Имя им оригами: обзор Paper Mario: The Origami King

Триумфальное возвращение культовой серии.

Имя им оригами: обзор Paper Mario: The Origami King

Intelligent Systems не всегда вспоминают, когда речь идет об основных студиях, работающих под крылом Nintendo. А ведь за ее плечами находится несколько основополагающих серий Nintendo. Другое дело, что большая часть этих серий либо являются нишевыми, как та же Fire Emblem, либо, по тем или иным причинам, в данный момент считаются замороженными. В серии WarioWare, к примеру новых тайтлов не было с момента выхода WarioWare Gold в 2018-м; а Advance Wars ушла в спячку после не слишком удачного перезапуска в лице Advance Wars: Days of Ruin 2008-го года. Самой популярной франшизой студии является серия приключенческих RPG Paper Mario, но с ней ситуация тоже обстоит довольно неоднозначно.

Скриншот из второй части серии - Paper Mario: The Thousand-Year Door
Скриншот из второй части серии - Paper Mario: The Thousand-Year Door

Первые две части серии продолжали идеи Super Mario RPG от Square, хоть ролевая и боевая системы достаточно сильно отличались. А вот начиная с третьей части пошли эксперименты. Super Paper Mario для Wii отказалась от пошаговой боевки в принципе, и превратила игру в сюжетно-ориентированный приключенческий платформер. Sticker Star для 3DS пошла еще дальше – боевку в серию вернула, но сильно упростила структуру сюжета, избавилась от практически любых попыток создать новых персонажей, а поверх классической боевки из ранних частей кое-как нацепила систему стикеров, которые в данной игре отвечали за различные типы атак. Реакция фанатов была невероятно жесткой, и Sticker Star стал одним из наиболее ненавидимых проектов Nintendo. Сиквел под названием Color Splash, вышедший на Wii U реакцию фанатов никак не изменил, но там и игра не была хоть сколько-нибудь выдающейся.

Серия ожила спустя четыре года после выхода Color Splash. В 2020-м, в год 35-летия франшизы Super Mario был анонсирован новый выпуск серии — The Origami King. И трейлер, честно говоря, не внушал уверенности. Процесс исследования не выглядел особенно интересным, поиск надоедливых Тоадов тоже остался на месте, а боевая система выглядела как очередной никому не нужный эксперимент. Казалось бы, других доказательств того, что серию ждет очередной провал не требуется. Но сейчас, спустя год после выхода, The Origami King называют одной из лучших частей серии, или, хотя бы, лучшей из тех, что выходили после эталонной The Thousand-Year Door 2004-го года.

Имя им оригами: обзор Paper Mario: The Origami King

Марио и Луиджи едут к принцессе Пич на фестиваль оригами. Все бы хорошо, но город Тоадов на удивление пуст и спокоен, а в замке так и вовсе царит давящая тишина. И когда Марио приходит в тронный зал, то ситуация становится не менее странной. Вместо классической бумажной Пич, Марио там встречает ее фигурку из оригами, которая предлагает сложить из бумажного Грибного Королевства новый замечательный мир. Марио, естественно, отказывается, из-за чего попадает в темницу. В процессе побега он сначала встречает девочку Оливию, тоже сложенную из оригами, а затем и ее старшего брата Олли, который и стоит за всем происходящим. Олли выбрасывает Марио, и переносит замок Пич на вершину вулкана, предварительно опутав его пятью бумажными лентами. Теперь Марио предстоит избавиться от этих самых лент, помочь Оливии вразумить ее братца и хотя бы попытаться все вернуть на круги своя.

В кратком пересказе завязка The Origami King не вызывает особенных эмоций, но в процессе игры сюжет цепляет с первых же часов. В первую очередь, конечно, за счет того, что Боузер здесь-таки ушел на второй план, а во главе злодейского плана поставили совершенно нового персонажа. И Олли, честно говоря, внушает, несмотря на свой несерьезный внешний вид. Может он не слишком сильный, но зато он подлый, хитрый и расчётливый, а то, что он делает с жителями бумажного мира иначе как бади-хоррором не назовешь. Ведь, если подумать, то еще живых бумажных жителей королевства он складывает в оригами, лишая их тем самым практически любой свободы мыслить. И это меньшее из того, как The Origami King издевается над бедными жителями бумажного мира – по ходу сюжета будут попадаться и более страшные моменты.

