Три не шибко популярные — но значимые игры
The Cat Lady
The Cat Lady поразила меня в самое сердце буквально с самого начала. Вспоминая самую первую сцену, где героиня стоит по пояс в желтой, потусторонне неестественно-яркой ржи, смотрит вдаль, и есть в её и взгляде и осанке что-то нераскрытое, что-то живое — вспоминая первую сцену, я вспоминаю что-то родное.
Насколько бессмысленно перечислять положительные стороны игры словами — настолько имеет смысл именно личностно познакомиться с игрой.
Принято считать, что игра должна развлекать, дарить ощущение нового, создавать вызов, развивать игрока. The Cat Lady совершенно не про развитие, точнее, не про игру в полном смысле этого слова. Это как будто личный разговор. Это, будто, разговор не словами, не образами, но душами напрямую.
Это сильные слова, и я ни в коем случае не рекомендую впечатляться ими. Здесь важно именно ваше действие — как бы много и полно я не говорил о игре, я все равно не смогу сказать самого главного.
И что удивительно: нет никаких оснований сказать, что The Cat Lady — великая игра. Будь я критиком, разбирая основные компоненты игры — дал бы самую категоричную оценку. Геймплей посредственный, история предсказуема, персонажи вялые, а загадки простые. Разбирая по кусочкам игру — в ней нет ничего сверхуникального. И все же, каким-то неведомым мне образом, каким-непонятным способом — я до сих по не знаю, как — игра не является игрой в прямом смысле этого слова. И одновременно — это игра в самом глубоком понимании этого слова. Это магия — мы не понимаем, как это работает, но это как-то работает. The Cat Lady берёт не привычными параметрами, а чем-то иным, чем-то, чему попросту не существует подходящего слова. Это качество на самом высоком уровне.
Игру создавал один человек: создавал долго, упорно, и конечно — тяжело эмоционально. Как иначе можно, когда буквально душа выворачивается наизнанку, и мы видим все её переливы? Красиво, ужасно, нелепо, отчаянно, и, да... Как же сильно. Как же сильно!
Игра найдет свой нишевый успех — разработчик создает еще несколько игр в подобном стиле, рефлексируя, осмысливая, переживая вместе с нами. Вселенная получилась подробной, красочной, и, главное — личной.
Mutant Year Zero: Road to Eden
Не сосчитать количество поклонников жанра серии XCOM. В своё время и я приобщился к данной серии, и уже позже — распробовал сполна Phoenix Point: Terror from the Void на уровне сложности Etermes. В этом смысле здесь нет равных: это действительно лучшее, что на данный момент придумала индустрия в данном жанре. Это глубокие, сложные, качественные произведения.
Но что если мы говорим не о сложном? Не о лучшем из лучших? О чем-то, во что попросту приятно играть, во что приятно проводить время?
Mutant Year Zero: Road to Eden как раз является продолжателем жанра XCOM. Аналогичная боевая система, футуристичный (постапокалиптичный) сеттинг, намного более упрощенный и тривиальный подход. Почему я упоминаю данную игру?
Каким-то образом ребята, разрабатывая игру, смогли создать что-то неуловимое, что-то, что нельзя создать всегда намеренно. Игра насыщена атмосферой. Это ярко и отчетливо видно хотя бы по тому факту, что уже следующая игра от данной студии, Miasma Chronicles, атмосферы не имеет. Вроде бы всё то же самое, вроде бы больше и лучше, вроде бы на голову выше в повествовании и интерактивности. Ан нет — продажи говорят об обратном. Иногда — и только иногда — вы создаете нечто, что вам полностью неподвластно.
Что именно можно найти в Mutant Year Zero: Road to Eden?
- Уникальные персонажи: я помню главных героев до сих пор, и это спустя годы — спасибо художникам и актерам озвучки.
- Годный юмор: он ненавязчивый, он понятный, и главное — он развлекает. Юмора всегда не должно быть слишком много — золотое правило.
- Уютно воссозданный мир и окружение: нельзя сказать, что вас ждёт что-то революционное. Что я могу гарантировать — вы заметите невооруженным взглядом, как создатели любовно и неторопливо сооружали свой, отдельный, приятный душе мирок.
Игра не спешит, игра достаточно коротка чтобы не наскучить, игра является игрой в самом прямом смысле слова. Это не гриндилка, не бродилка, не аркада, не шутан и даже не XCOM. Это небольшое, самобытное, теплое приключение, которое вы запомните.
The Case of Golden Idol
Иногда головоломки хороши тем, что когда разгадываешь загадку — понимаешь, что на самом деле открыл только часть огромной и главной незавершенной мозаики. Это ощущение, которое ни с чем не спутать: смесь любопытства, непонимания и азарта. И вот это чувство The Case of Golden Idol дарит постоянно.
Я никогда не любил упрощенную графику — ценю красивые полигоны и качественные текстуры. Однако по мере прохождения в поисках золотого идола посещает мысль, что нарисовано настолько плохо, что даже хорошо. А уже под конец докатывается: да этот всратый стиль идеально подходит под всё повествование!
The Case of Golden Idol крайне знаменит в узких кругах за следующие параметры:
- Действительно интересные и сложные головоломки: ощущение головной боли будет с лихвой компенсироваться ощущением того, что вы — гигант мысли (иногда).
- Адекватная и приятная сложность: поначалу будет казаться, что найти верный ответ буквально невозможно. Игра легонько и тихонько будет подкидывать подсказки, но не в качестве готового ответа — а в качестве дополнительного пинка для хода вашей мысли.
- Нарративная и непредсказуемая история: любой хороший писатель вам скажет: хорошая история это не та история, что витиевата, впечатляюща или захватывает дух. Хорошая история — это та история, которую запомнит читатель.
Совсем недавно вышло продолжение: The Rise of Golden Idol, однако для полноты ощущений рекомендую пройти именно с самого начала, вкусить всю полноту разворачивающихся событий.
Особенно интересно играть вдвоём — появляется возможность обсудить и порассуждать с разных точек восприятия истории. Впрочем, главное, что стоит сказать о The Case of Golden Idol — вам понравится, не понравится, а потом ух как понравится! Это хорошая история. Это хорошая игра.