Ночные животные: обзор Telling Lies от автора Her Story

Смелый эксперимент от Сэма Барлоу, который придётся по душе не всем.

На первый взгляд, Telling Lies очень похожа на Her Story — предыдущую игру Сэма Барлоу. Обе ставят перед игроком одну и ту же задачу: поиск разрозненных видеофрагментов в попытке собрать запутанную историю воедино.

Разница кроется в масштабе: по сравнению с Telling Lies, прошлая игра Барлоу напоминает куцый прототип. В этот раз британский геймдизайнер объединился с Annapurna Interactive — игровым подразделением кинокомпании Annapurna Pictures — и сделал похожую игру, но со своими особенностями и заметно возросшим масштабом.

Можно сказать, что Сэм Барлоу придумал собственный жанр видеоигр, который он же в одиночку и развивает. Правда, в этот раз добавилось ещё одно обстоятельство: порой Telling Lies невероятно медлительна. Это не минус, но кого-то такой темп наверняка оттолкнёт — если в Her Story нужные видеофрагменты редко длились дольше 10-15 секунд, то в новой игре Барлоу порой приходится смотреть видео по 8-9 минут.

Зато эта нерасторопность здорово работает на погружение — если вас не отталкивают медленные анимации в Red Dead Redemption 2 и не пугает «мучительная незавершённость» «Мора», то Telling Lies может стать для вас серьёзным претендентом на игру года.

Ночные животные: обзор Telling Lies от автора Her Story

С зажатой клавишей

Обсуждая сценарий Telling Lies, очень легко испортить впечатление тем, кто ещё не играл — почти любая подробность о сюжете может оказаться спойлером. Поэтому кратко: главная героиня украла базу данных Агентства национальной безопасности — в ней содержится множество видеозаписей с личными разговорами нескольких человек.

Все эти люди в течение нескольких лет находились под слежкой — их приватные беседы через сеть записывались. Ваша задача — разобраться, что произошло, и понять, почему за ними следили.

Как и в Her Story, искать ролики приходится с помощью текстовых запросов — специальная программа анализирует речь людей на видео и автоматически превращает её в текст. Допустим, вы вводите поисковый запрос «любовь» — вам выдаст все видео, в которых хотя бы раз было произнесено это слово.

Ночные животные: обзор Telling Lies от автора Her Story

Конкретно по этому запросу алгоритм выдаёт целых 34 записи, но, как и в Her Story, доступ у вас будет только к первым пяти. Чтобы найти остальные видео, придётся либо уточнить запрос, либо подобраться к ним вообще с иной стороны.

Всего в игре 170 роликов — это примерно шесть часов отснятого материала. Но копаться в них вы будете значительно дольше: дело в том, что видео нельзя запустить с начала. Каждый ролик включается ровно с того места, в котором человек произносит искомое вами слово или фразу — иногда это происходит на первых секундах, а иногда на шестой минуте.

Во втором случае, если вы захотите посмотреть видео с начала, вам придётся вручную перематывать ролик, зажав левую кнопку мыши (или левую половину экрана, если играете на планшете). Кнопки «включить видео с начала» тут нет.

Перемотка очень замедляет игру, но это намеренное решение Барлоу. Он говорит, что необходимость мотать ролики вдохновлена The Legend of Zelda: Breath of the Wild — его восхитил местный открытый мир, в котором перед игроком не ставят конкретных целей, а позволяют исследовать карту в своём темпе, ставя себе собственные задачи.

Того же эффекта он пытался добиться и в Telling Lies — как он сам говорит, видео в ней — это уровни, а перемотка — процесс исследования.

Ночные животные: обзор Telling Lies от автора Her Story

Очень интерактивное кино

И вообще, если приглядеться к играм Барлоу, то видно, что для него на первый план зачастую выходят не только повествование и геймплей, но и небольшие, эстетские фишки.

Достаточно раз услышать, с каким божественным звуком перематывается плёнка в Telling Lie или как приятно стучат клавиши на клавиатуре главной героини — смакуется сам процесс взаимодействия с игрой. Проще говоря, форма, а не содержание.