Имя им оригами: обзор Paper Mario: The Origami King

С другой стороны сюжета есть Оливия, которая максимально милая и наивная. И она как раз будет сопровождать Марио в процессе всей игры, аналогично тому же Ведёркину из Color Splash. Но Оливия веселит в разы больше, да и эмоциональная вовлеченность в местный конфликт у нее сильнее. И да, странно, конечно, говорить про эмоциональность и драматичность в игре про Марио, но, честно говоря, в The Origami King найдется не один и не два момента, которые вправду могут прошибить на слезу.

И это даже с учетом того, что в плане второстепенных персонажей Intelligent Systems здесь придерживаются принципов предыдущих двух игр. Придерживаются, к сожалению, не по собственной воле – верхушка Nintendo практически запретила разработчикам Paper Mario создавать полностью оригинальных персонажей на основе существ из вселенной Super Mario, из-за чего четвертая и пятая часть серии очень сильно пострадали. Но в The Origami King ситуация несколько изменилась, и данные рамки игра не только обходит, но иногда и оборачивает в пользу собственного сторителлинга. Взять того же боб-омба Бобби, появляющегося во второй главе, который имеет все шансы стать самым запоминающимся персонажем во всей игре. И это несмотря на то, что от любых других боб-омбов он внешне совершенно не отличается.

Имя им оригами: обзор Paper Mario: The Origami King

Плюс, завязка местного сюжета позволяет расширить репертуар встречающихся NPC. Теперь на пути Марио попадаются не только всем надоевшие Тоады, но и миньоны Боузера, которые, так же как и другие жители местного мира, просто пытаются не попасть под горячую руку существ из оригами. За счет этого, Тоады не разражают настолько сильно, насколько в предыдущих играх – они попросту не настолько часто встречаются по ходу игры.

Имя им оригами: обзор Paper Mario: The Origami King

Да и сам сценарий в The Origami King стал заметно лучше, причем по всем фронтам. В основе своей игра, конечно, написана как комедия, причем комедия крайне смешная. Половину местных реплик хочется скриншотить на будущее и показывать друзьям, а Тоадов имеет смысл спасать хотя бы ради того, чтобы прочитать очередную шутейку. Но, как и любая другая хорошая комедия, The Origami King знает, когда нужно чуть ослабить темп и привнести в историю щепотку драматичных и трогательных моментов. И, как я уже упоминал выше, очень велик шанс, что они могут тронуть до глубины души.

Имя им оригами: обзор Paper Mario: The Origami King

Но вот в геймплейной формуле The Origami King изменений минимум, если рассматривать ее относительно Color Splash. В плане исследования мира игры практически идентичны, только Тоады, согласно теме игры, здесь прячутся в различных формах оригами, а незакрашенные места в локациях из Color Splash превратились в бездонные дыры, которые необходимо засыпать конфетти.

Другое дело, что в The Origami King мир цельный, в отличии от того же Color Splash, который состоял из разрозненных локаций, между которыми перемещаться приходилось при помощи карты. Более того, непосредственно дизайн локаций стал заметно более разнообразным, за счет чего процесс исследования становится попросту приятнее. Первая глава, правда, в этом плане не особо показательна – сеттинг в ней максимально традиционный, практически один в один копирующий, опять же, Color Splash. Но дальше оформление локаций будет все больше и больше удивлять.

Имя им оригами: обзор Paper Mario: The Origami King

В дополнении к этому, каждая глава будет предлагать еще и новые оригинальные механики для исследования. Марио, к примеру, не просто будет бегать по пустыне – он будет разъезжать по пустыне ночью на миниатюрной машинке, разыскивая с Тоадом-археологом сокровища, а в качестве хаба там будет выступать городок-оазис, в котором поселились сниффиты. И таким образом каждая локация будет сначала радовать внешним оформлением, а потом и новой добавкой в стандартный процесс исследования.

Плюс местные головоломки стали куда более понятными, хоть и довольно простыми. На поиск решения, в большинстве случаев, все равно приходится потратить время, но этот самый поиск никогда не превращается в скучную рутину. Благо за ошибки игра довольно редко наказывает, а временами даже и вознаграждает. Плюс, в The Origami King присутствует и некоторое количество мини-игр, участие в которых обязательно для сюжета. И они довольно неплохо разбавляют процесс продвижения по сюжету, предлагая довольно оригинальные активности. Чего стоит только шоу Shy Guys Finish Last, в котором прячется сразу несколько мини-игр разной степени сложности.

