Ночные животные: обзор Telling Lies от автора Her Story
Смелый эксперимент от Сэма Барлоу, который придётся по душе не всем.
На первый взгляд, Telling Lies очень похожа на Her Story — предыдущую игру Сэма Барлоу. Обе ставят перед игроком одну и ту же задачу: поиск разрозненных видеофрагментов в попытке собрать запутанную историю воедино.
Разница кроется в масштабе: по сравнению с Telling Lies, прошлая игра Барлоу напоминает куцый прототип. В этот раз британский геймдизайнер объединился с Annapurna Interactive — игровым подразделением кинокомпании Annapurna Pictures — и сделал похожую игру, но со своими особенностями и заметно возросшим масштабом.
Можно сказать, что Сэм Барлоу придумал собственный жанр видеоигр, который он же в одиночку и развивает. Правда, в этот раз добавилось ещё одно обстоятельство: порой Telling Lies невероятно медлительна. Это не минус, но кого-то такой темп наверняка оттолкнёт — если в Her Story нужные видеофрагменты редко длились дольше 10-15 секунд, то в новой игре Барлоу порой приходится смотреть видео по 8-9 минут.
Зато эта нерасторопность здорово работает на погружение — если вас не отталкивают медленные анимации в Red Dead Redemption 2 и не пугает «мучительная незавершённость» «Мора», то Telling Lies может стать для вас серьёзным претендентом на игру года.
С зажатой клавишей
Обсуждая сценарий Telling Lies, очень легко испортить впечатление тем, кто ещё не играл — почти любая подробность о сюжете может оказаться спойлером. Поэтому кратко: главная героиня украла базу данных Агентства национальной безопасности — в ней содержится множество видеозаписей с личными разговорами нескольких человек.
Все эти люди в течение нескольких лет находились под слежкой — их приватные беседы через сеть записывались. Ваша задача — разобраться, что произошло, и понять, почему за ними следили.
Как и в Her Story, искать ролики приходится с помощью текстовых запросов — специальная программа анализирует речь людей на видео и автоматически превращает её в текст. Допустим, вы вводите поисковый запрос «любовь» — вам выдаст все видео, в которых хотя бы раз было произнесено это слово.
Конкретно по этому запросу алгоритм выдаёт целых 34 записи, но, как и в Her Story, доступ у вас будет только к первым пяти. Чтобы найти остальные видео, придётся либо уточнить запрос, либо подобраться к ним вообще с иной стороны.
Всего в игре 170 роликов — это примерно шесть часов отснятого материала. Но копаться в них вы будете значительно дольше: дело в том, что видео нельзя запустить с начала. Каждый ролик включается ровно с того места, в котором человек произносит искомое вами слово или фразу — иногда это происходит на первых секундах, а иногда на шестой минуте.
Во втором случае, если вы захотите посмотреть видео с начала, вам придётся вручную перематывать ролик, зажав левую кнопку мыши (или левую половину экрана, если играете на планшете). Кнопки «включить видео с начала» тут нет.
Перемотка очень замедляет игру, но это намеренное решение Барлоу. Он говорит, что необходимость мотать ролики вдохновлена The Legend of Zelda: Breath of the Wild — его восхитил местный открытый мир, в котором перед игроком не ставят конкретных целей, а позволяют исследовать карту в своём темпе, ставя себе собственные задачи.
Того же эффекта он пытался добиться и в Telling Lies — как он сам говорит, видео в ней — это уровни, а перемотка — процесс исследования.
Очень интерактивное кино
И вообще, если приглядеться к играм Барлоу, то видно, что для него на первый план зачастую выходят не только повествование и геймплей, но и небольшие, эстетские фишки.
Достаточно раз услышать, с каким божественным звуком перематывается плёнка в Telling Lie или как приятно стучат клавиши на клавиатуре главной героини — смакуется сам процесс взаимодействия с игрой. Проще говоря, форма, а не содержание.
Когда в очередной раз мотаешь восьмиминутное видео в начало, только чтобы обнаружить, что первую половину ролика главный герой просто молча пялится в стену — расстраиваешься. Зато это позволяет вжиться в образ главной героини: сразу представляешь себя агентом ФБР, который с красными глазами в три часа ночи пытается выдавить из ролика даже самые мелкие крупицы информации.
Подход к повествованию, придуманный Барлоу, так гармонично роднит кино и видеоигры, как не удавалось ни Дэвиду Кейджу, ни его последователям. Барлоу, в отличие от Кейджа, не пытается геймифицировать киноязык, а строит геймплей как бы параллельно ему.
Поэтому никаких сомнений в том, что Telling Lies — это в первую очередь именно игра, не возникает. У каждого игрока тут получится своё повествование: кто-то начнёт сразу с концовки, а кто-то будет восстанавливать картину в хронологическом порядке.
Telling Lies даёт почувствовать себя ассистентом режиссёра: игрок сам решает, на каких персонажах будет сконцентрировано больше внимания, а какие моменты упомянутся лишь вскользь. При этом у каждого в голове сложится своя картинка: Telling Lies оставляет много пространства для собственной интерпретации.
Сэм Барлоу не просто сделал «Her Story, только больше», а предпринял смелый эксперимент — попытался приравнять просмотр видео к исследованию уровней. Получилось по-эстетски: Telling Lies порой бывает очень медленной и вязкой.
Это работает на погружение, но кого-то наверняка может оттолкнуть — Барлоу надеется, что игрок будет не только наслаждаться остросюжетной историей, но и получать удовольствие от, прямо скажем, рутинных вещей.
Но если получится настроиться на одну волну с автором, то получишь совершенно уникальный видеоигровой опыт — ничего похожего на Telling Lies на рынке попросту нет.