: «Думаю вам приятно будет узнать над чем работает команда. История и персонажи на первом месте. Слишком рано раскрывать детали, но когда мы говорим про »онлайн« это означает только то, что мы разрабатываем игру, которая будет продолжаться после прохождения основного сюжета.»

В конце 2018 года, после обещания Хадсона показать что-то относящееся к Dragon Age в течении месяца, тизер новой части посетил TGA 2018. Это было большой неожиданностью для всех и началом ожидания выхода новой Dragon Age. В тот момент мы еще не знали, что игра была перезапущена и, в момент выхода тизера «The Dread Wolf Rises», была на ранней стадии производства всего около года.

До канадской границы вместе с Dragon Age 4

Некоторые разработчики — Джон Эплер, Патрик Уикс, Дэниел Кадинг, вовлеченные в процесс разработки, подтвердили, что они уже некоторое время работают над новой Dragon Age и “создают ее с оглядкой на то, что фанаты любят больше всего, что в общем проще простого, потому что они сами любят Dragon Age".

Сообщение Марка Дарры о том, что они «построили новую команду вокруг костяка ветеранов BioWare, людей работавших над Dragon Age, Jade Empire а также некоторых работавших с ним со времен Baldur’s Gate.», — можно расценивать как заверения фанатов в качестве разрабатываемого продукта, так и то, что разработчики в новом творении пытаются вернуться к своим корням.

В любом случае это не было полноценной презентацией, а больше посланием фанатам о том, что с Dragon Age все таки что-то происходит.

  • 2019

Антем вышел в феврале 2019 и стал самым большим провалом студии с момента ее основания. В мае 2019 издательство Gamesradar сообщало: «В течении прошедших недель, три ключевых фигуры ведущих разработчиков Антема отошли от работы над проектом, включая исполнительного продюсера Марка Дарру, ведущего продюсера Майкла Гэмбла и ведущего директора Джонатана Ворнера, из них только последний вернется к работе после небольшого отпуска. Судя по сообщениям твиттера, причиной этому может быть созревшая для производства Dragon Age, поскольку BioWare готовится продолжить работу над серией после нескольких ребутов сиквела этой RPG. »

В августе 2019 года студия лишилась еще одного ветерана — ведущий продюсер Фернандо Мэло покинул студию. Работа «по ведению команды через раннюю стадию производства» завершилась и он чувствует, что это наименее стрессовый момент чтобы покинуть компанию. "С прекрасным руководством, фантастическим креативным видением и лучшими разработчиками в мире, Morrison на пути к тому, чтобы стать выдающимся игровым опытом — и я невероятно горд и польщен, что принимал в этом участие. С нетерпением будут ждать возможности попробовать следующую Dragon Age, но на этот раз уже в качестве фаната серии. "

В сообщении от BioWare за сентябрь 2019 года, Хадсон признает провал Антема, упоминая также, что "мы имеем несколько других крупных проектов в разработке. Хотел бы я рассказать о них больше, но все это супер-секретно. Однако, могу сказать, что один из них набирает сейчас обороты в Эдмонтоне и находится в стадии предварительного производства и, судя по тому прогрессу который я вижу, подтверждаю — Ужасный волк действительно восстает."

До канадской границы вместе с Dragon Age 4

На этапе пре-продакшена разрабатываются инструменты нарратива, чтобы сценаристы и дизайнеры сценок могли работать над диалогами, обсуждаются концепты, прорабатывается игровой дизайн, разрабатываются прототипы для оценки игрового процесса, проводятся тесты игровых механик и ключевых технических моментов, а также маркетинговые исследования. Рабочие моменты предварительной стадии начали появляться в сети — работа над озвучкой, геймплейные тесты, концепт арты.

  • 2020

В мае 2021, ведущий продюсер Dragon Age Сцилла Коста участвовал в панеле BIG Festival 2021, где рассказывал о трудностях работы в период пандемии.

“12 марта 2020 мы провели совещание, обсудили сюжет, а вечером того же дня прилетело письмо от CEO, что все уходят на удаленку. На следующей день я был в офисе и он был совершенно пуст, кроме нескольких айтишников, которые помогали организовать удаленную работу.

Менее 50 процентов наших сотрудников могли нормально исполнять обязанности из дома. У кого-то не было возможности организовать домашний офис — кто-то работал на кухне, кто-то за заднем дворе. У кого-то был слабый интернет, потому что он жил на ферме и мог по 6-8 часов скачивать билд и столько же загружать его обратно на сервер. Кому-то было необходимо специальное оборудование, например звукооператорам и художникам, и мы обеспечивали их всем необходимым.