Имя им оригами: обзор Paper Mario: The Origami King

Боевая система в The Origami King распрощалась наконец с дурацкой системой карточек, введенной в Sticker Star. Теперь ботинки и верный молот у Марио при себе всегда, и беспокоиться о том, что на какую-либо из битв будет не хватать ресурсов теперь тоже не требуется. Различное оружие в игре, при этом осталось, но оно, в большинстве своем, представляет собой усиленные вариации все тех же молотов и ботинок, хоть иногда попадаются и более оригинальные предметы. Данное оружие очень сильно упрощает бои, так что им явно стоит закупаться, но при этом и без них вполне можно справиться с большинством противников в игре.

Сама боевка поначалу вызывает много вопросов. Бои проходят на круглой арене, разделенной на четыре кольца и 12 секторов. Перед каждой схваткой со стандартными противниками необходимо выстроить их в такие позиции, чтобы Марио было удобнее их атаковать – ведь прыгать на врагов он может только по прямой, а молотом бить по небольшой плоскости перед собой. Решите головоломку верно – получите бонус к атаке. Не справитесь – окажетесь в заведомо проигрышной ситуации.

Имя им оригами: обзор Paper Mario: The Origami King

И система, честно говоря, довольно интересная – игра, конечно, частенько повторяет паттерны расположения противников на арене, но время от времени подкидывает и новые ситуации, которые неплохо разбавляют темп сражений. Другое дело, что на решение головоломок дается совсем немного времени, да и количество ходов тоже ограничено. То есть приходится постоянно повторять одни и те же действия, в надежде на появление нового паттерна появления врагов на арене. Да и людям, которым не особо дается пространственное мышление местные бои могут показаться несколько сложными.

Но, благо есть возможность их упростить. По ходу игры можно найти аксессуары, которые будут перманентно увеличивать количество доступного времени, а если совсем прижмет, время можно покупать за монеты прямо в бою. За те же самые монеты можно попросить помощи и у спасенных Тоадов – так за 100 монет они выполнят одно действие для головоломки, за 500 два, а за 1000 все решат сами, плюс каких-нибудь полезных предметов докинут. А если учесть, что монет хватает практически всегда, этими опциями можно спокойно пользоваться при возникновении каких-либо сложностей.

Имя им оригами: обзор Paper Mario: The Origami King

Боевой процесс на фоне этого выглядит совсем простенько – нужно лишь выбрать оружие, которым вы хотите воспользоваться, и после этого провести простенькое QTE. В случае использования ботинок нужно пропрыгать по головам врагов, вовремя нажимая на кнопку прыжка; а для молота нужно просто нажать на кнопку в один подходящий момент, когда сила удара достигнет максимума. Отточить эти навыки довольно просто, плюс, на крайний случай, в местном хабе есть здание, позволяющее потренировать свою умения в использовании разных видов атак.

Потому что в боях с боссами желательно использовать навыки на полную, и именно они показывают полный потенциал боевой системы The Orgami King. Принцип действия в данных боях очень сильно меняется – в центре круга находится уже босс, и нужно, используя кольца и сектора выстроить оптимальный маршрут к нему, который, в идеале, должен заканчиваться еще и атакой. Причем просто так бегать по арене Марио не может – путь ему нужно указывать с помощью панелей со стрелками, плюс, желательно накинуть по пути каких-нибудь бонусов, вроде повышенного урона от атаки или восстановления здоровья. Так решать головоломки в боях с боссами становится заметно интереснее, а ведь со временем игра будет подкидывать все новые и новые ситуации, к каждой из которых нужно находить свой подход. Да и Тоады в таких боях смогут помочь лишь дополнительными предметами – так что пораскинуть мозгами явно придется.

Большинство боссов представляют собой различные канцелярские принадлежности, но и кроме них в The Origami King будет с кем сразиться.
Большинство боссов представляют собой различные канцелярские принадлежности, но и кроме них в The Origami King будет с кем сразиться.

Благо местные бои запоминаются не только за счет бумажной эстетики и оригинальной геймплейной составляющей. Практически каждая боевая музыкальная тема в The Origami King звучит просто великолепно, а темы боссов могут неплохо так раскачать. И тут я подхожу к тому аспекту игры, который и побудил меня написать этот обзор. А именно к саундтреку.

The Origami King впечатляет разнообразием своей музыки. Причем поначалу она звучит вполне стандартно для серии, с использованием типичного big-band звучания. Но потом, когда дело доходит до первого столкновения со сложенными в оригами Гумбами, и в дело вступает электрогитара с мощными ударными, понимаешь, что игре еще будет что предложить.

