Лор Remedy Connected Universe
В этом лонгриде я рассказываю сюжеты большинства игр Remedy и разбираю, что мы знаем об их общей (мульти)вселенной.
Вступление
Во-вторых, Вселенная Ремеди - это довольно перезапутанный мультиверс. В ней есть набор миров, которые в разной степени пересекаются друг с другом, некоторые сильнее, некоторые слабее. Напрямую в одном мире (скорее всего) идут события только Alan Wake 1-2 и Control (а так же будущей FBC Firebreak). Физический мир этих игр считается "Основной Вселенной". Остальные сюжеты какбы влияют друг на друга, но обычно не напрямую. В первую очередь потому что Remedy не владеет правами на айпи Макса Пейна и Квантум Брейка.
В-третьих, я иду по порядку выхода игр, а не по хронологии мира, то есть текст будет немного скакать вперед-назад по годам. Но так проще, поверьте.
В-четвертых, большая часть сюжетов игр Ремеди это мета-нарратив, авторы любят оставлять пространство для интерпретаций. Очень многие детали мира пока что толком не проговаривались, и я постараюсь как можно аккуратнее пройти по фанатским теориям.
В-пятых, я все играл в оригинале и не знаю какие приняты официальные переводы на русский, поэтому где-то я буду транслитерировать (к примеру Озеро Колдрон звучит лучше чем "Озеро Котел", а Брайт Фолс лучше чем "Светлые Водопады"), а что-то переводить (например Темное Место звучит лучше чем "Дарк Плейс", а Старейший Дом лучше чем "Олдест Хаус"). Ориентируясь на собственное чувство прекрасного. Заранее прошу прощения у всех, кто привык к другим переводам.
По сторонним играм
У Remedy есть набор игр, которые вообще не важны для общего лора. Это Death Rally, Agents of Storm и CrossfireX. Первые две практически бессюжетные, а третья была работой на заказ для корейцев. Поэтому их я игнорирую в этом лонгриде.
Так же есть промо не вышедшей игры Void, которую Ремеди безуспешно питчили в Apogee, и намеки на которую остались в форме космического сериала в первом Максе Пейне. Так же кино по Максу Пейну - полный неканон, и никак не упоминается в лоре.
Max Payne (2001-2012)
Начну с базового сюжета: Правительственная организация (масоны) производит наркотик Валькирия для создания суперсолдат. Наркотик попадает на черный рынок и один из наркоманов убивает жену и ребенка полицейского Макса Пейна. Тот стремительно сходит с ума, вырезает всех причастных, сжигает завод по производству Валькирии и даже избегает тюрьмы, шантажируя местного масона компроматом.
Во второй игре масоны направляют наемную убийцу Мону Сакс убивать Макса, однако у героев завязывается большая любовь и они в два (четыре) ствола всех (повторно) вырезают.
В третьей части спустя много лет Макс работает телохранителем и в процессе исполнения служебных обязанностей вырезает банду торговцев людьми (как цельными так и по частям).
По меркам Ремеди - сюжета Макса Пейна крайне незамысловат, в нем нет пересечения миров, большая часть шизы объясняется действием наркотиков и к финалу становится понятно кто есть кто.
В Remedy Connected Universe считается, что если разных персонажей в разных мирах играет (и/или озвучивает) один и тот же актер - значит это двойники одного и того же человека.
Alan Wake и Alan Wake's American Nightmare (2010-2012)
Первая игра Ремеди, действие которой идет в Основной Вселенной. События идут в округе американского городка Брайт Фоллс (Bright Falls). Рядом с городом в Озере Колдрон (Cauldron Lake) оказалась одна из точек пересечения (трешхолдов - treshold) двух вселенных - основной (физического мира) и Темного Места (The Dark Place).
Что такое Темное Место?
Темное Место это мир образов и эмоций, которые трансформируются в нем в условно физические объекты. В Темном Месте нет как такового пространства и времени, там сплошные абстракции.
