Для меня Shadow of the Colossus cтала самой слабой игрой Уэда
Не набрасываю, а пытаюсь разобраться, почему меня не тронул японский шедевр(?)
Мои отношения с главной игрой Фумито Уэда — как с парой идеальных туфель за стеклом. Я вижу, какие они красивые, знаю, как они сели бы, но всё, что у меня есть — это витрина. Так и с Shadow of the Colossus — я понимаю, почему эта игра имеет культовый статус, я вижу, в чём кроется её величие и где спрятан маленький, изворотливый катарсис. Все кусочки паззла у меня на руках, но целая картина так и не собирается. И, давайте, я попробую объяснить почему.
Как я писал в обзорах Ico и The Last Guardian, восхищение и магия в играх этого японца держатся на двух непоколебимых китах: атмосфере чего-то изолированного и меланхолично притягательного; и трепете от взаимодействия с чем-то особенным.
Первое работает на всю катушку. У SotC потрясающие пейзажи. Пробуя описать их на языке сравнений — это что-то среднее между Death Stranding и Red Dead Redemption 2. Поля и пустыни тянутся до горизонта, где тонут в дымке у края земли. На такой компактной карте биомы сменяют друг друга каждые пару минут. И будь это лес, водопад, мертвая пустыня, берег океана или обычное поле – не устаешь удивляться, насколько, едрить все 16 колоссов в уязвимые места, тут красиво.
И самое удивительное – ты здесь совершенно один. Вот эта фирменная уэдовская отрешённость в сочетании с открытыми просторами изолированного мирка в “колоссах” дарит самое сильное впечатление от игры. Кажется, даже ветер молчит. Ящерки и птицы мелькают на краю зрения — как блики, не более. Ты здесь один, и ты здесь не нужен.
В этом плане игра на две головы опережает Ico и TLG. И только за это я мог бы дать игре золотую медаль в трилогии Уэды, но не могу. Проблема в темпе. При всей своей колоссальности, игра остаётся удивительно компактной. Путь от одного босса к другому запоминается: пейзажи почти всегда разные (исключение — разве что мост через залив). Но у меня просто не было времени ими насладиться. Несмотря на boss rush, который как будто заложен в базу игры, SotC дышит неспешностью, манит исследовать мир. Однако даже самый долгий маршрут до колосса занимает от силы 15 минут, а если идти напрямую — и вовсе 7. Искренне жаль, что масштаб игры не поглотил меня с головой. Тот короткий отрезок эксплоринга, что есть между битвами, моментально перекрывается новым сражением с исполином — и мир снова отступает в тень.
К атмосфере у меня нет ни единой претензии — она работает безотказно, пусть и ощущается немного сдержанно. А вот с боссами у нас не случилось химии. Взаимодействие с колоссами должно было стать вторым китом игры, наряду с атмосферой. И я пытался понять — почему? Сама идея битв с гигантами работает — они действительно впечатляют своими масштабами, а процесс поиска уязвимостей напоминает изящную головоломку. Но на базовой сложности эти встречи проходят слишком быстро, и эмоции, которые могли бы родиться, попросту не успевают вызреть. Сделаю два предположения, почему так происходит.
1. В Ico у нас есть Йорда — она с нами весь путь, и механика “держаться за руку” становится эмоциональным якорем. В The Last Guardian есть Трико — существо, с которым мы постепенно учимся общаться, и каждое новое взаимодействие делает его ближе. В обеих играх — один объект внимания, через который накапливаются чувства.
В Shadow of the Colossus — их шестнадцать. Да, каждый уникален, каждый предлагает собственную тактику и загадку, но времени на ни�� не хватает. Я не успевал проникнуться: только находишь подход, только начинаешь чувствовать что-то — и он уже умирает.
Я пытался растянуть удовольствие, задерживался на пути, разглядывал пейзажи, искал лазейки — но даже это не помогало. Механически бои можно пройти быстро, и если не специально тормозить, они не оставляют нужного послевкусия.
Если бы игра позволяла больше сближаться с колоссами, дать почувствовать их... не знаю, душу, может быть? — было бы сильнее.
Следуя логике сравнений с Ico и The Last Guardian моя эмоциональная вовлеченность лучше бы сформировалась если бы объектами были или лошадь главного героя или его мертвая возлюбленная. Но как сделать так, чтобы эмоции от сражений дарили нужные чувства?
2. Мне кажется, чтобы проникнуться Shadow of the Colossus, тебе вообще ничего нельзя знать об игре. Эмоциональный опыт от вовлеченности соразмерен эффекту первооткрытия. У мен�� это был второй заход. Первый я бросил, второй начал уже с багажом. Я знал, как выглядят многие колоссы. Какие-то я видел в роликах, о других читал. И это сыграло злую шутку: образы не вызывали изумления, я заранее знал, где искать слабые точки. Встречи превращались в решения задач, а не в эмоциональные столкновения.
Когда ты заранее знаешь, как устроена загадка, она не поражает. А без эффекта неожиданности рушится та самая медитативная хореография: ты не танцуешь с гигантом — ты механически взбираешься по нему, чтобы поставить галочку.
Мои тараканы сами воздвигли эту проблему и мешали наслаждаться мне игрой. Из-за того, что механически у меня была возможность (и мне хотелось) рашить боссов, получившийся темп игры шел вразрез с атмосферой. Поэтому от игры я получил меньшее удовольствие, чем мог бы. Не то чтобы мне было от этого обидно. Я понял за что можно любить Shadow of the Colossus — это все еще самые увлекательные сражения с огромными противниками в индустрии – ничто не дает тебе почувствовать тебя настолько букашечным перед врагом.
Может, мне не хватило эмоционального резонанса — но уважения к замыслу меньше не стало. Ведь дело просто в том, что мои ожидания не совпали с реальностью.
На этом заканчивается мое знакомство с трилогией Фумито Уэда. Воистину неповторимый опыт, не имеющий аналогов. Мне бы очень хотелось увидеть в продаже бандл из всех трех игр. В идеале, с ремейком Ico и не только на PlayStaion — дайте и игрокам на ПК поиграть. Но сомневаюсь, что Sony есть хоть какое-то дело до творчество Уэда, особенно когда будущий Project Robot вообще спонсируется Epic Games. Жду его с нетерпением.
Мой топ игр Фумито Уэда совпадает с порядком прохождения. Думаю, от этого зависит топ каждого игрока — первая становится любимой.
- Ico
- The Last Guradian
- Shadow of the Colossus