Первая боевая тема игры — Event Battle

Метал на удивление часто встречается в саундтреках игр про Марио, особенно на протяжении последних 10 лет. Но здесь концентрация тяжелых треков заметно выше. Каждому боссу досталась собственная композиция в подобном жанре, и, что немаловажно, при общей интенсивности звучания, дополнительные звуковые эффекты и инструменты, применяющиеся в песнях, дают понять, что это все-таки игра про Марио. Хотя некоторые композиции даже не пытаются скрывать свое роковое происхождение.

Одна из тем боссов The Origami King — Boss Fight

Самое интересное, опять же, начинается со второй главы. Там в основных композициях начинают проявляться китайские мотивы, а ее основная боевая тема совмещает в себе классичесские японские инструменты, фанковые гитарные мотивы и слэп-бас. А ведь это всего лишь начало, и дальше по ходу игры будет и диско, и эпические оркестровые треки, и вокальный джазовый номер. И даже «панк-версия» Лебединого Озера.

Тема горда сниффитов - Snif City

The Origami King игра довольно обманчивая. Ее первый акт выглядит слишком безопасно относительно предыдущих выпусков серии, и именно это может оттолкнуть от нее игроков, которые устали от современной инкарнации Paper Mario. А ведь The Origami King еще есть что предложить. Причем, как ни странно, свои основные сильные стороны The Origami King демонстрирует буквально в первый час игры, после чего, по какой-то причине, переходит к сдержанной во всех смыслах первой главе. А ведь все самое интересное начинается уже после.

Имя им оригами: обзор Paper Mario: The Origami King

Начало игры успеет рассмешить своими диалогами, напугать происходящим в темницах замка Пич, удивить тяжелым саундтреком в самом первом бою, и порадовать эпичной катсценой, в которой давние враги пытаются совместно противостоять неизвестной угрозе. Эти все вещи и составляют The Origami King. Это эпичное и смешное приключение с великолепным сценарием, совершенно потрясающим саундтреком, толикой трогательных моментов и геймплеем, который хоть и не хватает звезд с неба, но хотя бы не мешает наслаждаться всеми остальными аспектами игры. Так что, если вы до сих пор считаете, что игры от Nintendo не могут в сюжет, то попробуйте The Origami King. Велик шанс, что она вас переубедит. Если вы знаете английский, конечно.

P.S. В марте 2021 огромное количество YouTube персоналий, записывающих каверы на видеоигровую музыку объединились для проведения онлайн-концерта, посвященного Paper Mario: The Origami King. В концерте приняло участие более 150 музыкантов, среди которых Эллен Маклейн (голос GlaDOS из Portal и исполнитель песен в ее образе), Дэвид Уайз, Грант Киркхоп и Робин Бинлэнд (основные композиторы студии Rare вплоть до 2009-го года, Бинлэнд работает в Rare до сих пор), Фрэнк Клепаки (композитор серии Command & Conquer и основной композитор студии Petroglyph Games) и его группа The Tiberian Sons, Гарет Кокер (писавший музыку к серии Ori, и сейчас работающий над Halo Infinite), Даррен Корб (основной композитор Supergiant Games) и многие другие. Получасовой концерт вышел просто ошеломительным, особенно с учетом того, что все участники записывали свои партии из дома. Крайне советую посмотреть, и оценить многообразие саундтрека The Origami King, так сказать, вживую.

7373
35 комментариев

Даже в "триумфальном возвращении культовой серии" нет перевода ни в каком виде. Зато есть полноценный ценник в неадаптированной игре.

9
Ответить

Мда, я тоже не понимаю, чем думает Nintendo последнее время. Color Splash был локализован, а ведь он выходил на Wii U, которой у нас владело три калеки включая меня. Какой-то Mario and Luigi для 3DS тоже переводили а тут...

9
Ответить

3к новый картридж в эльдорадо

7
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

За год с момента выхода уже мог бы выучить язык на достаточном уровне, чтобы пройти эту игру. 
Но ныть конечно легче.

Ответить

Кое где бесплатно и скоро на русском языке.

Ответить

Игра получилась отличная, прошел пока что только пару лент, из минусов отмечу полное отсутствие прогрессии персонажа (хп разве что растут, но это зависит от найденных предметов, а не от прокачки), от этого в какой то момент пропадает мотивация встревать в драки и любое столкновение становится просто источником раздражения, его хочется как нибудь скипнуть. Интерес поддерживают отличные боссы (к нужен свой подход) и изучение локаций (ну сюжет в целом такое себе, но тоже сойдёт). Но вот уже после второй ленты прям желание запускать пропадает, как только подумаешь, что опять в эти бои бесконечные влезать. Экипировки считай нету, уровень не растет. Куча боёв чисто ради денег

6
Ответить