Почему моддеры не спасут Starfield твердо и четко и вообще будут спасать всё меньше игр.
Помните, там полтора года назад у Bethesda игра вышла, помните же? Вы же помнили про нее, а не забыли начисто, даже на фоне выхода "новой" игры? Ребята, либо сейчас, либо никогда! Oblivion подождет, у вас прошлая игра от легендарной студии не пройдена!
Мнение про то, что "моддеры починят игру", или что "игра специально пустая, чтобы оставить площадки для моддеров, а они сами всё сделают" встречались множество раз, и на DTF тоже. Ведь Одна из причин живучести Morrowind, Oblivion, Skyrim, 3-го и 4-го Fallout и его аддона — это моддерское сообщество, влюбившиеся в эти игры, которое и вытянуло поддержку игр на себе, а не на беседковой броне для лошадки за восемь долларов (но беседка тоже не в обиде, дай Господь каждому таких производительных бесплатных работников)! Именно это сообщество починило всё что было сломано и насоздавало кучу уникального контента, включая десять тысяч домов с бассейнами! Но пунктом легендарности сообщества стали модификации с полноценными сюжетными линиями, некоторые из них были признаны командой разработки основных игр и перетянуты в игры дальше, а какие-то моды стали основой для создания уже новых игр. А сообщество в итоге разрослось настолько, что стало кладом для набивателей популярности в виде очередной команды, обещающей перенести всю карту Тамриэля и сделать свой TES VI в Хайроке! Так с чего такая благодать не снизойдет на Starfield?
Пункт номер один:
Атмосфера не та. И речь не про то, что, «понимаете, игра про космос, она не без атмосферы, сечете, а? а?». Да, у игр про космос аудитория в разы меньше, чем у соседних игр про фэнтези, но та же игра Freelancer 2003 живет и здравствует на моддерском сообществе, которое и обновляет игру и завозит модификации, которые работают в мультиплеерном режиме, так и дают одиночные сюжетные ответвления. На примере числа подписчиков и модов к Freelancer и к Morrowind я как раз и оцениваю вот это вот «в разы меньше аудитории» - но и на просторах космоса всё еще достаточно места, чтобы собрать эффективных моддеров, умеющих доводить дело до конца – те же Космические Рейнджеры переиздались за счет команды моддеров. Тем более что Starfield — это «космоопера», что гораздо больше, чем симулятор космического корабля.
Речь внезапно про сеттинг и его заполнение. Да, в игре около 1700 планет, 100 из них с жизнью, а делать то, что с ними? Моддеру идти и делать свои локации для одной из этих 1700 планет? Тот же первый Mass Effect ругали за все эти миссии по высадке на планеты, где тебя десантировали на Макко посреди пустыни и говорили "дальше сам разгребай что там на месте" – для аудитории все эти планеты сливались в кашу из бессмысленных пустынь. Так что во второй части это было заменено на сканирование планет, а высадки остались единичными и выражаясь в линейных перемещениях, где тебя пытались развлечь как могли. Но всё равно самым любимым местом, которое помнят фанаты космооперы является ЦИТАДЕЛЬ – и фанаты вселенной Mass Effect с радостью бы обменяли пару квестов на второстепенных пустынях на пару классных локаций на Цитадели.
А теперь без гугления – сколько городов в Starfield и в чем их фишки? А это важно, потому что вот очередному моддеру со своим тысяча первым уникальным домом с пятью бассейнами его куда добавлять? Просто чтобы понимали, моды на дома с бассейнами уже есть на Starfield – просто зачем вам пустынная планета с домом-бассейном? Вот и выходит, что, например, у Mass Effect есть и Нормандия, и Цитадель, и если прижмет, то и станция Омега. А у фанатов StarField что есть? Трюм полный картошки? Ну, славно, можно не кушать капусту. Bethesda аж пришлось лепить отмазы про «На Луне тоже пусто, но астронавтам не было скучно на ней». Так мы узнали, что Нил Армстронга запустили на спутник Земли, лишь бы отмазать пустоту развлекательного контента.
Чтобы вы понимали, единственной точкой хоть какого-то объединения фанатов Starfield стала старая Земля. А то, чего это она просто пустыня, давайте на нее хоть что-то накидаем. Ну, и дом с бассейном конечно же поставим.
И выходит, что:
1. «мы добавим вам модули для строительства!» - «а зачем, какая разница что строить посреди пустыни?».
2. «мы добавим вам космические корабли!» - «а зачем, какая разница на чем летать по пустому космосу?».
Что будет магнитом контента то?
2. Пункт номер два: Моддеры уже не те. И это не их проблема.
Основой моддерского сообщества всегда были две группы людей:
1. те, кому понравилась игра и они в нее достаточно долго играют, чтобы у них появилось желание исправить слишком приевшиеся им косяки или добавить свой прекрасный дом в их любимый город. И с бассейном естественно.