Скратч хочет выбраться из своего мира в физический и захватить его, какбы объединив миры. Каким образом это можно сделать? Э-э-э... да как сказать. Смотрите - серия очень путанно вообще описывает способности Скратча так и Темного Места, но если совсем упрощать - физическая реальность и Темное Место какбы просачиваются друг внутрь друга в точках пересечения. В реальном мире это создает монстров и аномалии (они называются АВЕ - AWE - Altered World Event - Меняющие Мир Эвенты), а в Темном Месте - артефакты (OoP - Objects of Power - Объекты Силы). Из которых самые значимые два:
Судя по всему там есть и аналогичные артефакты для других творцов - волшебный кинопроектор, чудесный мольберт, удивительный c++ и прочее.
Хитрый план Скратча в том, чтобы заманить в Темное Место человека с творческими способностями, заставить его написать сюжет, который сформирует тело Скратча в физическом мире, после чего уже сам Скратч сядет за перо, перепишет мир под себя и усилит действие кликером.
В какой-то момент Барбара тонет в озере и Скратч предлагает Зейну занырнуть в Темное Место, сесть там за печатную машинку и вписать Барбару назад в реальность.
Томас осознает ошибку и принимается воевать со злом, создает тонну других артефактов, к примеру (видимо) именно он создает кликер, а так же Коробку Для Ботинок (нечто типо сейфа, в котором можно схоронить предметы от Скратча). Но самое важное - Зейн создает в реальном мире своего двойника.
Вейк намеренно создан таким образом, чтобы стать знаменитым писателем, короче его творческие способности (читай - магические силы) выкручены на максимум. И все дальнейшие события игры (и возможно всех игр как минимум до 2010 года) это нечто среднее между реальностью и творчеством Зейна.
Далее наступают события самой игры (2010 год), Алан (уже знаменитый писатель к этому времени) с женой Элис приезжают на озеро. Элис тонет по примеру Барбары, зомбеБарбара предлагает Вейку вписать ее в реальность, Зейн выдает подсказки и артефакты, Алан благополучно спасает жену, правда сам оказывается заперт в Темном Месте.
И как раз в это время появляется еще один двойник Зейна/Вейка - Скратч. Не до конца понятно, толи у Скратча с Вейком одно и то же тело, они как Джекилл и Хайд с раздвоением личности, толи когда как. Но вобщем это дьявольский двойник, он же аватар Темного Присутствия, аналог Барбары, но сильнее. И он как раз успешно (хотя и с оговорками) скачет по физическому миру и терроризирует вейковскую жену.
Алан бегает по временной петле внутри Темного Места рядом с еще одним трешхолдом в Аризоне и пытается выбраться сам и убить Скратча. И в финале какбы делает и то и другое. Или нет?
Нет, потому что здесь играет еще одна важная особенность Темного Места - в этом мире время закручено в спираль (собственно значок спирали это официальный логотип Темного Места в Remedy Connected Universe). То есть события повторяются, но отдельные поступки персонажей из прошлых временных витков влияют на будущие. (Аналогичным временным витком считаются события ремастера AW1.)
То есть мало грохнуть Скратча - надо вообще вычеркнуть его из временной спирали. Для чего Вейку нужен кликер. Проблема в том, что кликер после игры остался в физическом мире у местных культистов (возможно кстати культисты созданы ��амим Вейком и/или Скратчем, в расчете что они притащат кликер ему назад).
Вообще к этому времени события довольно шизовы - к волшебной печатной машинке поочередно прорываются то Вейк то Скратч, редактируя и дописывая текст друг за другом, трубашатая реальности.
Алекса играет Сэм Лейк и озвучивает Маккэфри, то есть Кейси это прямой двойник Макса Пейна. Но, обратите внимание - он (в Основной Вселенной) просто персонаж книг. Позже ситуация усложнится, когда Алан/Скратч впишут Алекса Кейси в физический мир, и появится реальный детектив, которого все сравнивают со знаменитым книжным персонажем.
К 2010 году сериал закрыт, но позже его откроют заново.
В Основной Вселенной в группу входят Тор и Один Андерсены, и считается (на это не точно) что с помощью артефактов Темного Места в них вселились духи скандинавских богов (см валкирия). Более того вокалист группы (на картинке в центре с повязкой на глазу) - это Марко Сааресто. То есть Один Андерсен (AW1) и Владимир Лем (MP) - это двойники.
