Поиграйте в ECHO
Игра с мощнейшей концепцией, которая однажды просто взяла и потерялась
Этой игре уже два года. Не знаю как вы, но я о ней не слышал вообще ничего, пока ее не упомянули вскользь в статье о невозможной архитектуре с Еврогеймера. И то, что ECHO так затерялась, мне кажется ужасно несправедливым.
Попробую уложить в одно предложение весь сюжетный сайфай: главная героиня оказалась на гигантской планете-дворце, которая устраивает ей батлрояль с самой собой. Дворец породил ее точные копии и учит их всему, что она делает. Открываешь двери? Теперь и они открывают. Крадешься и душишь? Копии это запомнят. Стреляешь? Клоны тоже!
Здесь вспомнилась Dishonored, которая тоже размахивает перед игроком возможностями, а потом осуждает за то, что тот ими пользуется (по этому поводу у меня как всегда есть текст). Но ECHO вместо того, чтобы устраивать страшный суд мрачным финалом, реагирует на небрежное отношение моментально, усложняя жизнь здесь и сейчас.
Жизнь во дворце разбита на условные «день» и «ночь». Днем дворец ловит все ваши действия (чтобы враги не бегали — не бегайте, чтобы не стреляли — не стреляйте). На следующий цикл ваши тени будут уметь все, что вы делали в этот. Сыграйте на рояле, кусните фрукт — и они забудут как стрелять, а будут только есть и музицировать.
Ну а ночью гасят свет. Дворец не смотрит — пора беситься. То, что вы сделаете ночью, останется в ночи.
Пока не расколешь правила, ECHO злит и бесит. Притом — не очень-то хвалит, если все-таки играть в нее хорошо. Дворец барочен, пламенеющ и нарочито бумажен, но это не то место, которое часто награждает находками. В отличие от улиц Dishonored, его хочется не исследовать, а пробежать поскорее насквозь. Это пространство — оглушающая модель чего-то запредельного и непознаваемого. Оно вообще противится и мешает попыткам его познать, и это удивительно раздражает. Не зачистить все на 100 процентов? Ну как это?
ECHO — игра о том, как сделать как можно больше как можно меньшим и проскочить в игольное ушко в самый последний момент. Причем так можно сказать и о самой игре, и о том, как ее делали. Ultra Ultra — студия из десяти, что ли, человек, которая недавно закрылась, и у нее довольно радикальный метод срезания излишков.
Нет, в играх абсолютно нормально использовать одни и те же материалы повторно! Но ECHO заходит дальше многих: от всех возможных сочетаний одних и тех же стен, колонн и стульев дворец уже как будто трещит, весь уже на пределе — и все же как-то держится!
И хотя видно, что ECHO делали за три копейки, вышло довольно... благородно, что ли? Перестать о ней думать никак не получается.
Надеюсь, хоть после этой заметки отпустит.