Работа с мокапом проходила в огромном пустом помещении, где актеры были в масках и были вынуждены держать дистанцию в несколько метров. Со временем все адаптировались к новым условиям работы — организовали гибкий рабочий график, гибкие сроки дедлайнов, а также систему коммуникаций через zoom.”

Камера установленна так, что кажется актеры стоят рядом, на самом деле между ними большая дистанция.<br />
Камера установленна так, что кажется актеры стоят рядом, на самом деле между ними большая дистанция.

На протяжении года в сети активно стали появляться признаки того, что игра вошла в стадию производства — прогон романтических сцен, некие завершенные этапы, тест контента. BioWare также выпустила несколько видео роликов: на EA Play 2020 — двенадцати секундный футаж игрового движка, на Gamescome 2020 — закулисный ролик стадии предварительного производства, а на GTA 2020 кинематографичный трейлер с персонажами и локациями, в которых происходят события Morrison’а.

В ноябре 2020 вышла книга, посвященная 25 летию Bioware (BioWare’s book of Stories & Secrets from 25 years of Game Development), где была подтверждена разработка Morrison’а. Кроме того, она пролила свет на загадочную красную книгу, которой Дарра дразнил публику с 2016 года. «Волчья ладья» была внутренним руководством для разработчиков и издателей, обобщающим видение дальнейших событий Dragon Age для проекта Joplin. С тех пор Joplin был пересмотрен настолько, что изменил название на Morrison, но красная книга все еще содержит множество идей, которые скорей всего могут появиться в следующей части Dragon Age.

До канадской границы вместе с Dragon Age 4

Конец 2020 и снова ряды студии редеют. В ноябре дизайнер по геймплею Мелисса Янович решила оставить BioWare после 3х лет работы. Незадолго до Дня Dragon Age, в декабре, стало известно что Марк Дарра и Кейси Хадсон также покидают студию.

Дарра, в своем интервью MinnMaxShow, сказал, что одновременный уход никто не планировал и это было совпадением. «У меня странное чувство, что последние 10 лет моей карьеры в BioWare я только и делал, что помогал людям "сажать самолеты" (имеется в виду сложные проекты, которые необходимо было дотащить до релиза), — говорит Дарра. «Много всего накопилось за это время. Прошло уже 24 года. Кроме того, когда Dragon Age 4 только готовилась к разработке всей команде не терпелось приступить к работе. Но для того, чтобы производство шло гладко, команду сперва следовало подготовить и провести через стадию пре-продакшена. В итоге команда застряла в стадии пре-продакшена и глядя на то, сколько усилий понадобилось бы, чтобы вытащить их оттуда и развернуть производство я решил, что больше к этому не готов. Рано или поздно они смогут сдвинуть горы, но для этого нужен кто-нибудь, кто подведет их к ним.»

Этим человеком стал Кристиан Дейли, который в конце года был переведен с Антема на разработку Dragon Age на позицию исполнительного продюсера. Гэри МакКей занял должность временного Генерального директора.

Дарра и Хадсон покидали BioWare с уверенностью, что оставляют Dragon Age в надежных руках — что она не просто выживет, а будет процветать.

  • 2021

В феврале 2021 BioWare объявила, что перезагрузка Антема отменена. Кристиан Дейли, ранее работавший над игрой, объяснил, что команда приняла такое решение, чтобы сосредоточить усилия студии на производстве следующей Dragon Age, Mass Effect и поддержке Star Wars: The Old Republic.

За несколько дней до отмены Antem Next агентство Блумберг сообщило, что EA сделало важный шаг в отношении новой Dragon Age, позволив разработчикам убрать из игры все запланированные мультиплеерные компоненты. Эта, без сомнения хорошая новость для всего фандома Dragon Age, стала известна благодаря инсайдерской информации от причастных лиц, поскольку ни BioWare, ни EA не дали официальных комментариев по этой теме.

В последующие месяцы ключевые отделы BioWare продолжали терять кадры (звукооператор, нарративный дизайнер, менеджер по продукту), а МакКей был утвержден на позицию генерального директора BioWare с обещанием «сфокусироваться на выпуске игр на которых построена репутация BioWare».

На упомянутом выше BIG Festival 2021 в мае, Сцилла Коста подтвердил, что игра все еще находится на стадии производства, персонажи замечательные, сюжет — огонь и ему не терпится рассказать больше.