После событий игр Алан Вейк постепенно набирает силу, вплоть до того что вообще станет богом в Темном Месте, и есть теории (но это тоже не точно) что все события Основного Мира после 2010 года (а возможно и до см временная спираль) написаны либо самим Вейком, либо некой коллаборацией Вейка/Скратча/Зейна. Что усложняется когда автор пишет сюжет про другого автора который пишет сюжет про третьего и так далее, и все они перекидывают между собой магическую печатную машинку.
Quantum Break (2016)
Сразу напомню, что все права на Квантум Брейк у Микрософта. Ремеди делает попытки их выкупить, но пока что неудачно. То есть это отдельный параллельный мир. Точнее - снова два пересекающихся параллельных мира, какбы в стороне от Основной Вселенной. Но тоже в общем с ней мультиверзе.
В двух словах сюжет игры (я прямо очень сильно здесь упрощу):
Изобретатели Вилл Джойс и Пол Серин (третий и четвертый слева на картинке выше) создают машину времени. Пол улетает в будущее и узнает, что в 2019 году происходит апокалипсис - Разлом. Время остановится, и в этом остановившемся времени будут существовать другой мир (Мир После Разлома) полный особых монстров - шифтеров. Вобщем все будет очень плохо.
Тогда Пол упрыгивает назад в 1999 год (самая ранняя точка, куда возможно), где понимает, что живет во вселенной с самовосстанавливающейся канонической временной линией. Что это значит?
Методом путешествий во времени можно было несколько исказить эти события, однако вселенная самопроизвольно пыталась выправиться, стерев Марти из реальности. То есть это действовала самовосстанавливающаяся каноническая линия, не допускающая парадоксов.
В Quantum Break тоже есть каноническая временная линия, самолеты должны врезаться в Башни Близнецы в 9-11, машина времени должна быть запущена к 2016 году, и потом должен случиться апокалипсис. Любые попытки это изменить приводят к тому, что временная линия сопротивляется.
Вобщем Пол приходит к хитрому плану, где пользуясь знаниями будущего в стиле Бифа Таннена создает мегакорпорацию, потом машину времени, но кроме этого Ковчег - который должен спасти от апокалипсиса команду ученых (и военных для отстрела шифтеров), и они уже после Разлома должны разработать способ запустить время назад. То есть он пытается не сопротивляться канонической временной линии, сказали апокалипсис - значит апокалипсис, а какбы обмануть ее.
Джек убежден, что поменять время конечно нельзя, но если прямо вот очень-очень хочется - то можно. И он всю игру прыгает по времени, воюет с Полом Серином, собирает артефакты и в финале, что характерно, предотвращает Разлом и спасает мир.
Для общего лора мультиверза нам во-первых важен актер Шон Ашмор, играющий Джека.
Считается, что он ранее нашел другую машину времени, сформировавшуюся случайно в какой-то пещере и через нее попал в Мир После Разлома. Не сложно заметить что все это крайне напоминает трешхолды из Алана Вейка, то есть не машина времени, а точка пересечения миров (вообще различия и сходства между путешествиями во времени и путешествиями в параллельные миры - большая тема в среде диванных исследователей временных петель).
В игре Хитч единственный из персонажей, кто активно добивается апокалипсиса. Считается, что толи из-за самих перемещений во времени толи из-за воздействия другого мира - Хатч сошел с ума (или стал монстром), вобщем он такая трансвременная транспространственная злодейская сучность. Что опять же поразительно похоже на Скратча. Я еще вернусь к этому персонажу позже, но сразу замечу, что играющий Хатча актер - Лэнс Реддик - умер в 2023 году, что порядочно запутало ситуацию, потому что игры прямо яростно на него намекали, и видимо планировалось что как раз в 2023 в Alan Wake 2 он впервые появится уже в роли злодея всея мультиверза.
Есть и характерная спиралька, символизирующая Темное Место, есть темы временной петли, плюс есть теории, что Хатч воплощает тему вживления бога в человека.