Когда в очередной раз мотаешь восьмиминутное видео в начало, только чтобы обнаружить, что первую половину ролика главный герой просто молча пялится в стену — расстраиваешься. Зато это позволяет вжиться в образ главной героини: сразу представляешь себя агентом ФБР, который с красными глазами в три часа ночи пытается выдавить из ролика даже самые мелкие крупицы информации.

На рабочем столе главной героини можно не только искать видео
На рабочем столе главной героини можно не только искать видео

Подход к повествованию, придуманный Барлоу, так гармонично роднит кино и видеоигры, как не удавалось ни Дэвиду Кейджу, ни его последователям. Барлоу, в отличие от Кейджа, не пытается геймифицировать киноязык, а строит геймплей как бы параллельно ему.

Поэтому никаких сомнений в том, что Telling Lies — это в первую очередь именно игра, не возникает. У каждого игрока тут получится своё повествование: кто-то начнёт сразу с концовки, а кто-то будет восстанавливать картину в хронологическом порядке.

Telling Lies даёт почувствовать себя ассистентом режиссёра: игрок сам решает, на каких персонажах будет сконцентрировано больше внимания, а какие моменты упомянутся лишь вскользь. При этом у каждого в голове сложится своя картинка: Telling Lies оставляет много пространства для собственной интерпретации.

Сэм Барлоу не просто сделал «Her Story, только больше», а предпринял смелый эксперимент — попытался приравнять просмотр видео к исследованию уровней. Получилось по-эстетски: Telling Lies порой бывает очень медленной и вязкой.

Это работает на погружение, но кого-то наверняка может оттолкнуть — Барлоу надеется, что игрок будет не только наслаждаться остросюжетной историей, но и получать удовольствие от, прямо скажем, рутинных вещей.

Но если получится настроиться на одну волну с автором, то получишь совершенно уникальный видеоигровой опыт — ничего похожего на Telling Lies на рынке попросту нет.

5454
31 комментарий

Зашёл посмотреть как автор her story обозревает собственную игру

12
Ответить

Узнал о том, что ролики включаются с места, где произнесены нужные слова, лишь ближе к концу игры - что, в принципе, не особо помешало исследованию) Но немного расстроило, что на этом не акцентировано внимание, да.
Есть еще там раздражающая фишка с ограничением по времени, о котором, кроме как по ачивкам, и не узнаешь. Вообще, считаю, что немного больше вводной информации этому проекту бы не помешало.
По поводу больших роликов: меня сначала это тоже раздражало, но все же многие из них - это законченные зарисовки, которые приятно смотреть просто эстетически, без привязки к сюжету, так что претензия отпала.
Вообще, хочу сказать (и не думаю, что это будет большим спойлером): если прошлая игра Барлоу была погружением в голову женщины, то в этот раз он серьезно так проезжается по внутреннему миру мужчины - тут и чувство долга и справедливости, и степень привязанности, и методы решения конфликтов, и вот это все. Поневоле начинаешь разбирать соответствующие вещи в себе и, может быть, приходить не к самым веселым выводам. А это значит, что игра определенно хорошая.
Ну и Логан Маршалл-Грин - молодец, конечно. Надо с ним теперь "Апгрейд" посмотреть)

5
Ответить

Там на самом деле нет ограничения по времени. Время идёт вперёд только когда находишь новые ролики.

Ответить

Уж не знаю как и почему авторы сделали перемотку роликов хуже, чем в Her Story, но спасибо хоть это можно частично исправить. Возможность перемотать видео сразу на начало здорово сэкономило время, поделюсь что ли.

2
Ответить

Напишите мне в реплаи главный спойлер и чем кончилось, потому что сам в это играть (смотреть?) я конечно не буду

Ответить

ГГ (фбровец под прикрытием), совершил эко-терракт, взорвав мост вместе с собой ( ͡° ͜ʖ ͡°)

1
Ответить

А Her Story на русский переведена? Там ваще высокие требования к пека?

Ответить