Лукас Кристьянсен работает над сценарием
Лукас Кристьянсен работает над сценарием

В июле BioWare заявила, что не будет участвовать в EA play 2021, но они продолжают трудиться над новыми частями Dragon Age и Mass Effect.

(Не)известные факты и место действия

Немного отвлечемся от разработки и сыпанем немного слухов, сплетен и домыслов — то есть, поговорим о том, что (не)известно о Morrison'е.

С выходом книги «BioWare: Stories and Secrets from 25 Years of Game Development» студия официально подтвердила то, о чем мы и так знали со времен финала дополнения Чужак и позже, знакомясь с антологией рассказов «Тевинтерские ночи»: Империя Тевинтер будет основным местом действия новой части серии. «Игра, разработку которой возглавил Марк Дарра, перенесет игроков в Тевинтер, поскольку события Dragon Age Инквизиция и его дополнения Чужак угрожают навсегда изменить Тедас.» С тех пор Марк Дарра покинул BioWare, его заменил Кристиан Дейли, но остальное должно быть не утратило актуальности.

Столица Империи Тевинтер - Минратос
Столица Империи Тевинтер - Минратос

Тевинтер до сих пор не был представлен в игровой серии, однако все время был на слуху у протагонистов предыдущих частей. Виды столицы Тевинтера — Минратоса, в своем неоново-магическом великолепии, были показаны в тизерах и кинематографическом трейлере 2020. Однако, Тевинтер, скорее всего, будет не единственной локацией, куда нас занесут события игры. Среди опубликованных концепт артов угадываются Антива, Андерфелс, Арлатанский лес и некий тейг в Глубинных тропах.

Ситуация в Тедасе крайне напряженная — с одной стороны это нависшая над Тевинтером угроза вторжения кунари, с другой — наш дорогой друг-социопат, планирующий очередную авантюру. Вероятнее всего, появится и третья мистическая сила, о которой мы пока можем только гадать, разглядывая двуглавых драконов и жутких морских тварей на концепт-артах к игре.

"Злые боги взирают на Тедас и только герои могут остановить их. Тени прошлого зашевелились и новые герои должны восстать, чтобы сразиться с ними."
"Злые боги взирают на Тедас и только герои могут остановить их. Тени прошлого зашевелились и новые герои должны восстать, чтобы сразиться с ними."

Идол из красного лириума, найденный протагонистом Dragon Age 2, будет играть важную роль в событиях новой части — ему посвятили весь тизер 2018 года, ключевую новеллу в «ночах» и серию свеженьких комиксов по Dragon Age.

Боевая система выглядит более динамичной, приближенной к экшен рпг — перекаты, блоки щитом, интерактивное окружение.

Из персонажей подтверждено возвращение старых знакомых -- Варрика, Соласа. Вероятное появление тевинтерских магистров Дориана Павуса и Мейварис Тилани, троицы Антиванских воронов Андратейи Кантори, Вьяго де Ривы и Илларио Делламорте, некоего Серого стража Даврина и гномки Беллары, упомянутых в ролике о ходе разработки Dragon Age 4, о которых нам ничего не известно. Судя по словам разработчиков, планировалось, что наши действия будут иметь последствия и влиять на мир — останутся члены команды в живых или умрут будет зависеть от принятых игроком решений. Планы планами, но как известно, не все идеи в BioWare доживают до релиза.

Каждые пару тройку месяцев исполнительный продюсер Кристиан Дейли делится концепт-артами союзников, которые могут примкнуть к группе героя. Мы видели загадочных эльфов с магическими луками в декорациях Арлатанского леса. С ног до головы Серых стражей на фоне гор Андерфелса. Стимпанковских магов в неоновом свете переулков Минратоса и Антиванских воронов-акробатов. Интересно, кто будет следующий — ожившие мертвецы Великого Некрополя или лорды Фортуны?

До канадской границы вместе с Dragon Age 4

Но здесь мне, пожалуй, стоит остановиться, так как ситуация может быстро выйти из под контроля и перейти в область дешевых спекуляций, а это тема для отдельного лонгрида. Буду рада обсудить в комментариях или в нашем дискорде Dragon Age (RU).

