Музыкальные стили, и их место в саундтреках игр
Меня всегда радовало, что в музыке для игр есть место большей свободе и экспериментам чем, скажем, среди саундтреков к фильмам. Хотя бы в целом, такое чувство у меня всегда было. Понятно, что чем больше бюджет у произведения - тем меньше предоставляется творческая свобода (или нет?). Когда как благодаря буму indie-игр, теперь у игровых музыкантов совсем развязаны руки, и можно услышать даже любой богемный андерграунд .
Однако, многие жанры и стили музыки не так часто протаптывают дорожку внутрь игровой индустрии, а среди них есть те, что хотелось бы встречать побольше. Приведу примеры некоторых близких мне направлений с обоих сторон баррикад (как из чисто музыки, так и из игровых дорожек).
Space Ambient
Эмбиент в общем виде - частый посетитель игр, но его космическую разновидность вставляют, обычно, во всяческие тематические симуляторы (что довольно ожидаемо). Также отмечу, что расцвет жанра пришелся на эпоху аналоговых синтезаторов, когда как в саундтреках для игр по большей части применяются программные решения типа VST плагинов и сэмплов. Может, ситуация вскоре изменится из-за большей доступности относительно недорогого "аналога" на рынке инструментов в последнее время.
Tribal Ambient
Подобная музыка, бывает, мелькает ситуационно на "отдельных уровнях", но вот так, чтобы полностью наполнять собой звуковое сопровождение... припоминаю разве что Akuji the Heartless. Возможно, винить стоит малую сочетаемость подобного с различными сеттингами (а про шаманов в джунглях игр не так уж и много).
Minimalism
Вспоминается нежная лирика из Lost in Shadow. Также можно вспомнить оркестровый саундтрек из первого Drakengard (вот уж действительно где артхаус на артхаусе). Хотя, если подумать, стиль хорошо подходит играм. Просто вместо зацикленного лупа, используются очень маленькие изменения музыкальной фразы.
Gamelan
Разумеется, можно услышать в индонезийских видеоиграх (например, в саундтреках хоррора DreadOut или шмапа INheritage: Boundaries of Existence). Но в международном плане музыкальной составляющей игр - огромная редкость. Понимаю, что очень уж культурная специфика присутствует в данном случае. Но гамеланом интересовался и вдохновлялся еще Джон Кейдж (тот самый автор "Тишины", да). Так что это не совсем уж неизвестное явление для западного слушателя. И инструменты этого традиционного оркестра интересные, одновременно как будто тональные и ударные.
Jungle
Джангл, а также его брат-близнец (стиль драм-н-бас) часто мелькали в играх 90х и начала 00х. А потом оно как-то вышло из моды, несмотря на исключительную божественность. Будем надеяться, что грядущий тренд ностальгии по эпохе PS1 и эстетике Y2K расставит все точки над i. Тем более уже есть предпосылки к этому, например среди звукового сопровождения к недавнему "обскурному хипстер-шлягеру" Umurangi Generation.
Electro
Если ничего не попутал, то за этим - на Амигу. В отличие от синт-вейва, на подобное тренды не запускали. Может, услышим еще от каких-нибудь ностальгирующих немцев, кто знает.
Gabber
О да, детка, это рейв! Клубы, кислота, угар. Но слишком хардкорно или попросту олдскульно для типичного слушателя. В играх если и обнаруживается, то обычно в качестве тем битв с боссами в шутемапах.
Happy Hardcore
Еще одна клубная классика лихих 90х, уже более мягкая на слух. И все же, именно что продукт своей эпохи. Не представляю, где такое можно найти в игровой музыке, кроме как среди содержимого ритм-игр.
Acid Techno
Продолжая разговор о кисленьком, нельзя не упомянуть самое примечательное. Кислое-прекислое техно! Да, опять таки, в саундтреки оно все-таки проникало, но ясно не в последнюю дюжину лет. Да и хочется эсида, записанного на реальном Roland TB-303, сочном и журчащем (не аппарат, а легенда!), а вовсе не с помощью софтварного Rebirth.
Trip-hop
Конечно же, вспоминаются мелодичные треки из Silent Hill'ов. Наверняка для многих игроков этот жанр открыл именно он.