2. те которые хотят попасть в игрострой, но не знали, как это сделать. В итоге они делали вкатывались в моддеры и что-то делали на основе уже существующего инструментария и имеющихся ассетов и учились.
Из этих людей и получались интересные команды, с одной стороны люди, которым по кайфу что-то делать в игре для как хобби, у других же амбиции, и если эти амбиции были больше чем "я буду говорить, а вы делать", то выходил качественный контент.
Сейчас же порог попадания в игрострой стал ниже, инструменты разработки проще и доступнее, появилось куча различных курсов подготовки и в итоге люди своим первым проектом делают не мод, а сразу игру.
Сейчас будет брюзжание, но как по мне — сначала нужно делать мод. Это мое субъективное мнение, просто потому что все эти выпускники курсов может и научились текстурки рисовать или модельки лепить, и теперь готов просить зарплату мидла, а потом демпинговать до зпхи сотрудника мака, но вот понимания ПОПАДАНИЯ В СТИЛЬ, у них нет. А у моддеров оно появляется, потому что любой мод всегда завязан на попадание в атмосферу оригинала, даже если ты делаешь конверсию и альтернативную вселенную. Потому что если не будет попадания, то аудитория тебя не поддержит. Типо как ко второй кваке делали мод про средневековье и народ перся с того, как из второй кваки тоже такое хорошо получается.
Тем более не лучше моддерскому сообществу стало и от всех лицензионных соглашений – нет, ими кошмарили и раньше, но теперь то, после всей этой ругани с Blizzard и что «все ваши модификации – наши модификации» (и плевать, что такое соглашение было всегда, а с Dota суд закончился ничем), которую раздули даже больше чем оно было, отношение "а зачем делать контент, если я его даже людям показать не смогу?" всё закрыло. Про GTA я даже начинать не буду.
То есть сейчас, когда появился выбор «сделать игрульку на юнити и закинуть хоть в очередной gamejam» или «закидывать что-то как мод в игровуху существующей игры» - выберут джем с печенюшкой.
3. Народ не тот - а тебя это волновать не должно.
Легкость потребления контента не увеличило число тех, кто хочет разбираться КАК ДЕЛАТЬ контент. Их число осталось тем же. А вот количество контента вокруг стало гораздо больше, а значит никто не будет годами играть в одну и ту же игру, чтобы прийти в итоге ко мнению «я уже тут каждый куст знаю, пожалуй, сделаю свою новую локацию! И дом с бассейном». Моддерское сообщество создавалось в интересную эпоху, когда люди еще не читали книги про то, какой игрострой плохое болото, а просто играли годами в свои любимые игрульки, так как выбор из игровых альтернатив был не слишком велик. А тем более сейчас, когда мы стоим на заре вайбкодинга – что человеку будет проще: собрать стрелялку из готовых ассетов и китбашей indie-unity-parasha-2025 или разобраться в legacy-структуре, где самые легкие приколы это «у каждого торговца должен быть свой скрытый сундук, потому что на самом деле у него нет своего инвентаря», а дальше еще круче?
И всё-таки
Но в итоге, у Starfield всё же зародилось своё моддерское сообщество с идеями. Во-первых, я тут выделю Мод на постройки звездолетов на заказ, потому что это я вижу, как классный пример нахождения как развернуть механизм игры в квест.
А во-вторых – конечно ж, ну, куда нам без ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН. Как известно, после ядерной войны выживут только тараканы и фанаты звездных войн. Вот и во вселенной Starfield нашли место любители делать конверсии на всё подряд. Для понимания, SW-рщики и раньше обитали во вселенной TES, а тут им отвалили целый космос, так что, если кто и породит полноценный законченный работающий мод, так это будут они. У них всё равно кроме котора никто никакую RPG по вселенной и не выдал. Пусть хоть тут на 1700 планетах потренируются
А вот сюжет Starfield и весь его NASAPUNK походу вымрет как динозаврики.
Так что сказать то хотел?
1. Если ваш подход стоит на «может делать хрень, фанаты доделают» - в современном мире вы не поимеете успех, из-за возросшей конкуретности рынка и понижения числа любителей доделывать за других бесплатно как хобби. И дело уже даже не в "душе" - troika games выпустила свои игры в нужное время, сейчас бы их закидали помидорами и всё, а не спасали их проекта спустя десятилетия.
2. Для моддеров нужно закладывать магниты в проекте, куда они будут и ставить все свои дома с бассейнами. А потом и сюжетные дополнения. Если в игре банально нет локации, которую люди захотят обжить, то и контента создавать они не будут.
3. Моддерское сообщество вообще уже не то, что раньше. И это видно в уменьшении количества контента к старым играм. Но зато количеству новых игровых проектов можно только позавидовать.
4. Дом – с бассейном.
Не знаю каким будет ремейк Oblivion, но ставлю что даже если к нему не будет нормального SDK, к нему всё равно модов будет больше, чем у Starfield.