А еще в этом мире по сюжету знаменитого писателя Алана Вейка сделали видеоигру. Которая называется Alan Wake.
Control (2019)
Начиная с Контрола (а точнее с первого длц к игре) Ремеди впервые объявляют, что намеки и отсылки их прошлых игр - это не просто так. Впервые появляется само выражение Remedy Connected Universe.
Сюжет рассказывает снова о пересечении двух миров - Основного Мира и Астрала, и действие идет в Нью Йорке, в точке такого пересечения - трешхолде. Которая называется Старейшим Домом (Oldest House).
Дело шло не очень хорошо - Старейший Дом оказался живым организмом, комнаты и коридоры в нем самопроизвольно сдвигались, замуровывая и расплющивая людей, и, что важнее, ценное казенное оборудование.
Мужик вообще напоминал известного толстячка из мультфильма про Кота в Сапогах - он был помешан на сборе любого вообще магического штуча во имя власти и фана.
Что такое Совет - не до конца понятно. Это некая инопланетная сущность, сидящая в Астрале, и скидывающая оттуда артефакты. Общается Совет только с Директором Бюро. Совет же директора и выбирает (для чего соискателю требуется приставить Пушку к виску, нажать на курок и выжить).
С помощью Пистолета федералам удалось условно стабилизировать верхние этажи Старейшего Дома, обосноваться там и начать сбор по всему миру артефактов, каталогизирование и эксперименты с ними, запуск экспедиций в Астрал и всем таким прочим. Короче Бюро Контроля это SCP под управлением Ктулху.
Старейший Дом стал центральным отделением Бюро, однако были у него и региональные офисы. В частности отделение известное как Дом на Озере (Lake House) было обустроено на Озере Калдрон после исчезновения там Алана Вейка. (Но Бюро отправляло экспедиции на озеро еще в семидесятые, когда там пропал Зейн, а потом пошли инциденты с братьями-рокерами Андерсонами.)
Но в целом конечно провести параллели между мирами не сложно. Совет похож на Темное Присутствие, он тоже занят сбором в одном месте мосчи, однако делает это в сотрудничестве с людьми. Я бы скорее искал отсылки в Каббале, думаю там найдется подходящая сефира (читай - мир).
Перевернутая черная пирамида - символ Астрала.
Однако дети не торопятся, и успевают только уничтожить большую часть слайдов. В результате городок накрывает локальным апокалипсисом, приезжают сотрудники Бюро, Проектор и Дилана Фейдена забирают к себе в Старейший Дом, а за Джесси налаживают скрытное наблюдение.
Однако Дилан начинает сходить с ума в стиле Легиона из комиксов Марвел, и его приходится запереть, и Джесси Бюро трогать боится, им и на одного Дилана пришлось отдельный этаж выделить. Девочка тем временем десятилетиями активно и безуспешно ищет брата.
Поларис частично оседает в мозгах у Джесси в роли воображаемого друга, а частично остается в Мире-36, до тех пор, пока в 2019 году Бюро не восстанавливает соответствующий слайд и не вытаскивает Полярис в физический мир. Тут-то все и заверте
Главный ученый Бюро - Каспер Дарлинг (он же голос Алана Вейка) по совету Поляриса принялся строить защиту. Директор Бюро (сведенный с ума хиссами) - решил, что Полярис захватывает организацию и в попытке сопротивляться открыл для монстров проход в физический мир, прежде чем Совет успел его грохнуть. Бюро тут же заблокировало все выходы, но внутри почти никто не выжил.
Она успешно закрывает порталы, узбагоивает артефакты, снимает локдаун, приводит в чувство брата (правда он выпадает в кому) и уничтожает Полярис (по его собственной просьбе). К игре есть несколько длц, но они не так чтобы много добавляют к сюжету.
Что здесь важно для общего лора?
Vanguard это название отмененной игры Ремеди. Белая Пирамида, судя по всему некий мир противоположный Астралу.