Поговорим про возможную дату релиза

Итак, согласно ведущему продюсеру Сцилла Коста Dragon Age вошла в стадию производственного процесса в начале 2020. Благодаря сообщениям Дж. Шраера и комментариям сотрудников стало известно, что проект с 2017 года был в руках небольшой группы разработчиков и что основная часть команды переключилась на него в 2019 году. Производство продолжалось в период пандемии, адаптируясь к удаленным условиям работы, что само по себе внесло коррективы и повлияло на сроки разработки.

В 2021 году стало известно, что из игры удаляются мультиплеерные элементы и элементы игры-сервиса. Предположим, что такое решение было принято еще на очень ранних этапах производства и разработчики с легкостью преодолели этот процесс. Либо, второй вариант, который внушает больше опасений, что разработчикам пришлось перестраивать огромный кусок кода, поскольку мультиплеерный компонент был встроен в Morrison изначально и игра провела не менее 3х лет в предварительной разработке с ориентацией на него. Это уже выглядит, как очередной легкий ребут, и, в любом случае, отразится на сроках производства.

Время разработки ААА проектов в BioWare занимает 5-7 лет в зависимости от размера команды. Давайте оценим средние сроки производства последних игр Bioware на примере Андромеды и Антема.

Антем был в разработке около 7 лет, но на стадию производства вышел только в последние 18 месяцев разработки. Полная переработка нарратива, капитальный пересмотр дизайна и команда руководителей, которые не смогли обеспечить целостное видение и прислушаться к советам обеспечили провал этого амбициозного проекта.

Андромеда была в разработке 5 лет, однако, основная часть игры была сделана в пьяном угаре за 18 месяцев перед релизом — имела множество проблем из-за ограничений движка, неудачного прототипа, сломанной механики, внутренней политики и разногласий между командами.

Dragon Age 4 находится в разработке примерно 5 лет, но, учитывая последнюю итерацию, вошла в стадию активного производства только в конце 2020. Таким образом, проект в разработке находится, в лучшем случае, около 17 месяцев, и, хотя BioWare стараются избежать ошибок Антема и Андромеды, проект уже встретил много трудностей на своем пути — несколько перезапусков, пандемия, кадровые перестановки. Выход игры в 2022 чреват производственным адом со всеми вытекающими из этого кранчами, что идет в разрез с заявлениями о внедрении здоровых методов работы, курс на которые взяло руководство студии.

В любом случае, чем больше у них будет времени — тем лучше. Возможно предыдущие наработки позволили сэкономить время и ресурсы, но есть множество других факторов, которые следует учесть. Какой бы привлекательной не была идея получить новую часть в следующем году, как этого многие ожидают, нетерпеливо стуча каблуком по столу, нам не нужна очередная сырая поделка с судьбой Антема и Андромеды.

Напомним себе, что Dragon Age Инквизиция провела год в стадии пре-продакшена и три года в стадии производства. Исходя из того, что в майском отчете по доходам EA в следующем фискальном году не было ни слова про Dragon Age, выход игры планируется не раньше 2023 или позже.

Что-то странное происходит в Королевском замке Антивы<br />
Что-то странное происходит в Королевском замке Антивы

Какой бы вы хотели видеть четвертую часть? Приступили ли уже в расчистке жесткого диска? Начали ли откладывать денежку на предзаказ? Готовы ли надавать Соласу по щам? Ну и о том, как не верите в успех новой Dragon Age, насколько прогнила BioWare под пятой EA и какой чудесной была Dragon Age: Origins тоже «пилите, Шура, пилите» в комментариях.

5353
28 комментариев

6 лет в разработке и информации самый мизер, постоянные переделки и вырезания - очень уж напоминает процесс производства Андромеды

10
Ответить

очень уж напоминает процесс производства любой игры Биовэр за последние годыпофиксил

14
Ответить

DA: Origins показали впервые на е3 2004, она выглядела совершенно иначе тогда, затем несколько лет молчания во время которого судя по всему игру перенесли на другой движок и переделали с 0 ну и релиз в 2009 году. 

3
Ответить

Ну собственно инквизиция 2.0

Ответить

Игры делают люди, и тех, кто создавал драгонагу, в биовар почти не осталось.
Так что я лучше куплю мюзикл от Гейдера, когда они его доделают, чем буду надеяться на что-то в отношении ДА4.

4
Ответить

Есть мнение, что сперва выпустят Dragon age: Legendary edition

2
Ответить

Для DAO+Awakening+DA2? Да, там можно было бы сделать некоторые улучшения, вроде тех, что в MELE. Особенно для DA2 - провести редизайн уровней и она заиграет новыми красками.

2
Ответить