IDM
Ну путать с EDM. Айдиэмщина - это своего рода Devil May Cry от мира электронной музыки. А именно, всяческие выкрутасы и комплексность во главе угла. Кому-то подобное кажется неслушабельной кашей, а кто-то погружается в этот мир странных звуков и постоянно меняющихся ритмов, и больше не может оглядываться назад. Как бы то ни было, в коммерческий продукт подобному попасть очень сложно. Или так было раньше. Ведь, если подумать, малюсенькие рекламные джинглы на известном канале 2x2 - не что иное, как idm. А с нынешней эпохой инди-игр, тем более не должно быть больше каких-либо преград. Но так ли это на деле?
Breakcore
Лично я очень люблю этот жанр, и ох как его мне не хватает в играх. Да, он близок к некоторым вышеперечисленным, и при этом еще более экстремальный, а значит - маловероятен где-либо, кроме плюющих в мейнстримное лицо нишевых произведений (и босс-файтах японских аркад, ахах).
Glitch
Продолжаем вспоминать электронный андеграунд :) Невозможно говорить про цифру, не вспоминая такое понятие, как глитч. Наверняка многие из вас неосознанно им занимались, пытаясь воспроизвести .exe-файл в WinAmp'е, и получая на выходе очень странный скрежет. На почве подобных шутливых экспериментов, использующих глюки и "сломанное использование" так или иначе возникла определенная субкультура, затрагивающая как визуальный арт, так и музыку. И очень странно, что игровые саундтреки оно практически обошло стороной, кроме редких исключений. Тем более удивляет, что спустя много лет мода на глитч стала проникать и в мейнстрим, включая даже телевизионную рекламу операторов мобильной связи. Ну и дела!
Heavy Metal
Вы, наверное, возмущаетесь моим уклоном в электронные стили. Что же, поправим чуть-чуть ситуацию (хотя, если говорить по правде, не-электронных жанров, отсутствующих или очень редких в ОСТах, гораздо больше...). И вспомним про классический и традиционный хэви! Как ни странно, в игровую музыку относительно часто проникают другие представители "тяжеляка", начиная от альтернативного рока и заканчивая джентом. Но вот "старое-доброе" с ласкающими слух гитарными соляками и неповторимой энергетикой можно буквально по пальцам пересчитать, и большая часть heavy metal в играх - заслуга великолепных T's Music.
Thrash Metal
Раз уж заговорили о делах риффовых... Тоже не самый частый гость в звуковом сопровождении виртуальных миров. Иногда хочется именно этого, а не беспомощных всхлюпываний! Особенно в шутерах.
Death Metal
Чего уж теперь мелочиться, а? Поднимаем ставки еще выше... Опять таки, кроме как для темы босса или тематической арены в файтинге, у игровых композиторов (а точнее - у боязливых издателей) кишка тонка на подобное.
Metalcore
Кто-то уже, наверное, шутит про 50 оттенков рубилова. Ну что поделать? Засилье бластбитов и брейкдаунов мы в стороне оставлять не можем. Надеюсь, авторы игр тоже это понимают. Хотя бы в независимых кругах.
Black Metal
Вот, казалось бы, немало игр затрагивает оккультную тематику в качестве сеттинга или источника происхождения монстров. Doom, Heretic, всякое такое. Однако, спрашивается, почему в них не используется в качестве звукового сопровождения самый что ни на есть блэкыч? Цензура не пропустит?
Post-Rock
Возможно, вашим ушам захочется теперь немного отдохнуть. Тогда перейдем к более мягкому звучанию. Как насчет взрыва эмоций, подпитанным долгими путешествиями? Тягучего ожидания, воздающим настоящим духовным катарсисом? Есть подходящий и для этого стиль. Правда, с игровым примером я на этот раз схитрю и поставлю замечательный трек из No Man's Sky. И хотя условно он вполне относится к этому жанру, в нем присутствует интересная смесь и из вышеупомянутых электронных стилей в том числе. А вот были ли в саундтреках образцы классического пост-рокешника - в этом я не уверен. Да, из "не-игрового" тоже подберу пример неочевидный. Про легендарные "Godspeed You Black Emperor!" все помнят, но как насчет почтения памяти отечественной "Босх с Тобой"?
Math Rock
Не могу обойти стороной один из любимейших жанров. "Математический рок" впитал в себя множество отголосков различных стилей - в нем можно услышать оттенки и прогрессива, и джаза, и пост-рока с пост-хардкором опять таки. Но если вкратце - позитивная и приятная музыка, в которой часто используются не самые простые партии инструментов. Тактовый размер 7/4 или синкопа ритма - частый атрибут данного стиля. В игровых саундах он представлен практически никак, хотя выходило не так давно одно инди, заигрывающее с попытками попробовать капельку math.