Судя по всему, Варлин это главный злодей мультиверза Ремеди, и изначально его должен был играть тот же актер, что и Мартина Хатча, если бы не умер (плюс имена Warlin и Martin похоже пишутся). Известно о нем не так много. Это персонаж, который умеет перемещаться между мирами, судя по всему родом из мира Doors (может ли это быть мир Квантум Брейка? Или Мир После Разлома?). Есть несколько версий его ориджина - в одной присутствует та самая магическая пещера. Длц к AW2 намекает, что Варлин считает своим врагом версии Алана Вейка в разных мирах, но это не точно.
На текущий момент Варлин возникает то тут то там, и прямо в серьезных злодействах не замечен, он скорее похож на Канга из Локи, то есть видно, что все это задел на будущее.
Он очевидно не человек, но и не монстр, он не агрессивен и обычно помогает людям, при этом не раскрывая своих мотивов. Само имя "Ати" это отсылка на древнефинского бога воды, то есть перед нами скорее всего еще один бог вселившийся в человеческое тело.
Вообще особо в длц к Контролу есть намеки, что как минимум часть событий игры написаны Вейком/Скратчем в попытке выбраться из Темного Места. Если развивать эту мысль дальше - может так быть что вообще все Бюро создано Аланом, что Астрал это и есть Темное Место, и под видом Совета герои общаются с Аланом Вейком?
Вряд ли. Но
Alan Wake II (2023)
Итак, Алан в Темном Месте и не покладая рук строчит нетленки. С ним же рядом Скратч, Томас Зейн, потом туда же прискакивает Дарлинг (главный ученый Бюро и голос Вейка напомню) и наконец - в озеро (снова) спрыгивает затерроризированная Скратчем вейковская женушка Элис. Которая кстати профессиональный фотограф, то есть тоже Творец. И все они так или иначе творчески воздействуют на реальность, вместе и раздельно, мешая и помогая друг другу в разных комбинациях.
Получается, как не сложно догадаться - жуткая каша. Все это напоминает тот старый анекдот про Рабиновича.
В своих хитрых планах герои (и злодеи) используют двух основных персонажей - Алекса Кейси (реальную версию детектива из вейковских книжек, который альтернативная версия Макса Пейна и играет его Сэм Лейк).
Сага и Алекс следуя запутанному хитрому плану (см каша) подтаскивают Алану Вейку кликер, так что он стирает Скратча из временной спирали и становится полубогом. При этом под конец игры все кто сидел в Темном Месте так же остаются в нем сидеть, плюс к ним еще добавляется Сага. За компанию.
К игре вышло два лдц, в одном из которых набор какбы пародий на реальность (в том числе на внутреннюю кухню Ремеди) в исполнении Дора, непонятно насколько каноничная. А в другом зачистка отделения Бюро на озере (граждане как обычно доигрались с экспериментами).
Что тут важно для лора?
Есть прото-вейк - Томас Зейн (возможно мертвый к этому времени). Набор обычных вейков из разных витков временной спирали (в том числе неканонические вариации типо героя American Nightmare), злобно-вейк - Скратч (тоже возможно мертвый), бого-вейк (который видимо влияет как на прошлые так и на будущие события см временная спираль), плюс еще голос вейка - Дарлинг. Можно к примеру предположить, что их собирает в одном месте все тот же Дор, и нас впереди ждет его битва с бого-вейком.
В результате
У нас есть шесть миров, которые в точках трешхолдов пересекаются с седьмым физическим миром и пытаются на него влиять.
Есть три бога трех из этих шести миров - Совет (бог Астрала), Алан Вейк (бог Темного Места) и Варлин Дор (бог мира Дорс). Если совсем смело домысливать - можно предположить, что Ати это бог физического мира.
Вероятно, что в будущем их, как и богов неизвестных пока что трех миров, ждет столкновение за власть над мультиверзом. Или нет. Но это самое логичное предположение на данный момент.
Чтобы как-то завершить лонгрид - накидаю лучших на мой вкус песен Old Gods Of Asgard (aka Poets of the Fall)
Если вы досюда дочитали, вот смотрите - здесь список, какие еще лонгриды от меня имеет смысл ждать в будущем.