Progressive Rock
Сказал А, скажи и Б. Уважаемого прародителя мы не могли оставить в стороне! Кажется, подходящий музыкальный стиль для наиболее пафосных и эпических свершений... Ну да, самое то для jRPG, походу.
Jazz Fusion
Джаз - это целый мир. Но есть ли ему место в играх? "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Говарда продашь!" Впрочем, японцы опять умеют удивлять подражанию американской мечте 50х.
Neoclassical Darkwave
Как насчет сжигающей все внутренние органы вашей тленной души меланхолии? Постепенное схождение с ума сопутствует героиням страшных сказок, не так ли...
Modern Classical
Нет, вы не должны это путать со слащавой "голливудской" оркестровкой. "Современная академическая музыка" - не то, что бы, удел снобов... Но для нее нужно определенное настроение и открытость слушателя. Возможно, именно в саундтреки подобное помещать легче, чем слушать отдельно. Но это уже обобщение, ведь это лишь условное обозначение внушительного пласта музыки. Которая вполне способна и восторгать, пробирая до костей и даже глубже.
Electroacoustic
Под конец, хочется снова вернуться ко всякой "экспериментальной дичи". Начнем с электроакустических экскурсов - появившихся еще в середине прошлого века попыток скрестить новые технологии (синтезатор или даже предшествующее ему оборудование типа модуляторов частоты) и звучание акустических по своей природе источников. Вроде бы дела давно минувших дней, но даже в играх что-то похожее разочек было. А может, то ли еще будет?
Avant Folk
Даже если свести вмешательство электроники к минимуму, акустика все еще может быть весьма странной. Но есть ли место такому внутри современной цифровой среды, которой являются игры? Насколько необычной и "леворезьбенной" должна быть игра, чтобы подобное в нее вписалось? Ла-ла...
Detroit Techno
Да, скажете вы, техно само по себе довольно часто является завсегдатаем игровой музыке. Но-но, речь о конкретном сорте техно, родом из Детройта. Оно... жесткое, отстраненное, механическое. Одним словом - мерзавское. И именно такого бескомпромиссного тыц-тыц от воображаемого хладнокровного ассасина в саундтреках я ой как мало слышу.
Experimental
Ну, а иногда бывает и нечто, чей стиль вообще и не определить особо по признакам. Для таких случаев есть и тэг подходящий.
Dark Ambient*
Изначально я хотел закончить этот длинный пост абсолютным шумом, но так и не смог найти хорошего примера видеоигрового noise-саундтрека, который при этом не был бы наполовину industrial (как кошмарные биты из Silent Hill 1), поэтому решил нагнать вконец успокаивающей темноты. И хотя сам по себе dark ambient не такая уж и редкая птица (спасибо хоррорам), заключительные примеры я постарался подобрать любопытные. От "не игр" - полностью акустический, записанный музыкантами в студии альбом от безумных джазмэнов под предводительством известного выдумщика Зорна. От "саундтреков" - просто один из любимых представителей жанра. Нет, на этот раз не роскошный Quake I от Трента Резнора, а нечто чуть более нишевое.
Ну вот, теперь все. Да, можно было вспомнить еще различные милые сердцу и ушам жанры музыки, которые не так уж и часто встречаются в играх по той или иной причине. Но самое любимое конкретно для меня я более-менее перечислил. Надеюсь, тем из вас, кто неравнодушен к подобному, данная подборка доставила определенное аудиальное удовольствие. Или, быть может, кто-то выступит в комментариях с примерами других найденных в саундтреках редких стилей, или даже покажет что-то, о чем совсем не было упомянуто. В любом случае... слушайте нравящуюся музыку как в играх, так и вне их, да не бойтесь делиться любимыми произведениями с окружением!
Слушаю саундреки из игр вместо нормальных песен в плейлистах
понимаю)
Обожаю, когда создатели стараются над саундтреками в играх
Как же я обожаю электронщину из System Shock 2, бывало даже, что я просто так по палубам бегал бесцельно, чтобы лишний раз послушать годноту
О да! Композитор, вроде, причем, муж Shodan (точнее, озвучивающей ее)?
Самым лучшим саундтреком, который я когда либо слышал является саунд от Марка Моргана из Fallout 1 и 2. Он настолько неотделим от самой игры, что представить ее с каким то другим звуком я просто не могу.
Комментарий недоступен